Разработки уроков по литературному чтению.
план-конспект урока по чтению по теме


Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС.

ТЕМА УРОКА:  СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. А. БАРТО «Я – ЛИШНИЙ», Я. АКИМ «МАМА»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель деятельности педагога: создать условия для формирования нравственных понятий «труд – лень», для развития учебных и читательских умений, в том числе умения выделять главную мысль произведения

Планируемые результаты

Предметные: научатся определять и называть жанры и темы изучаемых произведений, использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения); получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного произведения, высказывать суждения о произведении и поступках героев

Метапредметные:

•  познавательные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; структурируют знания; владеют техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; составляют несложные монологические высказывания о героях;

•  регулятивные – планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивают правильность их выполнения;

•  коммуникативные – оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета, составляют небольшие устные монологические высказывания

Личностные: осознают значимость чтения для развития и обучения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организационный момент.

Проверка домашнего задания

Звучит песня «Из чего же, из чего же?..» (русский текст Я. Халецкого).

– Сегодня мы совершим путешествие в Страну веселого детства. Отправиться туда нетрудно: раскроем книгу, начнем читать – и сразу окажемся в этой чудесной стране. Все могут там побывать – и дети, и взрослые. Для всех найдется что-нибудь интересное, каждый найдет, чему улыбнуться. Я приглашаю вас в литературную гостиную, посвященную детским стихам.

- Учащиеся читают самостоятельно придуманные рассказы.

Демонстрируют готовность к уроку.

Читают рассказы В. Осеевой. Рассказывают истории

Проявлять эмоциональное отношение в учебно-познавательной деятельности. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

II. Объявление темы и постановка целей урока

Новых книг живые строки

Открывают путь широкий.

Жить без книг мы не могли бы,

Дорог нам их вечный свет,

Книгам добрым, интересным

Мы всем классом шлем…

(привет!)

– Сегодня мы отправляемся в гости к стихотворениям. Сочинили их разные авторы.

Запись на доске: Агния Барто, Яков Аким.

– Произведения каких авторов вам известны? О чем они? Кто их герои?

Формулируют тему урока.

Заранее подготовленные дети читают отрывки из стихов А. Барто «Подари, подари…», «Наступили холода», «Помощница», «Я выросла», «Звонки»

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

III. Изучение нового материала.

Работа со стихотворением

А. Барто «Я – лишний»

– Агния Львовна Барто – удивительный человек, большой друг детей. Посмотрите на ее портрет. Кого она вам напоминает?

Обратите внимание на глаза, ведь глаза – это зеркало души. Что вы видите в них? Что вы знаете об этой поэтессе?

А. Барто написала много стихов: смешных, озорных, серьезных, печальных… Из воспоминаний поэтессы:

«Однажды какой-то мальчик, позвонив мне по телефону, сказал с обидой:

– Зачем вы про меня написали? Это все неправда!

– Почему ты решил, что это про тебя?

– Так в классе все говорят!

– А тебе сколько лет?

– Десять.

– А я эти стихи писала 15 лет назад, когда тебя и на свете не было…»

– Годы идут. Давно нет уже с нами А. Л. Барто. Но не случалось ли вам узнавать в ее героях себя?

Работают по теме урока, слушают ответы одноклассников, дополняют своими высказываниями.

– Бабушку

Осуществлять анализ объектов (поэтического произведения) с выделением последовательности развития сюжета

Самостоятельное знакомство с произведением

– Найдите и прочитайте фамилию автора, заглавие.

Выполняют задания 1–2 к тексту (учебник).

Самостоятельно моделируют обложку в тетради (задание 1)

Самостоятельно читают текст.

Чтение стихотворения хорошо читающим учеником

Осуществлять анализ объекта (содержание произведения)

Работа с готовой моделью

– Покажите фамилию автора. Прочитайте.

– Что вы прочитали? Прочитайте заголовок

– А. Барто.

– Фамилию автора

Использовать модели для решения учебной задачи

Работа с пословицами

– Прочитайте в учебнике пословицу. Объясните ее смысл. Подходит ли она к стихотворению А. Барто?

– Прочитай пословицу по стрелке в рабочей тетради. Эта пословица подходит к стихотворению А. Барто?

Ленивые руки…

…будешь кормиться

Будешь трудиться…

…чужие труды любят

У лентяя Федорки…

…люби и саночки возить

Любишь кататься…

…всегда отговорки

– Соберите пословицы

Выполняют задание 2 (тетрадь) с последующей коллективной проверкой.

Выразительно читают пословицы

Понимать смысл информации

Работа над выразительностью чтения

– Как автор относится к Сергею? Как следует читать слова автора? Каким вы представляете Сергея? Как читать его слова? Какое настроение у ребят? Как читать их слова?

Выполняют подготовку к выразительному чтению стихотворения

Выразительно читать; понимать на слух ответы учащихся. Осуществлять анализ объекта
(выразительность чтения)

Работа с выставкой книг

– Рассмотрите обложки книг. Что заметили?

– Кто автор этих книг? Какие произведения включены в них? В какой книге одно произведение, а в какой – несколько?

МАМА

Мама, очень-очень

Я тебя люблю!

Так люблю, что ночью

В темноте не сплю.

Вглядываюсь в темень,

Зорьку тороплю.

Я тебя все время,

Мамочка, люблю!

К. Кубилинскас

– Прочитайте самостоятельно.

– Как поэт относится к маме? Как надо читать это стихотворение? Прочитайте выразительно

– На выставке представлены книги, одинаковые по названию, но разных годов выпуска и разные по оформлению

Анализировать, находить общее и различия, делать выводы

Работа со стихотворением Я. Акима «Мама»

– А сейчас мы с вами познакомимся с еще одним поэтом, который писал для детей и о детях. Это Яков Лазаревич Аким. Он родился в 1923 году в г. Галич Костромской области. Яков Лазаревич написал много стихов, которые собраны в сборники для детей.

– У Я. Акима тоже есть стихотворение «Мама». Прочитайте его друг другу

Работают в парах.

Выполняют задания в учебнике и тетради

Осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия

– Со стихотворениями каких авторов вы встретились сегодня? Что вы узнали об этих писателях? Какие стихи особенно понравились? Чему хотели научить вас поэты?

Для самостоятельной работы: выразительно читать одно из стихотворений; выучить наизусть стихотворение Я. Акима «Мама»; придумать свое произведение с заголовком «Я – лишний!» и сделать к нему рисунок

Отвечают на вопросы, формулируют вывод

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности



Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС.

 СТИХОТВОРЕНИЯ О ЖИВОТНЫХ. А. БЛОК «ЗАЙЧИК»

Тип урока: изучение нового материала

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления со стихотворением А. Блока «Зайчик», выявления настроения и чувств, которые передает поэт, для развития умения слушать стихотворение, осознанно воспринимать, формулировать ответы на вопросы по содержанию, правильно называть стихотворение (фамилия автора, заголовок); способствовать воспитанию доброго отношения к природе, всему живому

Планируемые результаты

Предметные: научатся моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о животном), эмоционально реагировать на события произведения при слушании; получат возможность научиться инсценировать отдельные эпизоды произведения

Метапредметные:

•  познавательные – знакомятся со стихотворением А. Блока, определяют настроение, чувства, которые передает поэт;

•  регулятивные – удерживают цель деятельности до получения ее результата, оценивают уровень владения тем или иным учебным действием (отвечают на вопрос «Чего я не знаю и не умею?»);

•  коммуникативные – составляют небольшие устные монологические высказывания, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления

Личностные: проявляют положительное отношение к уроку литературного чтения, высказывают свое мнение о прослушанном произведении

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организационный момент. Подготовка к восприятию стихотворения

Солнце реже смеется, нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется и заплачет спросонья.

           К. Бальмонт

Звучит произведение П. Чайковского «Осенняя песня».

