Методическая разработка по теме «Литературное слушание на уроках чтения в первом классе»
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Кашина  Елена Геннадьевна

Роль литературного слушания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл medod_raz.-literaturnoe_slushan.docx123.64 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме «Литературное слушание на уроках чтения в первом классе»

Автор – разработчик:

Кашина Елена Геннадьевна

учитель начальных классов


г. Нижний Новгород
2016год.

                            СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

   

  1.  Роль литературного слушания на уроках чтения в первом классе.
  2. Технология организации урока литературного слушания.
  3. Требования к проведению урока литературного слушания.
  4. Варианты построения урока слушания.
  5. Порядок знакомства с книгой на уроке чтения.
  6. Результативность применяемой технологии.
  7. План – конспект урока литературного слушания на уроке чтения в первом классе. 
  8. Диагностика

Литературное слушание

 

        Читательская деятельность предполагает правильную организацию восприятия, понимания, воссоздания и воспроизведения читаемого текста.

Чтобы научиться читать, ребенку нужно прежде всего научиться слушать «чужое чтение», т.е правильное, выразительное чтение учителя. А также воспринимать и понимать содержание читаемого текста другими людьми. Развитию читательских умений способствуют уроки литературного слушания, проводимые в первом классе.

На уроках литературного слушания первоклассники с огромным интересом знакомятся с новыми литературными произведениями. С удовольствием учатся приемам анализа произведений на доступном им уровне и с нетерпением ждут уроков слушания.

Литературное слушание – важнейшее звено в обучении и воспитании  первоклассников. Учитель может подбирать для урока разные произведения  и по жанру и по теме, с  глубоким воспитательным содержанием.    

Цель уроков слушания - обогащение читательского опыта, развитие читательского интереса и эстетического вкуса, развитие стремления ребенка к самостоятельному общению с книгой.

Уроки литературного слушания позволяют активно формировать специальные читательские умения, способствуют развитию памяти, внимания, литературной речи, правильно называть произведение и книгу, находить и называть фамилию автора и заголовок, определять тему чтения и жанр произведения, учат детей искусству слушать сказку, рассказ, стихотворение.

Литературное слушание является источником развития основных видов речевой деятельности – слушания, говорения, чтения.

Технология организации уроков литературного слушания

В первой учебной четверти работу на уроках литературного слушания можно ограничить моделированием обложки, определением жанра и  тематики произведения с использованием приема «словесного рисования», ответов на вопросы учителя, определением идеи произведения и построением схематического плана. Учащиеся первого класса могут дать «оценку» героям произведения, высказать свою точку зрения на происходящие  в произведении события.  

Для моделирования обложки можно использовать альбом или простую тетрадь в клетку. Страница тетради должна быть разделена на две равные  части. С одной стороны располагается модель обложки, а с другой «говорящая» иллюстрация. Учитель моделирует обложку на доске, а каждый ребенок на своем рабочем месте.

При моделировании вводится система «заместителей» - условных обозначений жанра, темы произведения, героев.

Жанры обозначаются фигурами:

Сказка         Пословица        

Рассказ                                                         Загадка                      ?    

Стихотворение                                           Басня

Темы чтения замещаются цветом:

        о Родине

        о природе

        о детях

        о животных

        о приключениях, волшебстве.

Использование «заместителей» героев:

Заяц                          З              

         

Колобок                   К

Лиса                         Л          

Снегурочка              С

Пример моделирования обложки

Модель первой страницы русской народной сказки «Колобок».

  Д         Б          К         З         В        М        Л        

Со второго полугодия на уроках литературного слушания (когда у учащихся первого класса уже сформирован навык чтения и письма) можно проводить дополнительные приемы анализа текста. Работа состоит из нескольких этапов.  

  1. этап - «Графическое рисование»

Проводится в следующей последовательности:

  • Выделяется эпизод для словесного рисования.
  • Рисуется место, где происходят события.
  • Изображаются действующие лица.

На данном этапе проводится работа над «образами» произведения, учащиеся должны представлять себе образы такими, какими их нарисовал автор. Для этого нужно выделить  изобразительные средства - «ключевые слова».

  • Добавляются необходимые детали.
  • Раскрашивается контурный рисунок.

Таким образом,  создавая графическую иллюстрацию, учащиеся делят текст на смысловые части, а содержание каждой части текста изображают иллюстрацией. Получается картинный план.

2  этап - Составление плана с опорой на иллюстрацию.

