Конспект урока + презентация литературного чтения по теме: "Звукопись в поэзии. А. Усачёв «Буль- буль»" 1 класс, ПНШ.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Шумилкина Дарья Геннадьевна

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования понятия «звукопись», содействование в развитии фонематического слуха, речи, умению работать в коллективе.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать и понимать смысл использования приёма;
  •  Уметь находить звукопись в поэтических текстах.

Личностные:

  • оценивать свои достижения;
  • осуществлять позитивную самооценку;
  • осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 04.2019                                                                                                                 Учитель: Хайбулина Г.З.

Школа: №  95                                                                                                               Студент: 42 группы, Шумилкина Д.

Класс: 1- 4                                                                                                                       Методист: Батуева Л.И.



Конспект урока по литературному чтению
Тема: Звукопись в поэзии. А. Усачёв «Буль- буль»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования понятия «звукопись», содействование в развитии фонематического слуха, речи, умению работать в коллективе.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать и понимать смысл использования приёма;
  •  Уметь находить звукопись в поэтических текстах.

Личностные:

  • оценивать свои достижения;
  • осуществлять позитивную самооценку;
  • осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв.

Тип урока: «открытие нового знания».

Оборудование: ПК, презентация, учебник Н.А.Чураковой «Литературное чтение», 1 класс.

Челябинск, 2019

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

-Здравствуйте, ребята!

Прошла перемена,

Услышан звонок.

Пора поскорее

Начать наш урок.

Все мы в ожидании
Выполнения задания.

- Мир вокруг нас интересен, огромен, прекрасен и когда талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своими открытиями, он старается передать красоту мира словами, красками и звуками.

- Здравствуйте!

Слушать учителя.

Р: личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный:

беседа

5

мин.

-Какое открытие вы сделали на прошлом уроке?

- Что такое звукопись?

-Какой герой помог нам это понять?

- Какие слова использовал автор, чтобы передать «речь» воробья?

- Поможем Пудику узнать новые слова. Придумайте несколько слов, которые начинались бы со слога – чер-.

- Как вы думаете, прием звукописи авторы используют только в прозаических произведениях?

- В прозаических произведениях авторы используют прием звукописи.
- Пудик.

- червяк, чересчур, черта, чернота, чернила, через, чередовать, чертить и др.
Отвечать на вопрос.

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

III. Постановка учебной задачи

Словесный:

Беседа

Наглядный:

презентация

4 мин.

  - Предположите, что будем читать сегодня.

- Верно! Тема нашего урока «Звукопись в поэзии» .

- Сегодня мы прочитаем еще одно произведение, в котором автор использовал звукопись.

П: самостоятельное формулирование  темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

IV. Открытие нового знания

Наглядный:

Презентация

Словесный:

Беседа

Наглядный:

Учебник

Словесный:

Диалог

14

мин.

- Прочитайте записанные на доске фамилию автора и название произведения, которое мы будем читать.

- Предположите, о чем это произведение.


- Я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос.

- О чем это произведение?

- Какое настроение вызывает это стихотворение?

- На что оно похоже?

- Откройте учебник на стр. 44. Прочитайте самостоятельно это стихотворение птичьим базаром.

- Что вы заметили?

- Как вы понимаете смысл этого подзаголовка?

- Кто такие – рыбята? Подберите к этому слову близкое по смыслу понятие.

- Как вы думаете, почему автор использует слово «рыбята»?

- А знаете ли вы, что А. Усачев придумал много песен, которые сам исполнял под гитару?

- Подумайте, почему стихотворение называется «Буль- буль»?


- Андрей Усачёв «Буль- буль»

- Буль- буль- это звуки воды, то есть в произведении говорится о воде.


- о предметах, которые падали в воду.

- у него есть подзаголовок «Песня для хора рыбят».
- рыбки.

- автор словно играет с нами в звуковую игру и называет рыбок в шутку рыбятами, по аналогии со словом ребята.

- это звуки, создаваемые при падении предметов в воду, эти же звуки использованы в словах, обозначающих предметы, идущие ко дну.

