"Сказка мудростью богата"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Урок литературного чтения по теме "Сказка мудростью богата"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока на тему:
«Сказка мудростью богата»
(обобщающий урок)
Учитель начальных классов
МКОУ ООШ № 6
Валькова Ирина Анатольевна
2016 год.
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
в рамках Федерального государственного образовательного стандарта
УМК «Школа 2100»
Тема: Обобщающий урок “ Сказка мудростью богата”.
Тип урока – обобщение знаний
Цель:
1) Провести сравнительный анализ сказок разных народов о
мудрости. Развивать у учащихся устную речь, обогащать словарный запас. 2) Продолжить формирование навыков выразительного, сознательного, выборочного, беглого чтения.
3) Воспитывать любовь к произведениям народного творчества и лучшие человеческие качества: честность, доброту, преданность, скромность.
Формирование УУД
Познавательные УУД
1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую, подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3.Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2.Выразительно читать и пересказывать текст.
3.Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группах.
Регулятивные УУД
1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2.Проговаривать последовательность действий на уроке.
3.Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Личностные результаты
1.Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование:
Иллюстрации к сказкам
Презентация.
Карточки с заданиями.
Справочный материал
«Поле» и «зёрнышки» для релаксации.
Ход урока:
1. Организационный момент
Здравствуйте уважаемые гости! Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня урок литературного чтения проведу я. Зовут меня Ирина Анатольевна.
Но наш урок необычный. Мы с вами отправимся в путешествие. А куда... вы догадайтесь сами. Слайд
- Конечно, ребята, мы отправляемся в сказку!
- Актуализация знаний.
- А что же такое сказка? (ответы)
-Где можно найти более точную информацию об этом?
-Я приготовила для вас справочный материал, который лежит у вас на столах.
- Найдите и прочитайте в нем объяснение слову сказка. (Читают про себя, потом вслух 1 человек)
- Сказка, байка, побасенка – это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том, чего не бывает. Если собеседнику не верят, то ему так и говорят: что ты мне сказки рассказываешь?
- Сначала вам сказки читали родители, бабушки и дедушки, потом, когда вы научились читать сами, вы обходились без помощи взрослых. Я уверена, что вы прочитали много сказок.
- Домовёнок Кузя, герой вашего учебника, тоже читал с вами сказки, но запутался в названиях. Давайте поможем ему разобраться в этом. Вспомним, с какими сказками вы знакомились на последних уроках и кто их создал.
Мудрый дедушка – «Мудрый старик», татарская сказка. (слайд
Глупая сказка - «Сказка о глупости», Иван Франко. (слайд
Мудрая девочка - «Мудрая дева», русская сказка. (слайд
Скромный мальчик - «Честный мальчик», корейская сказка. (слайд
Умная девушка - «Мудрая девушка» Киргизская сказка. (слайд
Как появились дружные народы - «Как появились разные народы», долганская сказка. (слайд
Два калача и 1 баранка - «Три калача и одна баранка», русская сказка. (слайд
- Молодцы, ребята!
- Какая из сказок в этом списке лишняя и почему?
- («Сказка о глупости» - авторская, а остальные — народные) Слайд
- На какие группы делятся все сказки? (о животных, волшебные, бытовые) Слайд
- К какой группе относятся названные сказки (бытовые)
- А что вы знаете о бытовых сказках?
- Прочитайте об этом в справочных материалах. (повествуют о событиях обычной жизни, освещая различные проблемы и человеческие характеры. В них автор высмеивает негативные человеческие качества Здесь высмеиваются отрицательные качества богачей и тщеславных людей, в то время как представители народа воплощают в себе положительные черты. Бытовые сказки показывают, что главное – не деньги и сила, а доброта, честность и ум. Слайд
- Как вы думаете, чем богата бытовая сказка? (Бытовая сказка богата мудростью.)
- А какие сказки больше отражают это человеческое качество? (Мудрый старик, мудрая девушка, мудрая дева) Слайд
2. Сообщение темы
- Я думаю, вы без труда назовёте тему нашего урока с помощью опорных слов (богатство, сказка, мудрость) Слайд
- Тема нашего урока «Сказка мудростью богата». Слайд
- Какое значение у слова богатство? (справочник)
(Богатство - обилие материальных ценностей, денег)
- Но важнее, ребята, духовные ценности! К ним относится мудрость.
- А что же такое мудрость? (справочник)
(Мудрость — это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт)
- Сегодня мы с вами приведем все знания в систему и определим, чему нас учат сказки.
А теперь я предлагаю немного вспомнить начало сказок.
- Продолжите читать отрывок начатый мною и назовите сказку:
с. 5 1-е предложение: Еще в давние времена жил..... (старик)
с. 19 1-е предложение: Ехали два брата....(дева)
с. 11 1 -е предложение: В старые, давние времена жил....(девушка)
Работа в группах.