– Осень, осень на дворе. Листья падают с деревьев, трава увядает. Летят в небе птицы. На хвостах своих лето уносят.

Здравствуй, осень! Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла!

У тебя мы, осень, спросим:

Что в подарок принесла?

– Что вы представляете, когда слышите слово «осень»?

Проявляют эмоции в процессе слушания произведений, выражают их в мимике, жестах, экспрессивности высказываний.

Слушают музыкальное произведение. Формулируют ответ на вопрос

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Проявлять в высказываниях готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к природе

II. Объявление темы,  постановка целей урока

– Осень – это вечер года. Многие великие русские поэты писали стихи об осени. Читая эти строки, можно почувствовать разное настроение: восхищение, грусть, печаль об ушедшем лете, ожидание чуда.

Читает стихи об осени.

– Одинаково ли пишут поэты? Как они говорят об осени?

– Сегодня вы познакомитесь со стихотворением А. Блока «Зайчик». Постарайтесь почувствовать настроение природы и человека.

Потихоньку уходит вдаль царица по имени Осень. Она покидает свой расписной терем. Перед нами совсем другая картина. Представьте, что мы в лесу. Я начинаю читать

Слушают информацию, соблюдают нормы и правила школьной жизни

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

III. Работа по теме урока.

Первичное чтение стихотворения учителем. Выявление первичного восприятия. Беседа

– Что я вам читала? Правильно, это стихотворение. Нарисуйте на листочке треугольник.

– О ком это стихотворение? Правильно, это стихотворение о зайчике, о животном. Закрасьте треугольник коричневым цветом.

– Кто написал это произведение? Автор этого стихотворения – русский поэт Александр Блок. Вы еще не умеете писать, поэтому вместо фамилии автора рисуем в верхней части листочка рамочку…

Слушают произведение. Формулируют ответы на вопросы, моделируют обложку.

Стихотворение о животном

Анализировать, находить общее и различия, делать выводы.

Проявлять высокий уровень учебной мотивации

Моделирование обложки

– Как Блок озаглавил свое стихотворение? Правильно, поэт дал своему стихотворению заголовок «Зайчик». Нарисуйте на листочке в нижней части рамочку

Работа с готовой моделью

– Покажите фамилию автора. Прочитайте: «Блок».

– Что вы прочитали?

– Прочитайте заголовок.

– Понравилось ли вам стихотворение? Какое чувство вызывает оно у вас? Какое настроение передает это стихотворение?

Ученики, поставив пальчик на красную рамочку, повторяют фамилию – Блок.

Фамилию автора.

Указывают заголовок и читают:  «Зайчик»

Использовать модели для решения учебной задачи

Работа со схемой

На доске записан словесный ряд – словарь осенних настроений.

Беспокойное

Неуютное

Сонное

волшебное

обиженное

спокойное

грустное

печальное

таинственное

доброе

приятное

теплое

загадочное

противоречивое

тихое

ленивое

радостное

торжественное

мечтательное

светлое

тревожное

мрачное

сказочное

удивленное

боязливое

солнечное

хмурое

– Какую картину представили? Нарисуйте словами. Какие краски вам бы потребовались? Какие звуки услышали?

Незримо по лесам поет и бродит Осень… Осень – долгое время года. Она начинается обычно как праздник красок, а заканчивается ненастьями, когда деревья голые, грязь, дождь, сырость.

– Каких животных можно встретить в осеннем лесу? Какие изменения происходят в жизни диких животных? Как они готовятся к зиме?

– Отгадайте загадки.

Читает учитель или хорошо читающие дети.

С ветки на ветку, быстрый, как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал.

– Белка делает запасы орехов, желудей и сушеных грибов. К зиме обрастает пушистым голубоватым мехом. Устраивает себе теплое гнездо в дупле ели и спит там в сильный мороз, накрывшись пушистым хвостом.

Он зимой лежит в берлоге,

Добровольно одинокий,

Спит и видит сны о том,

Как весной пройдет по лесу,

Как все будет интересно,

А пока все подо льдом…

А чтоб сон хороший снился,

Не давил чтоб груз забот,

Как проказник-шалунишка,

Лапу он свою сосет.

– Зимой медведь ничего не ест. Он спит в берлоге и живет за счет накопленного летом и осенью жира.

У кого вот нет берлоги, не нужна ему нора?

От врагов спасают ноги, а от голода – кора.

– Кому из животных будет труднее пережить зиму? Помните сказку «Заюшкина избушка»? Представьте, что действие происходит не весной, а осенью, и избушка у Лисы не изо льда, а из листьев

Работают со схемой. Слушают информацию учителя. Отгадывают загадку.

– Серая, черная, коричневая, темно-синяя.

– Белка.

– Медведь.

– Заяц

Осуществлять анализ объектов. Контролировать выполненные задания. Анализировать с помощью учителя
(о каком предмете идет речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками

Инсценирование начала сказки заранее подготовленными детьми

Ведущий. Была у Зайчика избушка лубяная, а у Лисы лиственная. Подул сильный ветер и раздул все листья. Осталась Лиса без жилья. Впереди холодная зима. Пошла она к Зайцу на постой проситься.

Лиса (просит жалобно). Зайчик, зайчик! Пусти меня погреться,

я у двери постою, лапки погрею.

Зайчик. Заходи, Лиса, не замерзать же тебе!

Лиса заходит в избушку и начинает толкать Зайчика.

Зайчик. Эй, Лиса-соседка, что же ты делаешь?

Лиса (стучит ногами). Уходи сейчас же, а то съем!

Ведущий. Делать нечего – пошел Зайчик, плачет

Принимают участие в инсценировании. Проявляют эмоции в процессе инсценирования, выражают эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний

Проявлять индивидуальные творческие способности в инсценировании

Работа с иллюстрацией

– Рассмотрите иллюстрацию в хрестоматии. Осень – сырое время года. Частые дожди, не просыхающие лужи. Зябко на улице. С наступлением сумерек становится холодно.

Учитель повторно читает стихотворение А. Блока «Зайчик».

– Как начинается стихотворение? Что изменилось в природе с приходом осени? Как поэт относится к осени? Какой стала жизнь зайчика? Как об этом сказано в стихотворении?

Рассматривают иллюстрации. Отвечают на вопросы

Проявляют интерес к чтению

Работа по группам

– Послушайте лесные диалоги с зайчиком, как он сам говорит о своей жизни с приходом глубокой осени.

1-я  группа.

Заяц зайцу говорит:

– Мне бы волчий аппетит!

– В аппетите мало толку,

Мне бы зубы, как у волка.

                                  В. Викторов

2-я  группа.

Заяц. Здравствуй, Ушан – летучая мышь.

Ушан. Здравствуй, Заяц – длинные уши.

Заяц. Как живешь-поживаешь?

Ушан. Лучше всех живу, горя не знаю.

Заяц. Как же ты так ухитряешься?

Ушан. Это проще простого. Как плохо мне, зима там пришла или дождь, ветер, я на боковую. Сплю да сладкие сны смотрю. Иной год месяцев десять просплю.

Заяц. Ну, брат, тут я тебе не товарищ. Я так не могу. Я если и сплю, так и то с открытыми глазами.

3-я  группа.

Снегирь. Заяц белый, куда бегал?

Заяц. На деревню.

Снегирь. Для чего?

Заяц. Клочок сена подобрать, зелени пощипать, кочерыжку капусты найти.

Снегирь. И нашел?

Заяц. Как бы не так. Сено под снегом, зелень под снегом, а в огороде собаки кусачие.

Снегирь. А теперь куда?

Заяц. Осинку глодать.

Снегирь. Да она, поди, горькая?

Заяц. Сладкая. Вчера не поел, сегодня не поел, куда как осинка сладкая покажется

Работа по группам (в каждой группе должны быть читающие дети)

Интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться. Контролировать выполненные задания

Пересказ стихотворения

– Представьте ситуацию, что нам надо снять по этому стихотворению мультфильм. Каким будет его начало?

