Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Начальная школа 21 века
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Якушевская Елена Алексеевна

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Начальная школа 21 века

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_chtenie.docx99.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение  основная общеобразовательная школа №16 с.Гыршелун

«Рассмотрено»:

на заседании МС

протокол №

от «      » 08. 2017 г

«Согласовано»:

Зам. директора по УВР

_________ /Пятых И.С/

«       » 08. 2017 г

«Утверждаю»:

Директор школы

_______/ Г.А.Водова/

            Приказ №                       от  «      » 08 .2017 г

Рабочая  программа

Наименование учебного предмета: литературное чтение

Класс: 3 класс

Уровень общего образования: базовый.

Учитель: Якушевская Елена Алексеевна

Срок реализация программы: учебный год  2017 – 2018уч. год.

Количество часов по учебному плану:

Всего 136 часов, в неделю – 4 часа.

Планирование составлено на основе стандарта начального образования 2011 года. «Литературное чтение»  Автор : Л.А. Ефросинина.                                                                                                

                                                                                              Пояснительная записка.

  Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» для 1-4 классов разработана на основе:

- примерной программы по литературному чтению федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования. Приказ Минобрнауки РФ №373 от 6 октября 2009 года « Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта общего начального  образования.

-планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования МБОУ ООШ №16 с.Гыршелун

-программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования МБОУ ООШ №16 с.Гыршелун

  За основу рабочей программы по предмету  «Литературное чтение» взят 2 вариант примерного тематического планирования примерной программы по литературному чтению и авторской программы курса УМК  «Начальная школа 21 века»

   При составлении рабочей программы произведена корректировка примерной авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов. Данные изменения вызваны выбором УМК  «Начальная школа 21 века» и учебника  «Литературное чтение», автор Л.А. Ефросинина

Таблица тематического распределения количества часов

       

 В «Примерных программах начального общего образования» по литературному чтению издательство Москва «Просвещение» 2009 г. не указано распределение часов по годам обучения, а имеется количество часов по разделам на несколько лет изучения. Поэтому и составлена рабочая программа на весь период обучения в начальной школе.

№п\п

Разделы,темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

Рабочая программа по классам

Итого

1кл.

2кл.

3кл.

4кл.

1)

Обучение грамоте

92

92

92

0

0

0

1.

Фонетика

0

20

20

0

0

0

20

2.

Графика

0

31

31

0

0

0

31

3.

Слово и предложение

0

18

18

0

0

0

18

4.

Чтение

0

14

14

0

0

0

14

5.

Развитие речи

0

9

9

0

0

0

9

2)

Литературное чтение

36

136

136

136

1.

Аудирование(Слушание)

30-40

30

6

8

8

8

30

2.

Чтение

190-225

197

13

60

62

62

197

3.

Культура речевого общения

100-110

100

2

30

31

37

100

4.

Культура письменной речи

20-25

20

-

8

6

6

20

5.

Литературоведческая пропедевтика

15

3

4

4

4

15

6.

Круг детского чтения

76

10

24

24

18

76

7.

Творческая деятельность учащихся( на основе литературных произведений

6

2

2

1

1

6

Резерв

0

0

0

0

0

0

Итого часов

444

132

136

136

136

444

     

  Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи курса

 Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно – нравственному воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

       Изучение литературного чтения в начальной школе  направлено на достижение следующих целей:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших  школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

- развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно – познавательными текстами;

- Воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественно текста; формирований о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

    Курс  «Литературное чтение» влияет на решение следующих задач: 

1.Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста, воспитание интереса к чтению и книге.

2.Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

3.Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

4.Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Литературное чтение»

     Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе  имеет большое значение в решении задач не только обучения , но и воспитания. На уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственными ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения  продолжается развитие техники чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями(базовыми ценностями):Добром, справедливостью, правдой…

Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Место учебного предмета « Литературное чтение» в учебном плане

Согласно базисному (общеобразовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ всего на изучение предмета в начальной школе выделяется 444 часа, из них в 1 классе 132 часа(4 часа в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе.)

        

Результаты изучения предмета «Литературное чтение»

Личностными результатами обучения в начальной школе являются:  осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно – историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное;  высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.

Метапредметными  результатами обучения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий и интерпретации художественных произведений, умение высказывать и пояснять  свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметными  результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно – популярных и учебных текстов ; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознать себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении, устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.

