Обобщающий урок по литературному чтению "Как хорошо уметь читать"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

 

Литературная викторина «Как хорошо уметь читать!» составлена по программе Ефросининой Л. А «Литературное чтение». Цель занятия: в игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся,  расширить читательский кругозор учащихся; пробудить в детях интерес к книге, чтению. Викторину целесообразно проводить на обобщающем уроке «Проверь себя» во втором полугодии. Участниками данного занятия являются учащиеся 4 класса, которые разделены на три команды. У каждой команды своё название и девиз. Задача команды выбрать категорию, вопрос и дать верный ответ, получить балл. Занятие сопровождается показом презентации. Смена слайдов с 1 по 23 происходит по щелчку. Смена слайдов с 23 по 68 происходит по гиперссылкам, на игровом поле (слайд 23) использовала триггеры для исчезновения номера вопроса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Литературная викторина «Как хорошо уметь читать!»

        Цели: в игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся,  расширить читательский кругозор учащихся; пробуждать в детях интерес к книге, чтению; содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать; развивать выразительное чтение, чувство юмора.

Воспитывать бережное отношение к книгам; способствовать активизации каждого ребёнка в деятельности (групповая работа), формированию умения взаимодействовать с одноклассниками.

      Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, таблички с название команд, карточки с пословицами и названием викторины, жетоны, предметы для чёрного ящика, сладкие призы, карточки с заданиями викторины.

      На доске: Книга – учитель,

                        Книга – наставник,

                        Книга – бесценный товарищ и друг.

                        Ум, как ручей, высыхает и старится,

                        Если ты выпустишь книгу из рук.                                         В. Боков.

“Книга не самолет, а за тридевять земель унесет”.

“Всем хорошим во мне я обязан книгам”. М. Горький.

“Книга твой друг. Без нее как без рук”.

“Книга подобна воде - дорогу пробьёт везде”.

“Одна книга тысячу людей учит”.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Вступление. (Слайд1,2)

Кто молча учит,

Без языка, а говорит,

Без головы, а все знает.

Без ног, а везде бывает.  (Книга).  

Человек, любящий, умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей.

Работа с пословицами. 

Друзья – это книги. Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь, они заставляют нас совершенствоваться. Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг.

1 уч. Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы б не знали ничего. (С. Михалков)

2 уч.

Книга нам про все расскажет,

Книга нам все покажет.

Почему садится солнце

Где прибой о берег бьется.

Где тепло, а где мороз,

Листья все смахнул с берез.

Если книгу прочитаешь,

Много интересного узнаешь. 

3 уч. Хорошая книга – мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Мы время отлично проводим вдвоем,

И наш разговор потихоньку ведем.

Ты мне говоришь про дела смельчаков,

Про тайны Земли и движенье планет –

С тобой ничего непонятного нет.

Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу,

Без книги хорошей я жить не могу. (Нина Найденова)

Учитель: История возникновения книги неразрывно связана с возникновением письменности.

 Мы привыкли видеть книгу так: сшитые вместе страницы, тонкий узор шрифта, иллюстрации. Но книга не всегда была такой. В древности существовали книги без бумаги и печатали их не на станке, а переписывали.        

Шумеры, вавилоняне, ассирийцы и их соседи писали тростниковыми и костяными палочками на табличках из сырой глины. Глиняные книги – самые древние. Им около 5000 лет (Слайд 3)

Древние египтяне изобрели более удобный писчий материал – папирус, который свивали в трубочку. Длина такого свитка достигала порой 150 м. Свитки с текстами хранились в кожаных футлярах с ярлыком. (Слайд 4)

Античный мир изобрёл прочный материал – пергамент (по названию города Пергама в Малой Азии, где его производили). Пергамент изготовлялся из кожи телят и козлят. Стоил пергамент дорого. Для изготовления одной книги нужны были шкуры целого стада животных. Одна книга на пергаменте стоила столько же, сколько стоило поместье. (Слайд 5)

В Индии и Индокитае  были распространены книги из пальмовых листьев. (Слайд 6)

Наши древние предки, жившие в Новгороде, писали на полосках бересты. Береста – наружная часть коры березы – тонкие пластины. (Слайд 7)

С XIII века бумага стала основным писчим материалом.         (Слайд 8)

 Переписчик старательно выводил каждую букву. Особенно красиво вырисовывал заглавную букву – красной или золотой краской. На переписку одной книги уходили годы, поэтому книг было мало, стоили они очень дорого. Купить их могли только очень состоятельные (богатые) люди.

(Слайд 9)

Эра книгопечатания начинается в 15 веке 40–е года, когда Иоганн Гуттенберг (Германия) изобрёл печатный станок. Печатали лишь текст. Шедевр раннего книгопечатания 42-строчная библия.          В русском государстве впервые стал печатать книги в 1564 году (16 век) Иван Федоров («Апостол», им же «Букварь»). Книг стало много, стоили они дешево.          (Слайд 10, 11)

Книги печатали на шёлке, на тончайших листах металла, на резине, на тесте. Книги украшались драгоценными камнями, металлом. Из-за дороговизны их приковывали цепями к библиотечным полкам.