Учитель снова читает первые два столбика.

– Что было дальше?

Читает следующие два столбика.

– Чем заканчивается стихотворение?

Читает последние два столбика.

– Какая картинка вам нравится больше? Почему?

Дети на листочках моделируют первую картину: цветными карандашами рисуют летний пейзаж (солнышко) и зайчика.

Дети на листочках моделируют вторую картину: цветными карандашами рисуют изменения в природе
(дождь) и волка.

Дети рисуют «мечты зайчика».

– Последняя самая позитивная, зайчик думает о лете, когда трудности кончатся и все будет хорошо

Восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин

Речевая разминка

ЗАЯЦ

Я боюсь, я боюсь волка и кукушку.

Я боюсь, я боюсь жабу и лягушку.

Я боюсь, я боюсь муравья и мушку,

И ужа, и ежа, и чижа, и стрижа.

Поглядите, как дрожат ушки на макушке.

                                                        Е. Тараховская

– Прочитайте так, чтобы все поняли, как боится заяц

Участвуют в речевой разминке

Воспринимать на слух различные виды текстов

Словарная работа

– Поставим перед собой задачу проникнуть в тайны художественного слова, чтобы поэтические образы этого стихотворения  «открылись» нам и мы более глубоко смогли бы понять мысли и чувства поэта. Для этого давайте выясним значения слов, которые вы не знаете, и объясним смысл непонятных выражений.

Ложбинка – ямка, впадина, борозда, выем, вогнутость, вмятина, овражек, вмятость, лунка, пазуха, щербинка, выемка, углубление, выщербинка, бороздка.

Тешить – забавлять, развлекать, доставлять веселье, потешать.

Хмурый – суровый, угрюмый, насупившийся.

Ступать – шагнуть, сделать шаг, стать ногой куда-нибудь.

Упражнение в чтении слов, которые особенно запомнились и понравились

Объясняют лексическое значение слов. Находят нужную информацию в учебных книгах, словарях.

Называют слова, учитель записывает их печатными буквами на доске. Ученики упражняются в чтении слов: «зайчик, волк, осень, лето, холодно, тепло»

Находить нужную информацию в учебниках, книгах, словарях

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия

– Отгадайте загадку:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы? (Зайчик.)

– Какие загадки про зайчика знаете вы? Когда для зайчика наступает тяжелое время?

– Объясните пословицу: «Осень – перемен восемь».

Аукцион «Какая бывает осень?».

ОСЕНЬ

дождливая                          золотая                        щедрая

сырая                                  багряная                       урожайная

слякотная                           кормилица

– Какое стихотворение подарил нам замечательный поэт
А. Блок? Какова тема это стихотворения? Какие еще произведения о животных вы можете назвать? В каком жанре они написаны?

– Прочитайте выразительно наизусть ту часть стихотворения
А. Блока, которую запомнили.

Отвечают на вопросы, формулируют вывод.

– Погода осенью постоянно меняется: то тепло, то морозно, то ясно, то пасмурно, то летняя погода, то осенняя, выпадает первый снег, а днем – оттепель.

– Сказка о животных В. Сутеева «Дядя Миша»

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности



Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ.

А. ПУШКИН «УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО…».
Г. СКРЕБИЦКИЙ «ОСЕНЬ»
(отрывок).
М. ПРИШВИН «ОСЕННЕЕ УТРО»
(дополнительное чтение)

Тип урока: урок открытия нового знания.

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с произведениями А. Пушкина и Г. Скребицкого, обучения умению видеть красоту осенней природы; способствовать формированию умения выражать свое отношение к различным состояниям природы; содействовать обогащению словарного запаса

Планируемые результаты

Предметные: передают свое отношение к различным состояниям природы; выразительно читают, передавая свои чувства

Метапредметные:

познавательные: овладевают приемами понимания произведения; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; выделяют существенную информацию из текста; строят рассуждения;

регулятивные: оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы;

коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания

Личностные: проявляют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; эмоционально переживают текст, выражают свои эмоции

Образовательные ресурсы: таблица «Русские поэты о природе», фотографии природы родного края, портрет А. Пушкина, листочки клена, цветные карандаши, карточки со словарными словами

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

На меня все посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели

Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке.
Настраиваются на работу

Совместно договариваются о правилах поведения и общения в школе

II. Актуализация знаний

– О чем и о ком мы читали на прошлых уроках?

– Как назывался раздел?

– Назовите понравившиеся произведения (автора и название). Чем они запомнились?

– Какие еще произведения можно включить в этот раздел?

– О детях.

– «О детях и для детей».

Зачитывают 3–4 названия произведений

Формулируют ответы

на поставленные учителем вопросы

III. Постановка учебной задачи

– Я хочу пригласить вас посетить волшебное царство. Отгадайте какое?

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая,

С замираньем летит на звезду.

И в душе, и в долине прохлада,

Синий сумрак – как стадо овец.

За калиткою смокшего сада

Прозвенит и замрет бубенец.

                                      С.  Есенин

– Какое время года описывается в стихотворении?

– Осень

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы
на вопросы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме

IV. Работа
по теме
урока.

1. Отгадывание загадок

Осень грустная настала,

Но не будем унывать,

Лучше осень по загадкам

С вами будем узнавать.

– Отгадайте загадки:

Золотые, тихие

Рощи и сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды.

                  (Осень.)

•  Шел долговяз – в сыру землю увяз. (Дождь.)

•  Без рук, без ног, дверь в избе открыть смог. (Ветер.)

•  Синяя шуба покрыла весь мир. (Небо.)

•  Сидит – зеленеет, летит – желтеет, упадет – почернеет.
(Листок.)

– В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первый снег. Первые соловьи. Капель после большого мороза. И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни кажется, что земля начинает светиться. Вы замечали, наверное, идешь по лесу – свет. В такой час чувствуешь, что живёшь, что ты частица этой земли и тебе принадлежит земля

Отгадывают загадки

2. Работа
с пословицей

– Составьте пословицу.

•  В осеннее ненастье семь погод во дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, и сверху льет, и снизу метет.

– Какой поре посвящена эта пословица?

– Расскажите о приметах осени

Составляют пословицу

Осуществляют логические действия.

Высказывают и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Физкультминутка

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это так птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем – руки согнули назад

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

3. Чтение стихотворения
А. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

– На пороге уже октябрь на исходе. Подбирается поздняя осень. Не слышно поющих птиц, мало цветущих растений. Идут дожди, реже светит солнце, пустеют поля. Улетают птицы. Голые и прозрачные становятся сады, рощи, леса. 

– Изображению разных времен года, особенно осени, посвящено много произведений живописи, музыки и литературы. Но никому не удалось  так ярко и проникновенно изобразить осень, как А. Пушкину. 

Демонстрация портрета А.С.Пушкина

Слушают учителя.

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа
учителя.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Владеют навыками работы со справочной литературой.

Высказывают и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Формулируют ответы
на поставленные учителем вопросы

4. Беседа после прочитанного

– Понравилось ли вам произведение?

– Какой изображена осень?

Отвечают на вопросы

5. Словарная работа

– Объясните значение слов.

Караван – здесь: летящие друг за другом гуси.

Сень – покров

Работают со словарем

6. Работа над стихотворением

– Какое настроение вызывает осень у поэта? 

– «Уж небо осенью дышало…» Как вы понимаете эти слова? Объясните. 

– Представьте, что вы в осеннем лесу. Какие звуки вы услышите? Приходилось ли вам наблюдать за перелетом птиц осенью?

– Как они летят?

– Почему А. Пушкин употребляет слово тянулись?

– Почему называет позднюю осень скучная пора?

Высказывают свое мнение.

Физкультминутка

Все по лесу мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Ноги ставим широко,

Дышим ровно, глубоко.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем,

Руки за спину кладем

И вразвалочку идем.