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

П: структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания;

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный:
Беседа

1

мин.

- Прочитайте стихотворение шепотом и назовите эти слова.

Бульдозер

Бультерьер

Бульварная кошка

Бульдожка

- Объясните значение данных слов. Найдем их в словаре.

- Можно ли такой прием назвать звукописью? Почему?

- Рассмотрите иллюстрацию. Что в ней хотел подчеркнуть художник?

- Прочитаем стихотворение по ролям хором.


Динамическая пауза.

Читать шепотом.

- шутливый характер произведения.

Хором  читать текст, выделенный желтым цветом, а учитель- остальную часть.

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Р: принятие учебной задачи  к исполнению

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практическое:

Работа с учебником в тетради

13 мин.

 - Прочитайте стихотворение в задании 2 на стр. 28.

- Подумайте, про кого оно. Впишите пропущенное слово. Прочитайте, что получилось. Найдите рифму.

Бычок ступает му-у

Бочок мотает одном-у

- Придумайте название этому стихотворение В. Берестова

- А есть ли здесь звукопись? (Да: му-у… одному-у)

- Прочитайте это стихотворение выразительно.

- Почитайте стихотворение- загадку И. Токмаковой в задании 3 на стр. 29. Узнали, о ком речь? Подчеркните слова- подсказки.

Квасу, квасу

Ква- ква- ква- су

Простокваши

- Что вы заметили?

- Прочитайте остальные задания на странице и выполните их самостоятельно.

 Читать, вписать пропущенное слово.

-«Бычок».

- есть повторы слов и звукоподражание.

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  творческого выполнения задания;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа выполнения задания

VII. Включение в систему знаний

Словесный:

Беседа

1

мин.

- С каким произведением познакомились на уроке?

- Какое настроение вызывает это стихотворение?

- Что объединяет прочитанное сегодня стихотворение с предыдущими произведениями?


- это шуточное стихотворение, оно поднимает настроение.
- прием звукоподражания авторы используют как в прозе, так и в стихах.

П: обобщение и структурирование знаний в речи

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

1 мин.

- Какое задание понравилось больше? Почему?

Сейчас отгадайте загадки. Рисунки- отгадки расположите рядом с названиями стихотворений, которые прочитали сегодня.

- Какое задание вам бы хотелось выполнить дома с этими произведениями?

Всем спасибо за урок.

- рыбки, лягушка, бычок.

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская классическая поэзия о мире вокруг нас. Произведения И .А. Бунина. Отрывок из стихотворения «Листопад».

Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская классическая поэзия о мире вокруг нас. Произведения  И .А. Бунина. Отрывок из стихотворения «Листопад»....

Конспект урока по литературному чтению с презентацией по теме "Первопечатник Иван Фёдоров" для 3 класса

Данная методическая разработка составлена по УМК "Школа России" для 3 класса, тема "Первопечатник Иван Фёдоров", в разработке есть презентация и присутствует ссылка на фрагмент из исторического фильма...

Конспект урока по литературному чтению по теме: Х.К. Андерсен "Ель" (2 урок) 3 класс

В конспекте показана работа с текстом сказки "Ель" на втором уроке. Чтобы проверить как дети усвоили содержание сказки, им предлагается работа с деформированным планом, работа по карточкам....

Конспект урока по литературному чтению на тему: Е.А. Благинина "Посидим в тишине", 2 класс, УМК "Школа России" + презентация

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией Е. Благиной, её стихотворением «Посидим в тишине», работать над совершенствованием навыков чтения: выразительность, осознаннос...

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Стихотворение Б. Заходера «Что красивей всего»»", 2 класс, УМК "Школа России"+ презентация

Цели деятельности учителя: Создание условий для ознакомления со стихотворениями Б.Заходера; способствование развитию навыков чтения, умения отвечать на вопросы по тексту. Планируемые результаты:...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М. М. Зощенко «Великие путешественники». 2 урок. 3 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М. М. Зощенко «Великие путешественники»Цели деятельности учителя: продолжать знакомство с  М. М. Зощенко ; формирование умения анализ...