Основное содержание учебного предмета

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование,  чтение,  библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, работа с учебными, научно – популярными и другими текстами, говорение, письмо, круг детского чтения, литературоведческая пропедевтика, творческая деятельность обучающихся.

       Аудирование (слушание)

         Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно - познавательному и художественному произведению.

       

Чтение

        Чтение вслух.

        Постепенный переход от слогового к плавному  осмысленному правильному чтению целыми словам вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

        Чтение про себя. 

         Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

         Работа с разными видами текста. 

         Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном  и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли,  структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

        Библиографическая культура.

        Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

       Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

     Работа с текстом художественного произведения. 

     Понимание заглавия произведения,  его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев, точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

        Характеристика героя произведения. Портрет,  характер героя, выраженные через поступки и речь.

       Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей),

       Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

       Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), опи- сание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

      Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием.  Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации).  Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов, былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста.  Деление текста на части. Определение микротем.  Ключевые или опорные  слова.  Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста.  Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный  пересказ  текста.  Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

     Говорение (культура речевого общения)

     Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному,  художественному тексту).  Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство  с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом  (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог,  как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание неболь шого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос.  Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного  с  учётом специфики  научно-популярного, учебного и художественного текста.  Передача впечатлений (из повседневной, жизни,  художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).

самостоятельное построение плана собственного высказывания.  Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей моно- логического высказывания.

       Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

       Письмо (культура письменной речи)

       Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев),  использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения)  в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

      Круг детского чтения

      Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы, произведения

современной отечественной (с учётом многонационального характера  России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

      Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно- энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

     Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

       Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

      Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности:  синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

      Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

      Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

      Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм,  рифма).

       Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

       Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) - узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки  (о животных, бытовые, волшебные,  художественные особенности сказок: лексика, построение:  (композиция).  Литературная (авторская) сказка.

       Рассказ, стихотворение, басня - общее представление о жанре,  особенностях построения и выразительных средствах.

       Творческая деятельность обучающихся (на основе  литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование,  драматизация;  устное словесное рисование, знакомство  с различными способами работы с деформированным  текстом и использование их (установление причинно-следственных  связей, последовательности событий: соблюдение  этапности в  выполнении действий); изложение с элементами сочинения,  создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе  личного опыта.


Планируемые результаты обучения

Выпускники начальной школы осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам. У них будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники полюбят чтение художественных произведений, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.

Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями.

Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях.

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.

Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности.

Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.

Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

 Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

·осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

·читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

·различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

·читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

·использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

·ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему и подтемы (микротемы); основные события и устанавливать их последовательность; выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать вопросы

 по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде);

·использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактам

и, опираясь на содержание текста; находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет1, определяющие отношение автора к герою, событию;

·использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста);

·ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

·передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного);

·участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт.

Выпускник получит возможность научиться:

·воспринимать художественную литературу как вид искусства;

·предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

·выделять не только главную, но и избыточную информацию;

·осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

·определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам;

·отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения;

·оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение): с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;

·высказывать эстетическое и нравственно-этическое суждение и подтверждать высказанное суждение примерами из текста;

·делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования.

 Круг детского чтения

Выпускник научится:

·ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;

·самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

·составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

·пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Выпускник получит возможность научиться:

·ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;

·определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

·писать отзыв о прочитанной книге;

·работать с тематическим каталогом;

·работать с детской периодикой.

 Литературоведческая пропедевтика

Выпускник научится:

·сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два-три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).

Выпускник получит возможность научиться:

·сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет1);

·создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

Творческая деятельность

Выпускник научится:

·читать по ролям литературное произведение;

·создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;

·реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.

Выпускник получит возможность научиться:

·творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

·создавать иллюстрации по содержанию произведения;

·работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

·создавать собственный текст (повествование–по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя).

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся начального общего образования

Содержание учебного предмета, курса

Тематическое планирование

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

Обучение грамоте (92 ч)

Аудирование (слушание)

    Восприятие на слух звучащей речи, адекватное понимание содержание звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; определение последовательности развития сюжетного действия, особенностей поведения героев и описание их автором; определение жанра художественных произведений.

    Слушание фольклорных произведений.

    Характеристика героя сказки. Описание героя

    Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя.

    Слушание прозаических произведений: основной сюжет, главные герои.