Снова дальше мы идем,

Перед нами водоем,

Раз – два, раз – два.

Позади уже вода.

Вдруг мы видим у куста

Выпал птенчик из гнезда,

Тихо птенчика берем

И в гнездо его кладем.

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

7. Самостоятельное чтение рассказа Г. Скребицкого «Осень»

Читают произведение самостоятельно

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Владеют навыками осознанного чтения.

Формулируют ответы
на поставленные учителем вопросы.

Осуществляют логические действия

8. Беседа
по вопросам

– Как вы представляете себе художника Осень? Опишите ее.

– Как Осень раскрасила деревья и кусты? Прочитайте.

– Как изменилась жизнь в полях и лугах? Прочитайте.

Составляют небольшие рассказы об осени

9. Работа
с моделями

– На доске вы видите две модели. Соотнесите их с прочитанными произведениями, определите жанр.

– Что общего у этих произведений? Чем они отличаются?

– Они о природе. Есть заголовок и фамилия автора – авторское произведение.

– Стихотворение и рассказ – разные жанры, разные авторы

V. Итог
урока

– С какими произведениями познакомились на уроке? 

– Что хотели донести до нас А. Пушкин и Г. Скребицкий, описывая осень?

– Что особенно понравилось на уроке?

Отвечают на поставленные
вопросы, слушают ответы одно-классников

Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности

Домашнее

задание

1-я и 2-я группы: выучить стихотворение А. Пушкина «Уж небо осенью дышало…».

3-я группа: выучить 2-й абзац рассказа Г. Скребицкого «Осень»

Записывают задание на дом, задают вопросы

Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество)



Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ.

 В. ДАЛЬ «ДЕВОЧКА СНЕГУРОЧКА»

Тип урока: урок открытия нового знания

Педагогические задачи: помочь раскрыть фольклорные корни сказки В. И. Даля и ее связь с народной сказкой; создать условия для актуализации знаний о жанровых элементах народной сказки; способствовать развитию умений сопоставлять народную и литературную сказку, проводить словесное иллюстрирование, работать в парах, коллективно, оценивать свою работу и работу одноклассников, давать оценку прочитанному, высказывать свое отношение к героям и их поступкам, читательских умений (выразительно читать сказку, выстраивать последовательность частей объемного текста), речи, сообразительности, воображения, формированию любви к чтению; мотивировать к чтению сказок (литературных и народных)

Планируемые результаты

Предметные: бегло читают отрывки из знакомого текста; пересказывают по готовому плану; объясняют свою точку зрения и соотносят ее с авторской позицией

Метапредметные:

познавательные: знакомятся со сказкой; находят ответы на вопросы
в тексте, иллюстрациях; формулируют ответы на вопросы; структурируют знания; осуществляют анализ сказки; строят рассуждения; самостоятельно создают способы решения творческой задачи;

регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими

Личностные: выражают этические чувства (стыд, вина, совесть) на основе анализа простых ситуаций; проявляют интерес к учебному материалу

Образовательные ресурсы: модели обложек, портрет В. Даля

ХОД урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

– Какое сейчас время года? Какая за окном погода?

– Покажите, что вы замерзли и съежились; отогрелись
и расслабились.

– Вот вам случайно попали в лицо снежком, изобразите огорчение.

– Изобразите, как вы лепите снеговика: скатали большой ком снега, второй, поставили их друг на друга.

– Молодцы, какие красивые снеговики у вас получились.

– Вы пришли веселые домой. Улыбнитесь. Какое у вас настроение? Я надеюсь, что с таким настроением мы с вами отлично поработаем на уроке

Проговаривают правила поведения на уроке. Настраиваются
на работу

Совместно договариваются о правилах поведения
и общения в школе и следуют им

II. Проверка домашнего

задания

Чтение наизусть стихотворения И.Сурикова «Детство »

Работают в парах (в малых группах). Один ученик читает наизусть стихотворение, другой оценивает

Осуществляют контроль
и дают оценку учебной деятельности

III. Постановка учебной
задачи

– Посмотрите на доску и соотнесите название произведения и его автора.

Снегурочка

Снегурка

Девочка Снегурка

Девочка Снегурочка

В. Даль

В. Бианки

М. Пришвин

В. Осеева

– Правильно, это произведение «Девочка Снегурочка», написал его В. Даль.

(На доске – портрет автора и название произведения.)

– Скажите, что вы знаете о В. Дале.

– Родился в 1801 году 22 ноября. Отец был врачом.
В. И. Даль – русский ученый и писатель, военный врач-хирург. Прославился как автор «Толкового словаря живого великорусского языка». Знал, по меньшей мере, 6 языков. Этнограф, собиратель фольклора. Сам В. Даль был морским офицером. Много путешествовал. Любил литературу и русский язык.

– Отгадайте загадку.

Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка.

                    (Снегурочка.)

– Как вы думаете, как эта загадка связана с темой нашего урока?

Выполняют задание.

Рассказывают.

Отгадывают загадку.

Высказывают свои предположения

Знакомятся с произведением; осознанно и произвольно строят высказывания в устной форме.

Владеют приемами понимания прочитанного и прослушанного текста, основами смыслового чтения текстов, умениями выделять существенную информацию из текста, осуществлять процессы анализа, синтеза.

Строят рассуждения

IV. Изучение нового материала.

1. Слушание сказки В. Даля «Девочка Снегурочка»

– Послушайте, подготовьтесь к моделированию обложки, обратите внимание на незнакомые слова.

Читает сказку, выделяя голосом редко употребляемые слова: кокурочка, ветошка, пестовать, лобызала

Слушают и выполняют задание

Высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника, проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

2. Беседа после первичного восприятия

– Понравилась вам сказка?

– Что вызвало интерес?

– Кто главные герои?

– Кто спас Снегурочку?

– Как это случилось?

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение

Формулируют ответы
на поставленные учителем вопросы.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым
и сверстниками, навыками работы со справочной литературой.

Извлекают необходимую информацию из различных источников

3. Словарная работа.

– Какие необычные слова вы услышали? Как вы думаете, что они означают?

Кабы – если бы.

Ветошка – лоскут старой ткани.

Вешнего – весеннего.

Кокурочка – булочка, булка.

Кузовок – плетеная корзиночка для ягод и грибов.

Лобызала – целовала.

Пестовать – нянчить, лелеять, заботливо воспитывать.

Хлевушек (хлев) – помещение для животных

Называют слова.

С помощью учителя объясняют значение слов

4. Работа
с произведением

– Прочитайте название произведения, фамилию автора.

– Рассмотрите иллюстрации на с. 146 и 148 учебника, подберите к ним подходящие отрывки из текста

– «Девочка Снегурочка». В. Даль.

Рассматривают иллюстрации. Находят в тексте соответствующие отрывки

5. Моделирование обложки

– Давайте смоделируем обложку для сказки В. Даля «Девочка Снегурочка».

– Кто спас Снегурочку?

– Как это случилось?

– Как старики относились к Снегурочке? Какие слова повторяются?

Самостоятельно моделируют
обложку. Сверяют с образцом.

Отвечают на вопросы.

Находят ответы в тексте сказки.
Зачитывают

Осуществляют логические операции, контроль и оценку учебных
действий

Физкультминутка

Один, два, три, четыре, пять –

Будем мы в снежки играть!

Валенки наденем, шапку,

Шарф завязан? Все в порядке!

Раз – присесть, 

Два – наклониться,

Три – снежок лепи,

На четыре и на пять,

Начинай снежки бросать!

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

6. Работа над содержанием сказки (работа
в парах)

– Восстановите содержание сказки и расставьте события по порядку.

1. Жучка нашла Снегурочку.

2. Снегурочка пошла с подружками в лес.

3. Старик прогнал Жучку.

4. Медведь, волк и лиса хотели проводить Снегурочку
домой.

5. Снегурочка потерялась в лесу.