В современном мире книги издаются огромными тиражами, в отличном качестве, богато оформленные, толстые научные фолианты и совсем тоненькие брошюры, для детей и взрослых… В общем книги есть на любой, даже самый взыскательный вкус. И, несомненно, любой издатель старается сделать свою книгу заметнее, чтобы привлечь к ней как можно больший интерес со стороны потенциального покупателя.

Самая большая книга для малышей на момент выхода была крупнейшей книгой в мире. Выпустило её в 2004 году издательство «Ин» (Россия). Габариты книжки немалышки - 6 на 3 метра. Вес книги – почти полтонны, 492 кг. Книжка содержит иллюстрированные стихи российских авторов: Сергея Михалкова, Владимира Степанова, Сергея Еремеева и Андрея Тюняева. Последнему, кстати, принадлежит и сама идея книги. (Слайд 12, 13)

Самая маленькая книга в мире — Новый Завет, размером 5 на 5 миллиметров. Разобрать текст второй части Библии невооруженным глазом практически невозможно — чтобы прочесть эту книгу, необходимо 600-кратное увеличение. (Слайд 14)

Самую маленькую печатную книгу в мире на планете, чей статус закреплен в "Книге рекордов Гиннесса", привез в Барнаул известный микроминиатюрист Анатолий Коненко. (Слайд 15)

Рассказ Чехова  "Хамелеон" уместился  на 30 страницах менее 1 мм в высоту и ширину. Микрокнижка получилась  меньше  макового  зернышка – 0,9 на 0,9 мм. На каждой из 30 страничек – по 250 букв. Даже есть три цветные иллюстрации.  Чтобы ее не только увидеть, но и прочитать, всем посетителям выставки, открывшейся в Алтайском художественном музее, выдают лупы и просят не чихать.

Художник Анатолий Коненко выпустил  новогоднее  издание  сказки  “Морозко”.

Это  самая хрупкая книга в мире. Читать ее можно только в холодильнике. Ведь она целиком состоит из тончайших пластин льда! Изготовлением книги художник занимался на балконе.        

Отливал прозрачные страницы, писал на них акварелью текст и вновь оставлял его замерзать. А затем начинался самый сложный этап работы: тоненькие страницы нужно было соединить вместе. Мастер скреплял их леской. Читать книгу можно лишь на морозе. Желательно в перчатках, чтобы буквы не растеклись от прикосновения теплых рук и труд художника не пропал даром. У него много книжек – малюток.        

Картонная Википедия: На почти всех языках количество статей в Википедии теснее издавна веско перевалило за количество статей в самых полных картонных энциклопедиях на этих же языках. Вот потому она и невероятна в печатном экземпляре. По последней мере, так казалось, пока проектировщик Роб Мэттьюс (Rob Matthews) не создал 5000-страничный том, состоящий из нескольких 10-ов тысяч самых навещаемых статей в британском разделе Википедии. Окончательно, в данной книжке нет никакой практической сочиняющей. Но зато чрезвычайно наглядно передана сама суть электронной энциклопедии. (Слайд 16)

Трехмерные книжки от Бенджамина Лакомба. Французский художник-иллюстратор Бенджамин Лакомб (Benjamin Lacombe) делает истинные трехмерные книжки, каждый разворот которых веселит читателя новенькими большими чудесами. Сейчас он теснее создал дизайн для таковых всемирно знаменитых творений, как “Пиноккио”, “Мадам Баттерфляй”, “Алиса в Стране Чудес”. (Слайд 17)

Поваренная книжка, которую необходимо запечь в духовке. Традиционно поначалу раскрывают поваренную книжку, а позже духовку, чтоб запечь там что-нибудь, вычитанное на страничках книжки. Но хорватские книгоиздатели решили вывернуть этот процесс наизнанку. Они сделали поваренную книжку под заглавием Well Done, которую необходимо поначалу запечь в фольге в духовке, чтоб на ее страничках возникли рецепты блюд. (Слайд 18)

Книга-картина Мартина Фроста, особенности этой книги заключаются в том, что бы ее прочесть нужно сильно надавить на ее края. (Слайд 19)

Книги-скульптуры Брайана Деттмера (Brian Dettmer). Современный художник из Атланты тщательно расслаивает книги, используя ножи, щипцы и хирургические инструменты. (Слайд 20)

Резные  книги из дерева от Барбары Ятс. (Слайд 21)

Книга — теннисный мяч. (Слайд 22)

Учитель. Мы прочитали много произведений писателей-классиков, которые жили и творили в разные времена. Путешествуя по времени, мы не только знакомились с произведениями, но и узнавали интересные факты жизни самих писателей, учились понимать мастерство авторов, старались понимать их произведения. А сегодня на командной игре-викторине мы подведем небольшой итог этой работы. Итак, друзья, начнем программу.

 Затей у нас большой запас!

 А для кого они?

Дети (хором). Для нас!

Учитель. Сегодня мы будем участниками и свидетелями соревнования трёх команд – "Молния", "Улыбка" и «Чтецы». Прошу команды представиться. 

Капитаны команд представляют членов команд.

Учитель. Команды к игре готовы? Итак, в путь! Пусть вам сегодня сопутствуют удача, радость познания и огромное желание победить! Правила нашей игры очень просты. Игровое поле разделено на категории. Каждая категория разделена на вопросы. За каждый верный ответ команда получает 1 балл – 1 жетон. Если команда не даёт верного ответа, то право дать верный ответ переходит к той команде, которая быстрее поднимет руку. За дисциплину жюри насчитывает или снимает дополнительный балл.

