"Сказка мудростью богата"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Валькова Ирина Анатольевна

Урок литературного чтения по теме "Сказка мудростью богата"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему:

«Сказка мудростью богата»

(обобщающий урок)

                                  Учитель начальных классов

                                        МКОУ ООШ № 6

                                                                Валькова Ирина Анатольевна

2016 год.

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

в рамках Федерального государственного образовательного стандарта

УМК «Школа 2100»

Тема:   Обобщающий  урок “ Сказка мудростью  богата”.

           

Тип урока – обобщение знаний

 Цель:   

 1) Провести сравнительный анализ сказок разных народов о      

мудрости. Развивать у учащихся устную речь, обогащать словарный запас.   2) Продолжить формирование навыков выразительного, сознательного, выборочного, беглого чтения.  

3) Воспитывать любовь к произведениям народного творчества  и лучшие  человеческие качества: честность, доброту, преданность, скромность.

Формирование УУД

Познавательные УУД

1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую, подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3.Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2.Выразительно читать и пересказывать текст.

3.Оформлять свои мысли в устной  форме.

4. Умение работать в группах.

Регулятивные УУД

1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2.Проговаривать последовательность действий на уроке.

3.Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Личностные результаты

1.Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование:     

Иллюстрации  к сказкам                          

Презентация.

Карточки с заданиями.

Справочный материал

«Поле» и «зёрнышки» для релаксации.

Ход   урока:

1. Организационный момент

    Здравствуйте уважаемые гости! Здравствуйте дорогие ребята!  Сегодня урок литературного чтения проведу я. Зовут меня Ирина Анатольевна.

    Но наш урок необычный. Мы с вами отправимся в путешествие. А куда... вы догадайтесь сами. Слайд

      - Конечно, ребята, мы отправляемся в сказку!

  1. Актуализация знаний.

- А что же такое сказка?   (ответы)

-Где можно найти более точную информацию об этом?

-Я приготовила для вас справочный материал, который лежит у вас на столах.

- Найдите и прочитайте в нем объяснение слову сказка. (Читают про себя, потом вслух 1 человек)

   - Сказка,   байка, побасенка – это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том, чего не бывает. Если собеседнику не верят, то ему так и говорят: что ты мне сказки рассказываешь?

- Сначала вам сказки читали родители, бабушки и дедушки, потом, когда вы научились читать сами, вы обходились без помощи взрослых.  Я уверена, что вы прочитали много сказок.

   - Домовёнок Кузя, герой вашего учебника,  тоже читал с вами сказки, но запутался в названиях. Давайте поможем ему разобраться в этом. Вспомним, с какими сказками вы знакомились  на последних уроках и кто их создал.   

Мудрый дедушка – «Мудрый старик», татарская сказка. (слайд

Глупая сказка -  «Сказка о глупости»,  Иван Франко. (слайд

Мудрая девочка -  «Мудрая дева», русская сказка. (слайд

Скромный мальчик -  «Честный мальчик», корейская сказка. (слайд

Умная девушка -  «Мудрая девушка» Киргизская сказка. (слайд

Как появились дружные народы -  «Как появились разные народы», долганская сказка. (слайд

Два калача и 1 баранка -  «Три калача и одна баранка», русская сказка. (слайд

  • Молодцы, ребята!

     - Какая из сказок в этом списке лишняя и почему?

  • («Сказка о глупости» - авторская, а остальные — народные) Слайд
  • На какие группы делятся все сказки? (о животных, волшебные, бытовые) Слайд
  •  К какой группе относятся названные  сказки (бытовые)
  • А что вы знаете о бытовых сказках?
  • Прочитайте об этом в справочных материалах. (повествуют о событиях обычной жизни, освещая различные   проблемы и человеческие характеры. В них автор высмеивает негативные человеческие качества Здесь высмеиваются отрицательные качества богачей и тщеславных людей, в то время как представители народа воплощают в себе положительные черты. Бытовые сказки показывают, что главное – не деньги и сила, а доброта, честность и ум.  Слайд
  • Как вы думаете, чем богата бытовая сказка? (Бытовая сказка богата мудростью.)
  • А какие сказки больше отражают это человеческое качество?  (Мудрый старик, мудрая девушка, мудрая дева) Слайд

2. Сообщение  темы

  • Я думаю, вы без труда назовёте тему нашего урока с помощью опорных слов (богатство, сказка, мудрость) Слайд
  • Тема нашего урока «Сказка мудростью богата». Слайд
  • Какое значение у слова богатство? (справочник)

(Богатство - обилие материальных ценностей, денег)

  • Но важнее, ребята, духовные ценности! К ним относится мудрость.
  • А что же такое  мудрость? (справочник)

(Мудрость — это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт)

  • Сегодня мы с вами приведем все знания в систему и определим, чему нас учат сказки.

А теперь я предлагаю немного вспомнить начало сказок.

