Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "Как хорошо уметь читать. «Автобус номер двадцать шесть. С.Я. Маршак" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Бархатова Анна Николаевна

Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "Как хорошо уметь читать. «Автобус номер двадцать шесть. С.Я. Маршак" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_urok_doc.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 12.04.2019                                                                                                           Учитель: Карманова Е.П.______________

Класс: 1                                                                                                                         Методист: Галиуллина Н.К. ____________

Школа: МКОУ СОШ № 2 г.Нязепетровск                                                                Студентка: Бархатова Анна 41гр.

Кабинет: 3                                                                                                                          

Конспект урока литературного чтения

Тема урока: рубрика « Как хорошо уметь читать. «Автобус номер двадцать шесть. С.Я. Маршак».

Цель урока: формирование знакомства с произведением С. Я. Маршака «Автобус номер двадцать шесть»; анализ стихотворения; знакомство с писателем С. Я. Маршака; обучать правильному, выразительному чтению целыми словами.

Планируемые результаты:

Предметные: 

- уметь выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, передавая интонационно конец предложения;

- уметь объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание;         

- уметь определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения;

- знать биографию автора произведения.

Личностные: 

  • развивать аналитические способности, предполагающие наблюдение и анализ сложившейся ситуации;
  • развивать речь, обогащая ее художественным словом, творческое мышление, воображение;
  • оценивать учебный текст;
  • воспринимать на слух текст, образно представлять его и корректировать.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: «Школа России», учебник 1 класс, 1 часть, стр. 18-21 , презентация, раздаточный материал.


Этапы, методы и приёмы.

Хронометраж

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Этап самоопределения к деятельности

Метод словесный: беседа

1 мин.

Здравствуйте! Встали все красиво возле своих рабочих мест, напомню, что меня зовут Анна Николаевна. Присаживайтесь.

Прозвенел звонок, начинаем наш урок.

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь. Набирайтесь ума!

- Проверить готовность к уроку.

- Психологический настрой

Л: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

II.Актуализация знаний и мотивация

Практический: проверка домашнего задания.

Практический: работа со стихотворением.

Словесный: учебный диалог

10 мин.

-Как вы думаете, ребята, какую ценность представляют собой книги? - Что мы должны узнать и чему должны научиться на уроках литературного чтения? -Как вы думаете, почему так важно изучать литературу?

-Молодцы, ребята.

А учебные книги представляют для людей какую – либо ценность?

-Чтобы книги долго хранились и люди долго могли пользоваться ими, как необходимо к ним относиться?

- Что значит беречь и бережно относиться? Какой смысл мы вкладываем в эти понятия?

-Желаю вам удачи и узнать много интересного на уроке.

Игра «Доскажи словечко»

 «Кто стучится в дверь ко мне,

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке,

Это он, Это он,

Ленинградский___.......

Из какого произведения строки?

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки -

Оказалось, это брюки.

Молодцы ребята! А это откуда?

Боже, боже,
Что случилось?
Отчего же
Всё кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось… колесом

Стала петь мышонку (утка) :

- Га-га-га, усни, (малютка)

После дождика в саду

Червяка тебе (найду.)

 Вот тебе под спинку

Мягкую (перинку) .

Сверху на перинку

Чистую (простынку) .

Вот тебе под ушки

Белые (подушки) .

Одеяльце на пуху

И платочек (наверху). - Какое произведение было лишним?

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? - Ребята, рассмотрите материал к сегодняшнему уроку на стр.19-21. Какое произведение включено в урок? Как вы думаете, над чем вы сегодня будете работать, чему учиться? Вспомните, что на стр.3 учебника перечислены цели изучения темы, они вам помогут определить задачи сегодняшнего урока.

- Слушают учителя

- Отвечают на вопросы учителя.

- Выводы учащихся о ценности книг.

- Ответы детей

-  Благодаря литературе мы узнаём много нового, интересного, можем прочитать о том, чего никогда не видели своими глазами, а также мы совершенствуем свои умения читать правильно, выразительно)

- Слушают учителя.

- почтальон

-  «Почта»

- Рассеянный с улицы Бассеянной

- «Мойдодыр»

- «Сказка о глупом мышонке»

- «Усатый полосатый»)

- Ответы детей

- Потому что это произведение К. И. Чуковского, а остальные С.Я. Маршака
- Работа с учебником- Отвечают на вопросы

К: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)

П: владеть общими

приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений. 

П: формирование обобщенных знаний

III. Постановка учебной задачи

Словесный: целеполагание.

Словесный: беседа, учебный диалог, подводящий диалог

Словесный метод: монолог учителя

Практический метод: анализ произведения

Практический метод: чтение стихотворения по порядку

25 мин.

- А теперь попробуйте сформулировать учебную задачу каждый лично для себя, в чём бы вам хотелось совершенствоваться? Как вы думаете с каким произведением мы сегодня познакомимся? Прочитайте выше, кто его автор.

Тема нашего урока: С.Я. Маршак «Автобус номер двадцать шесть.  ФИЗМИНУТКА (видео)

Послушайте о писателе.