(Слайд 23)

I. Разминка.

Участвуют все команды, поочерёдно отвечают на вопросы, написанные на карточках.

 1. Что предохраняет книгу от повреждений?  (Обложка.)

 2. Главная мысль произведения. (Идея.)

 3. Вымышленное имя писателя. (Псевдоним.)

 4. Группа сотрудников газеты, журнала, которая готовит их к выпуску. (Редколлегия.)

 5. Элемент книги, помогающий узнать ее содержание до чтения. (Предисловие.)

 6. Краткое содержание произведения. (Аннотация.)

 7. Элемент титульного листа, уточняющий содержание книги. (Подзаголовок.)

8. Как называется лист, где указаны автор, название и год издания книги? (Титульный лист).

9. Где можно быстро найти рассказ или главу? (Содержание).

10. Где можно найти объяснение непонятным словам? (Словарь).

11. Как называется первый лист книги? (Форзац).

12. Как называются рисунки, сопровождающие и дополняющие текст? (Иллюстрации).

II Жанр. По началу произведения определи его жанр. За каждый правильный ответ 1 балл. (Слайд 24 - 32)

  1. Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой, …                      А.С. Пушкин «Осень» (стих)

  1. Друг друга братом всяк зовёт,

А братский воз ко дну идёт.                            Иван Иванович Хемницер «Друзья» (басня)

 3) В лето 1037 заложил Ярослав город великий, у того же города Золотые ворота;

 заложил же и церковь Святой Софии...   (летопись «Повесть временных лет» похвала «Деятельность Ярослава»)

 4) Как-то летом я зашел в садик, - я не знаю, как он называется, на Васильевском острове, около белой церкви. Была у меня с собой интересная книга, я засиделся, зачитался и не заметил, как наступил вечер.

(Рассказ Пантелеев «Честное слово»)

 5) Услышал царь Иван, что за Уралом лежит земля богаче его. Знал он, что ту землю Сибирью зовут, да только далеко она от его царства.     (Легенда о покорении Сибири Ермаком)   (фольклор)

6) Тут вылетела из облака молния, грянул гром, и пролился дождик. После дождика встали в небе сразу три радуги. Люди посмотрели на радуги, думали:  в Русской земле родился богатырь.                                          (Былина «Волх Всеславович»)

7) Всё быстрее рассекал он крыльями воздух, и ему захотелось подняться высоко-высоко, выше ласточек, выше самого жаворонка, который поёт, глядя прямо в лицо солнцу.  (Миф древнегреческий  «Дедал и Икар»)

8) С вала и со всех башен города оповестили о свадьбе. Сама принцесса вовсе не радовалась такому обороту дела, но была чудно хороша в подвенечном наряде. (Сказка Х.К.Андерсен «Самое невероятное»)

9) «Как в старом-то было городе,

Во славном и богатом Нижнем,

Как уж жил тут, поживал богатый мещанин,

Богатый мещанин Кузьма Минин-сын…»                                     (Героическая песня)

 III  Литературное лото     (Слайд 33 - 41)

  1. Почему Иван, прыгнув в кипящую воду, не сварился? (Конек-Горбунок дунул на воду)

2) В какой из сказок В.Жуковского одного царя звали Матвеем, другого– Берендеем?

(Дети. – Царь Матвей из сказки "Спящая царевна".

 – Царь Берендей из "Сказки о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери").

3) Кто помог Ашик-Керибу добраться до Тифлиза?   (св. Хадерилиаз или св Георгий)

4) Кто были соседями принцессы Attale'и? (Саговая пальма, кактус, древовидный папоротник, корица, цикада)

5) На какой реке Ермак бился с ханом Кучумом?           (Иртыш)

6) Как  называл Лука Александрыч Каштанку?              (насекомое существо)

7) Что посоветовала мама Тёме попросить у Бога?  (Твёрдость и крепкую волю в минуты страха и опасности)

8) Кого называли и жабой, и Жаворонком?                (Козетта)

9) На что потратил заработанные деньги Аггей?       (Хлеб, на ночлег и на бумагу)

10) Кто спас Забаву Путятичну от Змеи?                    ( Добрыня Никитич)

11) Из какого города родом Алёша Попович?            (Из Ростова)

12) Какая народная сказка схожа по сюжету со сказкой Пушкина «Сказка о царе Салтане и ...»?                                                                                         («Царевич Нехитёр-Немудёр»)

13) Кто автор рассказа «Прыжок»?                            (Толстой Л.Н.)

14)Назовите героя, подписавшего письмо так: «На деревню дедушке                                                                                Константину Макарычу»?            («Ванька» Чехов)

15) Город, в котором жил Том Сойер?     (Санкт-Петербург)

IV. Здесь даны настоящие фамилии писателей. Запиши псевдонимы, под которыми они известны:

Аркадий Голиков……………………………………………

Сэмюэл Клеменс………………………………………………

Николай Корнейчуков……………………………………

Дмитрий Мамин…………………………

Алексей Еремеев…………………………

Николай Михайловский………………

V. «ПЕРЕВЕРТЫШИ» (Слайд 42 - 50)

 Как известно, многие слова имеют свои антонимы, то есть слова, противоположные по смыслу. Для создания «перевертыша» необходимо слова исходной фразы ЗАМЕНИТЬ либо антонимами, либо словами-подстановками. НАПРИМЕР, «ЗОЛОТОЙ ГУСЬ» - «МЕДНАЯ КУРИЦА».

