Технологическая карта урока литературного чтения "Лев Кассиль "Отметки Риммы лебедевой"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Войтович Наталия Богдановна

Урок открытия новых знаний по литературному чтению в 3 классе. Урок проведен в педагогической технологии развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tku_voytovich_nb.docx50.62 КБ
Файл urok_chteniya_prilozhenie_4.pptx2.65 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет____Литературное чтение_____класс____________3____________

Тема урока

Лев Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».

«Мурзилка» и «Весёлые картинки» – самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Формы, приемы, методы:

Формы обучения:  фронтальная,  индивидуальная,  в  группах.

Приёмы работы: 

  • приём создания комфортной атмосферы и организации коммуникации;
  • прием   «Синквейн»;
  • прием «Знаю, узнал, хочу узнать»;
  • прием  «Чтение- суммирование в группах»;
  • таблица «Толстых и тонких вопросов».

Используемые методы:

•        метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа);

•        метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия (презентация);

•        проблемно-поисковый (создание проблемной ситуации, побуждение к поиску решений);

•        социальные (создание ситуаций взаимопомощи, заинтересованность в результатах своей работы);

•        методы контроля и самоконтроля.

Педагогические технологии

ТЕХНОЛОГИИЯ    РАЗВИТИЯ    КРИТИЧЕСКОГО   МЫШЛЕНИЯ

Цель урока

- создание условий позволяющих самостоятельно получать информацию о ВОВ, о жизни детей в военное время;

- создание условий для развития умения  преобразовывать информацию из художественной литературы, фотографий          военной поры  обрабатывать её,  делать умозаключения, выводы;

- организация  учащихся по формированию совместной познавательной деятельности по  изучаемому вопросу.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметный

Метапредметный

Личностный

Чтение  текста без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Восприятие на слух прочитанного, ответы на вопросы по содержанию. Использование  приёма увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Чтение рассказа в лицах.

Определение  темы  для чтения. Умение находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Установление темпа чтения, работа с иллюстрациями, ориентировка в журнале. Выделение существенной информации.

Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Осознанное и произвольное построение высказываний в устной речи, соблюдая нормы построения текста. Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач.

ХОД УРОКА

Прием

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Оценивание/формы контроля

I (Организационный момент) – время (2…)

Приём создания комфортной атмосферы и организации коммуникации.

- приветствует учеников

- Здравствуйте, какое у вас настроение?

Игра – приветствие «Что в «здравствуйте» тебе моём?»

- проверяет готовность учащихся к уроку, явку учащихся;

- создает условия для мотивации учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на урок;

- Ежегодно весной мы отмечаем праздник Великой Победы. В ходе Великой отечественной войны было множество великих битв.

Осенью 77 годовщина оборонительной Битвы за Москву  (30 сентября- 4 декабря 1941 года.)

Используется мультимедийная презентация.

- «От войны нельзя ждать никаких благ»

Вергилий (Поэт Древнего Рима)

Из каких источников информации мы можем узнать о ВОВ?

- предъявляет критерии оценки выполнения работ;

- Не забывайте, во время работы  нужно  по системе «Светофор» проводить самооценку, взаимооценку. В конце урока мы суммируем баллы.

- приветствуют учителя;

озвучивают пожелания для друзей на каждую букву слова «здравствуйте», которые можно подарить другому человеку:

- Задора, добра, работоспособности, активности, важности, серьёзности, тактичности, великолепия, уникальности, идей.

- организуют свое рабочее место в соответствии с поставленной учебной задачей; и выполняют самооценку готовности к уроку.

- высказывают мнение о понимании эпиграфа;

- Наша страна ежегодно празднует 9 мая – День Победы. В этом году уже 73 раз.

- Война приносит беды, разруху, голод, смерть.

- Из художественных и документальных фильмов,  стихотворений и рассказов, статей газет и журналов, сети Интернет.

К- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

л- принятие и освоение социальной роли обучающегося;

р- осуществлять самопроверку готовности к уроку;

Самопроверка.

Красный- Я справился.

Жёлтый – Мне помог друг.

Зелёный –Возникли трудности.

II (Проверка выполнения домашнего задания) – время (4…)

- выявляет пробелы и намечает пути их устранения;

Прослушивание стихотворений о войне.

- осуществляют взаимопроверку / самопроверку д/з;

Чтение  стихотворений о войне.

л- способность к оценке своей учебной деятельности;

Текущий контроль. Чтение стихотворения наизусть.

III (Стадия вызова) – время (7…)

Прием   «Синквейн»

- актуализирует имеющиеся знания, опыт учащихся по изучаемой теме, проблеме;

- Много стихотворений и рассказов написано о подвигах советских военных.

- А как жили дети?

- Трудно ли им было без отцов?

- Предположите, о чём же мы будем читать,  беседовать?

