Литературное чтение 1 класс "Как хорошо уметь читать!"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Шанькина Екатерина Андреевна

Конспект урока по литературному чтению 

Тема: Как хорошо уметь читать!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_horosho_umet_chitat.docx285.17 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема: «Как хорошо уметь читать!»

Предмет: литературное чтение

Тип урока: открытие новых знаний

Класс: 1

Цели:

Содержательная: знакомство с содержанием стихотворений С. Маршака и В. Берестова

Деятельностная: формирование умения определять, чему учит стихотворение

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать умение читать стихотворение выразительно.

2. Развивать умение работать с иллюстрациями учебника.

3. Повторить сведения о звуках и буквах.

4. Развивать умение сравнивать содержание стихотворений, делать выводы.

Развивающие:

1.Развивать умение осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия.

2.Развивать умение слушать и понимать речь других.

3.Развивать умение работать с информацией, представленной в разных формах под руководством учителя и самостоятельно.

4.Формировать умение формулировать цель и задачи урока.

Воспитательные: 

1.Прививать интерес к чтению, книге.

Планируемые результаты:

Предметные:

1.Умение читать стихотворение выразительно.

2.Умение работать с иллюстрациями учебника.

3.Знания о звуках и буквах.

4.Умение сравнивать содержание стихотворений, делать выводы.

Личностные:

1.Интерес к чтению к книге.

Метапредметные:

Познавательные:

1.Умение работать с информацией, представленной в разных формах под руководством учителя и самостоятельно.

Регулятивные:

1.Умение осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

2.Умение формулировать цель и задачи урока

Коммуникативные:

1.Умение слушать и понимать речь других.

Оборудование: азбука, портреты писателей

Образовательный ресурс: Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразоват.организаций. В 2.Ч.1/ [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – С. 82-83.

План урока

1. Этап мотивации

1.1.Приветствие

1.2. Прослушивание стихотворения.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1.Речевая разминка.

2.2.Работа с текстом скороговорки.

2.3.Беседа об авторе С.Я Маршак.

2.4.Беседа об авторе В. Берестове.

3. Этап выявления места и причины затруднения

             3.1.Антиципация по первой строчке стихотворения и по заголовку.

3.2.Формулирование проблемы урока.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1. Формулирование темы урока

4.2. Формулирование цели урока.

4.3. Планирование деятельности

5. Чтение и анализ стихотворения С. Маршака

5.1. Чтение стихотворения С. Маршака.

5.2. Проверка первичного восприятия.

5.3. Перечитывание стихотворения по строфам.

5.4. Беседа по содержанию стихотворения.

5.5. Работа с иллюстрацией.

6. Чтение и анализ стихотворения В. Берестова «Читалочка»

6.1. Чтение стихотворения В. Берестова «Читалочка»

6.2. Проверка первичного восприятия.

6.3. Самостоятельное чтение стихотворения детьми.

6.4. Работа с иллюстрациями учебника.

6.5. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

7. Этап обобщения и интерпретации

7.1. Выразительное чтение стихотворения.

7.2. Обобщающая беседа.

7.3. Прослушивание рассказа

8. Этап рефлексии учебной деятельности.

Сценарий урока

(Помним: 1-5 этапы - это первичный синтез; 6 этап -  анализ; 7 – вторичный синтез)

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятель-ность учащихся

Формы контроля

Планиру-емые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для

возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Андреевна, и сегодняшний урок литературного чтения, проведу у вас, я.

- Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение и подумайте, о чем оно.

        Иногда, когда устанешь,

Чтобы вечер скоротать,

Книгу с полочки достанешь

И начнешь ее читать.

Там, как в сказке, все чудесно,

Лица, люди, города!

Все событья интересны,

Не скучаешь никогда!

Много умного узнаешь,

Много знаний обретешь…

А когда читать устанешь,

Тихо ляжешь — и уснешь.

- Ребята, о чем это стихотворение?

- А вы любите читать? Поднимите руки те, кто читает с удовольствием?

- Какие книги вы читаете?

- Молодцы.

Здравствуйте

Учащиеся слушают стихотворение.

Отвечают на вопросы.

К1

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,  подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1. Речевая разминка.

Читать надо каждый день, быстро, выразительно и правильно. Потренируемся читать скороговорку.