         Отгадайте правильные названия произведений и автора.

  1. Бодрствующий принц («СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА», В.А.Жуковский).
  2. Землянка («ТЕРЕМОК»)  
  3. Оранжевый платочек («КРАСНАЯ ШАПОЧКА», Ш. ПЕРРО).
  4. Рядовой и ученик («КАМИЛЛ и УЧИТЕЛЬ») Пантелеев.
  5. Король эстрады («АШИК-КЕРИБ», М.Ю. Лермонтов).
  6. Быль о серебряной курице («Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкин).
  7. Северный гость («КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК» Л.Н. Толстой).
  8. Желтые бакенбарды («СИНЯЯ БОРОДА» Перро Шарль).
  9. Шаман топазовой деревни  («Волшебник Изумрудного города» А.М. Волков).
  10. Мышонок - полицейский («КОТ-ВОРЮГА» К. Г. Паустовский).
  11. Жаба-домоседка («Лягушка – путешественница» Всеволод Гаршин)
  12. Враги («Друзья» Хемницер И.И.)

VI. «Чёрный ящик». Участник команды достаёт с закрытыми глазами предмет из ящика. Затем, открыв глаза, называет произведение, автора, героя, которому принадлежит этот предмет.

Ведро («Козетта» Гюго)

Кольцо («Стальное колечко» Паустовский)

Учебник русского языка  («В стране Невыученных уроков» Л. Гераскина)

Кусок мела («Приключения Тома Сойера» М. Твен)

Фонарь («Детство Тёмы» Гарин-Михайловский)

Часы («Кавказский пленник» Л.Н. Толстой)

Зеркало («Светлана» Жуковский В.А.)

серебряный свисточек (сначала принадлежал Королеве мышей, «Волшебник изумрудного города»)

VII. «Найди пару! »

Составь пары из названий произведений и наиболее подходящих к ним   пословиц:

1. «Камилл и Учитель»                                           а) Делу время, а потехе – час.

2.  «Сказание о гордом Аггее»                              б) Дал слово – крепись.

3. «Сказка о рыбаке и рыбке»                                в) Без терпенья нет ученья.                                  

4. «Стрекоза и Муравей»                                        г) Друг познается в беде.

5.  «В стране Невыученных уроков»                     д) Много желать — добра не видать

6.   ''Снежная королева''                                          е) Языком-то легче  шевелить, чем руками

7.  ''Аленький цветочек''                                          ж) Смиренье - богу угожденье, уму просвещенье, душе    

8. «Муха»                                                                       спасенье, дому благословенье и людям утешенье.

                                                                                                   з)  Изменник и трус одного поля ягоды.

VIII. «Магия чисел» (Слайд 51 - 59)

  1. Обладателем скольких апельсиновых корок стал Том Сойер? (4)
  2.  Который час показывали часы, когда появлялись музы? (9) Какие?  (Астрономия, исторический архив, театр)
  3. Сколько денег дала трактирщица Козетте на большой хлеб? (15 су)
  4. На какой срок был наказан Карташёв? («Детство Тёмы»   На неделю по 2 часа = 14 часов)
  5. Сколько дочерей было у Кощея в «Сказке о царе Берендее….»?   (30)
  6. Через сколько дней Марья-царевна из камня превратилась в цветок голубой?   (3)
  7. «Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами» (вершок=44мм, аршин=71см)

  1. «И потом, …. ровно,

   Покорясь ей безусловно,

   Околдован, восхищён,

   Пировал у ней Дадон»           (неделю=7)

  1. «И на пир весёлый тот

  Царь …… зовёт

  Чародеек молодых»            (11)

  1. Какое расстояние надо было проехать Жилину от своей крепости до следующей?   (25 вёрст)
  2. Сколько рублей заплатил Жилин за жеребёнка?   (100)
  3. За сколько выкупили Костылина?      (5 000)

I X.  «Объяснялки» (Слайд 60 - 68)

       1. «Молчаливая и грустная девушка

             Хотела узнать жребий свой

            Уснула у зеркала                       («Светлана»)

        2. «Несравненный музыкант

              Служил у тирана из Коринфа

              Его спас дельфин»                  («Арион»)

        3. «Худой, костлявый, тщедушный человечек

              Наблюдательный, смышлёный, мстительный

              Хозяин трактира»               (Тенардье)

        4. «Тоненькая, худенькая, глаза чёрные

              Смелая, добрая, лицом красивая

              Коса чёрная, помогла русскому офицеру совершить побег»             (Дина)

        5. «Они одолели людоеда

              Прошли через усыпляющее маковое поле

              Они не испугались саблезубых тигров»              (Элли и т.д.)