6. Лиса украла кур.

Самопроверка: 6, 3, 2, 5, 4, 1

Выборочное чтение по готовому плану.

Лиса украла кур.

Старик погнал Жучку.

Снегурочка пошла с подружками в лес.

Снегурочка в лесу потерялась.

Медведь, волк и лиса хотят проводить Снегурочку домой.

Жучка нашла Снегурочку

Восстанавливают содержание.

Осуществляют выборочное чтение по готовому плану

Формулируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа
учителя

V. Итог
урока. Рефлексия

– С каким произведением познакомились?

– Кто автор сказки?

– Что узнали об авторе сказки?

– Какие трудности возникли?

– Что было непонятно?

Отвечают на вопросы

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

Осуществляют самоконтроль

Домашнее

задание

Подготовить краткий пересказ по картинному плану в тетради (с. 66), придумать сказочную историю о Снегурочке и проиллюстрировать (по желанию)

Записывают задание на дом, задают вопросы

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить



Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ.

 И. СОКОЛОВ-МИКИТОВ «ЗИМА В ЛЕСУ»

Тип урока: урок открытия нового знания

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом И. Соколова-Микитова «Зима в лесу», обучения анализу, сравнению, формулировке выводов, коллективной работе (в парах, группе); способствовать формированию умения работать с текстом, развитию коммуникативных компетенций, творческого воображения и художественного вкуса; совершенствовать навык выразительного, осознанного, правильного чтения; обогащать словарный запас; создавать условия для положительного восприятия окружающего мира через слушание и чтение литературных произведений

Планируемые результаты

Предметные: делят текст на части, пересказывают по готовому плану

Метапредметные:

познавательные: овладевают приемами понимания произведения; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; выделяют существенную информацию из текста;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие; адекватно воспринимают оценку учителя; оценивают правильность выполнения действия;

коммуникативные: слушают и понимают речь других

Личностные: осознают значимость чтения; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника

Образовательные ресурсы: портрет, выставка книг И. Соколова-Микитова; картинки с изображением животных, их следов; карточки с ладошками

Ход урока  

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Прозвенел звонок, начался урок.

На уроке тишина

Нам особенно нужна.

Уходите, разговоры

В вестибюли, в коридоры.

Нам урок пора начать

И заданье проверять

Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Настраиваются на работу

Совместно договариваются и следуют правилам поведения и общения в школе

II. Проверка домашнего

задания

Проверка домашнего задания . Сочинение «Зима»        

Зачитывают мини-сочинения
о зиме

Осуществляют контроль и оценку учебной деятельности

III. Актуализация знаний

Прозвенел давно звонок.

Продолжаем мы урок.

Можно за партой тихонько сидеть,

А можно в лес – 

Чудеса посмотреть.

– Закройте глаза и представьте себе такую картину: Серебрятся на солнце сугробы. Всеми цветами радуги сверкает снег. Хорош лес в зимнем убранстве. Спит он под белыми снежными шапками.
Но жизнь в лесу не остановилась. На белом снегу видны узоры звериных и птичьих следов.

– Откройте глаза. Куда мы с вами сейчас перенеслись?

– Не эту ли картину вы увидели с закрытыми глазами?

На доске – картинка «Жизнь животных зимой в лесу».

– Что мы можем увидеть в лесу зимой?

– Отгадайте, чьи следы можно увидеть в лесу на снегу. Вам необходимо найти на доске картинку-отгадку.
см.приложение

Отвечают на вопрос.

– Сугробы, деревья, следы.

Отгадывают загадки

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа
учителя.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи

IV. Постановка учебной задачи

– Давайте познакомимся с произведением Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Узоры на снегу». Писатель очень любил природу, изучал ее и свои наблюдения отразил в рассказах

Внимательно слушают, рассматривают выставку книг

V. Работа по теме урока.

1. Рассказ учителя о И. Соколове-Микитове

Рассказ о писателе. Демонстрация  его портрета

Внимательно слушают учителя

Формулируют ответы
на вопросы.

Владеют навыками осознанного чтения

2. Первичное чтение

– Послушайте, как  И. Соколов-Микитов описывает зимний лес и его обитателей в своем произведении «Зима
в лесу»

3. Беседа по содержанию прочитанного

– О каком времени года рассказал автор?

– Где мы сейчас с вами побывали?

– Следы каких зверей встречаются в зимнем лесу?

– А почему не видно следов медведя?

– В зимнем лесу.

Отвечают, опираясь на картинки на доске

4. Словарная работа

Пороша – свежий слой выпавшего вечером или ночью снега.

Горностай – небольшое хищное животное.

Натропил – оставил много следов.

Просека – узкая полоса дороги в лесу.

Объясняют значение слов и выражений. При необходимости обращаются к словарю

Владеют навыками работы со справочной литературой

Физкультминутка

Снег идет, снег идет.

Дворник улицу метет.

Стороной народ идет.

Заниматься нам не лень.

Мы немного разомнемся,

За дела опять возьмемся.

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

5. Работа по составлению плана рассказа

– Понравился ли вам рассказ?

– Что вас удивило?

– К какому жанру относится данное произведение?

– О чем этот рассказ?

– Какие животные встретились в лесу?

– Какую картину зимы нарисовал писатель?

– Сколько здесь смысловых частей?

1-я часть.

– Как автор описывает лес? Обратитесь к тексту.

– Кто испытывает в осеннем лесу трудности и почему? Прочитайте.

– Чему обрадовались зайцы-беляки? Прочитайте.

– Озаглавьте 1-ю часть рассказа.

2-я часть.

– Какие непонятные слова вам встретились?

– Зачем охотник отправился в лес?

– Кого увидел охотник в лесу?

– Как озаглавим 2-ю часть рассказа?

3-я часть.

– Кому комфортно зимой в лесу?

– Как медведь готовился к зиме?

– Как чувствует себя медведь в берлоге?

– Озаглавьте 3-ю часть рассказа

Отвечают на вопросы.

Читают по цепочке.

Составляют план по ходу чтения.

– «Первый снег».

Применяют «жужжащее чтение».

– «Следы на снегу».

Читает хорошо читающий ученик.

– «Медвежья квартира»

Осуществляют логическую операцию – анализ объектов с целью выделения признаков.

Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

6. Обобщающая беседа

На доске иллюстрации с изображением животных и их следов.

– Чьи следы мы увидели на снегу?

– Найдите и зачитайте, как в лесу натропил зайчишка.

– Найдите следы зайца.

Рассказывает о зайце.

– Заяц так много бегал, что протоптал тропу. Зайцы бегают по своей тропе, никогда не забегая на чужую. Свою тропу они метят и определяют ее по запаху.

– Чьи следы нам еще встретились?

– Найдите и прочитайте, как по лесу пробежал горностай.

– Как по лесной опушке ходит старый лис? Найдите
и прочитайте.

– Найдите следы старого лиса.

– Как прошли разбойники-волки?

– Как прошли лоси?

Отвечают на вопрос.

Выполняют задание.

След зайца прикрепляют под изображением зайца.

Внимательно слушают

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы

VI. Итог урока. Рефлексия

– Расскажите, что нового узнали на уроке.

– Какое произведение читали?

– Что вы можете сказать о И. Соколове-Микитове?

– Смог бы он написать этот рассказ, не посещая лес?

– Зачем человек часто ходит в лес?

– Только любовь к природе, животным, ее глубокое знание, доброта помогли Ивану Сергеевичу написать такие замечательные произведения.

– Чьи следы встретились в рассказе?

– У каждого на столе лежат несколько ладошек. Если вам понравился урок, прикрепите к нашей картине синие ладошки, а если нет – красные

Отвечают на вопросы учителя.

