Конспект урока по литературному чтению на тему " Н.М. Рубцов «Сентябрь» С.А. Есенин «Лебёдушка». 4 класс, УМК "Школ России"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Бондарь Александра Евгеньевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_3_05.docx38.33 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 26.04.19

            ФИО учителя: Прилипухова Наталья Александровна

Школа: МБОУ СОШ № 115

            ФИ студента: Бондарь Александра

Класс: 4в

 

Кабинет: 214

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: Н.М. Рубцов «Сентябрь»

С.А. Есенин «Лебёдушка»

Цели деятельности учителя: создать условия для знакомства учащихся с биографией и творчеством писателей; развитие навыка анализа литературоведческого произведения; развитие словарного запаса.

Планируемые результаты:

Предметные:

Уметь анализировать произведение; уметь осознанно выразительно читать лирическое стихотворение.

Личностные:

Учиться формировать собственное мнение, учиться учитывать мнение другого; работать в коллективе; проявлять интерес к изучению нового материала.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: УМК «Школа России» (4 кл. 2ч.,)презентация, аудиоматериал.

Челябинск, 2019 г.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Самоопределение к деятельности

(Словесный – Беседа)

1 минута

Здравствуйте, ребята!

Посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и пожелайте успехов сегодня на уроке.

Присаживайтесь.

(приветствие учителя и учащихся)

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

II.Актуализация знаний и мотивация

(Словесный – Беседа)

(Практический - дыхательная гимнастика)

(Практический – проверка домашнего задания)

7 минут

Прежде, чем приступить к уроку выполним несколько упражнений на дыхание.

«Подышим» Стоя, руки вдоль туловища(вдох носом и выдох ртом)

«Надуй шарик» Стоя, руки лежат ладонями на животе. Сделать вдох через нос, медленно выпячивая живот. Медленно сделать выдох через рот, с легким втягиванием живота и, не надувая щек.

«Ежик» Ребенок делает вдох носом, плечи не поднимаем, а на выдохе произносит: «Ф - ф - ф», не надувая щеки.

Улыбнулись друг другу, и продолжаем урок с хорошим настроением.

Давайте сейчас проверим ваше домашнее задание. Объединитесь в четверки и расскажите подготовленное наизусть стихотворение Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Оцените каждого из группы по критериям:

-Выразительность
-Правильность чтения
-Отсутствие опоры (учебника)

 Выберите того, кто рассказал стихотворение лучше всех. Давайте послушаем их у доски и оценим по этим же критериям.

Вы большие молодцы, хорошо постарались!

(выполняют упражнения в соответствии с заданием учителя)

(выполняют взаимопроверку в группе)

(выполняют взаимооценку домашней работы)

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Л:целеполагание.

III.Постановка учебной задачи

(Словесный – Формулировка темы и цели урока)

5 минут

Ребята, вспомните, какой раздел мы начали изучать?

Сегодня на уроке мы с вами совершим то, что никогда не сможем сделать в реальной жизни. За окном весна, солнце светит ярко, скоро совсем растает снег, а мы с вами отправимся в гости к осени.

С какого месяца начинается осень?

Что происходит в это время в природе?

Как вы думаете, как называется стихотворение, с которым мы с вами сегодня познакомимся? А кто написал это стихотворение, мы узнаем на странице учебника 119.

Рассмотрите портрет поэта, чье стихотворение мы будем сегодня читать. Какие его произведения вам знакомы? Что вы знаете об этом поэте?

Верно.

Также сегодня мы продолжим знакомство с творчеством С.А.Есенина.

Он так любил, что мы забыть не в силах

Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная любовь его - Россия -

Земля добра и голубая даль.

И в дом его со ставнями резными

По-прежнему мы входим не дыша.

Сергей Есенин - то не просто имя, -

России стихотворная душа…

Душа поэта – тонкая струна,

Дотронешься – и зазвучит она!

И мир Есенина нам предстоит постигнуть,

В секреты слова красоты проникнуть.

Рассмотрите портрет поэта, над чьим стихотворение мы сегодня продолжим работу. Какие его произведения вам знакомы? Что вы знаете об этом поэте?

Сформулируйте тему урока.

Какие цели вы поставите себе на урок?

-познакомиться…

-научиться…

-упражняться в…

Желаю вам удачи в достижении сегодняшних целей.

-Мы начали изучать раздел «Поэтическая тетрадь».

(слушают учителя)

-С сентября.

-Деревья меняют окраску, сбрасывают листья, дни становятся холоднее и короче.

-Со стихотворением об осени.

(высказывают мнение)

-Тема урока: Н.М. Рубцов «Сентябрь»

С.А. Есенин «Лебёдушка»

(ставят цели на урок)

Л: формулировка проблемы; 

Л: анализ;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К: владение диалогической формой речи;

Л.: самоопределение. Р.: целеполагание.