        6. «Она питалась цветочной пыльцой

            Спала в скорлупке ореха

            Жила в норке полевой Мыши»       (Дюймовочка)

       7.  «Его искал белый медведь и плотоядная корова

            Он за 1 день получил 5 двоек

            Его кот Кузя умел говорить»      («В стране Невыученных уроков»)

      8. «Простой дворняжка,с большой головой и на высоких ногах

            С белым пятном во весь лоб

            Дружил с волчатами»                           («Белолобый» Чехов)  

 X. Конкурс чтецов

Татьяна Агибалова  Моя младшая сестра

Раньше всех встаёт с утра

Моя младшая сестра,

Целый день она хлопочет,

А под вечер спать не хочет.

Мы ей даже пели песни -

Не идёт к ней сон, хоть тресни.

Может, просто дело в том,

Что шагает сон пешком?

Для сестры, как старший брат,

Я рисую самокат,

Чтобы сон на самокате

Приезжал к сестрёнке Кате.

Нина Тарасова  С точки зрения Кота

С точки зрения Кота –

жизнь понятна и проста:

Вовкин папа существует,

чтоб ходить Коту за рыбой,

Потому что сами рыбы

прыгнуть в миску не смогли бы;

Мама Вовки – ну, чтоб было

с кем дремать под телевизор,

А пожарная команда –

чтоб снимать Кота с карниза;

Кресло – чтобы драть обивку,

Шкаф – чтоб прятаться в него,

Только Вовка существует

не понятно для чего.

Он, по мнению Кота,

Очень вреден для хвоста!

А у порядочных Котов,

Знаете, не сто хвостов!

Ольга Андреева   Воскресенье

Воскресенье - вот везенье!

Воскресенья так нужны!

Потому что в воскресенье

Мама делает блины.

Папа к чаю чашки моет.

Вытираем их вдвоем,

А потом мы всей семьёю

Чай с блинами долго пьём.

А в окошко льётся песня,

Я и сам запеть готов,

Хорошо, когда мы вместе,

Даже если нет блинов!

М. Бородицкая   На контрольной

Не решается задачка -

хоть убей!

Думай, думай, голова

поскорей!

Думай, думай, голова,

дам тебе конфетку,

В день рожденья подарю

Новую беретку.

Думай, думай -

в кои веки прошу!

С мылом вымою тебя!

Расчешу!

Мы ж с тобою

Не чужие друг дружке.

Выручай!

А то, как дам по макушке!

Ольга Андреева  Про братика

У меня родился брат.

Я, конечно, очень рад.

Только этот братик

Не встаёт с кровати.

Как не будешь тут сердит?

Днём мой брат всё время спит,

Плачет среди ночи,

А играть не хочет!

В доме всё теперь вверх дном.

Все заботятся о нём.

Даже мне для брата

Быть примером надо.

Я стараюсь, я готов!

Только брат не знает слов.

Говорит лишь "мама",

Да и то так странно!

Время медленно идёт.

Долго братик мой растёт,

Но уже я знаю -

В нём души не чаю!

Я его не тороплю!

Я его и так люблю!

Он такой хороший!

Он немножко на меня...

На меня похожий!

Итог: Подсчёт жетонов, награждение команд грамотами и сладкими призами.

2 уч. Я к вам обращаюсь, дети,

         Полезнее книги нет вещи на свете!

         Пусть книга друзьями заходит в дома.

         Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

Учитель: Книги рассказывают нам о Родине, о труде, о дружбе, книги обогащают наш ум, помогают преодолевать трудности, стать смелыми, вежливыми, умелыми. Читая книги, важно думать над их содержанием. Я думаю, что с сегодняшнего дня вы ещё больше полюбите читать, будете бережно обращаться с книгой.

 Список используемой литературы и ресурсов:

  1. http://a.fotto.ru/wfnz_m.jpeg?Signature=W4SAqsv~~cBmnAOSSPHU0ur6-5844lTrNQKTkKpuIlSGIetTWTPt7W7qiOQM~QsjjjWNC21fYqC1gHsbukdkxX5AdDGq~svRKL0rl3R~LiGq94efMrVMsCtoUjJwZAjQKFo0458qRZMyDmhtjXftA9WyZw6UdH8g2bxhKfGxUlA_&Expires=1360526630&Key-Pair-Id=APKAJ7JGS26TC5U7MH4Q   папирус
  2. http://egypt.kuvshinka.net/_ph/1/2/138323302.jpg    папирус волк и весы
  3. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/33/Cyperus_papyrus6.jpg/450px-Cyperus_papyrus6.jpg                   растение фото папирус
  4. http://landofart.ru/wp-content/uploads/2012/08/per.png?9d7bd4 пергамент
  5. http://itwid.ru/uploads/posts/2010-01/thumbs/1264498948_12.jpeg пергамент с бабой
  6. http://hameleons.com/uploads/posts/2012-09/1346866684_7d260fd4a60b.jpg свиток
  7. http://rylik.ru/uploads/posts/2012-09/1347312168_xtpytrfcwebmxnd.jpeg
  8. http://www.chitaikin.ru/knigi_zhalyuzi.htm
  9. http://wiki-ibiriada.ru/images/e/ec/Цейлонская_книга_на_пальмовых_листьях.JPG
  10. http://www.kostyor.ru/2-03/apteka2-03.php Картонная Википедия
  11. http://2cafe.net/7462-neobychnye-knigi.html#ixzz2Jqewz3If Поваренная книжка
  12. http://2cafe.net/7462-neobychnye-knigi.html#ixzz2JqfzT6Rt Трехмерные книжки от Бенджамина Лакомба
  13. http://fun247.ru/27.11.2012/samie_neobichnie_knigi_v_mire.html Книги-картины Мартина Фроста
  14. http://wewonder.ru/raznosti/neobychnye-knigi/76-neobychnye-knigi-mira-top-12.html Новый Завет Библии.
  15. Ефросинина Л.А. «Литературное чтение». Учебник для 4 класса.
  16. Внеклассные мероприятия. Авт.– сост. О.Е.Жиренко, Л,Н. Яровая М., ВАКО 2007г..
  17. И.П. Иванов. “Энциклопедия КТД” М. 1989г. Епищева Марина Николаевна, http://do.gendocs.ru/docs/index-234522.html?page=4
  18. http://zanimatika.narod.ru/DetKniga.htm стихи
  19. http://allforchildren.ru/poetry/book18.php стих


