Главные вкладки

    И.А.Крылов "Ворона и Лисица" конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс по программе "Школа России"
    план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

    Никифорова Людмила Аркадьевна

    yesТехнологическая карта урока по литературному чтению по учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого с использованием новых современных технологий 3 классcheeky

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл basni_i.a.krylova.docx312.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Басни И.А.Крылова

    Тип урока: освоение нового материала

    Педагогические задачи: способствовать осмыслению нравственных ценностей в баснях И.А.Крылова, освоению основных литературоведческих понятий (наставление, иносказание, нравоучительный комический рассказ); создать условия для обучения работе с текстом басни (выявление структурных особенностей басни, характеристика героев басни; определение морали); книгой (определение необходимой информации по обложке книги, оглавлением (содержанием) книги; соотношением иллюстрации и содержания книги)

    Планируемые результаты

    Предметные:

    Научатся составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, читать стихотворные произведения наизусть; определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками

    Метапредметные:

    познавательные: осмысливают понятия наставление, иносказание, нравоучительный комический рассказ; работают с текстом (осмысление структурных особенностей басни; характеристика героев басни; понимание нравоучения); осуществляют поиск необходимой информации в книге; ориентируются в учебной и художественной книге; делают самостоятельный и целенаправленный выбор книги на основе заданного материала;

    регулятивные: анализируют причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы;

    коммуникативные: осмысливают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях)

    Личностные:

    Понимают нравственные уроки, которые даёт басня; анализируют причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делают на основе этого выводы

    Образовательные ресурсы: портрет И.А.Крылова, книга с баснями, иллюстрации к басням, карточки для работы над текстом, презентация

    Организационная структура урока

    Этап урока

    Содержание деятельности учителя

    Содержание деятельности

    Учащегося (осуществляемые действия)

    Формируемые способы деятельности

    Слайды

    1.Организация начала урока

    - На доске светит яркое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучики к вашим щёчкам. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные!

    - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!

    Показывают готовность к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, пишущих принадлежностей)

    Приветствуют учителя

    Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения

    2.Повторение изученного материала

    - Скажите, творчество какого писателя мы изучали? (Творчество И.А.Крылова)

    - Что он писал? (Он писал басни)

    - Значит, как мы можем назвать И.А.Крылова? (Баснописец)

    - Потому что баснописец – это… (Человек, который пишет басни)

    - А что такое басня?

    - А вот как отозвался о баснях Крылова персонаж комедии «Горе от ума известного писателя Грибоедова.

                       …Ох! Басни смерть моя!

                       Насмешки вечные над львами! Над орлами!

                       Кто что ни говори:

                       Хотя животные, а всё – таки цари.

    - Какие басни И.А.Крылова вы знаете?

    - Теперь посмотрите на выставку рисунков. Назовите эти басни.

    - Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением – а значит, узнаем что-то новое и важное о себе и людях. Что вы знаете о писателе? Расскажите.

    - Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце?

    - Почему около дедушки Крылова всегда цветы?

    - Мы с вами изучали много басен и говорили о том, что в баснях действуют животные, в которых мы легко узнаём людей, их пороки, поступки

    Басня- это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей- хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчиваются моралью - выводом, поучением, где объясняется смысл басни

    Отвечают на вопросы.

    Заранее подготовленный ученик читает стихотворение о Крылове (см. ресурсный материал)

    - Чтением его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка

    Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы.

    Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли

    http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/статьи/622925/presentation/3.JPG

    3.Изучение нового материала

    Вводная беседа

    Словарная работа

    Первичное знакомство с басней

    Словарная работа

    Анализ басни

    Работа над текстом басни

    Работа с пословицами

    - Послушайте басню древнегреческого писателя Эзопа «Ворон и Лисица». Подумайте, о чём она (см. ресурсный материал)

    Проводит обмен впечатлениями.

    - Сегодня я предлагаю вам, продолжая разговор о творчестве И.А.Крылова, ещё раз познакомиться с его, пожалуй, самой известной басней, перечитать её и попытаться открыть для себя что-то новое в содержании басни и художественных законах этого жанра вообще.