  • Продолжите читать отрывок начатый мною и назовите сказку:

с. 5 1-е предложение: Еще в давние времена жил..... (старик)

с. 19 1-е предложение: Ехали два брата....(дева)

с.  11 1 -е предложение: В старые, давние времена жил....(девушка)

 Работа в группах.

-А сейчас вы будете работать в группах

Давайте повторим  правила работы в группах Слайд

1. Один говорит, другие слушают.

2. Работать должны  все вместе.

3. Свое несогласие высказывай вежливо.

4. Если не понял, переспроси.

  1. Сигналим о завершении работы.

ФИЗМИНУТКА «Добрые и злые сказочные герои) Слайды

-  Сейчас случайным способом распределим задания  по группам.  (конверты по выбору)

- Вы получили конверты с названием сказки

.Прочитайте план, по которому вы будете работать. Слайд

Один ребёнок озвучивает сказку

 1 группа: «Мудрый старик» татарская сказка      

 2 группа: «Мудрая девушка» киргизская сказка

 3группа:  «Мудрая дева» русская сказка                                          

 4 группа: Соберите пазлы по прочитанным сказкам (вывешивают их на доску по ходу работы трех групп)

- Итак, покажите, как вы умеете работать. Слайд   (работа под музыку)

- Вы готовы?

(«Мудрый старик»: 1. Мудрым был7о – летний старик.

      2. Загадки: *  Где находится драгоценный камень.

                         *  Отгадать, который жеребец был молодой, который – старый.

                         *  Какое бревно отпилено от верхней половины дерева, а какое – от нижней. (картинка)

«Мудрая девушка»: 1.Мудрая была девушка Даанышман

                                   2. Загадки:* Какое расстояние между востоком и западом.

                                                      * Какое расстояние между небом и землёй.

                                                      * Какое расстояние между правдой и ложью.(картинка)

« Мудрая дева»: 1 Мудрая была девочка - семилетка

                             2. Загадки:       *  Что всего сильней и быстрей.

                                                       *  Что всего жирней.

                                                       *  Что всего мягче.

  • Что всего милее. (картинка)

Выборочное чтение

- Ребята, вы видите иллюстрации к сказкам, найдите отрывок из текста, который подходит к картинке.      

- Мудрый старик (с. 5)В столице падишаха жил  в это время один юноша…….

- Мудрая девушка (с.17) Так бедная девушка стала ханской женой…….

- Мудрая дева (с. 19) У бедного кобыла принесла ночью……                                            

- Что же ценит народ в героях?

  • Все народы во все времена ценят умных, мудрых людей. Житейская мудрость часто спасала людей в трудную минуту.

Физкультминутка для глаз

Работа с кроссвордом

-  А теперь я предлагаю разгадать кроссворд по прочитанным сказкам Слайд

http://festival.1september.ru/articles/522054/img1.gif

1. Кто помог богатому брату отгадать загадки?
2. Кем был Болотбек до правления ханством?
3. Кто из героев сказки сказал: «Всё равно от них нет никакой пользы»?
4. Министр, приближённый падишаха.
5. Верный друг Сарыбая.
6. Чего милее нет на свете у девочки - семилетки?
7. Что являлось причиной печали и слёз Болотбека?
8. Кто помог бедному брату отгадать загадки?

- Какое слово получилось по вертикали? (Мудрость). 

 Продолжение работы по обобщению знаний.

- В России живут люди более 200 национальностей! Живут дружно, стараются узнать о культуре другой нации как можно больше, уважают традиции друг друга!

- Мудрость, доброта, преданность  всегда ценились разными народами. Это нашло отражение и  в пословицах.

 - Помогите мне закончить пословицы, которые подходят ко всем нашим сказкам Слайд

Умный и без денег  . . .   (богат)

Как ни мудри, а совести (не перемудришь)

Не за бороду – за ум (жалуют).

Умное повторять (не грех)

В умной беседе - ума набраться, а в глупой (свой потерять)

Книга — книгой, а своим умом (двигай)

Чтение за диктором

Давайте прочитаем каждую пословицу вместе со мной и объясним ее значение.

 - Какие пословицы  вы бы хотели запомнить, чтобы следовать им в жизни?

в) – Ребята, а  название раздела тоже  народная пословица.

  Сказка мудростью богата.

- Почему так говорят?

  • Не зря народ уделяет столько внимания сказкам, их мудрости.

Слайд

  • А сейчас мы отправимся на небольшую экскурсию в Подмосковный музей русской сказки, который называется «Жили – были» Закройте глаза.

Слайд И вот перед нами терем. А внутри всё оформлено в стиле русской избы.

Деревянная мебель, вдоль стен стеллажи с книжками, полки с поделками. Детям предлагается это все посмотреть и потрогать.

  Три комнаты. В первых двух зрители сидят на пенёчках. А в третьей водят хоровод, играют, наряжаются и перевоплотившись в сказочных героев, обретают в сказке главное богатство — мудрость.