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Как хорошо уметь читать!" Литературная викторина Составила: учитель начальных классов МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП» Белокопытова М.Н. п.г.т. Анна 2013

Слайд 2

Кто молча учит, Без языка, а говорит, Без головы, а все знает. Без ног, а везде бывает.

Слайд 3

Глиняные книги Шумеры, вавилоняне, ассирийцы и их соседи писали тростниковыми и костяными палочками на табличках из сырой глины. Глиняные книги – самые древние. Им около 5000 лет

Слайд 4

Папирус Древние египтяне изобрели более удобный писчий материал – папирус, который свивали в трубочку. Длина такого свитка достигала порой 150 м. Свитки с текстами хранились в кожаных футлярах с ярлыком.

Слайд 5

Пергамент Античный мир изобрёл прочный материал – пергамент (по названию города Пергама в Малой Азии, где его производили).

Слайд 6

В Индии и Индокитае были распространены книги из пальмовых листьев. Пальмовые листья

Слайд 7

Береста На Руси писали на коре обыкновенной берёзы – бересте.

Слайд 8

Бумага Впервые бумага была изготовлена из тряпья, коры или бамбука в Китае в 105 г. н.э. Бумага пришла в Европу с ХII I в.

Слайд 9

Рукописные книги Профессия писца была почетной.

Слайд 10

Иоганн Гуттенберг первым в Европе применил разборный шрифт и деревянный пресс для печатания книг. 1445 г.

Слайд 11

Иван Фёдоров Первую печатную русскую книгу «Апостол» напечатали Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец . (19 апреля 1563 г. до 1 марта 1564 г.)

Слайд 12

Атлас имеет высоту 1,75 метра и ширину 1,9 метра, и, чтобы оторвать его от земли, требуются усилия шести человек. Книга-великан

Слайд 13

Самая большая книга для малышей Габариты книжки - 6 на 3 метра. Вес книги – 492 кг . 2004 г

Слайд 14

Книга-малютка Новый Завет , размером 5 мм на 5мм

Слайд 15

Книга-малютка Рассказ Чехова "Хамелеон" уместился на 30 страницах менее 1 мм в высоту и ширину. Микрокнижка получилась меньше макового зёрнышка – 0,9 на 0,9 мм . Анатолий Коненко . Самая хрупкая книга « Морозко »

Слайд 16

Картонная Википедия . 5000 страниц Роб Мэттьюс Великобритания Трёхмерные книжки Бенджамин Лакомб , французский художник-иллюстратор

Слайд 17

Поваренная книжка, которую необходимо запечь в духовке.

Слайд 18

Книга-картина Мартина Фроста Книги-скульптуры Резные книги из дерева

Слайд 19

http :// a . fotto . ru / wfnz _ m . jpeg ? Signature = W 4 SAqsv ~~ cBmnAOSSPHU 0 ur 6-5844 lTrNQKTkKpuIlSGIetTWTPt 7 W 7 qiOQM ~ QsjjjWNC 21 fYqC 1 gHsbukdkxX 5 AdDGq ~ svRKL 0 rl 3 R ~ LiGq 94 efMrVMsCtoUjJwZAjQKFo 0458 qRZMyDmhtjXftA 9 WyZw 6 UdH 8 g 2 bxhKfGxUlA _& Expires =1360526630& Key - Pair - Id = APKAJ 7 JGS 26 TC 5 U 7 MH 4 Q папирус http://egypt.kuvshinka.net/_ph/1/2/138323302.jpg папирус волк и весы http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/33/Cyperus_papyrus6.jpg/450px-Cyperus_papyrus6.jpg растение фото папирус http://landofart.ru/wp-content/uploads/2012/08/per.png?9d7bd4 пергамент http://itwid.ru/uploads/posts/2010-01/thumbs/1264498948_12.jpeg пергамент с бабой http://hameleons.com/uploads/posts/2012-09/1346866684_7d260fd4a60b.jpg свиток http://rylik.ru/uploads/posts/2012-09/1347312168_xtpytrfcwebmxnd.jpeg http://www.chitaikin.ru/knigi_zhalyuzi.htm http://wiki-ibiriada.ru/images/e/ec/Цейлонская_книга_на_пальмовых_листьях.JPG http :// www . kostyor . ru /2-03/ apteka 2-03. php Картонная Википедия http://2cafe.net/7462-neobychnye-knigi.html#ixzz2Jqewz3If Поваренная книжка http://2cafe.net/7462-neobychnye-knigi.html#ixzz2JqfzT6Rt Трехмерные книжки от Бенджамина Лакомба http://fun247.ru/27.11.2012/samie_neobichnie_knigi_v_mire.html Книги-картины Мартина Фроста http://wewonder.ru/raznosti/neobychnye-knigi/76-neobychnye-knigi-mira-top-12.html Новый Завет Библии. Ефросинина Л.А. «Литературное чтение». Учебник для 4 класса. Внеклассные мероприятия. Авт.– сост. О.Е.Жиренко , Л,Н. Яровая М., ВАКО 2007г.. И.П. Иванов. “Энциклопедия КТД” М. 1989г. Епищева Марина Николаевна, http://do.gendocs.ru/docs/index-234522.html?page=4 http://ru.wikipedia.org/wiki/ Большинство рисунков, картинок взяты из сети Интернет Часть картинок отсканированы из книг Используемые ресурсы:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 4 4 4 4 4 5 5 5 5 5 6 7 8 9 Разминка Жанр Литературное лото 6 7 8 9 Перевёртыши 6 7 8 9 Чёрный ящик Найди пару Магия чисел 6 7 8 9 Объяснялки 6 7 8 9 Домашнее задание