Картинный план позволяет первоклассникам легко составить план пересказа, используя опорные слова. Данный план можно составить как устно, так записать и письменно (можно использовать печатные буквы).

  1. этап – Пересказ текста.

С опорой на иллюстрации и составленный план, учащиеся легко овладевают приемом пересказа прослушанного произведения. Пересказывая текст, учащиеся  могут выразить свое отношение к прочитанному, используя свои средства выразительности (интонацию, темп и тембр голоса, мимику, жесты).

С первых уроков литературного слушания необходимо привлекать внимание детей к тексту, авторскому слову.

На уроке можно проводить такие упражнения:

- Чтение слов, которые наиболее понравились, запомнились.

- Объяснение непонятных слов из контекста.

- Подбор слов – синонимов.

- Подбор собственного заглавия к тексту.

- К словам из стихотворения придумать рифму.

- Ролевое чтение.

- Инсценирование диалога.

 

                         Требования к уроку слушания

  •  Уроки  литературного слушания в первом классе  проводятся 2 раза в неделю в первом полугодии и 1 раз в неделю во втором.
  • Произведения подбираются разные по жанру и тематике (стихи, сказки, рассказы, басни, загадки …)
  • Урок начинается со слов учителя:  «Дети, сегодня мы познакомимся с новым произведением, послушайте». Никаких вступительных бесед проводить не надо.
  • Называть учителю произведение, указывать жанр и тему не нужно, этому мы учим детей по ходу урока.
  • Всю работу по тексту нужно проводить только после первичного восприятия произведения.

- Для рассматривания нужно подбирать большеформатные детские книги в типовом оформлении, на первой странице должна  четко читаться  фамилия автора, заголовок.

    -  Итог урока может быть подведен с опорой на модель в тетради. Учащиеся называют жанр, тему и автора произведения. (сегодня мы познакомились со   сказкой С. Михалкова о животных «Три поросенка»).

ПОРЯДОК ЗНАКОМСТВА С КНИГОЙ

(использование метода Н.И. Светловской).

1. Рассматривается иллюстрация на первой и последней страницах обложки.

2. Прочитываются все надписи на обложке (фамилия автора, заглавие).

  1. Правильно называется книга.
  2. Постраничное просматривание книги.
  3. Заключительная беседа.

- С какой книгой мы сегодня познакомились? Прочтите заголовок.     Назовите книгу правильно. Кто автор книги?                

ВАРИАНТЫ ПОСТРОЕНИЯ УРОКОВ

1вариант  - Учебный материал – детская книга.

1. Первичное знакомство с книгой, которую дети будут слушать нам уроке. (использование метода «чтение – рассматривание» Н.Н.Светловской).

2. Слушание произведения.

3. Беседа после прочитанного.

4. Рассматривание иллюстрации к тексту прочитанного произведения.

5. Повторное слушание.

6.Моделирование обложки.

7. Упражнения в чтении слов, предложений, эпизодов произведения.

  1. Рекомендации для самостоятельной работы: найти книгу с прослушанным произведением, нарисовать иллюстрацию, подобрать пословицу соответствующую содержанию произведения, придумать загадку, ребус,  передать содержание книги родителям или друзьям, представить события и героев в игровой (театрализованной) форме…

2  вариант -  Работа с произведением.

1. Чтение учителем произведения.

2. Беседа после чтения, выявление первичного восприятия. Дети высказывают свое отношение к услышанному произведению.

3. Моделирование обложки произведения.

4. Работа с произведением: обсуждение содержания, определение темы, знакомство с названием.

5. Повторное слушание. (Если в классе есть читающие дети, можно подготовить повторное чтение детьми. Или прочитать текст самостоятельно,  всем детям в классе. Для этого потребуется книга для каждого уч – ся или набранный текст произведения на отдельном листе).

6. «Графическое рисование» - составление картинного плана.

7. Деление текста на смысловые части, озаглавливание частей текста (составление плана пересказа).

8. Подробный или краткий пересказ текста. Рекомендации для самостоятельной работы

     

Результативность  применяемой методики:

  1. Расширяется круг чтения младшего школьника, его начитанность.
  2. Развивается интерес не только  к процессу чтения,но и к урокам чтения.
  3. Осуществляется  связь чтения со всеми видами речевой деятельности.
  4. Учащиеся с первого класса овладевают приемами анализа художественного произведения.