Четверть часа Чиж Чижихе

Пел частушки на Плющихе.

- Прочитаем сначала медленно хором.

- Теперь чуть быстрее.

- Теперь весело.

- Давайте проверим, какой ряд читает лучше.

2.2. Работа с текстом скороговорки.

- Какой звук повторяется чаще других?

Назовите шипящие звуки, которые встречаются в скороговорке.

[чʹ] [щʹ] [ж] [ш].

- Дайте характеристику первому звуку. Какой буквой он обозначен.

- Дайте характеристику второму звуку. Какой буквой он обозначен.

- Дайте характеристику третьему звуку. Какой буквой он обозначен.

- Дайте характеристику четвертому звуку. Какой буквой он обозначен

Как вы думаете, зачем надо знать звуки и буквы?

2.3. Беседа об авторе С.Я Маршак.

- Ребята, посмотрите на портрет.

- Кто знает этого поэта? Это Самуил Яковлевич Маршак.

- Известный отечественный поэт, переводчик, драматург,сценарист,

литературный критик. Автор многочисленных книг для детей. За

свою биографию Самуил Маршак сочинил много произведений

для детей. Например, сказки «Двенадцать месяцев», «Дом, который

построил Джек».

- Какие стихотворения поэта вы знаете, или уже проходили?

-Ребята, если вы не помните, давайте я вам напомню.

-Я буду читать вам первую строчку, а вы будете продолжать.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/056b/000869da-8ec55fab/img8.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0305/0002396c-b8c6db8e/img12.jpg

2.4. Беседа об авторе В. Берестове.

- Ребята, а вот портрет еще одного детского поэта Валентина

Берестова.

- Что вы можете о нем сказать, глядя на портрет?

Глядя на портрет мы можем сказать, что поэт добрый человек,

можно сказать, что у него очень добрые, сожалеющие глаза.

Читают скороговорку.

Ребята дают характеристику звукам

Учащиеся рассказывают каким они видят поэта на портрете.

Фронтальная

Индивидуальный

Фронтальная

Пр1

М1

Л1, П1, В1

Л1, П1

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся воз-никшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

3.1 Антиципация по первой строчке стихотворения и по заголовку.

- Ребята, есть ли у стихотворения Маршака название?

- Прочитайте первую строчку.

- Как вы думаете,  о чем пойдет речь в стихотворении?

- Прочитайте название стихотворения Валентина Берестова.

- Как вы думаете, о чем оно?

- А как вы думаете что значит слово читалочка? (Считалочка вовлекает детей в игру, а «читалочка» вовлекает детей в чтение)

3.2. Формулирование проблемы урока.

- Итак, что же нам неизвестно?

(о чем эти стихотворения, чему учат нас эти замечательные поэты).

- Почему в стихотворении, буквы поэт называет ключом.

«Ты эти буквы заучи»

«Читалочка»

Фронтальная

К1

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Формулирование темы урока

- Ребята, тема  нашего урока «Как хорошо уметь читать»

- Как вы понимаете эти слова?

4.2. Формулирование цели урока.

Какую цель мы перед собой поставим?

Правильно, ведь вы все умеете читать.

4.3. Планирование деятельности

- Что же мы должны сделать, чтобы достичь нашей цели?

Дети объясняют как понимают эти слова.

Узнать о чем стихотворения, чему они нас учат

Фронтальная

К1, Р1

5. Чтение и анализ стихотворения С. Маршака

Задача: обеспечить восприятие текста, осмысление событий

5.1. Чтение стихотворения С. Маршака учителем.

- Ребята, послушайте стихотворение Самуила Яковлевича Маршака

5.2. Проверка первичного восприятия.

- Ребята, кому понравилось стихотворение, похлопайте.

- Оно веселое или грустное?

5.3. Перечитывание стихотворения по строфам (по цепочке)

- Ребята, сейчас мы прочитаем стихотворение по строчке.

- Читать нужно выразительно, обращать внимания на знаки препинания, стараться читать целыми словами.

- Поставим пальчик на начало. Все следим. Начинай читать.

5.4. Беседа по содержанию стихотворения.

- Ребята, о каких ключах идет речь в стихотворении?

- А какие двери открывают эти ключи? Куда они ведут?

- К чему призывает вас автор? Чего он хочет?