– Заячьи, лисьи, волчьи, лосиные, горностая

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения учебного материала

Домашнее

задание

Пересказать текст (с. 128–129)

Записывают задание на дом, задают вопросы

Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом

Приложение

Загадки

1) Он за модой не следит,

    На показах не сидит,

    Но, как сменится сезон,

    Поменяет шубку он –

    Серую, немаркую

    На белую и яркую,

    Модницам на зависть.

    Кто он? Это … (заяц).

2) На овчарку он похож,

    Что ни зуб – то острый нож.

    Он бежит, оскалив пасть,

    На овцу готов напасть.

                                    (Волк.)

3) Это животное – в рыжей шубке, с узкой мордочкой и пушистым хвостом. (Лиса.)

4) Следующее животное отгадайте по описанию: «Стоит великан леса у дерева, тянется за молодыми побегами. А на голове огромные рога, словно куст ветвистый». (Лось.)

5) А этого красивого зверька с ценным белым мехом и хвостом с черным кончиком зовут... (горностай).

Рассказ  об И. С. Соколове-Микитове

Настоящая фамилия Соколов. Иван Сергеевич родился в 1892 году в Осеки Калужской губернии. Русский писатель-путешественник, он родился в семье приказчика по лесному делу. Учился в Смоленском реальном училище, не закончив обучения, служил моряком, что описал в автобиографической повести «Детство».

В I мировую войну служил санитаром, опубликовал первые произведения – очерки с места военных действий. После Октябрьской революции оказался в эмиграции, но в 1923 г. вернулся на родину.

Огромное место в творчестве писателя занимали очерки и рассказы, созданные на материале личных жизненных наблюдений и посвященные природе, животным, людским характерам. Для писателя характерен простой и точный язык, опирающийся на народное словесное творчество. Соколов-Микитов широко известен как детский писатель. Его книги «Лисьи увертки», «Листопадничек», «Дружба зверей», «Карачаровский домик» и многие другие знакомят маленького читателя с красочным миром природы; сборники русских детских игр – «На камушке», «Заря-заряница» – с народными традициями и фольклором.



Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 2 КЛАСС.

ТЕМА УРОКА: РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «БЕЛЫЕ ПЕРЫШКИ»

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с видами сказок (литературная (авторская), народная), жанрами фольклора
(сказка, легенда, поговорка, пословица, загадка, сказ, потешка, скороговорка); способствовать отработке беглого, выразительного, осознанного чтения; воспитывать любовь к чтению, бережное отношение, любовь к природе, ответственность за братьев наших меньших

Планируемые результаты

Предметные: выделяют признаки сказки; правильно называют произведение; сравнивают народные сказки; замечают эмоционально-оценочные слова, характеризующие героя, его поступки; определяют отношение к нему окружающих персонажей

Метапредметные:

познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; структурируют знания; овладевают техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; составляют несложные монологические высказывания о героях; овладевают смысловым чтением художественных текстов; выделяют существенную информацию из текстов; осуществляют анализ, синтез, сравнение; строят рассуждения;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;

коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

Образовательные ресурсы: загадки; сведения о лебеде, глухаре; изображения птиц

ход урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока 

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Ни минуты не теряем

И работать начинаем

Психологически и эмоционально настраиваются на урок.

Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей

Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу

II. Постановка учебной
задачи

– Отгадайте загадки:

Какой петух

Порою глух?

Сел на елку, на сучок,

Бороды торчит клочок;

Как летун он плоховат

И порою глуховат.

                 (Глухарь.)

Красавица птица

Плывет, не таится:

Бела, словно пена,

В движеньях степенна.

Клюв красным бутоном

Горит над затоном.

А шея – дугой

Над тихой водой…

                        (Лебедь.)

На доске изображения птиц.

– Сформулируйте тему, задачи урока/

Сегодня мы будем работать со сказкой. Мы будем читать сказку про птиц: удивительно умных, не просто красивых, а грациозных и очень верных друг другу. Кто же эти птицы?

Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной или водоплавающей птицы. Белый, как снег, с блестящими, прозрачными глазами, с черным носом и черными лапами, с длинной, гибкой и красивой шеей, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плавает между зеленых камышей по темно-синей гладкой поверхности воды. И вот об этой птице: большой, крупной, зимующей у нас в лесах, мы поговорим сегодня. Названием «глухарь» птица обязана известной особенности токующего в брачный период самца утрачивать чуткость и бдительность, чем часто пользуются охотники.

Отгадывают загадки.

Рассматривают иллюстрации.

Прогнозируют содержание урока

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Осуществляют осознанное построение речевого высказывания (устно), поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи

III. Работа
по теме
урока.

1. Первичное чтение сказки учителем

– Послушайте произведение «Белые перышки»

Внимательно слушают

2. Первичное восприятие

– Понравилось ли вам произведение?

– Какое чувство вызвало?

– Волнение, тревога, печаль

3. Модели-
рование обложки

– Подумайте, к какому жанру относится произведение, и составьте модель обложки

Работают с моделями обложки

Используют знаково-символическое представление информации

4. Чтение

сказки

Внимательно слушают

5. Беседа по содержанию

– Что в этой сказке может быть правдой? Есть ли в ней реальные факты? Что придумано?

– Какими словами начинается сказка? Какое сравнение показывает читателю, насколько было холодно зимой?

– Кто выжил после этой зимы?

– Почему глухарь собрался лететь в теплые края?

– Кто-нибудь из вас видел стаю летящих птиц?

Рассказ о перелете птиц, косяке (возглавляют
и завершают сильные птицы, молодняк летит
в середине).

– Что такое косяк?

– Как отнеслись лебеди к просьбе глухаря?

– А вы бы его пожалели?

– «Зима в тот год была холодная.
Такая, что птицы все от холода замерзли».

– Организованная стая

Физкультминутка

– Ребята, пока лебеди и глухарь отдыхают, давайте
и мы отдохнем.

Лебеди летят, крыльями машут.

(Ходьба на месте с подниманием рук вверх и вниз.)

Прогнувшись под водой,

(Наклон вперед, руки в стороны.)

Качают головой.

(Повороты головой.)

Гордо и прямо умеют держаться

(Выпрямиться, руки за спину.)

Тихо, бесшумно

(Руки вниз – потянуться вверх.)

На воду садятся

(Сели.)

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

6. Беседа после самостоятельного
чтения

– Какая беда произошла с глухарем?

– К кому он обратился за помощью?

– Как лебеди отнеслись к просьбе глухаря?

– Какие качества проявили лебеди, не оставив глухаря в беде?

 

– Каким был глухарь?

– Как лебеди помогли глухарю?

– Чем закончилось путешествие глухаря?

– Добрые, отзывчивые, внимательные, неравнодушные, благородные, умные, находчивые.

– Настойчивый, терпеливый,
слабый

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Осуществляют осознанное построение речевого высказывания (устно), поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи

7. Аналитическое чтение

– Сколько в сказке абзацев?

– Вспомните, в каком темпе, с какой интонацией надо читать начало сказки?

– Как развиваются события дальше?

– Как будем читать обращение глухаря к лебедям?

– С какой интонацией будем читать слова лебедя?
Почему?

– В какой момент глухарь обрадовался?

– Как прочитаем слова березок, которые машут вслед лебедям ветками?

– Что изменилось в поведении птиц? С какой интонацией будем читать их слова?

– А как прочитаем прощальные слова?

– Шесть.

– Плавно, спокойно.

– Лебеди собираются лететь на юг,
а глухарь остается зимовать.

– Взволнованно, с оттенком страха в голосе, так как глухарь очень боится приближения зимы.

– Лебеди не боятся зимы, поэтому их слова можно прочитать неторопливо, спокойно.

– Когда лебеди решили взять его
с собой.

– С грустью, так как они прощаются с друзьями.

– Глухарь устал, еле машет крыльями, поэтому нужно передать интонацией его усталость. Лебедь заволновался, его слова читаем с волнением.

