Урок внеклассного чтения по сказке О. Уальд "Мальчик-Звезда"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Любина Татьяна Юрьевна

Знакомство с творчеством писателя. Аализ литературного произведеия. Понимание истиной красоты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon lyubina_t.yu_zip.zip1.11 МБ

Предварительный просмотр:

Любина Татьяна Юрьевна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» ЗМР РТ

Город Зеленодольск

   Урок внеклассного чтения в 4-м классе по сказке О. Уайльда "Мальчик-звезда"

   

 Цели:

  1. Познакомить учащихся с личностью писателя.
  2. Обучить навыкам анализа художественного произведения.
  3. Помочь осознать и осмыслить идейное содержание сказки.
  4. Развить все виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо ) через выборочные пересказы, развёрнутые ответы, ролевое чтение, участие в дискуссии.
  5. Воспитание доброты, внимательного отношения к людям.
  6. Подвести к пониманию того, что истинная красота невозможна без доброты, глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки.

ХОД УРОКА

  1. Слово учителя. ( Слайд №1)

2. Краткое сообщение учащегося по биографии писателя. ( Слайд №2)

3.Работа с произведением. ( Слайд №3)

По вертикали:

1. Человек, нашедший в лесу мальчика. (лесоруб)
2. Отличительная вещь, надетая на шее младенца. (ожерелье)
3. Время суток, в которое нашли младенца. (ночь)

По горизонтали:

4.Кто купил Мальчика- звезду у стен города? (волшебник)
5. Кто трижды помог мальчику? (зайчонок)
6. Кто встретил мальчика- звезду в облике прокаженного? (отец)

Давайте приглядимся к героям сказки О. Уайльда. Попробуйте найти их в таблице.

5.Работа со словарем( Слайд №4)

6.Анализ текста. ( Слайд №5)

Ребята, в каждом произведении литературы немало “загадок”, часто на каждую загадку имеется несколько правильных ответов. А отгадать лучше всех сможет тот, кто внимательно следит за “подсказками” автора. Одной из таких “подсказок” бывает название произведения.

 О. Уайльд назвал свою сказку “Мальчик-звезда”. Почему именно звезда?

 Что вы можете сказать о слове “звезда”?

Ответ: многозначное.- Какие значения этого слова использует автор в своей сказке?

Ответ: ( Слайд №6)

1. Небесное светило.
2. Знаменитость.

 Подберите ассоциации к слову “звезда” в первом и во втором значениях

Примерные ответы детей: Небесное светило – холодный свет, очень далеко, светит, но не греет, красиво сверкает. Знаменитость – звёздная болезнь, звёздность.

 Каковы симптомы звёздной болезни?

Ответы детей: Человек высокого мнения о себе, возвышается над другими, считает, что он лучше.

 Итак, слово “звезда” напоминает о неземной красоте и в то же время о высокомерии.

 Давайте же посмотрим, насколько герой оправдывает те представления, которые мы обсудили.

 При каких обстоятельствах мы впервые узнаём о Мальчике-звезде?

Ответ: В зимнем лесу его находят лесорубы.

 В какой мир погружают нас первые страницы сказки? ( Слайд №7,8)

Ответ: мир лютого холода. Холод, как правило, вызывает ассоциации со злом, непониманием.

 Какие словосочетания используют для характеристики злого человека?

Ответ: Ледяное сердце, холодный взгляд, ледяная душа. Итак, в начале сказки звучит тема холода. Но лесоруб забирает дитя и приносит его к огню, в свой дом. В какую семью попадает мальчик?

 Мальчик попадает в семью лесоруба. Что вы можете сказать о семье лесоруба, в которую попал Мальчик-звезда?

Примерные ответы детей: Семья честная, но бедная. В семье много детей. Часто нечего есть, семья очень нуждается.

Каким предстает глава семейства лесоруб?

Ответ: Добрый, сердечный, заботливый, жалостливый, честный, с добрым сердцем.

 Какими качествами наделена жена?

Ответ: Устала от работы, от того, что не хватает еды. Все время думает, чем накормить семью, во что одеть детей, много работает.

Обобщение учителя: Бедные люди сами живут в нужде, но они не забыли о сострадании и взяли мальчика на воспитание.

 Какое сердце у этих людей?

Ответ: Это люди с добрым, открытым сердцем.

Почему в доброй, честной семье вырос мальчик с каменным сердцем?

Ответ: Знал историю своего рождения. Он знатного рода, происходит от звезды. С детства выделяется среди других, возвышается над людьми. Им руководит его имя Звезда. Человек высокого мнения о себе, возвышается над другими, считает, что он лучше.

Комментарий учителя: В астрономии слово звезда – это небесное тело. Звезды бывают разной окраски: самые холодные – оранжевые, потом красные, желтые.

 Какого цвета звезда подходит больше к имени нашего героя и почему?

Ответ: Звезда оранжевого цвета, потому что он холоден со всеми, равнодушен, жесток, у него сердце окаменело.

7.Работа над портретом Мальчика-звезды. ( Слайд №9)

Что такое портрет в литературном произведении?

Ответ: Портрет – изображение внешности героя: его лица, фигуры, манеры держаться, говорить. В портрете отражается характер героя, внутренний мир, авторская оценка.

