Мастер-класс по формированию навыков и приемов смыслового чтения «Как хорошо уметь читать!..»
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Нечаева Вероника Михайловна

В данном материале представлены наработки по формированию навыков и приемов смыслового чтения. Материал предназначен для учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_horosho_umet_chitat.docx227.33 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по формированию навыков и приемов смыслового чтения

«Как хорошо уметь читать!..»

Здравствуйте, уважаемые  коллеги. Я молодой педагог и опыт работы у меня за плечами не такой большой, как у большинства из вас. Но я люблю учиться и познавать свою профессию. И вызвалась провести мастер – класс не случайно. Хочется поделиться своими «изюминками», отработанными в этом году с учащимися 1 класса.

А сейчас прошу Вас посмотреть  на меня, друг на друга, улыбнуться мне и друг другу.

Владимир Солоухин (русский советский писатель и поэт) писал, что у человека всё предназначено для самого себя: глаза - чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо. Пусть этот мастер-класс принесет вам радость общения.

Садитесь по удобнее. Глубоко вдохните и выдохните ваши вчерашние хлопоты, заботы, переживания.

Надо ли Вас, уважаемые коллеги, убеждать в том, что смысловое чтение лежит в основе всего обучения? (вопрос риторический, не требующий ответа)

Чтение сегодня – это метапредметная компетенция.

Позвольте Вам вкратце  напомнить некоторые положения теории и практики данного вопроса (пролистываешь, озвучивая на слайдах):

страница №1:        Понятийный аппарат

ФГОС НОО: Смысловое чтение - вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста посредством:

  • осмысления цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • определением основной и второстепенной информации;
  • формулированием проблемы и главной идеи текста.

Навык смыслового чтения представляет целый комплекс различных навыков:

  • техника чтения,
  • выделение главного,
  • анализ материала,
  • сравнение его отдельных частей,
  • синтез,
  • выделение существенных признаков,
  • абстрагирование,
  • конкретизация и обобщение и т. д.
  • чтение таблицы, графики, схемы
  • пересказывать

страница №2:        Виды чтения (виды работы с текстом).

  • Сплошное чтение (первичное, ознакомительное).
  • Выборочное чтение (с определенным заданием).
  • Восстановление деформированного текста.
  • Комментированное чтение (сопровождается пояснением).
  • Чтение по ролям (с элементами сценической игры).
  • Чтение по предложению, абзацами, с пометками.
  • «Жужжащее чтение».
  •  Кроссворд (игровая форма) погружения в текст.

страница №3:        Способы чтения

  • ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста или книги;
  • поисковое/просмотровое (выборочное) чтение, предполагающее нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта;
  • изучающее (критическое) чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста. Овладевая изучающим чтением, школьники учатсяставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
  • рефлексивное (вдумчивое, медленное, художественное) чтение позволяет предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения.

страница №4:        Технология смыслового чтения

включает в себя три этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

II этап. Работа с текстом во время чтения

1.Первичное чтение текста.

2. Перечитывание текста. 

3.Анализ текста

4. Беседа по содержанию текста. 

5. Выразительное чтение. 

III этап. Работа с текстом после чтения

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. 

2.Знакомство с писателем. 

3.Работа с заглавием, иллюстрациями. 

4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

страница №5:        Стратегии чтения

«Стратегии смыслового чтения» - путь и программа действий чтеца -  различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Виды стратегий смыслового чтения:

Стратегия № 1. Направленное чтение

Цель: сформировать умение целенаправленно читать учебный текст. Задавать проблемные вопросы, вести обсуждения в группе.

Стратегия №2. Чтение в парах – обобщение в парах

Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

Стратегия № 3.Читаем и спрашиваем

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

Стратегия № 4. Дневник двойных записей

Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

Стратегия №5 Чтение с пометками.

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Стратегия №6 Чтение с составлением диаграммы Эйлера-Венна.

Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации.

Стратегия №7 Синквейн.

Цель: развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

страница №6:        Технологии, способствующие формированию смыслового чтения

  • Технология развивающего обучения
  • Технология критического мышления
  • Проблемное обучения
  • Технология продуктивного чтения

страница №7:        Этапы формирования смыслового чтения в начальной школе

согласно требованиям ФГОС НОО

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

  • Практическое отличие текста от набора предложений.
  • Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
  • Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.
  • Озаглавливание текста (подбор заголовков).
  • Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

2 класс - обучение детей работать с текстом:

  • правильное, сознательное, выразительное чтение;
  • владение пересказом разного вида (полный, краткий, выборочный);
  • деление на абзацы и составление плана прочитанного текста;
  • составление характеристики героев и их поступков;
  • подбор синонимов и антонимов к словам.