Самуил Яковлевич Маршак (1887 – 1964) – знаменитый советский поэт, переводчик, драматург. Известен как автор сказок для детей, сатирических произведений, а также «взрослой», серьезной лирики. Родился Самуил Маршак 22 октября (3 ноября) 1887 года в Воронеже в еврейской семье. За свою биографию Самуил Маршак сочинил много произведений для детей. Например, сказки «Двенадцать месяцев», «Дом, который построил Джек». Затем Самуил Маршак некоторое время писал в жанре сатиры. Наравне с детскими стихами, поэмами, Маршак трудится над серьезными вопросами (например, «Избранная лирика», «Лирические эпиграммы»). Писатель получил несколько премий, наград, орденов за свое творчество, среди которых Ленинская и Сталинская премии. Работа над стихотворением С.Я.Маршака. Аудиозапись стихотворения С. Я. Маршака - Понравилось ли вам стихотворение?– Кто автор этого произведения? – Как называется это стихотворение? А хотелось бы вам его прочитать ещё раз самим? Давайте попробуем это сделать. – Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:
ав-то-бус –         автобус

верб-люд –          верблюд

гип-по-по-там – гиппопотам

дель-фин –         дельфин

вполз-ти –         вползти

на-воз-ный –         навозный

про-вор-ча-ла –         проворчала

за-спо-ри-ла –         заспорила

по-ссо-рил-ся –         поссорился

про-жуж-жал – прожужжал

Самостоятельное чтение стихотворения учащимися про себя.

Послушайте стихотворение. Какое настроение преобладает в этом стихотворении? Читают стихотворение вслух цепочкой по одной строке. - Как вы думаете, можно ли это стихотворение назвать юмористическим? Обоснуйте свой ответ. Какие интонации преобладают в стихотворении? (Осуждающие, немного ироничные, автор возмущается тем, как ведут себя животные в автобусе, и в то же время описывает эту ситуацию с некоторой иронией.) (пояснить детям. значение этого слова)

Ирония - это когда человек подшучивает над тобой или другим человеком, при этом не желая его (тебя) обидеть. Прочитайте первые две строфы. В чём. заключается ирония автора? (Автор описывает животных, которые не контролируют своё поведение в общественном месте, каждый из них думает только о том, как бы ему попасть в автобус, не заботясь о других, а ирония заключается в том, что зачастую движения и поступки героев нелепы, неуместны). Перечитайте третью и четвёртую строфы стихотворения. Почему реплики, которые произносят герои произведения, вызывают у вас смех? (Каждый слышит только себя, в репликах нет никакой логики можно сказать, что они абсурдны (пояснить детям. значение этого слова); такие жизненные ситуации может подметить только наблюдательный художник.  - Какой вывод в конце стихотворения делает автор? Прочитайте. Что он хотел сказать этими строками?

-Как нужно вести себя героям произведения, чтобы автобус поехал дальше? Как вы думаете, можно ли наблюдать похожую ситуацию в повседневной жизни? Где и когда это можно наблюдать? -Кого С.Я. Маршак имел в виду, рассказывая историю о животных? – Какой совет скрывается в последнем четверостишии? – Обратите внимание на строки в этом стихотворении. Здесь скрывается секрет. Если вы выпишете первые буквы каждой строчки, то вы его отгадаете. – Какой секрет вы открыли? – Какие буквы алфавита не использовал автор? – Есть ли среди пассажиров автобуса малоизвестные вам животные? Демонстрация животных на слайде и краткое описание. 

- Слушают учителя

-  знать биографию
С. Я Маршака

- уметь выразительно читать  стихотворение

-  Выразительно читать стихотворение, понимать его.

- Слушают биографию

- Запоминают информацию.

- Слушают чтение стихотворения аудио.

- Высказывания детей

- Анализ произведения при помощи учителя.

- Работа со словами

- Самостоятельное чтение

- Анализ произведения при помощи учителя.

- читают стихотворение по цепочке

- Высказывание детей

Анализ произведения при помощи учителя.

Анализ произведения при помощи учителя.

- Высказывания детей

П: умение ориентироваться в своей системе знаний

Л: мысленное воспроизведение ситуации;

Р: учитывание выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

К:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

П: умение ориентироваться в своей системе знаний

К: адекватно использовать речевые средства общения; владеть диалогической формой коммуникации

Р: учитывание выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

К:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

П: умение ориентироваться в своей системе знаний

К: адекватно использовать речевые средства общения; владеть диалогической формой коммуникации

IV. Рефлексия деятельности

Словесный, постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение

2 мин.

Творческое задание в группах.

– Нарисуйте и вы сказочные буквы.

Творческое задание в группах.

– Нарисуйте и вы сказочные буквы.

Творческое задание в группах.

– Нарисуйте и вы сказочные буквы.

С каким автором мы сегодня познакомились? А с каким произведением? Понравилось ли вам оно? Какую важную мысль вы вынесли сегодня из стихотворения С.Я.Маршака «Автобус номер двадцать шесть» Оцените с помощью разноцветных фишек свою работу на уроке.

Нарисуйте на полях смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока, а я пройду посмотрю.

Творческое задание в группах.

– Нарисуйте и вы сказочные буквы.

Прозвени – ка, дружок, 
Голосистый звонок. 
Перемену ждут ребята, 
Поиграть, попрыгать надо.

-  с биографией
С. Я Маршака

-  « Автобус номер двадцать шесть»- Отвечают на вопросы, подводят итог урока. - Оценивают свою деятельность на уроке.

П: формирование обобщенных знаний

К: адекватно использовать речевые средства общения; владеть диалогической формой коммуникации

П: использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Как хорошо уметь читать" 1 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Как хорошо уметь читать" 1 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему: В.Осеева "Хорошее" 2 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: В.Осеева "Хорошее" 2 класс...

Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Конспект урока по литературному чтению на тему "М.М. Зощенко "Золотые слова (2-ой час)" 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование понимания юмористического текста; создание условий для дальнейшего совершенствования навыков правильного, осознанного и выразительного чтения.Планируемые резуль...

Литературное чтение 1 класс "Как хорошо уметь читать!"

Конспект урока по литературному чтению Тема: Как хорошо уметь читать!...