КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ литературное чтение 1 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) на тему

Пылина Тамара Леонидовна

Литературное чтение — один из основных предметов в системе начального образования. Наря­ду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результатив­ность обучения по другим предметам начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Пояснительная записка

Литературное чтение — один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Рабочая программа для первых классов общеобразовательных школ составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  •  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2009 № 15785).
  •  Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2010 - 2011 учебный год.
  •  Программы для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.
  •  Авторская программа Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой «Чтение и начальное литературное образование» (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / Под науч. ред. А.А. Леонтьева. — М.: Баласс, 2009).

Цели и задачи

Формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Задачи курса:

  •  освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
  •  овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
  •  воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;
  •  формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

Специфика программы

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. За основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все книги для чтения серии «Свободный ум» объединены внутренней логикой. Суть ее заключается в следующем. Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действия в нем — через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. В 1-м классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.

В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у обучающихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности.

В данной программе реализуется принцип идейно-художественной значимости для ребенка того, что он читает, т.е. связь литературы с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями. Это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения учебных книг, а также системы уроков чтения в форме эвристической беседы.

В 1-м классе героем книги «Капельки солнца» стал заяц Пус, который превращается в мальчика Петю Зайцева и идет учиться в первый класс. Первоклассники «помогают» ему учиться: объясняют, отвечают на его вопросы, т.е. занимают позицию учителя.

Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с хрестоматией, а с детской книгой. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Отбор произведений и темы этих уроков - индивидуальное дело учителя.

Основные содержательные линии курса

Основные содержательные линии курса «Литературное чтение» определены стандартом начального общего образования второго поколения и образовательной программе «Чтение и начальное литературное образование» для четырёхлетней начальной школы.

Тематика чтения

  1.  «Попрыгать, поиграть...» - стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, С. Маршака,  И. Демьянова, В. Берестова, Ю. Мориц, И. Токмаковой, В. Драгунского, Э. Успеспенского: : Е -тт.шина, Н. Носова об играх, игрушках, увлекательных занятиях.
  2.  «Наш дом» - стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, Г. Граубина, Б. Заходера, О.Григорьева, В. Бирюкова, М. Зощенко, В. Драгунского, М. Коршунова о детях и родителях, их взаимоотношениях, о любви и взаимопонимании, о младших сестрёнках и братишках и отношении к ним.
  3.  «Ребятам о зверятах» - стихи и маленькие рассказы Б. Заходера, С. Михалкова, Г. Граубина, Ю. Мориц, М. Пришвина, Е. Чарушина, М. Коршунова, Ю. Коваля о дружбе людей и животных, о взгляде взрослого и ребёнка на мир природы.
  4.  «Маленькие открытия» - стихи и небольшие рассказы о мире природы, о его красоте, о маленьких открытиях, которые делает человек, умеющий вглядываться и вслушиваться. Произведения Э. Успенского, Г. Граубина, В. Бирюкова, Т. Золотухиной, И. Токмаковой, В. Лапина, В. Пескова, Н. Сладкова.

Техника чтения

Сознательное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами. Темп чтения вслух в конце учебного года от 30-40 слов в минуту и выше.

Формирование приёмов понимания прочитанного

Формирование умения разъяснять заглавие текста. Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам. Работа над пониманием значения каждого отдельного слова, словосочетания, семантизация незнакомых слов. Обучение вниманию к оттенкам лексического значения слов. Обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного. Обучение озаглавливанию небольших частей текста, составлению простого плана, пересказу прочитанного с опорой на план из картинок.

Элементы литературоведческого анализа. Эстетическое переживание прочитанного

Понимание авторского употребления слов, выражений, красоты, яркости и точности слова в художественном тексте. Раскрытие через героев произведения чувств автора, понимание главной мысли произведения через характеры, поступки, чувства, переживания героев. Формулирование главной мысли с помощью учителя. Высказывание личного отношения к прочитанному.

Знакомство с литературоведческими понятиями

Стихотворение. Рифма, ритм и настроение в стихотворении. Рассказ. Герои рассказа, рассказчик и автор. Словесное рисование в рассказах и стихах.

Развитие устной и письменной речи

Обучение ответам на вопросы по содержанию текста. Обучение подробному пересказу по вопросам или картинкам, составлению устных рассказов по картинкам. Работа над грамматически правильным построением устного высказывания. Обучение способам заучивания наизусть стихотворений, обучение выразительному чтению с соблюдением соответствующей интонации громкости речи, темпа речи.

Структура программы

В добуквенный период происходит развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котёнок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (указывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы.

В букварный период ведётся работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению.

Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией при чтении на буквы согласных звуков, с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ь/; буквы согласных звуков н, к, буква гласного звука у, буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ь).

Содержание

Звуки речи: гласные (ударные и безударные), согласные (звонкие и глухие, парные и непарные; твёрдые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

Алфавит.

Аудирование (слушание)

Слушание фольклорных произведений: основная сюжетная линия. Характеристика героя сказки (положительный или отрицательный). Описание героя. Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя.

Слушание прозаических произведений: основной сюжет, главные герои. Жанры художественных произведений.

Восприятие учебного текста: цель, осмысление системы заданий. Восприятие научно- популярного текста: основное содержание (информация).

Чтение вслух и про себя

Чтение вслух слогов, слов, предложений, постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами. Чтение про себя текстов разных жанров. Выразительное чтение прозаических и стихотворных произведений. Использование выразительных средств: интонации, темпа речи, тембра голоса, паузы. Чтение наизусть стихотворений.

Требования к результатам

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

  •  оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  •  эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  •  понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  •  высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  •  определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  •  проговаривать последовательность действий на уроке;
  •  учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  •  учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  •  ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  •  находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  •  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  •  преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  •  оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  •  слушать и понимать речь других;
  •  выразительно читать и пересказывать текст;
  •  договариваться с одноклассниками и совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  •  учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

  •  воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение)исполнении учителя, учащихся;
  •  осмысленно, правильно читать целыми словами;
  •  отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  •  подробно пересказывать текст;
  •  составлять устный рассказ по картинке;
  •  заучивать наизусть небольшие стихотворения;
  •  соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
  •  различать рассказ и стихотворение.

Формы организации учебного процесса

Изучение курса «Литературное чтение» предполагает использование разнообразных форм организации учебного процесса: уроки-конкурсы, уроки-экскурсии, уроки творческие отчёты, уроки исследования; дидактические игры, уроки-путешествия, уроки-конференции; уроки-викторины. Формированию универсальных учебных умений способствует проектная деятельность обучающихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время.

Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной.

Итоговый контроль

Программа предусматривает многоуровневую систему контроля:

  •  самоконтроль (при введении нового материала),
  •  взаимоконтроль (в процессе его отработки),
  •  текущий тематический контроль (при проведении проверочных работ),
  •  итоговый контроль (итоговая тестовая работа).

Объём и сроки изучения

На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, всего — 132 часа. Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте»: его продолжительность - примерно 23 учебные недели по 4 часа в неделю:

  1.  четверть - 36 часов;
  2.  четверть - 31 час;
  3.  четверть - 35 часов;
  4.  четверть - 30 часов.

Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:

УИПЗЗ - урок изучения и первичного закрепления знаний;

УЗЗВУ - урок закрепления знаний и выработки умений;

УКИЗ - урок комплексного использования знаний;

УОСЗ - урок обобщения и систематизации знаний.

Список литературы

  1.  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. «Капельки солнца». 1 класс. - М.: Баласс, 2011.
  2.  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному чтению. 1 класс. - М.: Баласс; Школьный дом,2011.
  3.  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., Чиндилова О.В. Уроки литературного чтения в 1-м классе. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2011.
  4.  Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 1 класс - М Баласс, 2010.
  5.  Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под науч. ред. Д.И. Фильдштейна. - М.: Баласс, 2009.
  6.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение 2010.
  7.  Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система  заданий. В 2- х ч. 4.1 / М.Ю. Демидова [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение 2010.
  8.  Повторение и контроль знаний. Литературное чтение. 1-2 классы. Тесты, кроссворды, филворды, логические задания. Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост. С.А. Маркова. - М.: Планета, 2011.
  9.  Литературное чтение, (по УМК «Школа 2100»), 1 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост.: С.А. Маркова - М.: Издательство «Планета», 2011

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планированиае по литературному чтению для 1 класса

КТП по литературному чтению 1 класс. УМК "Школа России" (ФГОС)...

Рабочая программа и календарно - тематический план по литературному чтению для 2 класса

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование составлено в соответствии с ФГОС, УУД расписаны по каждой теме...

Календарно-тематическое планировние по литературному чтению для 1 класса.

Календарно-тематическое планировние по литературному чтению для 1 класса....

Календарно-тематический план по литературному чтению(тат.яз) поУМК Перспектива 2 класса

Календарно-тематический план по литературному чтению составлен  на 2014-2015 учебный год  по УМК Перспектива....

Календарно-тематический план по литературному чтению(тат.яз) поУМК Перспектива 2 класса

Календарно-тематический план по литературному чтению составлен  на 2014-2015 учебный год  по УМК Перспектива....

Календарно-тематические планы по литературному чтению

Календарно-тематические планы по литературному чтению...