    Итак, басни – это маленькие стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы,вещи, но под их поведением мы подразумеваем людей, их поступки, их недостатки. Вместе с Крыловым мы смеёмся над ними, т.е. смеёмся сами над собой. Ведь у всех людей есть недостатки. И.А.Крылов помогает увидеть их.

    - Как вы думаете, легко ли написать басню?

    Оказывается, это очень трудно. И.А.Крылов был трудолюбивым человеком. Иногда, чтобы сочинить 20 строк, хороших, таких, чтобы ему понравились, он писал черновых, пробных 200 строк. А всего он создал более 200 басен. Представляете, как много он трудился.

    Итак, прежде чем мы познакомимся с басней «Ворона и Лисица», нужно рассмотреть незнакомые трудные слова. Вам было задание: найти в толковом словаре значения следующих слов. Кто скажет, что обозначает каждое слово?

    Твердить – говорить постоянно одно и тоже

    Ежели – если

    Льстец – хитрый подлиза

    Гнусна – отвратительна

    Не впрок – не на пользу

    Бог послал- так раньше говорили о чём-нибудь случайно добытом

    Сырный дух- запах сыра

    Пленил- очаровал

    Плутовка- обманщица

    Ангельский голосок- нежный

    Дыханье спёрло- перехватило дух, дышать не может

    Взгромоздясь- еле взлетела вверх с тяжестью

    Зоб- место у птицы, где обрабатывается заранее пища

    - Одним из человеческих пороков издавна считается лесть. Как вы понимаете значение этого слова? (Лесть-лицемерие, уродливое восхваление)

    - Давайте послушаем басню «Ворона и Лисица», которую написал И.А.Крылов, и сравним её с басней Эзопа.

    Чтение басни учителем.

    Информация для учителя: Ворона и Лисица – главные герои басни, однако наряду с ними важное значение приобретает и объект, на который направлены все усилия и действия обоих персонажей. Это кусочек сыра. Не случайно Крыловым в отличие от Эзопа, у которого Ворон «добыл кусок мяса», описывается сыр. С незапамятных времён сыр на Руси был редкостью и считался заморским лакомством, тем ценнее для Вороны оказалась её диковинная находка.

    - Замените следующие словосочетания подходящими по смыслу, опираясь на текст басни.

    • Смотрит пристально-глаз не сводит
    • Подходит тихо-на цыпочках подходит
    • Утратила способность здраво рассуждать-вскружилась голова
    • Каркнула очень громко-во всё горло
    • Исчезла, скрылась-была такова
    • Трудно стало дышать-дыханье спёрло
    • Нашёл случайно-Бог послал

    Употребив выражение Бог послал, Крылов подчёркивает, что Ворона не стащила сыр, а наткнулась на него случайно и совсем неожиданно для себя, поэтому-то и оправданы все её последующие действия. Вместо того, чтобы сразу съесть сыр, неповоротливая и медлительная птица раздумывает о посланном богом лакомстве.

                             Физкультминутка

    Вот под ёлочкой зелёной  (встать)

    Скачут весело вороны:      (прыгать)

    Кар-кар-кар! (хлопки над головой)

    Целый день они кричали, (повороты влево-вправо)

    Спать ребятам не давали: (наклоны влево-вправо)

    Кар-кар-кар! (хлопки над головой)

    Только к ночи умолкают (взмахи руками)

    И все вместе засыпают: (сесть на корточки-засыпают)

    Кар-кар-кар! (хлопки над головой)

    - Понравилась ли басня? Чем именно?

    - О ком эта басня?

    - На сколько частей разделили весь текст7

    - Почему?

    - О ком говорится в 1-й части? Зачитайте. Это завязка, то есть начало действия.

    - Какие события развиваются во 2-й части?

    - Прочитайте.

    Что говорится в 3-й части? (Зачитайте. Это развязка)

    - Что же является основным стержнем (корнем) в развитии басни?

    - Докажите, что лесть Лисицы всё больше и больше возрастала, а ворона всё больше и больше поддавалась льстивой похвале.

    - Почему же Лисица так хвалит Ворону?

    - Как автор подчеркнул, что на самом деле Ворона не такая, как о ней говорит Лиса?

    - Какой вы представляете себе Лисицу, читая эту басню?

