Технологическая карта урока "Л.Кассиль "Отметки Риммы Лебедевой"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Перетятько Елена Александровна

УМК "Школа России", 3 класс

Цель урока:  ознакомить детей с рассказом Л. А. Кассиля  « Отметки Риммы Лебедевой, учить выражать своё отношение к прочитанному, воспитывать уважение к старшим.

Задачи урока: способствовать совершенствованию навыков выразительного чтения, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста, развитию желания читать периодическую печать; совершенствовать культуру общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.kassil_urok_po_chteniyu.docx32.14 КБ

Предварительный просмотр:

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока литературное чтение по теме Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

Учитель: Перетятько Елена Александровна, учитель начальных классов, первой квалификационной категории.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа  №12 с углубленным изучением отдельных предметов «Центр образования»  г.Серпухов

Класс: 3

Авторы УМК: «Школа России», А.А.Плешаков

Тип урока: решение частных задач.

Структура урока:

1) Организационный момент.

2) Актуализация опорных знаний.

3) Сообщение темы урока. Определение целей урока.

4) Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора.  

5) Работа над содержанием текста.

6) Физкультминутка.

7) Повторное чтение и анализ произведения.

8) Домашнее задание.

9) Итог урока. Рефлексия.

Тема урока:  Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

Цель урока:  ознакомить детей с рассказом Л. А. Кассиля  « Отметки Риммы Лебедевой, учить выражать своё отношение к прочитанному, воспитывать уважение к старшим.

Задачи урока: способствовать совершенствованию навыков выразительного чтения, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста, развитию желания читать периодическую печать; совершенствовать культуру общения.

        Планируемые результаты:

предметные:

- познакомятся с произведением Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой»;

- научатся пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника); понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте

метапредметные:

познавательные: осознают смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет);

регулятивные: составляют план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе, предлагают совместно с группой план изучения темы урока;

коммуникативные: находят нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет 

личностные:

- посещают по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения

- знакомиться с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; воспринимать

басню как особый жанр литературы.

Ресурсы: презентация к уроку, толковые словари, портрет Л. А. Кассиля; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»,

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые способы
деятельности

I.

Организация начала урока

Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

– Проверим готовность к уроку.

– Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

Сообщают о готовности
к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, руч-

ки, простого и цветных карандашей, ластика, указки). Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

Слушают
в соответствии с целевой

установкой, принимают
и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка

домашнего

задания.

2. Речевая разминка.

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Дома вы еще раз перелистали странички журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки».

– Какие же интересные конкурсы, занимательные задания, тексты вы нашли в них?

Работа со скороговоркой

Говорил командир при полковнике про подпоручицу,

А при подполковнице про подпрапорщицу промолчал

- Прочитайте медленно

- Прочитайте быстрее и очень быстро

- Объясните смысл скороговорки.

Чтение  стихотворения

Стихотворение С.Маршака «Мальчик из села Поповки» (в конвертах)

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной работе дома. Читают на оценку.

Предлагают найденные ими конкурсы, задания, загадки.

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке

Осуществляют

актуализацию личного жизненного опыта. Слушают
в соответствии с целевой

установкой.

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют, уточняют

высказанные мнения по существу полученного задания

III.

Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Вы прочитали стихотворение. О чём оно?

- Что вы знаете о войне?

-Что вы можете сказать об этом мальчике?

– Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с…

•  Мы узнаем…

•  Мы вспомним…

•  Мы будем уметь…

•  Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Л. А. Кассиля.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения
и составляют план чтения

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

IV.

Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора

Рассказ учителя о биографии, творчестве автора.

Свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения (см. ресурсный материал)

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию

V.

Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем.

Словарная работа парами или группой

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Фронт – обращенная к противнику сторона боевого расположения войск или отдельной войсковой единицы.

Госпиталь – лечебное учреждение, больница (обычно для военнослужащих).

Кисет – мешочек для табака, затягивающийся шнурком.

Работают с толковым словарем.

Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое
мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются. Приходят к общему мнению. Осуществляют контроль
по результату

2. Первичное чтение произведения

Первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артиста (отрывок).

Дальнейшее чтение хорошо читающими учениками.

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Понравилось произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Что вам особенно понравилось в этой истории?

– Чему учит это произведение?

– От чьего лица ведется рассказ?

– Назовите героев произведения

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения

VI.

Физкультминутка.

Мы пройдёмся по дорожке

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдёмся по дорожке.

Но дорожка не простая -

Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.)

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.)

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперёд,

другой - вперёд,

А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.)

Выполняют задания.

VII.

Повторное чтение и анализ произведения

Организация повторного, выборочного чтение и обсуждение содержания произведения.