Слайд 2

Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, … стих

Слайд 3

Друг друга братом всяк зовёт, А братский воз ко дну идёт. басня

Слайд 4

В лето 1037 заложил Ярослав город великий, у того же города Золотые ворота; заложил же и церковь Святой Софии... летопись

Слайд 5

Как-то летом я зашел в садик, - я не знаю, как он называется, на Васильевском острове, около белой церкви. Была у меня с собой интересная книга, я засиделся, зачитался и не заметил, как наступил вечер. рассказ

Слайд 6

Услышал царь Иван, что за Уралом лежит земля богаче его. Знал он, что ту землю Сибирью зовут, да только далеко она от его царства. легенда

Слайд 7

Тут вылетела из облака молния, грянул гром, и пролился дождик. После дождика встали в небе сразу три радуги. Люди посмотрели на радуги, думали: в Русской земле родился богатырь. былина

Слайд 8

Всё быстрее рассекал он крыльями воздух, и ему захотелось подняться высоко-высоко, выше ласточек, выше самого жаворонка, который поёт, глядя прямо в лицо солнцу. миф

Слайд 9

С вала и со всех башен города оповестили о свадьбе. Сама принцесса вовсе не радовалась такому обороту дела, но была чудно хороша в подвенечном наряде. сказка

Слайд 10

«Как в старом-то было городе, Во славном и богатом Нижнем, Как уж жил тут, поживал богатый мещанин, Богатый мещанин Кузьма Минин-сын…» Героическая песня

Слайд 11

Почему Иван, прыгнув в кипящую воду, не сварился? Конёк-Горбунок дунул на воду

Слайд 12

Кто помог Ашик-Керибу добраться до Тифлиза ? Св. Хадерилиаз

Слайд 13

На какой реке Ермак бился с ханом Кучумом ? Иртыш

Слайд 14

Как называл Лука Александрыч Каштанку? насекомое существо

Слайд 15

Кого называли жабой, щенком и Жаворонком? Козетта

Слайд 16

Город, в котором жил Том Сойер. Санкт-Петербург

Слайд 17

Что посоветовала мама Тёме попросить у Бога? Твёрдость и крепкую волю в минуты страха и опасности

Слайд 18

Кто спас Забаву Путятичну от Змея? Добрыня Никитич

Слайд 19

Назовите соседей принцессы Attale 'и. Саговая пальма, кактус, древовидный папоротник, корица, цикада.

Слайд 20

Бодрствующий принц «СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА», В.А.Жуковский

Слайд 21

Шаман топазовой деревни «Волшебник Изумрудного города» А.М. Волков

Слайд 22

Быль о серебряной курице «Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкин

Слайд 23

Мышонок - полицейский «КОТ-ВОРЮГА» К. Г. Паустовский

Слайд 24

Жаба-домоседка «Лягушка – путешественница» Всеволод Гаршин

Слайд 25

Северный гость «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК» Л.Н. Толстой

Слайд 26

Король эстрады «АШИК-КЕРИБ» М.Ю. Лермонтов

Слайд 27

Оранжевый платочек «Красная Шапочка» Ш. Перро

Слайд 28

Домашние утки «Дикие лебеди» Х.К. Андерсен

Слайд 29

4 Обладателем скольких апельсиновых корок стал Том Сойер?