-А сейчас вы будете работать в группах
Давайте повторим правила работы в группах Слайд
1. Один говорит, другие слушают.
2. Работать должны все вместе.
3. Свое несогласие высказывай вежливо.
4. Если не понял, переспроси.
- Сигналим о завершении работы.
ФИЗМИНУТКА «Добрые и злые сказочные герои) Слайды
- Сейчас случайным способом распределим задания по группам. (конверты по выбору)
- Вы получили конверты с названием сказки
.Прочитайте план, по которому вы будете работать. Слайд
Один ребёнок озвучивает сказку
1 группа: «Мудрый старик» татарская сказка
2 группа: «Мудрая девушка» киргизская сказка
3группа: «Мудрая дева» русская сказка
4 группа: Соберите пазлы по прочитанным сказкам (вывешивают их на доску по ходу работы трех групп)
- Итак, покажите, как вы умеете работать. Слайд (работа под музыку)
- Вы готовы?
(«Мудрый старик»: 1. Мудрым был7о – летний старик.
2. Загадки: * Где находится драгоценный камень.
* Отгадать, который жеребец был молодой, который – старый.
* Какое бревно отпилено от верхней половины дерева, а какое – от нижней. (картинка)
«Мудрая девушка»: 1.Мудрая была девушка Даанышман
2. Загадки:* Какое расстояние между востоком и западом.
* Какое расстояние между небом и землёй.
* Какое расстояние между правдой и ложью.(картинка)
« Мудрая дева»: 1 Мудрая была девочка - семилетка
2. Загадки: * Что всего сильней и быстрей.
* Что всего жирней.
* Что всего мягче.
- Что всего милее. (картинка)
Выборочное чтение
- Ребята, вы видите иллюстрации к сказкам, найдите отрывок из текста, который подходит к картинке.
- Мудрый старик (с. 5)В столице падишаха жил в это время один юноша…….
- Мудрая девушка (с.17) Так бедная девушка стала ханской женой…….
- Мудрая дева (с. 19) У бедного кобыла принесла ночью……
- Что же ценит народ в героях?
- Все народы во все времена ценят умных, мудрых людей. Житейская мудрость часто спасала людей в трудную минуту.
Физкультминутка для глаз
Работа с кроссвордом
- А теперь я предлагаю разгадать кроссворд по прочитанным сказкам Слайд
1. Кто помог богатому брату отгадать загадки?
2. Кем был Болотбек до правления ханством?
3. Кто из героев сказки сказал: «Всё равно от них нет никакой пользы»?
4. Министр, приближённый падишаха.
5. Верный друг Сарыбая.
6. Чего милее нет на свете у девочки - семилетки?
7. Что являлось причиной печали и слёз Болотбека?
8. Кто помог бедному брату отгадать загадки?
- Какое слово получилось по вертикали? (Мудрость).
Продолжение работы по обобщению знаний.
- В России живут люди более 200 национальностей! Живут дружно, стараются узнать о культуре другой нации как можно больше, уважают традиции друг друга!
- Мудрость, доброта, преданность всегда ценились разными народами. Это нашло отражение и в пословицах.
- Помогите мне закончить пословицы, которые подходят ко всем нашим сказкам Слайд
Умный и без денег . . . (богат)
Как ни мудри, а совести (не перемудришь)
Не за бороду – за ум (жалуют).
Умное повторять (не грех)
В умной беседе - ума набраться, а в глупой (свой потерять)
Книга — книгой, а своим умом (двигай)
Чтение за диктором
Давайте прочитаем каждую пословицу вместе со мной и объясним ее значение.
- Какие пословицы вы бы хотели запомнить, чтобы следовать им в жизни?
в) – Ребята, а название раздела тоже народная пословица.
Сказка мудростью богата.
- Почему так говорят?
- Не зря народ уделяет столько внимания сказкам, их мудрости.
Слайд
- А сейчас мы отправимся на небольшую экскурсию в Подмосковный музей русской сказки, который называется «Жили – были» Закройте глаза.
Слайд И вот перед нами терем. А внутри всё оформлено в стиле русской избы.
Деревянная мебель, вдоль стен стеллажи с книжками, полки с поделками. Детям предлагается это все посмотреть и потрогать.
Три комнаты. В первых двух зрители сидят на пенёчках. А в третьей водят хоровод, играют, наряжаются и перевоплотившись в сказочных героев, обретают в сказке главное богатство — мудрость.
Работа по учебнику
Хотели бы вы попасть в этот музей?
Я предлагаю прочитать отрывки наших сказок от имени героев, то есть по ролям.