Используется мультимедийная презентация.

- Составьте «Синквейн» , создав творческие пары.

Имя существительное.

Описание темы двумя именами прилагательными.

Описание действия тремя глаголами.

Предложение, выражающее отношение автора к теме.

Слово-синоним.

- организует деятельность по приему целей учащимися;

- организует ситуацию формулирования проблемы, цели и темы для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы.

Используется мультимедийная презентация.

- Как жили дети в военные годы?

- Куда уходили, прятались от бомбардировок?

- Что делали?

- Что кушали?

Фиксирует учебную задачу;

- создаёт условия для актуализации знаний учащихся, применения имеющегося опыта; выводит проблемный вопрос на экран:

-Почему вспоминают войну? Ведь всё плохое, грустное лучше скорее забыть?

- отвечают на вопросы учителя;

-Детям было тяжело, им пришлось рано повзрослеть. Всю работу взрослых на полях, на заводах возложили на их слабые плечи.

- выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении;

- Сегодня мы поговорим о нелёгком времени в истории нашей страны – о войне.

- выполняют предложенные задания, выявляют проблему и формулируют её; составляют синквейн;

Война

Коварна, беспощадна.

Захватила, разрушила, разорила.

Не допустим её повторенья!

Горе…

- Нужно узнать о Великой Отечественной войне больше.

- высказывают предположения и доказывают свою точку зрения;

- Было страшно, голодно, холодно.

- Уезжали в тыл.

- Учились, помогали взрослым.

- Еды было очень мало, многие голодали.

п-использовать знаково-символические средства представления информации;

р- определять границы знания и незнания;

п- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;

п- составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста;

р- осуществлять взаимный контроль / взаимопроверку;

п- анализировать информацию, данную в разных формах;

л- осознавать и определять эмоции других людей / сочувствовать другим людям, сопереживать;

р- сохранять цель на протяжении всего урока;

Определение темы

Творческая работа

Взаимооценка

IV (Стадия осмысления) – время (20…)

Прием

Знаю, узнал, хочу узнать

Прием

Чтение- суммирование в группах

Таблица толстых и тонких вопросов

- организует самостоятельную и осмысленную (с отслеживанием собственного понимания) работу учащихся с новой информацией;

- При чтении рассказов отметьте на полях

 знаком  + «Это я знаю»,

знаком   v   «Это я узнал»,

знаком   ?   «Нужно задать вопрос».

- распределяет учащихся на группы, разбирает вместе с учащимися алгоритм решения проблемы.

Деление на подгруппы для чтения рассказов:

  1. В.М.Волков «Моргасик»,
  2. Л.А.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»,
  3. В.Ю.Драгунский «Арбузный переулок» (отрывок)

- поддерживает активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова;

Таблица вопросов

 ?  «толстые»

?  «тонкие»

Объясните,  почему?

Кто?

 Как звать?

Что за разговор?

Где?

Как забыть?

Мог ли?

Как жить дальше?

Было ли?

О чем жалели?

Зачем?

- поддерживает сохранение командного духа.

Организует физкультминутку  для глаз.

-осуществляет контроль, чтобы сильные по уровню обученности члены группы не доминировали в обсуждениях, не игнорировали мнения других учащихся или же не отказывались помогать им.

- Выслушайте мнение всех.

- подчеркивает значимость формирования и овладения коммуникативными умениями, способность работать в команде.

- Молодцы, продолжайте совещание.

Учащиеся могут задавать друг другу вопросы, проясняя непонятные для себя моменты. Вопросы учителю разрешается задавать только тогда, когда никто из членов команды не может ответить на них.

- заслушивает выступления учащихся;

-  Как взаимоотношения в ходе работы влияли на выполнение задания?

-  Какой стиль взаимоотношений преобладал в работе?

- Сохранилась ли общность группы в ходе работы?

- Кто или что играло решающую роль в том, что произошло в группе?

- предъявляет критерии оценки выполнения работ.

- анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы решения;

- выполняют самостоятельную и осмысленную (с отслеживанием собственного понимания) работу с информацией.

- выполняют задания на применение полученных знаний в практической области (выполнение практических заданий);

Договариваются в группах:

- Кто читает.

- Кто делает остановки.  

- Кто записывает ответы на вопросы в таблицу.

- Кто будет выступать?

- выполняют исследовательскую деятельность по решению проблемы / практическую работу;

1.Таблица вопросов –ответов по произведению

        В.М.Волкова «Моргасик»

 ?  «толстые»

?  «тонкие»

Объясните,  почему

Детей эвакуировали в тыл от линии фронта.

Кто? Шесть сестёр и братьев. Дядя.

Как звать? Красноармеец Костюшка.

Что за разговор?

Сын зашёл на минуточку повидаться с матерью.

Где? Деревня  в Рязанской области.