   Жанры художественных произведений.

    Восприятие учебного текста: цель, осмысление системы заданий.

    Восприятие научно – популярного текста: основное содержание (информация.

   

 6

8

8

8

Воспринимать на слух фольклорные произведения, поэтические и прозаические, художественные произведения (в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова); отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

Воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать алгоритм выполнения учебного задания, оценивать ход и результат выполнения задания.

Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу художественного произведения.

Различать на слух речь родного и иностранного языков.

Чтение

   Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух; скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения; постепенное увеличение скорости чтения; орфоэпически и интонационно верное прочтение предложений при смысловом понимании разных по виду и типу текстов; интонирование простого предложения на основе знаков препинания. Чтение художественного произведения с переходом на постепенное выразительное исполнении: чтение с выделением смысловых пауз, интонации.

 

  Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации текста: заголовок, абзац, автор. Прогнозировать содержание книги по её названию и оформлению.

    Самостоятельное определение темы текста, главной мысли, структуры текста; деление на смысловые части, их озаглавливание. Понимание заглавия произведения; адекватное соотнесение с его характером. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя художественный текст. Привлечение справочных иллюстрировано – изобразительных материалов.

    Самостоятельное воспроизведение сюжета с использованием художественно – выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики по вопросам учителя, пересказ, рассказ по иллюстрациям. Высказывание своего отношения к худож. произведению.

  Характеристика героя произведения с использованием художественно – выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет.

    Характеристика героя по предложенному плану. Оценивание поступка героя с опорой на личный опыт.

     Подробный пересказ текста. Самостоятельное свободное использование выборочного пересказа по заданному фрагменту, по собственному выбору: характеристика героя произведения, описание места действия. Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраски, характеру  поступков героев.  

    Виды текста: художественные, учебные, научно – популярные. Практическое сравнение различных видов текста. Подробный и краткий пересказ учебного и научно – популярного текста.

    Типы книг: книга – произведение, книга – сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания. Виды информации: научная, художественная. Выходные данные; структура книги: автор, заглавие, подзаголовок, оглавление, аннотация, предисловие и послесловие; иллюстрации.

    Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Чтение вслух и про себя.

    Чтение вслух слогов, слов, предложений, постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами.

    Чтение про себя текстов разных жанров.

     Выразительное чтение прозаических и стихотворных произведений.

    Использование выразительных средств: интонации, темпа речи, тембра голоса, паузы.

    Чтение наизусть стихотворений.

Работа с разными видами текста.

   Текст.

    Текст и набор предложений. Художественный текст.

       Научно – популярный текст.

       Учебный текст.

       Отличие художествен

ного текста от научно – популярного текста.

      Заголовок в тексте.

     Антиципация заголовка: предложение, о чём будет рассказываться в тексте.

     Цель и назначение заглавия произведения.

    Выбор заголовка из предложенных учителем. Подбор заголовка текста учащимися класса.

    Тема текста.

    Определение темы текста сначала с помощью учителя, затем самостоятельно. Уточнение темы текста.

     Главная мысль текста.

    Обсуждение главной мысли произведения: что хотел сказать автор, чем хотел поделиться.

    Слова, словосочетания в тексте, отражающие мысли, чувства автора.

     Работа с текстом.

 Составление плана текста.

    Определение главной мысли текста.

    Определение темы каждой части: деление текста на части.

    Выделение опорных слов части текста. Озаглавливание частей текста.

Подробный пересказ текста.

    Определение главной мысли. Определение темы каждой части: деление текста на части. Выделение опорных слов фрагмента. Пересказ фрагмента текста.

   Пересказ текста.

Краткий или сжатый пересказ текста

    Определение главной мысли. Определение темы каждой части: деление текста на части. Выделение опорных слов фрагмента. Слова, выражения текста для устного высказывания. Сокращение текста. Краткий пересказ текста.

Выборочный пересказ текста

    Характеристика героя произведения: слова, выражения из текста, характеризующие героя произведения. Составление текста на основе отобранных языковых средств. Рассказ о герое по коллективно составленному плану.

    Рассказ о герое произведения по самостоятельно составленному плану.

Пересказ фрагмента текста: отбор слов, выражений из текста для характеристики места действия, самого напряжённого момента в развитии действия, времени действия героев произведения, начала действия.

    Составление текста на основе отобранных языковых средств по коллективно составленному плану.