Работа по учебнику

Хотели бы вы попасть в этот музей?

 Я предлагаю прочитать отрывки наших сказок от имени героев, то есть по ролям.

Чтение по ролям

Мудрый старик:

- Падишаха и юноши, об отмене жестокого приказа.  (с. 10)

Мудрая девушка:

- Даанышман и Болотбека, когда он понял, что был несправедлив. (с. 18)

Мудрая дева:

- Семилетки и царя (24-25)

Обобщение

- Почему же эти сказки стоят рядом в нашем разделе?
- Ответить на этот вопрос, нам поможет таблица  анализа сказок.

   Чьи это сказки?

Татарская

Киргизская

Русская

Назовите правителей этих стран

Падишах

Хан

Царь

Кто был мудрым?

Старик

Девушка Даанышман

Девочка-семилетка

Сколько в сказке загадок?

3

3

4

Какие?

- как определить, где находится камень?

- как отличить молодого коня от старого?

-как определить, какое из двух брёвен отпилено от верхней половины, а какое от нижней?

- какое расстояние между востоком и западом?

- какое расстояние между небом и землёй?

- какое расстояние между правдой и ложью?

- что быстрее и сильнее?

- что всего жирней?

- что всего мягче?

- что всего милей?

Кому помогла мудрость?

- юноше

- старику

- народу

- джигиту

- девушке Даанышман

-старику

Какие концовки у сказок?

Видно и старики бывают полезны. Без них тоже не обойдёшься!” - сказал падишах и отменил свой жестокий приказ.

Стыдно стало ему перед женой-умницей. Он понял, что был не справедлив.

Присудил отдать жеребёнка бедному мужику.

Что ценит народ в героях сказок?

- ум

- мудрость

- ум

- мудрость

- ум

- мудрость

- догадку

Итог урока. 

- Почему сказки стоят рядом в нашем разделе? (Они о мудрости; показано, что мудрыми бывают в разном возрасте).

Итак, сказка мудростью богата!

 - Сформулировать вывод урока предлагаю в форме синквейна.  

(Синквейн – это один из приёмов активатизации познавательной активности учащихся на уроке. Это необычное стихотворение ,состоящее из пяти строк и написанное по определенным правилам).

Вывод: Мудрость не имеет  возраста, не имеет национальности, она не передаётся по наследству, её не купишь за деньги.

Рефлексия

 «Солнышки и тучки»

Релаксация

  • А чем еще богата сказка? Какие слова можно подобрать?
  • Любовь, тепло, нежность! Какие это прекрасные слова! И как от них становится на душе хорошо!

- Эти чувства не возникают просто так. Я верю, что эти сказки заронили вам в душу зёрнышки любви, доброты, которые будут  прорастать и приносить хорошие плоды.

- Напишите на зёрнышках, которые лежат у вас на столе одно доброе слово. Мы засадим наше общее поле, чтобы все люди могли пользоваться нашими плодами.

(Дети пишут слова и прикрепляют на ватмане листочки и читают их)

- Я рада, что вы нашли такие хорошие слова для того что бы засеять наше поле!

-Испокон веков человеку приходилось противостоять злобе, жадности, корысти. И он знал, что только собственная смекалка и верные друзья и мудрость ему помогут справиться с бедами.

9.  Домашнее задание.

- Выберите задания по своему желанию:

1. Напишите пожелания другим ребятам, кто не читал эти сказки

2.Придумайте три вопроса к сказкам.

3. Приготовьте выразительное чтение отрывка из той сказки, которая вам понравилась и сделайте рисунок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения.Обобщение по разделу " Сказка мудростью богата

Учитель:Горобец Елена ЕвгеньевнаОбразовательное учреждение:Муниципальное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 13Предмет: литературное чтение....

Обобщающий урок литературного чтения по разделу "Сказка мудростью богата"

Мои ученики очень любят проводить обобщающие уроки в форме игры "Умники и умницы". Сегодня закончили раздел "Сказка мудростью богата" (книга для чтения "Маленькая дверь в большой мир" Р.Н. и Е.в. Буне...

Урок по чтению на тему:«Сказка мудростью богата»

Урок разработан для 2 класса.Цели урока:  Формировать навыки правильного, выразительного чтения, умения обобщать и делать выводы; совершенствовать звуковую культуру речи; развивать и обогаща...

Фрагмент интегрированного урока "Сказка мудростью богата..."

Интегрированный урок литературного чтения и рисования....

"Сказка мудростью богата" - заключительный урок

Урок построен в виде викторины по пройденному разделу. Класс делится на три команды, названия - сказочные, за правильные  содержательные ответы детям вручаются жетоны.Урок проходит весело, задорн...

Сказка мудростью богата

Цели урока:  Формировать навыки правильного, выразительного чтения, умения ...


 

Комментарии

Валькова Ирина Анатольевна

интересно