Как забыть? Никогда не забудешь погибших родных.

Мог ли? Да, именно так неожиданно солдаты навещали своих родных.

Как жить дальше?

Сейчас надо, чтобы все – как один!

Было ли? Было.

О чем жалели? Мать последний раз увидела сына.

Зачем? Навещали, чтобы убедиться что все в порядке, все хорошо

Выполняют упражнения для глаз.

2.Таблица вопросов –ответов по произведению

Л.А.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

 ?  «толстые»

?  «тонкие»

Объясните,  почему

Римма видела ужасы войны.

Кто? Девочка третьеклассница,

раненый лейтенант.

Как звать? Римма Лебедева, А. Тарасов.

Что за разговор? Римма не в силах учиться, они с мамой бежали от бомбёжек.

Где? г.Свердловск  госпиталь для раненых.

Как забыть? Найти важное дело. Ухаживать за ранеными.

Мог ли? Лейтенант до войны быть учителем?

Как жить дальше? Или уж терпят, или стараются помочь горю-беде.

Было ли? Страшно жить рядом с фронтом.

О чем жалели? Что не могут помогать товарищам, что не на фронте.

Зачем? Дети оберегали девочку, чтобы не ранить.

3.Таблица вопросов –ответов по отрывку произведения

В.Ю.Драгунского «Арбузный переулок»

 ?  «толстые»

?  «тонкие»

Объясните,  почему

Мальчик не хотел кушать кашу.

Кто? Отец и сын

Как звать?

Повествуется от автора (Виктор Юзефович)

Что за разговор? Папа рассказал о своём голодном военном детстве.

Где? В Москве.

Как забыть? Отец не смог забыть голодное время.

Мог ли? Наверное, да.

Хотели порадовать детей жителей Москвы.

Как жить дальше? Не капризничать, не перебирать едой.

Было ли? Такой случай возможен.

О чем жалели?

Что нет хлеба.

Зачем? Грузчик специально уронил, чтобы отдать голодному ребёнку.

р- планировать учебные действия в соответствии с поставленной целью;

п -использовать знаково-символические средства представления информации;

к- использовать речь для регуляции своего действия;

к- выполнять различные роли в группе;

п- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

п- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

к- координировать свою позицию с позицией партнеров по группе;

п- толковать непонятные слова (с помощью словаря, в контексте).

р- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

п- находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий данную в явном / не явном виде;

п- извлекать необходимую информацию из прослушанного / прочитанного текста;

п- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы;

п- представлять информацию в сжатом виде;

п- ставить и задавать вопросы по сути проблемы / отыскивать на них ответ;

к- оформлять свои мысли в письменной форме с учетом учебной задачи;

к- высказывать и обосновывать свою точку зрения / предположение;

к- слушать собеседника, задавать конструктивные, уточняющие вопросы;

л- оценивать поступки героев и выказывать свое отношение к ним с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

к- представлять результат своей деятельности и деятельности группы;

л- соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам;

к- соблюдать правила речевого поведения;  

л- воспитывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

р- соотносить конечные результаты своей деятельности с целью / образцом.

Текущий контроль.

Самооценка

Составление отзыва о прочитанном на основе таблицы.

Ответы на вопросы.

Высказывание о герое.

Самооценка работы в группе.

Взаимооценка группами работ друг друга.

V (Стадия рефлексии) – время (5…)

- проводит возврат к приемам первой и второй стадии;

- Почему вспоминают войну? Ведь всё плохое, грустное лучше скорее забыть?

- создает условия для рефлексии учебной деятельности учащихся на уроке для соотнесения целей и результатов учебной деятельности, фиксирования степени их соответствия;

- Это понятно,

- Это непонятно,

- По этому поводу нужно задать вопрос.

- устанавливает соответствие между поставленной целью и результатом урока.

- Вы довольны своей работой на уроке?

  -  Если недовольны своей работой, то возможно:

1.       Вы волновались. Почему?

2.        Не хватило знаний по темам, которые изучали на предыдущих уроках.

3.       Не понял объяснений учителя.

4.        Мешали одноклассники.

- подводит итог урока, комментирует выставленные оценки;

- высказывают собственное отношение к изученному материалу;

- Чтобы не допустить  повторения войны.

- Чтобы не гибли люди.

- Чтобы не страдали дети.

- подводят итог урока, рефлексию учебной деятельности;

Отмечают, что было не понятно, нашли ли ответ.

Задают вопросы, на которые ответ не нашёлся.

- проводят анализ достижения цели урока;

- устанавливают соответствие между поставленной целью и результатом урока;

- рассказывают о новых знаниях, делятся своими чувствами;

- заполняют оценочные листы;

нужно  по системе «Светофор» суммировать самооценку, взаимооценку и оценку учителя.

п- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников;

п- строить логическое рассуждение, делать умозаключения;

л- формировать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

к- формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;

р- определять степень успешности выполнения заданий / работы;

р- проводить самооценку результатов своей учебной деятельности;

л- оценивать и осознавать свой вклад в общий результат урока.

Текущий контроль.

Самопроверка.

Суммирование показателей самооценки, взаимооценки.

Итоговая отметка.

VI (Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению) – время (2…)

- объясняет сущность домашнего задания;

- Нарисовать портрет ребенка труженика тыла/ Составить описание  характера девочки Риммы Лебедевой.

- побуждает к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей, интересами учащихся;

- проверяет понимание выполнения домашнего задания, обсуждает возможные трудности, с которыми могут столкнуться учащиеся.

- записывают домашнее задание в соответствии с выбранным уровнем;

- просматривают задания, задают вопросы, если что-то непонятно по домашнему заданию.

л- осознавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

л- сохранять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способам его усвоения.

Литература.

1.      Иваненко А.М. Современный урок. – М.: Прогресс, 2005. – 256 с.

2.      Коринев А.Д. Современные технологии. – М.: ИНИТИ, 2005. – 452 с.

3.       Зачесова, Е. В. Традиционные и инновационные принципы оценивания достижений учащихся. / Е.В. Зачесова, // Школьные технологии. - 2007. - № 2.

4.      Заир – бек, С.И.,  Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.

5.      Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы. — М.: Просвещение, 2003 с.         — 192 с.

6.       Землянская Е. Обучение в сотрудничестве: групповая работа учащихся и учителя // Лучшие страницы педагогической прессы. — 2003. — № 1.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ Приполярная СОШ Разработала учитель начальных классов первой кв. категории Войтович Наталия Богдановна 2017-2018 год Урок литературного чтения в 3 классе

Слайд 2

Цель: - создание условий позволяющих самостоятельно получать информацию о ВОВ, о жизни детей в военное время; - создание условий для развития умения преобразовывать информацию из художественной литературы, фотографий военной поры обрабатывать её, делать умозаключения, выводы; - организация учащихся по формированию совместной познавательной деятельности по изучаемому вопросу. Тема: По страницам журналов для детей. « Мурзилка » и «Весёлые картинки» – самые старые детские журналы. Лев Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».

Слайд 3

Знаний Доверия Радости Активности Великодушия Серьёзности Трудолюбия Внимания Уверенности Идей З Д Р А В С Т В У Й

Слайд 4

Вергилий (поэт Древнего Рима) « От войны нельзя ждать никаких благ»

Слайд 5

Синквейн 1 существительное 2 прилагательных 3 глагола Предложение Синоним КОРОТКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ, СОСТОЯЩЕЕ ИЗ ПЯТИ НЕРИФМОВАНЫХ СТРОК

Слайд 6

Жизнь детей в военный годы

Слайд 7

Куда уходили?

Слайд 8

Тяжело работали

Слайд 10

Что кушали?

Слайд 11

Ведь всё плохое и грустное лучше поскорее забыть… Почему вспоминают войну?

Слайд 12

Таблица вопросов ? «толстые» ? «тонкие» Объясните, почему? Кто? Как звать? Что за разговор? Где? Как забыть? Мог ли? О чем жалели? Было ли? Как жить дальше? Зачем?

Слайд 13

Д/З Н арисуйте, портрет ребенка труженика тыла. Составьте описание характера Риммы Лебедевой.

Слайд 14

Литература: В.М.Волков « Моргасик », Л.А.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой», В.Ю.Драгунский «Арбузный переулок» (отрывок) Фотографии использованы из сети Интернет. www. znanio.ru Заир– бек, С.И., Муштавинская , И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Л.Кассиль "Отметки Риммы Лебедевой"

УМК "Школа России", 3 классЦель урока:  ознакомить детей с рассказом Л. А. Кассиля  « Отметки Риммы Лебедевой, учить выражать своё отношение к прочитанному, воспитывать уваже...

Технологическая карта урока литературного чтения "Отметки Риммы Лебедевой" Л. Кассиль, 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для  формир...

Технологическая карта урока литературного чтения«Л.Кассиль Отметки Риммы Лебедевой» (УМК Школа России , 3 класс)

Тема урока Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» Тип урока:  открытие «нового знания»Цель урока: Ознакомление с произведением Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой&r...

Технологическая карта урока литературного чтения Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока: Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произвед...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Л. Кассиль "Отметки Риммы Лебедевой" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: ознакомление детей с рассказом и биографией автора Л.Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой», совершенствование навыков чтения: выразительность, осознанность.Задачи урока:Дидактическ...

Технологическая карта урока литературного чтения «По страницам детских журналов. Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» (УМК «Школа России», 3 класс).

Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с содержанием произведения Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».Задачи урокаДидактические:1.Познакомить обучающихся с творчеством ...