Рассказ по иллюстрации к тексту

   Анализ иллюстрации при помощи учителя подбор соответствующего фрагмента текста. Озаглавливание  иллюстрации. Выделение опорных слов текста для рассказа по иллюстрации. Составление рассказа.

Работа с книгой

   Знакомство с книгой.

   Выбор книги с помощью учителя из ряда предложенных. Аннотация книги. Знакомство с библиотекой. Алфавитный каталог. Каталожная карточка, её назначение.

     Выбор книги по рекомендованному списку. Отзыв на книгу.

13

60

62

62

Читать вслух слоги, слова предложения; плавно читать целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания.

Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями текста. Читать художественное произведение по ролям.

Читать про себя: осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст.

Характеризовать текст: представлять, предполагать текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

Сравнивать тексты: определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства. Сравнивать произведения разных жанров.

Объяснять смысл заглавия произведения; выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса.

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять главную мысль произведения.

Пересказывать текст художественного произведения: подробно; кратко; выборочно.

Сравнивать темы произведений авторов – представителей разных народов России. Анализировать нравственно – эстетические стороны и особенности фольклорных и художественных произведений разных народов.

Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить и сюжет с соответствующим фрагментом текста:  озаглавливать иллюстрации.

Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план.

Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).

Выбирать книгу в библиотеке; объяснять назначение каталожной карточки; составлять краткий отзыв о прочитанной книге.

Культура речевого общения

   Диалог, особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Нормы и формы речевого  общения.

    Монолог как форма речевого высказывания: отбор и использование изобразительно – выразительных средств языка для создания собственного высказывания; воплощение своих жизненных впечатлений в словесном образе; самостоятельное построение композиции собственного высказывания; анализ авторского замысла; передача основной мысли текста в высказывании.

     Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам, на заданную тему.

Диалог.

    Слушание вопросов собеседника. Ответ на вопрос собеседника. Правила речевого общения. Вежливость – первое правило общения. Как задать вопрос собеседнику: правила постановки вопроса. Выражение сомнения, огорчения, просьбы в вопросе.

Монолог.

    Определение главной мысли высказывания на заданную тему. Выразительные средства языка для высказывания. Структура высказывания. Презентация высказывания окружающим.

Устный рассказ.

    Определение темы прочитанного произведения, рассмотренной иллюстрации. Определение главной мысли произведения.

    Определение темы и главной мысли устного сочинения. Выразительные средства языка для высказывания. Структура высказывания. Презентация своего высказывания окружающим.

2

30

31

37

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета. Учитывать в диалоге уровень владения собеседниками русским языком. Брать на себя роль помощника детям другой национальности в выполнении речевых заданий на русском языке.

Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации.

Конструировать монологическое высказывание ( на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства.

Создавать (устно) текст с учётом особенностей слушателей.

Систематический курс

 Круг детского чтения

    Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы XIX – XX веков, классиков детской литературы. Произведений современной отечественной и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Историческая, приключенческая литература, фантастика. Научно – популярная, справочно – энциклопедическая литература. Детские периодические издания.

    Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, животных, добре и зле, юмористические и др.

    Произведения устного народного творчества русского и других народов России. Малые формы УНТ: песенки, загадки, считалки, пословицы и поговорки. Большие формы УНТ: сказки, былины. Классики детской литературы. Классики русской литературы XIX – XX веков. Произведения отечественной и зарубежной литературы: рассказы, сказки, стихотворения, пьесы. Мифы, легенды, библейские рассказы. Детские журналы. Справочник для учащихся начальной школы. Энциклопедия «Про всё на свете».

Темы детского чтения.

    Произведения о детях, природе, взаимоотношениях людей, животных, Родине, приключенческая литература, фантастика. Детская литература народов России.

10

24

24

18

Литературоведческая пропедевтика

    Средства выразительности: сравнение, звукопись, олицетворение, метафора, гипербола, повтор. Выделение их в тексте, определение значения в художественной речи.

     Литературные понятия: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор, сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь поступки, мысли. Отношение к герою, рассказчик.

    Композиционные формы речи: повествование, описание, монолог героя, диалог героев.

    Прозаическая и стихотворная речь. Основы стихосложения: ритм, рифма.

    Историко – литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения.

     Жанровое разнообразие произведений для чтения УНТ.

    Литературная сказка. Художественные особенности сказок: лексика, структура.