Чтение по ролям
Мудрый старик:
- Падишаха и юноши, об отмене жестокого приказа. (с. 10)
Мудрая девушка:
- Даанышман и Болотбека, когда он понял, что был несправедлив. (с. 18)
Мудрая дева:
- Семилетки и царя (24-25)
Обобщение
- Почему же эти сказки стоят рядом в нашем разделе?
- Ответить на этот вопрос, нам поможет таблица анализа сказок.
Чьи это сказки? | Татарская | Киргизская | Русская |
Назовите правителей этих стран | Падишах | Хан | Царь |
Кто был мудрым? | Старик | Девушка Даанышман | Девочка-семилетка |
Сколько в сказке загадок? | 3 | 3 | 4 |
Какие? | - как определить, где находится камень? - как отличить молодого коня от старого? -как определить, какое из двух брёвен отпилено от верхней половины, а какое от нижней? | - какое расстояние между востоком и западом? - какое расстояние между небом и землёй? - какое расстояние между правдой и ложью? | - что быстрее и сильнее? - что всего жирней? - что всего мягче? - что всего милей? |
Кому помогла мудрость? | - юноше - старику - народу | - джигиту - девушке Даанышман | -старику |
Какие концовки у сказок? | “Видно и старики бывают полезны. Без них тоже не обойдёшься!” - сказал падишах и отменил свой жестокий приказ. | Стыдно стало ему перед женой-умницей. Он понял, что был не справедлив. | Присудил отдать жеребёнка бедному мужику. |
Что ценит народ в героях сказок? | - ум - мудрость | - ум - мудрость | - ум - мудрость - догадку |
Итог урока.
- Почему сказки стоят рядом в нашем разделе? (Они о мудрости; показано, что мудрыми бывают в разном возрасте).
Итак, сказка мудростью богата!
- Сформулировать вывод урока предлагаю в форме синквейна.
(Синквейн – это один из приёмов активатизации познавательной активности учащихся на уроке. Это необычное стихотворение ,состоящее из пяти строк и написанное по определенным правилам).
Вывод: Мудрость не имеет возраста, не имеет национальности, она не передаётся по наследству, её не купишь за деньги.
Рефлексия
«Солнышки и тучки»
Релаксация
- А чем еще богата сказка? Какие слова можно подобрать?
- Любовь, тепло, нежность! Какие это прекрасные слова! И как от них становится на душе хорошо!
- Эти чувства не возникают просто так. Я верю, что эти сказки заронили вам в душу зёрнышки любви, доброты, которые будут прорастать и приносить хорошие плоды.
- Напишите на зёрнышках, которые лежат у вас на столе одно доброе слово. Мы засадим наше общее поле, чтобы все люди могли пользоваться нашими плодами.
(Дети пишут слова и прикрепляют на ватмане листочки и читают их)
- Я рада, что вы нашли такие хорошие слова для того что бы засеять наше поле!
-Испокон веков человеку приходилось противостоять злобе, жадности, корысти. И он знал, что только собственная смекалка и верные друзья и мудрость ему помогут справиться с бедами.
9. Домашнее задание.
- Выберите задания по своему желанию:
1. Напишите пожелания другим ребятам, кто не читал эти сказки
2.Придумайте три вопроса к сказкам.
3. Приготовьте выразительное чтение отрывка из той сказки, которая вам понравилась и сделайте рисунок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения.Обобщение по разделу " Сказка мудростью богата
Учитель:Горобец Елена ЕвгеньевнаОбразовательное учреждение:Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13Предмет: литературное чтение....
Обобщающий урок литературного чтения по разделу "Сказка мудростью богата"
Мои ученики очень любят проводить обобщающие уроки в форме игры "Умники и умницы". Сегодня закончили раздел "Сказка мудростью богата" (книга для чтения "Маленькая дверь в большой мир" Р.Н. и Е.в. Буне...
Урок по чтению на тему:«Сказка мудростью богата»
Урок разработан для 2 класса.Цели урока: Формировать навыки правильного, выразительного чтения, умения обобщать и делать выводы; совершенствовать звуковую культуру речи; развивать и обогаща...
Фрагмент интегрированного урока "Сказка мудростью богата..."
Интегрированный урок литературного чтения и рисования....
"Сказка мудростью богата" - заключительный урок
Урок построен в виде викторины по пройденному разделу. Класс делится на три команды, названия - сказочные, за правильные содержательные ответы детям вручаются жетоны.Урок проходит весело, задорн...
Сказка мудростью богата
Цели урока: Формировать навыки правильного, выразительного чтения, умения ...
Литературное чтение. 2 класс. Школа2100 Тема раздела: «Сказка мудростью богата». Тема урока: Где правда, там и счастье (корейская сказка «Честный мальчик»).
Литературное чтение. 2 класс. Школа2100Тема раздела: «Сказка мудростью богата»....
- Мне нравится (1)
Комментарии
интересно
интересно