– В какой город приехала со своей мамой девочка Римма Лебедева? (Свердловск.)

– В какой класс она поступила? (В третий класс.)

– Что сказала учительнице тетка девочки?

– Как ребята отнеслись к Римме? Прочитайте строчки из текста.

– Как объясняла Римма учительнице тот факт, что она не учила уроки? Прочитайте строчки из текста.

– Куда часто ходили ребята? (В госпиталь.)

– Что сшила Римма? (Табачный кисет.)

– Кому подарила Римма табачный кисет? (Лейтенанту, лежавшему в палате

№ 8.)

– Как вел себя лейтенант, когда прочитал письмо, написанное под диктовку Риммой?

– Прочитайте строчки из текста.

– Какие слова сказал Римме лейтенант? Прочитайте.

– Что делала Римма каждый день после уроков в госпитале?

– Что принесла Римма через два месяца в госпиталь?

– Почему лейтенант расписался в ведомости Риммы?

Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения

Выразительно читают. Пони-мают на слух ответы обучающихся.

Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону.
Формулируют свое мнение
и позицию

VIII.

Домашнее задание

•  Подготовить пересказ от лица Риммы Лебедевой.

•  Читать по ролям диалог Риммы и лейтенанта.

•  Подобрать пословицы к произведению Л. Кассиля

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают принимают, сохраняют учебные задачи

IX.

Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов урока.

А. Предметная

- Понравился ли вам рассказ?

- Чему вас научил этот рассказ?

Б. Деятельностная

-Что нового вы узнали?

-Что запомнили?

- Что смогли сделать?

В. Эмоциональная

-Что понравилось на уроке?

-Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Заполняют таблицу самооценки.

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности

Ресурсный материал к уроку

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О Л. А. КАССИЛЕ

Кассиль Лев Абрамович (1905–1970), прозаик.

Родился 27 июня (10 июля) 1905 года в Покровской слободе (ныне г. Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки.

Учился в гимназии, после революции преобразованной в Единую трудовую школу.

Сотрудничал с Покровской детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки и где издавался рукописный журнал, редактором и художником которого был Кассиль.

По окончании школы за активную общественную работу Кассиль получил направление в вуз.

В 1923 году поступает на математическое отделение физико-математического факультета Московского университета, специализируясь на аэродинамическом цикле. К третьему курсу начал всерьез думать о литературном труде. Через год написал свой первый рассказ, который был напечатан в 1925 г. в газете «Новости радио». Все свободное время отдавал чтению русской классики.

В 1927  году  выходят в свет первые книги Кассиля для детей – научно-популярные  очерки « Вкусная фабрика» (1930), «Планетарий» (1931), «Лодка-вездеход» (1933), принесшие ему быструю и долговременную читательскую любовь и славу одного из классиков детской отечественной литературы XX века.

Многие годы преподавал в Литературном институте им. М. Горького.

Умер Кассиль в Москве 21 июня 1970 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Мальчик из села Поповки

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись, ребёнок –

Последний гражданин села.

Испуганный котёнок белый,

Обломок печки и трубы –

И это, всё что уцелело

От прежней жизни и судьбы.

Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик, без слёз,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенёс.

При нём избу его спалили,

Угнали маму со двора,

И в наспех вырытой могиле

Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,

Пока не отомстишь врагу

За кровь, пролитую в Поповке,

И за ребёнка на снегу.

                               

                                               С.Маршак

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения "Лев Кассиль "Отметки Риммы лебедевой"

Урок открытия новых знаний по литературному чтению в 3 классе. Урок проведен в педагогической технологии развития критического мышления....

Технологическая карта урока литературного чтения "Отметки Риммы Лебедевой" Л. Кассиль, 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для  формир...

Технологическая карта урока литературного чтения«Л.Кассиль Отметки Риммы Лебедевой» (УМК Школа России , 3 класс)

Тема урока Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» Тип урока:  открытие «нового знания»Цель урока: Ознакомление с произведением Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой&r...

Технологическая карта урока литературного чтения Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока: Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произвед...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Л. Кассиль "Отметки Риммы Лебедевой" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: ознакомление детей с рассказом и биографией автора Л.Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой», совершенствование навыков чтения: выразительность, осознанность.Задачи урока:Дидактическ...

Технологическая карта урока литературного чтения «По страницам детских журналов. Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» (УМК «Школа России», 3 класс).

Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с содержанием произведения Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».Задачи урокаДидактические:1.Познакомить обучающихся с творчеством ...

Технологическая карта по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс. Тема урока: "Отметки Риммы Лебедевой"

Цель урока: ознакомление обучающихся с рассказом Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой». Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Познакомить с творчеством и рассказом Л...