– С грустью, волнением

8. Самостоятельная
работа

– В рабочей тетради на с. 23 разгадайте кроссворд «Птицы» и раскрасьте рисунки

Выполняют задания

IV. Итог
урока. Рефлексия

– Какие задачи мы ставили в начале урока?

– Выполнили их?

– Кто автор сказки?

– Чем отличается авторская сказка от народной?

– К какому жанру она относится?

– Почему это сказка?

– С каким произведением мы с вами познакомились?

– Отчего у глухаря глаза и брови красные? Белые перышки на крыльях?

– Прочитайте:

•  Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

– Чему научила вас эта сказка?

– Прочитайте основную мысль сказки.

•  Умей преодолевать трудности!

– Что на уроке понравилось?

– С какими трудностями столкнулись?

– Познакомиться с произведением, прочитать выразительно.

– Правильно рассчитывать свои силы. Надо верить в лучшее, уметь преодолевать препятствия.

Делятся впечатлениями об уроке, говорят, что понравилось, что было трудным

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что еще нужно усвоить; осознают качество и уровень усвоения.

Проявляют способность объективно судить о причинах своих успехов,
анализировать свои действия

Домашнее

задание

Читать сказку «Белые перышки» целыми словами; выполнить в рабочей тетради на с. 22 задания 1, 2; проиллюстрировать сказку

Записывают задание, задают уточняющие вопросы

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что нужно еще усвоить



Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС.

 СКАЗКИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ.
Х.-К. АНДЕРСЕН «СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК»

Тип урока: урок открытия нового знания 

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления со сказкой Х.-К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», для развития навыков чтения

Планируемые результаты

Предметные: научатся определять и называть жанры и темы изучаемых произведений, использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения); получат возможность научиться иллюстрировать отдельные эпизоды произведения

Метапредметные:

•  познавательные – слушают литературное произведение, формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения;

•  регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои действия;

•  коммуникативные – составляют небольшие устные монологические высказывания, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета, «удерживают» логику повествования

Личностные: проявляют понимание и уважение к ценностям культур других народов, выражают положительное отношение к процессу познания: умеют проявлять внимание, удивление, желание больше узнать

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организационный момент. Сообщение темы урока

– Вам дарили на праздник книгу? Расскажите об этом.

– Послушайте, какой случай произошел однажды.

«…Все ждали веселого праздника. Вот и наступил Новый год. В доме зажгли елку. Около елки лежал подарок от мамы. Это были сказки Андерсена.

Я сел под елку и открыл книгу. В книге было много цветных картинок. Я осторожно перелистывал страницу за страницей, рассматривал их.

На картинках сверкали, переливались стены снежных дворцов. Дикие лебеди летели над синим морем. Оловянные солдатики стояли на часах. В руках у них были длинные ружья.

Я начал читать книгу и почти забыл о нарядной елке…»

(По К. Паустовскому.)

– Какая книга так увлекла маленького писателя? Какие сказки этого сказочника вы знаете?

– Какие вы прочитали сами? Чем они вам нравятся?

– В сказках Андерсена волшебное соседствует с реальным. Сегодня я буду читать вам сказку Х.-К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

II. Работа по теме урока.

Работа со сказкой
Х.-К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».  Слушание.

Моделирование обложки

Чтение сказки и работа по вопросам.

– Что я вам читала? Правильно, это сказка. Нарисуем на листочке «заместитель».

– О чем это сказка?

– Это фантазия? Каким цветом раскрасим круг?

– Кто автор этой сказки? Впишите фамилию в верхней части листа. Как называется сказка? Где на модели размещается заголовок? Нарисуем на листочке в нижней части рамочку.

– Расскажите по модели о произведении, которое вы слушали.

 «Сказки смешили и радовали. Сказки учили мудрости, возвышали души, согревали сердца, будили ненависть к злу и утверждали светлое…» (Х.-К. Андерсен.)

– Постарайтесь понять настроение автора

Слушают чтение учителя. Отвечают на вопросы.

– Круг.

– О приключениях оловянного солдатика.

– Да. Синим

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Моделировать обложку, используя «заместители» и алгоритм учебных действий

Повторное слушание, беседа

– В каком настроении вы остались после чтения? Почему вам стало грустно? Кто передал вам эту грусть? Что случилось с оловянным солдатиком? Какое путешествие он совершил? Кто мешал солдатику? Согласны ли вы, что солдатик был действительно стойкий? Как заканчивается сказка?

Просмотр фрагмента мультфильма «Стойкий оловянный солдатик» (по тексту – последняя глава). «…На другой день горничная выгребла из печки золу и нашла маленькое оловянное сердечко…»

Читать про себя (смысловое (изучающее) чтение текста сказки).

– Автор

Анализировать, находить общее и различия, делать выводы

Выполнение заданий в учебнике и тетради

Выполнение заданий в рабочей тетради по теме урока

Выполняют задания по учебнику и в тетради

Осуществлять самоконтроль деятельности

Инсценирование отрывка сказки

Солдатик. Прекрасная балерина! Вы так замечательно танцуете!

Балерина. Спасибо. А вы кто? Солдат?

Солдатик. Да, только не настоящий.

Балерина. А какой?

Солдатик. Игрушечный. У меня много братьев. Все мы – сыновья одной оловянной ложки, из которой нас и отлили. А меня отливали последним, поэтому олова немного не хватило.

Балерина. А вы любезны…

Солдатик. Я хочу вас предупредить. Вас преследует злой тролль. Он и сейчас подслушивает наш разговор.

Балерина. Что вы говорите?!

Солдатик. Посмотрите – вот он вылез из табакерки.

Балерина. Ой!

Тролль. Что, испугалась? Я наряжу тебя в золото и жемчуга, и ты будешь танцевать только для меня. Не водись с этим солдатишкой!

Балерина. Мерзкий тролль, уходи!

Тролль. Ну, подождите! Я отомщу вам обоим.

– Понравилось? Смогли ребята передать характеры персонажей?

ответы учащихся

Проявлять индивидуальные творческие способности в инсценировании

Рассказ учителя

– Посмотрите на карту. Маленькая северная страна с трех сторон окружена морем. Это Дания. В ней жил и писал величайший сказочник мира – Ханс Кристиан Андерсен.

Ханс Кристиан Андерсен (1805–1875) написал сказок больше, чем любой другой сказочник мира. Биографы Х.-К. Андерсена рассказывают такой случай: находясь в поездке по Шотландии, он как-то раз забыл в гостинице свою трость. Хозяин гостиницы привязал к трости записку: «Датскому писателю Хансу Кристиану Андерсену» – и отнес трость на почту. И почта доставила без указания адреса забытую вещь ее владельцу, потому что уже тогда весь мир знал фамилию этого удивительного человека. Родился он в бедной семье сапожника. Единственной гордостью семьи была необыкновенная чистота в их доме, а также ящик с землей, в котором густо разрастался лук. Андерсен еще в детстве стал придумывать сказки и стихи. Он всегда стремился учиться, но из-за бедности начал обучаться в гимназии, лишь когда ему было уже 18 лет.

Каждая сказка Х.-К. Андерсена – это своеобразная сокровищница, полная глубоких мыслей о том, каким должен быть человек и какую жизнь он должен прожить.

Для самостоятельной работы: найти книгу со сказками Х.-К. Андерсена; прочитать любую сказку (по желанию)

Слушают сообщение учителя о писателе. Проявляют интерес к чтению книг автора на основе иллюстрации на обложке

Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Викторина
«Герои сказок»

•  Возлюбленная оловянного солдатика. Как называется сказка? Назовите других героев.

•  Герой русской сказки, который ловил рыбу на хвост. Как называется сказка? Назовите других героев.

•  Герой сказки В. Сутеева, в лапах которого любая палка становилась выручалочкой. Как называется сказка? Назовите других героев.

– Какие герои вам особенно понравились, расскажите о них

Отвечают на вопросы викторины.

– Балерина.

– Волк.