Слайд 30

Сколько дочерей было у Кощея в «Сказке о царе Берендее….»? 30

Слайд 31

Сколько рублей заплатил Жилин за жеребёнка? 100

Слайд 32

«Ростом только в …………….., На спине с ………. Горбами Да с …………………… ушами» 3 вершка двумя аршинными аршин=71см Вершок=44 мм

Слайд 33

«И потом, ………… ровно, Покорясь ей безусловно, Околдован, восхищён, Пировал у ней Дадон » неделю

Слайд 34

Через сколько дней Марья-царевна из камня превратилась в цветок голубой? 3

Слайд 35

«И на пир весёлый тот Царь …… зовёт Чародеек молодых» 11

Слайд 36

Который час показывали часы, когда появлялись музы? (Х.К.Андерсен «Самое невероятное») 9

Слайд 37

Сколько денег дала трактирщица Козетте на большой хлеб? 15 су

Слайд 38

Он носил шляпу с бубенчиками Охранял город от птиц Хотел получить мозги Страшила

Слайд 39

Она питалась цветочной пыльцой Жила в норке полевой мыши Спасла ласточку от гибели Дюймовочка

Слайд 40

Его искали медведь и плотоядная корова Он за 1 день получил 5 двоек Ел лук вместо колбасы Виктор

Слайд 41

Простой дворняжка, на высоких ногах Дружил с волчатами С белым пятном во весь лоб Белолобый

Слайд 42

Несравненный музыкант Служил у тирана из Коринфа Его спас дельфин Арион

Слайд 43

Молчаливая, грустная девушка Хотела знать жребий свой Уснула у зеркала Светлана

Слайд 44

Плуты и хулиганы Притворялись больными: хромыми и слепыми Украли пять монет лиса Алиса и кот Базилио

Слайд 45

Тоненькая, худенькая, глаза чёрные Смелая, добрая, лицом красивая Помогла русскому офицеру совершить побег Дина

Слайд 46

Она мечтала попасть в телевизор Пекла очень вкусные плюшки Работала домоправительницей Фрекен Бок

Слайд 47

http :// a . fotto . ru / wfnz _ m . jpeg ? Signature = W 4 SAqsv ~~ cBmnAOSSPHU 0 ur 6-5844 lTrNQKTkKpuIlSGIetTWTPt 7 W 7 qiOQM ~ QsjjjWNC 21 fYqC 1 gHsbukdkxX 5 AdDGq ~ svRKL 0 rl 3 R ~ LiGq 94 efMrVMsCtoUjJwZAjQKFo 0458 qRZMyDmhtjXftA 9 WyZw 6 UdH 8 g 2 bxhKfGxUlA _& Expires =1360526630& Key - Pair - Id = APKAJ 7 JGS 26 TC 5 U 7 MH 4 Q папирус http://egypt.kuvshinka.net/_ph/1/2/138323302.jpg папирус волк и весы http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/33/Cyperus_papyrus6.jpg/450px-Cyperus_papyrus6.jpg растение фото папирус http://landofart.ru/wp-content/uploads/2012/08/per.png?9d7bd4 пергамент http://itwid.ru/uploads/posts/2010-01/thumbs/1264498948_12.jpeg пергамент с бабой http://hameleons.com/uploads/posts/2012-09/1346866684_7d260fd4a60b.jpg свиток http://rylik.ru/uploads/posts/2012-09/1347312168_xtpytrfcwebmxnd.jpeg http://www.chitaikin.ru/knigi_zhalyuzi.htm http://wiki-ibiriada.ru/images/e/ec/Цейлонская_книга_на_пальмовых_листьях.JPG http :// www . kostyor . ru /2-03/ apteka 2-03. php Картонная Википедия http://2cafe.net/7462-neobychnye-knigi.html#ixzz2Jqewz3If Поваренная книжка http://2cafe.net/7462-neobychnye-knigi.html#ixzz2JqfzT6Rt Трехмерные книжки от Бенджамина Лакомба http://fun247.ru/27.11.2012/samie_neobichnie_knigi_v_mire.html Книги-картины Мартина Фроста http://wewonder.ru/raznosti/neobychnye-knigi/76-neobychnye-knigi-mira-top-12.html Новый Завет Библии. Ефросинина Л.А. «Литературное чтение». Учебник для 4 класса. Внеклассные мероприятия. Авт.– сост. О.Е.Жиренко , Л,Н. Яровая М., ВАКО 2007г.. И.П. Иванов. “Энциклопедия КТД” М. 1989г. Епищева Марина Николаевна, http://do.gendocs.ru/docs/index-234522.html?page=4 http://ru.wikipedia.org/wiki/ Большинство рисунков, картинок взяты из сети Интернет Часть картинок отсканированы из книг Используемые ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе "Как хорошо уметь читать!"

Тема урока: Как хорошо уметь читать!Цель: познакомить с произведениями С. Я. Маршака «Ты эти буквы заучи» и В. Д. Берестова «Читалочка»....

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Как хорошо уметь читать" 1 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Как хорошо уметь читать" 1 класс...

Урок литературного чтения "Как хорошо уметь читать"

Урок литературного чтения "Как хорошо уметь читать"...

Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "Как хорошо уметь читать. «Автобус номер двадцать шесть. С.Я. Маршак" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "Как хорошо уметь читать. «Автобус номер двадцать шесть. С.Я. Маршак" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Открытый урок по литературному чтению в 1 В классе на тему: «Как хорошо уметь читать»

Конспект открытого урока  по литературному чтению в 1 В классе...

Конспект урока на тему: "Как хорошо уметь читать".

Конспект урока открытия новых знаний. Знакомство с произведениями С. Я. Маршака "Ты эти буквы заучи", и В. Д. Берестова "Читалочка"....

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме: «Как хорошо уметь читать!»

Тип урока – урок-праздник, презентация результатов проектной деятельности.Цель - создание условий для формирования устойчивого интереса к чтению....