5.5. Работа с иллюстрацией.

- Ребята,  что изобразил художник к этому стихотворению? Это персонажи каких сказок?

Веселый, поучительный

Дети читают стихотворение по цепочке

Буквы

В книги

Две лисицы и волк.

Фронтальная

Л1

П1

Л1

6. Чтение и анализ стихотворения В. Берестова «Читалочка»

Задача: углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи.

6.1. Чтение стихотворения В. Берестова «Читалочка» учителем (наизусть).

6.2. Проверка первичного восприятия.

- Какие чувства вы испытали, когда слушали это стихотворение? Чему радуется герой стихотворения?

6.3. Самостоятельное чтение стихотворения детьми.

- Ребята, а теперь давайте прочитаем стихотворение самостоятельно.

6.4. Работа с иллюстрациями учебника.

- Рассмотрите иллюстрации на стр. 82, 83. Сколько сказочных героев пришли к нам на урок! Назовём их.

(Лиса Патрикеевна, Волк, Кот в сапогах, Емеля, Василиса Прекрасная, Красная Шапочка, Заяц)

- Из каких сказок они пришли к вам в гости на урок?

- Они не просто здесь оказались, а пришли послушать, как вы умеете читать. Ну, давайте прочитаем стихотворение С. Я. Маршака

6.5. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

- Ребята, обратите внимание на знаки препинания, как надо читать первое предложение? Почему?

- Прочитайте его выразительно.

- Как надо читать четвертую и шестую строчку?  (жалобно, просить, упрашивать)

- Как будем читать последние четыре строчки?

Если уметь читать самому, не нужно никого просить, читать то, что нравится, когда хочется.

Дети читают самостоятельно стихотворение

Фронтальная

Индивидуальная

П1 П2

Пр1

7. Этап обобщения и интерпретации

Задача: уточнение идеи произведения и  помощь в осмыслении их читательской позиции

7.1. Выразительное чтение стихотворения «Читалочка»

- Ребята, кто хочет прочитать это стихотворение выразительно сам?

7.2. Обобщающая беседа

- Так к чему призывают вас авторы этих стихотворений? (читать самостоятельно)

- Чего хотят от детей Маршак и Берестов?

(Чтобы дети любили книги, читали с удовольствием, узнавали новое из книг)

Читать самостоятельно

Фронтальная

Индивидуальная

П1 П2

8. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Какую цель мы ставили с вами в начале урока? Достигли мы цели?

- Так чему же учат нас стихотворения?

-  Как вы думайте, вы хорошо работали на уроке?

- Те, кто все понял, поднимите в верх желтый кружок, те кто не все поняли, поднимите зеленый кружок, а те кто нечего не понял и им было не интересно поднимите красный кружок, если у кого-то нет кружочков, поднимите карандаш соответствующего цвета.

- До свидания.

Узнали о чем стихотворения и о чем они нас учат.

Фронтальная

К1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по литературному чтению "Как хорошо уметь читать"

Литературная викторина «Как хорошо уметь читать!» составлена по программе Ефросининой Л. А «Литературное чтение». Цель занятия: в игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся,...

Программа кружка по литературному чтению "Как хорошо уметь читать"

Внеклассная работа по литературному чтению является важнейшей составной частью работы по приобщению детей к литературе как искусству слова, пробуждению у детей интереса к словесному творчеству и чтени...

План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе "Как хорошо уметь читать!"

Тема урока: Как хорошо уметь читать!Цель: познакомить с произведениями С. Я. Маршака «Ты эти буквы заучи» и В. Д. Берестова «Читалочка»....

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Как хорошо уметь читать" 1 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Как хорошо уметь читать" 1 класс...

Урок литературного чтения "Как хорошо уметь читать"

Урок литературного чтения "Как хорошо уметь читать"...

Мастер-класс по формированию навыков и приемов смыслового чтения «Как хорошо уметь читать!..»

          Понимание смысла прочитанного, услышанного, увиденного, что может быть важнее в нашей жизни? Человек, лишённый этих важнейших навыков не может комфортно сущес...

Мастер-класс по формированию навыков и приемов смыслового чтения «Как хорошо уметь читать!..»

В данном материале представлены наработки по формированию навыков и приемов смыслового чтения. Материал предназначен для учителей начальных классов....