IV.Открытие нового знания

(Словесный - слово об авторе)

(Наглядный – работа с учебником)

10 минут

Слово об авторе.
Николай Михайлович Рубцов (1936–1971) – русский советский поэт. Родился 3 января 1936 г. в поселке Емецк Архангельской области, сын погибшего в войну политработника. Учился в лесотехническом техникуме г. Тотьма. С 16 лет скитался по стране, был библиотекарем, кочегаром на рыболовном судне, нес срочную службу на Северном флоте, работал в Ленинграде на Кировском заводе (кочегаром, слесарем). В 1962–1969 гг. учился в Литературном институте им. М. Горького. Печататься Николай Рубцов начал с 1962 года. Умер Николай Рубцов в Вологде 19 января 1971 года.

Сформируйте пары и расскажите соседу, что нового вы узнали об авторе.

(Учитель читает стихотворение.)

Как я прочитала это стихотворение? Что вы представили, слушая это стихотворение?

А сейчас прочитайте стихотворение шепотом (еще: с вопросительной интонацией, с утвердительной, с интонацией раздражения, восхищения).

Скажите мне, пожалуйста, как все-таки стоит читать данное стихотворение? С каким чувством, интонацией?

Какое настроение у самого поэта?

С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября 1895 года. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга. Родители Есенина были бедные крестьяне.У Есенина было две младшие сестры: Екатерина и Александра.Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных. В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни. Хотелось ему и самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Первые стихи появились в 19 лет. А в 21 год вышла первая книга его стихов. Есенин трагически погиб 28 декабря 1925 года. И был похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

Основная тема творчества Есенина – тема Родины. Родина для него – это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. В этом мире живет своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Все – и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью.

Ребята, объединитесь в пары и расскажите друг другу, что вы узнали об авторе.

Прочитайте название стихотворения. Предположите, о ком будет идти речь?

 Что интересного вы знаете о лебедях?

Лебедь – величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ чистоты, благородства, верности.

(слушают выступление)

(работают самостоятельно в паре)

(слушают учителя)

(высказывают мнение)

(выполняют задания в соответствии с указаниями учителя)

(высказывают мнение)

-Поэт восхищен осенней красотой.

(работают устно в паре)

-В стихотворении будет говориться о лебеде.

(высказывают

П: смысловое чтение.

П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

П: поиск и выделение необходимой информации

(Практический –словесное рисование)

1 минута

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз, вперед смотри – это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять,

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

(выполняют задания за учителем)

Р: саморегуляция

V. Первичное закрепление во внешней речи

(Наглядный – словесное рисование)

(Практический – лексическая работа)

(Практический – языковой анализ стихотворения)

10 минут

Какие слова в стихотворении «Сентябрь» передают радость поэта?

Что, кроме слов, передает радость? Докажите.

Прочитайте все восклицательные предложения так, чтобы можно было почувствовать, что вы разделяете радость поэта.

Чему же так радуется поэт?

Говорит ли это что-нибудь об авторе стихотворения?

Почему поэт называет покой поднебесным? Что он имеет в виду?

Почему этот «поднебесный покой» поэт называет кратким?

Почему поэт сравнивает сентябрь с праздником?

Почему Рубцову кажется, что сентябрь нагрянул на златогривых конях! Что напоминает ему золотые гривы коней?

Какой прием использовал поэт, говоря о сентябре так: Словно бы праздник нагрянул на златогривых конях?

Поэт говорит, что солнечный блеск играет с рощей, рекой, с россыпью ягод. Как называется такой прием?

Подумайте, какой звук в двух первых предложениях, повторяясь, дает представление о солнечном блеске?

Значит, как и многие другие поэты, Николай Михайлович Рубцов использовал звукопись.

Попробуйте прочитать два первых предложения, акцентируя, подчеркивая звук С.

Сентябрь представляется поэту месяцем веселым. А какой месяц кажется ему грустным?

Почему поэту кажется, что октябрь сейчас, в сентябре, притаился в небесной бездне?

Будет ли в октябре так же радостно поэту?

Послушайте стихотворение, а представленные картины помогут вам ярче представить историю, написанную Есениным.

 Какое настроение, чувства  вызвало у вас это стихотворение? Взволновало ли оно вас?

Кто главные герои стихотворения?  

Он называет их лебёдушка, лебежатушки. О чём это говорит?

 Словарная работа.

Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясните значение таких словосочетаний:

покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи;

 гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале;

тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным  течением;

молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки;

трава шелковая – нежная;

тихозвонные ручейки - спокойно протекающие;

росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро;

цветы лазоревые - светло-синий тон;

волны пряные - издающие запах;

Ребята, как вы думаете, для описания чего Сергей Есенин использует такие словосочетания?

Объясните, пожалуйста, значение следующих слов:

дозорила

хоронились

не чуяла

Какие действия можно отнести к лебёдушке? К лебежатушкам?

Давайте прочитаем это стихотворение по цепочке. Читаем по две строфы.