3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

  • самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);
  • нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
  • выделение главной и второстепенной информации;
  • выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);
  • прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
  • самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
  • сравнивание текстов разных жанров, разных стилей(деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием

Цель моего мастер – класса: Представить систему специальных упражнений, способствующих формированию навыка смыслового чтения у учащихся.

Представляю ашему внианию кластер мастер-класса

А вначале было слово…

Именно со слова мы начинаем работать в 1 классе и идем к осмысленному чтению текста.

По мнению А.А.Липгарт, именно слово, являясь «образно-тематическим узлом», «единой стилистической доминантой», служит ключом к пониманию текста. Деятельность учащихся должна быть направлена на поиски этого ключа. Многократно прочитывая текст, внимательно вчитываясь в слова, вдумываясь в контекст, ученики отыскивают данное слово, обнаруживая его связь с другими словами, выстраивая внутреннюю смысловую структуру текста.

Без внимательной работы со словами не может быть понимания текста.

Поэтому первой составляющей представляемой системы является Работа со словом.

Словарная работа должна вестись на каждом уроке литературного чтения и ей надо уделять должное внимание.

Словарную работу можно разделить на 3 вида:

  • работа с незнакомыми словами;
  • работа со словами-ключиками;
  • работа со словами образами.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Вторую составляющую системы можно назвать «Ведение диалога с текстом».

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Диалог с текстом происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции. Этот метод известен в герменевтике – науке о толковании текстов. Психологами, использовавшими методику «замедленного чтения» (текст предъявлялся по предложениям), описано, что опытный читатель при работе с книгой «беседует» с ней: у него возникают вопросы, различные предположения, правильность которых он сверяет с текстом. Этот диалог часто начинается уже при знакомстве с названием произведения, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте. Диалог с текстом протекает настолько быстро, что не осознается опытным читателем.

Если говорить о целенаправленном  использовании этого метода в учебных целях, его можно разделить на несколько видов операций:

1) поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов;

2) вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос или дальнейшего содержания текста;

3) самоконтроль (проверка своих предположений по тексту).

Если читатель владеет названными операциями, то вступает в беседу даже с самым коротким текстом.

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.

И третья важная составляющая системы «Развитие читательского воображения»

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым, «ленивым» воображением. Развитие читательского воображения предполагает работу как над воссоздающим, так и над творческим воображением.

Тренироваться «включать» воображение следует на небольших текстах, содержащих 1-2 образных элемента, которые легко воссоздаются. Постепенно количество таких элементов можно увеличивать, переходя к воспроизведению целых картин. Задание состоит в том, чтобы представить описываемое и воспроизвести свои представления устно или письменно, словами или красками.

Учителю необходимо помнить о принципиальной важности ключевых методических  вопросов при проверке первичного восприятия текста: «Что ты представил?» или «Какие картины ты увидел в своем воображении, когда читал?».

Эффективными будут также словесное и графическое рисование, особенно на материале тех произведений, которые не сразу порождают зрительные образы. Это относится к лирическим стихам, текстам, насыщенным сложным психологическим анализом либо с обилием пейзажных зарисовок.

Конечно же, огромную роль играет и работа с иллюстрациями профессиональных художников, их рассматривание и анализ.

Кроме этого, конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей, элементов интерьера будет также способствовать «пробуждению» воображения.

Не следует забывать о значении таких приемов, как драматизация отдельных эпизодов или всего произведения. При этой работе детям придется не раз перечитать текст, обращая внимание на детали художественного пространства и времени, портретные характеристики, описания поведения героев, которые могли быть упущены, «не увидены» при первом чтении.

По возможности нужно обращать внимание начинающего читателя на то, как автор с помощью слов помогает нам не только «увидеть» картины художественного мира, но и «услышать» звуки природы, человеческого голоса, «вдохнуть» аромат леса или теплого летнего вечера.

Для развития творческого воображения можно использовать такие задания: придумай своих героев, свои приключения, другой конец для произведения.

РЕФЛЕКСИЯ (в конце мастер – класса)

Используются стикеры.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

БЛАГОДАРЮ ВСЕХ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!