 Найдите в тексте и зачитайте, каким автор изображает героя. - Какова внешность героя? Какие приёмы использует автор, чтобы подчеркнуть красоту мальчика? ( Слайд №10)

Ответ: Красив; лицо белое; кудри, как лепестки нарцисса; губы, как лепестки алой розы; глаза, как фиалки; строен; высок, как цветок.

Ответ: Эпитет – золотые, сравнения с цветами.

 Почему именно с  цветами сравнивается внешность героя?

Примерный ответ: Нарцисс напоминает о самовлюблённости, роза красивая, но колючая, фиалка нежная, но капризная.

 В образе мальчика есть что-то величественное. Соответствует ли внешняя красота его внутреннему миру?

Работа над понятиями себялюбие, высокомерие, гордыня, злоба, жестокость.

Какую палитру красок вы возьмете, чтобы изобразить внутренний мир героя и почему?

Ответ: Черные, серые краски, потому что в герое нет положительных качеств, душа его черна, в ней нет места доброте.

 Докажите, что душа героя черна и в ней нет места доброте.

Задание по рядам: 1ряд рассматривает отношения мальчика с детьми;

2ряд рассматривает отношение к нищим и нищенке;

3ряд рассматривает отношение к лесорубу.

Ответы детей: Общаясь с детьми, герой смотрит на них сверху вниз, оскорбляет, помыкает ими, называя своими слугами. Не испытывает сострадания к бедным, швыряет камнями, прогоняет их, насмехается над нищенкой, обзывая ее грязной, безобразной. С лесорубом груб, дерзок. “Я тебе не сын, и не обязан слушаться”.

Вывод: Справедливо заметил лесоруб, что “воистину у него каменное сердце и жалость ему не ведома”.

 Может быть, встреча с матерью растопит каменное сердце нашего героя?

 Растопила ли каменное сердце мальчика встреча с матерью?

Ответ: Он наглухо затворил свое сердце, чтобы боль, мольба и стоны матери не могли проникнуть. Презрение и холод исходили от героя. Обрадовавшись, что мать ушла, мальчик побежал играть с товарищами.

 Почему окружающие стали смеяться над героем? Что изменилось в его портрете?

Ответ: Он стал мерзок, как жаба; тело покрылось чешуей, как у гадюки.

Какие художественные средства использует автор в портретной характеристике героя и для чего?

Ответ: Сравнения показывают, насколько стал безобразен герой.

Каково авторское отношение к герою? Справедливо ли автор наказал Мальчика-звезду?

Ответ: Его облик стал соответствовать внутреннему миру. ( Слайд №11)

 А изменилось ли отношение Мальчика-звезды? ( Слайд №12)

Ответ: Да. Он стал добрее, ищет свою мать, чтобы попросить прощение.

 В какой момент происходит возрождение души мальчика, и он вновь обретает красоту?

 Впервые на глазах у мальчика появились слёзы. Это слёзы обиды, жалости к себе или раскаяния?

Ответ: Конечно, это слёзы раскаяния. Он осознал, что был жесток, груб, беспощаден к матери и окружающим. Теперь герой готов пожертвовать своей жизнью.

7.Вывод урока.

 Может ли человек с каменным сердцем духовно переродиться?

Учащиеся приходят к положительному ответу. Через страдания, одиночество герой осознал свои поступки, понял, за что был наказан.

8.Домашнее задание.

Ответить на вопрос: “ Почему в финале сказки Мальчик-звезда всё-таки умирает?”

Литература:

1.Советский энциклопедический словарь. М.1982г.

2.С.И.Ожегов « Словарь русского языка» М.1984г.3.

3.О.Уайльд « Мальчик-Звезда»

4. Книга для ученика «Вокруг тебя мир» М.199

5. Богданова О. Ю., Леонова С. А., Чертова В. Ф. Методика преподавания литературы ... 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку внеклассного чтения по сказке Г. Андерсена

Презентация к уроку внеклассного чтения во 2 классе по сказке Г. Х. Андерсена "Стойкий оловянный солдатик"...

презентация к уроку внеклассного чтения по сказке О.Уайльда "Мальчик-Звезда"

презентация к уроку внеклассного чтения по сказке О.Уайльда "Мальчик-Звезда"...

Урок внеклассного чтения по сказке А.Погорельского "Черная курица"

Урок проводился в рамках изучения темы "Литературные сказки"...

Открытый урок внеклассного чтения по сказке Ю. Олеши «Три толстяка»

Данный урок проводится как итоговый .  На этом уроке учащиеся учатся анализировать содержание сказки, образы героев, определять основную мысль данного произведения.На уроке используются разные фо...

Урок внеклассного чтения по сказке А.Н. Толстого "Золотой ключик или приключения Буратино"

Итоговый урок внеклассного чтения  по сказке А.Н. Толстого "Золотой ключик или приключения Буратино" в игровой форме....

Урок внеклассного чтения "Литературные сказки XIX века" 4 класс (ОС "Школа 2100") Тест.

Тест составлен  к уроку внеклассного чтения  по теме: "Литературные сказки XIX века"  4 класс.Программа "Школа 2100"...