– Ежик; Заяц, Волк

Осуществлять самоконтроль деятельности

III. Подведение итогов урока. Рефлексия

– Герой какой сказки был не таким, как все его братья? Кто автор сказки «Стойкий оловянный солдатик»? Чему учит эта сказка?

– Сказки Андерсена учат доброте,  любви, человечности. Для каждого человека знакомство со сказками Андерсена – праздник

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности



Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 2 КЛАСС.

ТЕМА УРОКА: РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ».
НЕНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ И БУРЫЙ МЕДВЕДЬ»
(дополнительное чтение)

Тип урока: урок открытия нового знания

Педагогические задачи: способствовать формированию умения работать с художественным произведением, развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, обогащению словарного запаса; содействовать воспитанию бережного отношения к животным

Планируемые результаты

Предметные: различают реальное и вымышленное в произведении; сравнивают литературные сказки; пересказывают сказки от лица одного из героев, сравнивают сказки разных народов

Метапредметные:

познавательные: структурируют знания; овладевают техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осуществляют сравнение сказок разных народов; строят рассуждения;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие;

коммуникативные: проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Личностные: владеют знаниями основных моральных норм поведения; осознают роль языка и речи в жизни
людей

Образовательные ресурсы: иллюстрации к русским народным сказкам; образец обложки; листы формата А5, цветные карандаши; круги из бумаги

Ход урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока 

Закончилась перемена,

Прозвенел звонок.

И мы начинаем

Чтения урок.

Тихо сели за свои парты

Психологически и эмоционально настраиваются на урок.

Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей

Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности

II. Проверка
домашнего

задания.

1. Викторина «Сказки водят хороводы»

– Проверим, знаете ли вы русские народные сказки.
По началу текста назовите сказку:

1. В некотором царстве, в некотором государстве, жил
да был царь с царицею; у него было три сына – все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать…
(«Царевна-лягушка».)

2. Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками… («Иван-царевич и Серый Волк».)

3. В некотором царстве в давние времена жили-были
в маленькой избушке дед да баба, да дочка, и была у нее кукла…
(«Василиса Прекрасная».)

4. Жил-был старик, у него были три сына. Старшие занимались хозяйством, были тороваты и щеголеваты, а младший, Иван-дурак, был так себе – любил в лес ходить
по грибы, а дома все больше на печи сидел. Пришло время старику умирать…
(«Сивка-Бурка».)

– По какому признаку их можно объединить в одну
группу?

– С какой сказкой мы познакомились на предыдущем уроке?

Внимательно слушают и отвечают на вопросы.

– Русские народные сказки.

– «Журавль и цапля»

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру

2. Пересказ русской народной сказки «Журавль и цапля»

– При пересказе используйте выученную присказку

Пересказывают, оценивают работу друг друга

III. Постановка учебной задачи

Добро и зло в стране чудес –

Как и везде – встречаются,

Но только здесь они живут на разных берегах.

Здесь по дорогам разные истории скитаются

И бегают фантазии на тоненьких ногах.

– Догадайтесь, о чем будем говорить на уроке.

– Сформулируйте цель нашего урока.

– Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Зимовье зверей».

– Найдите в словаре значение слова зимовье.

– Отгадайте загадки. (См.приложение № 1.)

– О ком эти загадки?

– На какие две группы можно разделить животных?

– Где они живут?

– О сказке.

– Работать над сказкой, учиться читать правильно, выразительно.

– Зимовье – место, где зимуют люди (здесь – животные).

Отгадывают загадки.

– О животных.

– Домашние и дикие.

– Дикие живут в лесу, домаш-ние – дома

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания; прогнозирование.

Высказывают предполо-жение.

Умеют строить речевое высказывание

IV. Работа
по теме урока.

1. Словарная
работа

Армяк, кафтан – старинная русская мужская одежда.

(Избу) рубить – строить из бревен.

Осаживать – здесь – бить.

Подполье – подвал, помещение под полом.

Ухват – длинная палка с металлической рогаткой на конце, которой ставят в печь горшки и чугуны.

Щепу драть – снимать. 

(Столбы) тесать – делать ровными. 

Конопатить – затыкать дыры

Работают со словарем

Осуществляют поиск
и выделение необходимой информации, построение речевого высказы-вания

2. Чтение произведения

Читает сказку

3. Моделирование обложки

– Вы прослушали произведение, а теперь на листочках сделайте модель обложки к данному произведению.

– Проверьте выполненную работу.

Вопросы:

– Что вы слушали?

– О ком эта сказка?  

– Кто автор этой сказки?

– Как она называется?

– Сказку.

– О животных.

– Русский народ.

– «Зимовье зверей»

Физкультминутка

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули

Вверх подняли и махнули.

Спрятали за спину,

Оглянулись!

Через правое плечо,

Через левое еще.

Дружно присели,

Пяточки задели.

На носочки поднялись,

Руки вверх и руки вниз

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

4. Работа
над содержанием сказки

– Определите тему сказки. 

– Понравилась ли вам сказка? 

– Перечислите героев сказки. 

– Почему домашние животные оказались в лесу?

– Подумайте, кто из героев сказки умный, трудолюбивый, добрый? 

– Как жилось зверям зимой? 

– Кто нарушил счастливую жизнь? 

– Кто оказался победителем и почему? 

Отвечают на вопросы

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру

5. Повторное чтение сказки по цепочке

6. Составление плана сказки

Записывает план на доске:

1. Побег из дома.

2. Летом в лесу.

3. Жизнь в избушке.

4. Незваные гости.

– Какая из пословиц подходит к сказке? Обоснуйте свой выбор. 

•  Старый друг лучше новых двух. 

•  Без беды друга не узнаешь. 

•  Дружбой дорожи, забывать ее не спеши. 

•  Какову дружбу заведешь, такову и жизнь проведешь. 

•  Не мил и свет, когда друга нет. 

•  Без друга на сердце вьюга. 

•  Легко друзей найти, но трудно сохранить. 

•  Дружбу помни, а зло забывай! 

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

V. Итог урока. Рефлексия

– С каким жанром работали на уроке? 

– Чему учит прочитанная сказка? 

– Задайте друг другу вопрос по содержанию сказки.

– Чья работа и почему вам понравилась больше всего? 

– Что на уроке понравилось?

– С какими трудностями столкнулись?

Делятся впечатлениями об уроке.

Задают вопрос однокласснику

Умеют строить речевое высказывание, оформлять свои мысли
в устной форме.

Проявляют способность объективно судить о причинах своих успехов, осуществляют рефлексию своих действий

Домашнее

задание

Читать сказку «Зимовье зверей» выразительно

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы

Принимают и сохраняют учебную задачу

Приложение № 1

Загадки

1) Молоко пьет, песенки поет,

    Чисто умывается, с водой не знается.

                                       (Кошка.)

2) Зимой спит, летом ульи ворошит.

                                       (Медведь.)

3) С хозяином дружит,

    Дом сторожит,

    Живет под крылечком,

    А хвост колечком. (Собака.)

4) Кто зимой холодной

    Ходит злой, голодный?

                               (Волк.)

5) Спереди – пятачок,

    Сзади – крючок,

    Посредине – спинка,

    А на спинке – щетинка.

                               (Свинья.)

6) Комочек пуха, длинное ухо,

    Прыгает ловко, любит морковку.

                               (Заяц.)

7) С бородой, а не мужик,

    С рогами, а не бык.

                               (Козел.)

8) Не портной, а всю жизнь

    с иголками ходит. (Еж.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Разработка урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока разработана в соответствии с тербованиями ФГОС. На уроке используются различные методы и приёмы для обобщения и систематизации знаний: викторина, восстановление дефорирован...

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....

Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"

Вашему  вниманию  представлен  подробный  конспект  урока  по  литературному  чтению  с описанием  целей  деятельности  педагога, плани...

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса.Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».

Вашему вниманию предоставлена разработка урока по литературному чтению по теме:  «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....