Как вы заметили, Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения. Кто из вас помнит, что такое олицетворение?

А теперь давайте еще раз почитаем это стихотворение по цепочке по 2 строфы. Во время чтения найдите и отметьте олицетворения.

Какой вывод можно сделать?

Абсолютно верно, вы молодцы!

-«Слава тебе», «радостный покой»; «солнечный блеск чудесный», «роща багряная», «россыпь ягод», «праздник нагрянул на златогривых конях».

- Восклицательные интонации. Все предложения, кроме последнего, восклицательные.

(читают вслух по цепочке)

-Красоте осени и покою, который она несет.

-Он не избалован радостями и умеет быть благодарным судьбе за самый малый подарок.

- Покой людям в сентябре дарит ясное синее небо, когда нет ветра и дождя.

- Хорошая погода осенью не может длиться долго. Дожди и холод неизбежны.

- В праздник люди радуются, и поэт радуется сентябрю. В праздник украшают города, жилища, и люди нарядные — все красивее, чем обычно. И сентябрь красив. Праздники всегда быстрее кончаются, чем нам хочется. И сентябрь скоро пройдет.

-Кроны деревьев. Желтые листья колышутся, горят на солнце, и кажется, что развеваются гривы коней.

- Сравнение.

-Олицетворение.

-Звук [c].

(читают вслух вполголоса с акцентированием)

- Октябрь. Стихотворение заканчивается словами грусть октября.

- Его еще не видно, но он уже готовится проливным дождем известить о своем скором приходе.

- Нет. Но сейчас он не хочет об этом думать и радуется всему: лаю собак, корове, грачу, покою и красоте сентября.

(слушают аудиозапись)

-Вызывает чувство грусти, печали.

-Лебедь и ее лебедята.

- Называет их ласково, с любовью.

(высказывают предположения)

-Для описания природы.

- Стерегла, охраняла.

-Прятались.

-Не чувствовала.

(делятся мнениями)

(читают вслух по цепочке)

- Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ.

- Зорюшка рассыпала,

сосны наряжали,

камыши шепталися,

перешёптывались лилии,

цветы улыбались.

- Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. У автора здесь – природа живая.

П: поиск и выделение необходимой информации

П: смысловое чтение.

К: осознанное построение речевого высказывания.

Л: анализ, синтез. 

VI. Самостоятельная работа самопроверкой

(Практический –фронтальная, групповая работа)

7 минут

Сейчас прочитайте это стихотворение выразительно самостоятельно вслух в паре.

Кто хочет прочитать его вслух всему классу?

Прочитайте нам это стихотворение.

Ребята, чье чтение достаточно близко передало настроение стихотворения? Выразительно ли было прочитано?

Согласны ли вы, что этим ребятам можно поставить оценку за выразительное чтение?

(читают стихотворение)

(оценивают других учащихся)

П: структурирование знаний;

К: планирование учебного сотрудничества с другими учащимися;

Л:синтез

VII. Включение в систему знаний

(Словесный – инструктаж)

 

5 минут

Ребята, вашим домашним заданием будет:

1. Выучить одно стихотворение наизусть

2.Творческое задание по выбору: написать сочинение или стихотворение об осени.

(записывают домашнее задание)

П: рефлексия способов и условий действия;

К: управление поведением партнера – коррекция.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

(Словесный – Беседа)

(Практический – Подведение итогов)

2 минуты

Ребята, скажите, какой была тема нашего урока? С какими авторами мы познакомились сегодня?

Какие цели мы ставили на урок? Добились ли мы их?

Сейчас посмотрите на слайд. Вы видите незаконченные предложения. Дополните их:

Сегодня на уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

После урока мне захотелось…

Я бы оставил себе отметку…потому что….

Вы сегодня хорошо постарались. Не расстраивайтесь, если что-то не получилось – все еще впереди.

Спасибо за урок, до свидания.

Тема урока: Н.М. Рубцов «Сентябрь»

С.А. Есенин «Лебёдушка»

 (делятся мнениями)

(выполняют самооценку деятельности)

К: произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

П: рефлексия способов и условий действия;

Р: оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по теме «А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» 3 класс

Урок по литературному чтению по теме «А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» 3 класс (10.11.2015г.) с использованием новых образовательных технологий (в том числе электронных образовательных ресурсов и ИК...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимний вечер" 3 класс, Программа "Перспектива", авт. Климанова Л.Ф.

Урок посвящен более глубокому изучению творчества великого поэта. Цели урока: 1) способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения, расширить и углубить знания учащихся о творчестве...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Обобщение по разделу « Я и мои друзья»" 2 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: Обобщение по разделу « Я и мои друзья»" 2 класс...

Конспект урока + презентация литературного чтения по теме: "Звукопись в поэзии. А. Усачёв «Буль- буль»" 1 класс, ПНШ.

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования понятия «звукопись», содействование в развитии фонематического слуха, речи, умению работать в коллективе.Планируемые результаты...