    - В чём проявилось мастерство Крылова в изображении Лисы в басне?

    - Найдите это описание.

    - Для какой цели старалась Лиса?

    - Удалось ли ей достичь своей цели?

    - Так в чём же искусство льстеца, то есть Лисицы?

    - Удалось ли ей это сделать?

    - Какова же главная мысль басни?

    - Так кого же осуждает Крылов?

    - Встречались ли вам похожие ситуации?

    - Происходили ли они с вами?

    - Как вы себя чувствовали?

    - Согласитесь ли вы с утверждением, что для достижения цели «любые средства хороши»? Почему?

    - Какой вывод вы сделаете из этой истории?

    - Как слово «вывод» можно произнести иначе?

    - Можно ли ворону назвать самой красивой птицей?

    - Но ведь не зря Крылов называет Лисицу метким словом плутовка. Обратите внимание на то, как расхваливает Лиса Ворону. Найдите ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне.

       Она хвалит шейку, глазки, пёрышки, носок. И постепенно Лисица подбирается к самому главному-«ангельскому голоску. Все вы слышали голос вороны-неприятный, громкий, пронзительный. Она не поёт, а каркает.

    - Какими качествами, по-вашему, обладают Ворона, и Лисица?

                    Лиса-хитрая, коварная, плутовка, умная, льстивая, неискренняя.

                     Ворона- неуклюжая, глупая, растяпа, ротозей, простофиля, тщеславная.

    - Как же действуют на Ворону льстивые, ласковые слова Лисы?

    - Итак, какими способами Лисице удалось выманить сыр?

    - Кому больше всего сочувствует автор?

    - Что бы вы посоветовали Вороне?

    - Что бы вы сказали Лисице?

    - Чему учит басня7

    - Перед вами разыгрывается целое представление, в котором звери-актёры говорят и действуют как люди, но при этом остаются зверями, сохраняя их повадки. Хорошо зная повадки животных, Крылов живо рисует подробности их поведения – яркие, выражающие национальные особенности сторон русского характера. Он подбирает меткие слова для характеристики своих героев.

    Вывод: Работая над басней И.А. Крылова, мы отмечаем художественное совершенство его произведения, которое выражается в широте обобщений, ясности и чёткости морали. Обращаясь к уже известному сюжету, автор в самых живописных подробностях раскрывает нам поведение животных, за которым читатель обнаруживает яркие картины истинно национального характера. И даже сами способы выражения мысли у автора народные. Ему свойственны весёлое лукавство ума и насмешливости.

    - Прочитайте пословицы и скажите, как вы их понимаете и как они соотносятся с содержанием басни (см. ресурсный материал)

    - Перечитайте мораль басни. О чём предупреждает Крылов своих читателей? (Общая идея басни такова, что одинаково некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам.)

    Вывод: Мораль может быть выражена в первых строчках. Слушая и читая басню, можем увидеть в героях себя. Автор высмеивает недостатки у героев басни. Значит, необходимо их исправить. Басня начинается и заканчивается моралью-выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

    - Найдите, где в данной басне спрятан вывод. (В начале)

    - Зачитайте его.

    - Как вы вы его понимаете? (Не надо льстить, нужно говорить правду, ложь откроется)

    - Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (Приятно, когда говорят о тебе правду)

    Внимательно слушают.

    Отвечает на вопросы

    Определяют совместно с учителем толкование незнакомых слов. Работают с толковым словарём.

    Внимательно слушают.

    Высказывают своё мнение об услышанном, сравнивают басни, находят сходство и отличия.

    Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

    Отвечают на вопросы

    - Разговор Лисы с Вороной

    Выборочно читают строчки басни.

    Зачитывают льстивую речь «Голубушка…».

    Хочет её обмануть.

    -«На ель ворона взгромоздясь…»

    Передал не только содержание её похвальных речей, но и интонацию её голоса, её движение

    Любым путём обмануть

    Того, кто любит лесть, легко обмануть льстивыми словами

    И того, кто льстит, и того, кто любит лесть.

    - Мораль. Поучение.

    Читают строчки басни.

    Работают на доске, соединяя прилагательные, характеризующие Лисицу и Ворону.

    Она льстила Вороне.