Урок литературного слушания в 1-м классе "В.Сутеев. «Палочка-Выручалочка»"

Описание исходного уровня знаний, умений и навыков, необходимых для проведения урока по данной теме:

  • учащиеся владеют слоговым чтением.
  • умеют моделировать произведение.
  • любят выполнять творческие работы по тексту.
  • учатся работать в группах.

Учебные задачи:

  • ввести в круг чтения новую авторскую сказку;
  • включить учащихся в эмоционально-творческую деятельность, связанную с читаемым произведением;
  • развивать творческое воображение;
  • воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Учебные умения:

  • правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие), определять жанр и тему;
  • выявлять авторскую точку зрения и выражать свою;
  • прогнозировать содержание на основе заголовка;
  • редактировать деформированный словесный и картинный план, создавая при этом диафильм;
  • разыгрывать диалог;
  • создавать продолжение сказки

Оборудование урока.

  • Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса, с.114-117.
  • Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса, с.48.
  • Листочки, цветные карандаши для моделирования.
  • Компьютерная презентация урока.
  • Выставка книг В. Г. Сутеева.
  • Костюмы Зайца, Ежа.
  • Карточки для рефлексии.

Конспект урока

1. Организация класса.

- Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!

-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

2. Сообщение темы.

-Сегодня на уроке литературного слушания вас ждёт встреча с новым произведением.

-Заголовок произведения “Палочка - выручалочка”.

Заголовок – это окошко для взгляда вперёд –
Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт.
Заголовок – это не просто слова.
Эти слова – всему голова! (С.К.Тивикова)

- О чём может быть текст с таким названием?

-Вы уже знаете такие произведения, где палочка помогала кому – то? (Золушка)

-После чтения посмотрим, оправдались ли ваши предположения

3. Чтение учителем произведения

(Книги закрыты).

4. Проверка первичного восприятия.

-Понравилось произведение?

-Что вам понравилось?

-Что вам не понравилось?

-Когда вам было весело? А грустно?

-Оправдались ли ваши предположения?

5. Моделирование обложки

-Ребята, как вы думаете, что я вам прочитала?

-Сказку.

-Почему вы так решили? Докажите.

-Покажите на своих моделях, что я вам прочитала сказку.

-Подумайте, о ком эта сказка?

-О животных.

-Покажите это на своих моделях.

(Учащиеся закрашивают круг коричневым цветом.)

-Откройте книгу и найдите фамилию автора. Кто написал эту сказку?

-В.Сутеев.

Значит, какая это сказка?

- Авторская (литературная).

-Укажите на модели фамилию автора.

-Что вы знаете об этом человеке?

-Сутеев сам иллюстрировал свои произведения.

-Писал сценарии к мультфильмам.

-Ещё у Сутеева был секрет: писал он правой рукой, а рисовал левой.

-Художник и писатель в одном лице – это настоящий волшебник! А если этот человек ещё и режиссёр, сценарист, постановщик мультфильмов, то можете не сомневаться – перед вами В.Г.Сутеев.

Обратите внимание на выставку, где собраны не только книги, которые он сам писал и иллюстрировал, но и произведения других авторов с рисунками Сутеева.

-У Ани Евстафьевой в домашней библиотеке есть замечательная книга, с которой она хочет вас познакомить.

(Аня знакомит с книгой “Стихи и сказки в картинках В.Г.Сутеева”.)

-Это, действительно, удивительный человек. Его рисунки нельзя спутать ни с чьими другими.

-С какими его произведениями мы уже знакомы? Отгадайте по моделям обложек.

-Мы прочитали сказки Сутеева “Дядя Миша”, “Яблоко”, “Под грибом”, “Ёлка”, “Капризная кошка”.

-Откройте книгу и прочитайте заголовок сказки. Обозначьте заголовок в модели.

-Сравните с моей моделью.

-Назовите правильно произведение, с которым мы сегодня работаем на уроке.

Сутеев “Палочка - выручалочка”. Эта сказка о животных.

6. Работа с произведением: анализ содержания, определение темы чтения.

-Вам встретились такие слова, значение которых вам было непонятно?

(Если есть такие слова, то они заносятся в “Словарь нашего класса”)

-Кто главные герои в сказке?

-Ёжик и Заяц.

-Переверните модели и запишите это на обратной стороне.

-Почему я поставила двустороннюю стрелку?

-Заяц и Ёжик разговаривают, ведут диалог.

-Каким был Ёжик? Заяц?