    Рассказы, пьесы, повести, стихотворения, басни, очерки, статьи детской периодики – произведения классиков отечественной и зарубежной литературы XIX – XX веков .

    Малые жанры фольклора. Жанры произведений: рассказы, стихотворения, сказки. Прозаическая и стихотворная речь. Тема произведения. Главная мысль произведения. Развитие действия. Герой произведения. Характер героя. Средства выразительности. Сравнение. Метафора. Гипербола.

3

4

4

4

Сравнивать малые фольклорные жанры произведений; называть жанры, характеризовать их особенности.

Сравнивать сказки разных народов по теме, жанровым особенностям, языку.

Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах.

Наблюдать: выделять особенности разных жанров художественных произведений.

Наблюдать: находить в тексте сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

   Освоение различных позиций в тексте: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Создание различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа, создание собственного текста на основе художественного произведения.

Постановка живых картин.

    Определение фрагмента для постановки живых картин. Освоение различных ролей в тексте. Выразительные средства для инсценировки. Постановка живых картин.

Чтение по ролям.

    Определение фрагмента для чтения по ролям. Освоение различных ролей в тексте.

    Выразительные средства (тон, темп, интонация) для чтения по ролям. Чтение по ролям.

Инсценирование.

    Определение фрагмента для инсценирования. Освоение различных ролей в тексте.

    Выразительные средства (мимика, жесты, интонация) для инсценирования. Инсценирование.

Устное словесное рисование.

    Определение фрагмента для устного словесного рисования.

    Слова, словосочетания, отражающие содержание этого фрагмента. Презентация фрагмента.

Устное сочинение.

   Отражение в устном сочинении темы прочитанного произведения. Определение главной мысли произведения. Определение темы и главной мысли устного высказывания. Выразительные средства языка для высказывания. Структура высказывания. Презентация устного сочинения.

2

2

1

1

Инсценировать художественное произведение: читать по ролям, участвовать в драматизации; передавать особенности героев, используя различные выразительные средства; намечать мизансцены.

Конструировать устное сочинение: передавать замысел автора, главную мысль произведения, выразительные средства языка.

Презентовать устное сочинение.

п/п

Тема уроков

Универсальные

 учебные действия

Оборудование

1

Загадки. В. Даль «Старик- годовик»

Дополнительное чтение Загадки.

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

иллюстрации, сборник загадок, пословицы, сказки В.И.Даля

2

Пословицы. Какие бывают пословицы. Дополнительное чтение Пословицы.

3

Русская народная сказка «Самое дорогое»

познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по плану.

презентация

4

Русская народная сказка «Про Ленивую и Радивую»

5

Дополнительное чтение Русская народная сказка «Лиса и Котофей Иваныч»

коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

6

Русская народная сказка «Дочь –семилетка»

познавательные УУД:- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты

7

Дополнительное чтение Башкирская народная сказка «Умная внучка»

8

9

Русская народная сказка «Царевич – Нехитёр- Немудёр»

О присказках

регулятивные:- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке

коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

10

Дополнительное чтение Русская народная сказка «Елена Премудрая»,

познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

11

Дополнительное чтение

Чукотская народная сказка «Девушка и Месяц»

12

Скороговорки, потешки. Какие бывают скороговорки.

коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

13

Обобщение по разделу «Устное народное творчество»

познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль.

14

Былина «Добрыня и Змея»

регулятивные:-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

-учиться работать по плану.

15

Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

16

17

Былина «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич»,

 «Вольга и Микула»

познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

18

 «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»

коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

19

20

 «Первый бой Ильи Муромца», «Алёша Попович»

21

Урок – обобщение по разделу.

познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

22

Эзоп «Лисица и Виноград», И. Крылов «Лиса и Виноград»

коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

портрет автора

23

И. Крылов «Ворона и Лисица» Эзоп «Ворон и Лисица»

24

И. Крылов «Волк и Ягнёнок», «Крестьянин и Работник»

25

Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица»

А. Измайлов «Филин и чиж»

26

Обобщение по разделу «Басни»

27

Рубрика «Проверь себя»

28

А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…» Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»

познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

портрет автора

29

Дополнительное чтение А.С. Пушкин «Бой Руслана с головой»

30

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

регулятивные:- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по плану.

портрет автора

31

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

32

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

33

К. Паустовский «Сказки А.С. Пушкина»

коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

34

А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

35

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,

36

Э. Бабаев « Там лес и дол видений полны…»

37

Контрольная работа (комплексная разноуровневая контрольная работа)

познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по плану.

портрет автора

38

А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зимний вечер».

39

А.С. Пушкин «Няне»

40

Обобщение по разделу «Произведения А.С. Пушкина»

познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

41

Проверка техники чтения

42

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»,

«Чародейкою зимою…»

коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

портрет автора

43

А. Майков «Осень»

коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

портрет автора

44

А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поёт, глаза прищуря…»

познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

портрет автора

45

 Рубрика «Книжная полка» Дополнительное чтение И. Бунин «Листопад»

регулятивные:- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке

46

Л.Н. Толстой Сказка «Два брата», басня «Белка и Волк»

коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

регулятивные:-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по плану.

портрет автора

47

Дополнительное чтение Л.Н. Толстой «Ореховая Ветка»

48

49

 «Сказки Л.Н. Толстого»

Л.Н. Толстой «Работник Емельян и пустой барабан»

коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

50

Л.Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы»

регулятивные:- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке

51

Дополнительное чтение Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

52

Л.Н. Толстой «Прыжок»

коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

53

Л.Н. Толстой «Прыжок»

54

Л.Н. Толстой «Как боролся русский богатырь»

регулятивные:-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по плану.

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

портрет автора

55

 «Книги Л.Н. Толстого»

А. Сергеенко «Как Л.Н.Толстой рассказывал сказку об огурцах»

регулятивные:- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке

56

Обобщение по разделу «Произведения Л.Н. Толстого»

познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

57

58

Н.Некрасов «Крестьянские дети»

  Н.Некрасов «Мужичок с ноготок» К.Чуковский «Мужичок с ноготок»

коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

портрет автора

59

 Дополнительное чтение Н. Некрасов «Крестьянские дети»

регулятивные:-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по плану.

60

Н.Некрасов «Славная осень…»

познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

61

Дополнительное чтение

К.Чуковский «Зелёный Шум»,

Н.Некрасов «Зелёный Шум»

62

Н.Некрасов «Мороз-воевода»

регулятивные:- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке

63

 К. Чуковский «О стихах Н.А. Некрасова»

Н.Некрасов «Саша»

коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

64

Обобщение по разделу «Русские поэты» Рубрика «Проверь себя»

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

65

Рубрика «Проверь себя»

66

А. Чехов «Степь» (отрывок)

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

Коммуникативные-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

регулятивные:- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке.

портрет автора

67

Дополнительное чтение А.Чехов «Белолобый»

68

А.Чехов «Ванька»

коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

69

А.Чехов «Ванька»

70

 Л. Андреев «Кусака»

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

71

Н. Шер «О рассказах А. П. Чехова»

72

Контрольная работа (комплексная разноуровневая контрольная работа)

коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

73

74

Ш.Перро «Подарки феи»

75

Ц. Топелиус «Солнечный луч в ноябре»

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

76

Ц. Топелиус «Зимняя сказка»

77

Х-К. Андерсен «Снеговик»,

78

Проверка навыка чтения молча

79

80

 Братья Гримм «Умная дочь крестьянская»

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

81

Рубрика «Проверь себя»

-распределять роли и функции участников при выполнении коллективных творческих проектов;

-инсценировать художественные произведения, моделировать живые картины.

82

И. Никитин «Русь»

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

регулятивные:- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке

коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

регулятивные:-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по плану.

регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

83

И.Никитин «Утро»

84

И. Суриков «Детство»

85

Дополнительное чтение И. Никитин «Помню я: бывало, няня…»

86

С. Дрожжин «Привет», «Зимний день»

87

Дополнительное чтение Ф. Глинка «Москва»

88

Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов»

89

Раздел «Проверь  себя»

90

91

Д.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

регулятивные:-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по плану.

92

Дополнительное чтение В. Астафьев «Стрижонок Скрип»

93

Д.Мамин – Сибиряк «Умнее всех»

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

94

95

Дополнительное чтение Д.Мамин – Сибиряк «Постойко»

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке

96

97

98

99

А.Куприн «Синяя звезда»

коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

регулятивные:- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке

коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

100

101

А. Куприн «Барбос и Жулька»

102

103

А. Куприн «Собачье сердце»

104

Обобщение по теме « Произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка и А.И. Куприна»

105

Рубрика «Проверь себя»

106

С. Есенин «Я покинул родимый дом…»(отрывки)

познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

регулятивные:- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке

коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

регулятивные:

-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по плану.

107

С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»

108

С. Есенин «Берёза» 

Стихи С. Есенина о берёзе (отрывки)

109

110

С. Есенин «Бабушкины сказки»

111

Дополнительное чтение С. Есенин «Сыплет черёмуха снегом…»

И. Тургенев «Деревня»

112

Рубрика «Проверьте себя»

113

комплексная разноуровневая контрольная работа

114

115

116

117

К. Паустовский Сказка «Стальное колечко»

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

регулятивные:- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на урок

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

118

119

К. Паустовский «Кот- ворюга»

120

К. Паустовский. «Какие бывают дожди?» 

121

122

К. Паустовский «Заячьи лапы»

123

И.Тургенев «Воробей»

124

К. Паустовский «Тёплый хлеб»

125

Обобщение по разделу «Произведения К.Г. Паустовского»

126

Рубрика «Проверь себя»

127

С.Маршак « Урок родного языка», «Ландыш»

128

Проверка техники чтения молча.

коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

регулятивные:- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке

129

С.Маршак «Кошкин дом»

регулятивные:-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по плану.

130

В. Субботин «С Маршаком»

познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

131

132

Л. Пантелеев «Честное слово» 

коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

133

134

В.Осеева «Бабка»

135

136

Л.Пантелеев «Камилл и учитель»

регулятивные:- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке.

137

138

Дополнительное чтение Л. Пантелеев «Фенька»,

познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

139

140

Л. Пантелеев «Новенькая»

141

142

А.Гайдар «Горячий камень»

регулятивные:-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по плану.

143

144

А.Гайдар «Тимур и его команда»

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

145

С. Михалков «Аркадий Гайдар»

К.Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре» 

146

Дополнительное чтение С. Михалков «Ошибка»

147

Дополнительное чтение В. Драгунский «Девочка на шаре»

148

Обобщение «Произведения о детях и для детей»

149

Рубрика «Проверь себя»

150

М. Пришвин «Моя Родина»

регулятивные:- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке

151

152

Дополнительное чтение М. Пришвин «Двойной след»

153

154

М. Пришвин «Выскочка»

регулятивные:-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по плану.

155

М Пришвин «Жаркий час»

коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

156

В. Чалмаев «Воспоминания о М.М. Пришвине»

157

Обобщение по произведениям М.М. Пришвина

познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

158

Рубрика «Проверь себя»

159

160

161

Дж. Лондон «Бурый волк» (в сокращении)

коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

162

Комплексная разноуровневая контрольная работа

163

164

165

Э. Сетон – Томпсон «Чинк» (в сокращении)

коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

166

Проверка техники чтения молча

167

168

Дж. Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик Ден»

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке

169

Обобщение по разделу «Произведения зарубежных писателей»

170171

 Моё любимое произведение .Книги о животных

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

172-

175

Резерв

По плану:

175

По факту:171

(23.02; 24.02; 8.03; 1.05)

Материально- техническое обеспечение учебного предмета«Литературное чтение»

Наименование и средств материально – технического обеспечения

Количество

Примечание

Библиотечный фонд.

1.

УМК 1-4 классы «Начальная школа 21 века». Научный руководитель Н.Ф.Виноградова.

Стандарт начального образования по литературному чтению.

Примерная программа начального образования по литературному чтению.

1

1.

2.

Журова Л.Е, Евдокимова А.О.  Букварь.  Части №1,2.

Л.А.Ефросинина. Литературное чтение.

25компл.

3.

М.М.Безруких, М.И.Кузнецова.

Прописи №1,2,3.

25компл.

Печатные пособия

Учебно – наглядные пособия

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

16

16

16

16

Технические средства обучения

  1. Компьютер.
  2. Мультимедийный проектор

1

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая прграмма политературному  чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс

Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века"

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основании Основной образовательной программы начальн...

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Начальная школа 21 века" (1-4)

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Начальная школа 21 века" (1-4)...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы ( УМК "Начальная школа 21 века")

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа XXI века" - 3 класс

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа разработана на основе авторской программы Л.А.Ефрос...