    Не слушать Лисицу, а есть сыр; оставаться при своём мнении, тогда бы была с сыром.

    Не надо быть льстивой, говорить неправду.

    Внимательно слушают, делают вывод: не быть глупыми, не обращать внимания на льстивые слова, необходимо придерживаться своего мнения.

    Внимательно слушают.

    Выполняют задание.

    Отвечают на вопросы, делают вывод

    Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.

    Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.

    Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

    Аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.

    Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы.

    Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.

    Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.

    http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/статьи/622925/presentation/2.JPG

    http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/статьи/622925/presentation/8.JPG

    http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/статьи/622925/presentation/9.JPG

    http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/статьи/622925/presentation/7.JPG

    http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/статьи/622925/presentation/12.JPG

    4.Итог урока. Рефлексия

    - Что нового вы узнали для себя на уроке, чему научились?

    - Отличаются ли басни Эзопа от басен Крылова? Чем?

    - Правильно, басни Эзопа отличаются от басен Крылова. Эзоповская речь изобилует иносказаниями и недомолвками, и другими приёмами для сокрытия прямого смысла басен, а Крылов писал языком, понятные даже детям. Мораль басен Крылова ясна. Закончите фразы, оценив работу на уроке:

    • Мне понравилось, как рассказывали басню…
    • Выразительно читали…
    • Хорошо мыслили…

    Отвечают на вопросы.

    Осуществляют самоанализ учебной деятельности

    Формулируют ответы на вопросы.

    Владеют навыками самоанализа.

    http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/статьи/622925/presentation/13.JPG

    5.Домашнее задание

    Выполнить задание по выбору:

    • Чтение басни по ролям;
    • Заучивание басни наизусть;
    • Инсценировка басни;

    Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

    Принимают и сохраняют учебную задачу.

    http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/статьи/622925/presentation/14.JPG

    Ресурсный материал

    Стихотворение

    Кто не слыхал его живого слова?

    Кто в жизни с ним не встретился своей?

    Бессмертные творения Крылова

    Мы с каждым годом любим всё сильней.

    Всё знал и видел ум певца пытливый

    Всего сильней желая одного,

     Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

    Народ его, и родина его.

                                                                                                                 Басня «Ворон и Лисица»

    Ворон добыл кусок мяса и сел на дерево. Захотелось Лисице мяса, она подошла и говорит:

    - Эх, Ворон, как посмотрю на тебя- по твоему росту да красоте только бы тебе царём быть! И верно, был бы царём, если бы у тебя голос был.

    Ворон разинул рот и заорал что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит:  

    - Ах, Ворон! Коли бы у тебя и ум был, быть бы тебе царём.  

                   Пословицы

    1. Верь своим очам, а не чужим речам.            
    2. На языке-медок, а на сердце-ледок.
    3. У лести нет чести.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Пробы пера"- курс элементов урока литературного чтения по программе "Школа России" во 2-4 классе.

    Своеобразие предлагаемого курса заключается в том, что в нём сделана попытка интеграции уроков литературного чтения и развития творческого потенциала ребёнка. Курс «Пробы пера» - проводится, как элеме...

    "Пробы пера"- курс элементов урока литературного чтения по программе "Школа России" во 2-4 классе.

    Своеобразие предлагаемого курса заключается в том, что в нём сделана попытка интеграции уроков литературного чтения и развития творческого потенциала ребёнка. Курс «Пробы пера» - проводится, как элеме...

    Рабочая программа по литературному чтению по УМК "Школа России" для 3 класса

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи, содержание материала, учебно-тематический план, поанируемые результаты, календарно-тематический план....

    Рабочая программа 1 класс. Обучение грамоте/Литературное чтение по УМК "Школа России"

    Рабочая программа включает в себя цели и задачи курса, основные требования к знаниям. умениям и навыкам по литературному чтению, планируемые результаты. ФГОС....

    КТП литературное чтение по программе "Школа России" 1 класс

    КТП литературное чтение по программе "Школа России" 1 класс...

    компьютерный тест по литературному чтению, тема «Летопись» («Школа России», 4 класс)

    тест по литературному чтению, тема «Летопись» («Школа России», 4 класс), выполненный в программе PowerPoint  по шаблону Д. Иванова и памятка по его использованию...