Ёжик

Заяц

Воспитанный

Невоспитанный

Вежливый

Грубый

Смелый

Трусливый

Добрый

Благодарный

Умный

 

Находчивый

Сообразительный

Скромный

-Изменился заяц после того, как Ёжик выручил его?

-Как автор относится к ежу? К зайцу?

-Кто вам понравился больше и почему?

-Ребята, сейчас появится ещё одна книжечка, в которой каждая страничка – это ваша работа.

(Учитель собирает модели и степлером соединяет в общую книжечку, обложка выполнена учителем.)

-Где эта книга родилась?

-Я поздравляю вас, в нашей “Библиотечке развития” появилась ещё одна новая книга.

7. Релаксация. Музыкальная пауза

Дети исполняют песню “В мире много сказок”

В мире много сказок грустных и смешных,
Грустных и смешных.
Не прожить на свете нам без любимых книг,
Не прожить на свете нам без них.

8. Повторное слушание.

- Хотите послушать сказку в исполнении артиста Всеволода Абдулова?

-На экране будут слайды – рисунки Сутеева

Прослушивание аудиокниги. Просматривание иллюстраций к сказке

9. Творческая работа в группах.

-Сейчас будем работать по группам.

1 группа “Мишки”– составить диафильм

2 группа “Белочки”- работа в книге “Литературное чтение”, с. 117

-Задача вашей группы – прочитать отрывок из сказки, проинсценировать диалог главных героев.

3 группа “Лисички”– придумать продолжение сказки от имени Зайца

Презентация работы каждой группы.

Вопросы учащимся после инсценирования сказки:

-Представьте, что перед вами настоящие герои сказок. Какие вопросы вы им хотите задать?

-Что посоветуете Ежу? Зайцу?

10. Рекомендации для самостоятельной работы.

-Сегодня на уроке вы побывали в роли авторов, мультипликаторов, артистов, хотите быть иллюстраторами? Это вы по желанию сможете сделать дома – нарисовать иллюстрацию к любому отрывку из сказки, а затем мы соберём книгу – самоделку.

- Ещё предлагаю пересказать эту сказку от лица Ёжика или Зайца своим младшим братьям, сестричкам, родителям.

11. Итог урока. Рефлексия.

-Может ли простая палочка стать выручалочкой? От чего это зависит? В чьих руках простая палочка может стать волшебной?

-Вы правы, а как об этом сказал автор? Что самое важное?

-“Важна не палка, а умная голова, да доброе сердце!”

-“Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”! Чему учит нас сказка?

- Какой урок возьмём из неё?

-Что хотел нам сказать автор?

-Не только палка, но и любая вещь может стать волшебной, если окажется в руках умного и доброго человека.

-Мой добрый друг, пожалуйста,
Добро совершать не бойся.
Помог кому – то – и радуйся,
Награды не нужно большей.
-Дарите людям добро!

-Ребята, хочется узнать, каким был для вас урок? Что понравилось? Что не понравилось? Чему научились?

-Какое произведение помогло?

-Покажите ваше настроение. (Графический словарь)

-Оцените свою работу на уроке. Выберите любой знак. Нарисуйте улыбку, если урок понравился.

Сегодня я работал лучше, чем вчера
Я мог бы работать лучше
Я недоволен своей работой

-Встаньте те, кто доволен своей работой на уроке.

-Прикрепите на общий круг знак, который соответствует вашему состоянию.

 

        

                                            Диагностика

1выявление первичного восприятия

2. Моделирование обложки произведения.





3. «Графическое рисование» - составление картинного плана.



4. Деление текста на смысловые части, озаглавливание частей текста (составление плана пересказа).



5. Подробный  пересказ текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Здорьвьесберегающие технологии на уроках ритмики"

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысит ...

Методическая разработка конспект урока чтения для первого класса на тему: В гостях у сказки "Пузырь, Соломинка и Лапоть"

Данное занятие может быть использовано для развития речи  как для детей старшего дошкольного возраста, так и для первоклассников....

Методическая разработка по литературному чтению «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках чтения в первом классе.«.

Школьники сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей современного общества.Ре...

Методическая разработка" Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма в начальной школе"

Каждому учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности. Вот почему необходимо постоянно думать, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость в...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме «ЛЕГО – ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Учитель в своей педагогической деятельности должен учитывать то, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе обучения. Ребёнку...

методическая разработка Программа "Школа России" Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных

методическая разработка Программа "Школа России" Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных...