Выступление на РМО
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Технология продуктивного чтения на уроках окружающего мира

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №2» г. Бахчисарай

Учитель начальных классов Османова Г.Р.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ

НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело".    (К.Д.Ушинский)

             Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором  Н.Н.Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.Суть данной технологии: «Стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний. Обучать на основе учебных ситуаций, предусматривающих решение этих проблем. Учить читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом. Овладевать смысловым чтением. Развивать у детей  способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного. Совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг».

Цель— воспитание, выращивание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления.

Задачи:

- формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;

    - научить  осмысленно читать и получать удовольствие от того, что можешь  выбирать интересное для себя;

     - высказывать оценочные суждения о прочитанном и извлекать из текста интересную и полезную информацию;

Актуальность проблемы.

Кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать.

Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать « правильно»,      

 « эффективно», продуктивно- важная задача учителя и не только на уроках литературного чтения, хотя на них оттачиваются необходимые умения. Собственно, с этой целью и была создана технология продуктивного чтения.

       Активность личности в обучении является важнейшим фактором для достижения целей обучения, общего развития личности.

         Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Выпускник начальной школы должен не только владеть системой знаний, умений и навыков. В проекте стандарта сказано, что ребёнок, оканчивающий начальную школу, – это человек любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности.

   Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.

      Продуктивным чтением является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения фактурной информации, ведется перечитывание всех видов текстовой информации, глубокое понимание текста.

        Целью технологии является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст.

        Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

        Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.

Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

    Структура технологии  продуктивного чтения представляет собой трёхступенчатый процесс:работа с текстом до чтения; работа с текстом во время чтения; работа с текстом после чтения.

Применение этой технологии помогает детям более живому и эмоциональному восприятию предлагаемых научно-популярных статей. У них возникает желание читать книги, самостоятельно добывать знания. Они с удовольствием читают дополнительный материал по темам урока, делятся новыми знаниями. Дети умеют ориентироваться в незнакомой книге, выбирать нужные из предложенных. В результате – много читают. А это, естественно, повышает качество чтения.

Одним из важнейших учебных умений, которые мы формируем у младших школьников, является работа с текстом. На это указывают новые образовательные стандарты. Младший школьник должен учиться осмысленно воспринимать прочитанную информацию, использовать её для выполнения заданий, применять в учебных ситуациях. В первую очередь эта задача реализуется на уроках литературного чтения. Методика преподавания литературного чтения богата различными видами заданий по работе с художественными текстами. В начальной школе есть ещё один предмет, на котором ученики получают информацию, читая текст.

Это окружающий мир.

Здесь ребёнок сталкивается с научно-познавательными текстами. Учебный курс окружающего мира имеет выход в средней школе на такие устные предметы как биология, география, история, обществознание, физика. Поэтому умение работать с научной статьёй надо начинать формировать в начальной школе. Надо учить детей внимательному восприятию каждой фразы статьи, воспитывать бережное отношение к каждому слову автора, без понимания которого может быть неправильно понят весь материал.

1 этап. Работа с текстом до чтения

Цель: развитие антиципации. С каким разделом мы начали знакомиться на прошлом уроке?

- Для чего же нам надо знать свой организм?

-Какие науки нам помогают изучить наш организм?

-Зачем нам нужно знать, как заботиться о здоровье?

-С какими двумя группами органов человека мы познакомились на прошлом уроке?

2 этап. Работа с текстом во время чтения

Цель: достижение понимания текста на уровне содержания.

Самостоятельная работа   с учебником.   ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Условия осуществления:

- читать должны дети, а комментировать – учитель,

- комментарии должны быть краткими и динамичными

- комментарии не должны превращаться в беседу,

Условия осуществления:

- соблюдать чувство меры.

  • находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. (Фактически все статьи учебника содержат прямые авторские вопросы. Они выделены различными значками. А вот скрытые вопросы дети учатся искать в тексте.),
  • задавать свои вопросы.
  • обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста. (Как ты думаешь, о чём ещё нам расскажет сегодня автор статьи? Что ещё мы сегодня не узнали ?),
  • проверять, совпадают ли они с замыслом автора,
  • включать воображение. (Как ты думаешь?),
  • словарная работа (Необходима на каждом уроке, т.к. много непонятных для детей слов. Использую работу с различными источниками информации: со словарями, справочниками, интернетом. Даю задание заранее найти объяснение, подобрать синонимы, спросить у родителей и т.д.),
  • выборочное чтение (Найдите в тексте и прочитайте …),
  • беседа по содержанию текста (Прочитайте 1-й абзац над рисунком).

3 этап. Работа с текстом после чтения

  • Постановка проблемного вопроса к тексту. (Мы уже знаем, что.... Почему вопрос один, а предположений несколько? (Нам не хватает знаний). Далее – постановка цели урока).
  • Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. (Подтвердились ли предположения и прогнозы о теме и содержании урока?)
  • Высказывание и аргументация отношения к прочитанному.  (Как вы думаете, правильно ли поступают люди: …и т.д.)
  • Выполнение творческих заданий.

- Сравните содержания текста со своими предположениями.

Для закрепления изученного можно провести природоведческий диктант:

1. Одежда, которая не промокает, не мнется, не выцветает; носить ее можно хоть сто лет. Помогает человеку освободиться от лишней влаги и вредных веществ. В ней заложены сотни тысяч крохотных потовых железок, выделяющих капли пота. Заодно эти железки выносят из организма и многие вредные отходы.(кожа).

2. Он помогает нам издавать нужные звуки, помогает нам есть. Он старательно переворачивает пищу, которую ты жуешь и подкладывает то под один, то под другие зубы.(язык)

3. Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы его задирать к верху, когда важничаешь. На самом деле он одновременно фильтр, и печка, и сторожевой пост. (нос) Почему?

4. Ты думаешь, что у тебя, их только два? Нет, на самом деле не два, а шесть. Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри.(ухо)

5. Орган,  помогающий нам узнавать предметы по цвету, величине, значимости (глаза).

Иногда можно услышать такое выражение. «Шестое чувство».О каком  чувстве идёт речь. Попробуйте узнать. Спросить у родителей  или  в других источниках информации.

«Толстый и тонкий вопросы

Этот прием довольно простой. Составляется таблица из двух колонок:

  • Левая колонка — толстые вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы, ответы на которые могут быть развернутыми, подробными, более наполненными, обстоятельными и длинными. Например, «Какую роль играют в жизни человека…?», «Предположите, что будет, если…?»
  • Правая колонка — тонкие вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы, ответы на которые обычно получаются однозначными, короткими, по факту. Например, «Какие … вы знаете?», «Что используют для измерения температуры?», «Что такое Красная книга»

Прием используется в следующих обучающих ситуациях:

  • Для моделирования диалогов взаимоопросного характера. Учащиеся по изучаемой теме задают друг другу по 2-3 тонких и толстых вопроса, предварительно записанных в таблицу.
  • При анонсе новой темы, можно попросить учащихся сформулировать разные вопросы, возникшие у них и записать их в таблицу. Это даст представление учителю о качестве уже имеющихся знаний по теме и поможет ему сориентироваться с объяснением новой темы.
  • Можно дать детям задание уже после прохождения темы и выяснить, какие толстые и тонкие вопросы остались без ответов. Это даст учителю понять, что тема изучена не досконально и требует более тщательной проработки.
  • «Ромашка вопросов», или «Ромашка Блума» (по имени американского психолога и педагога Бенджамина Блума)https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2017/11/25/v_5a19a9436da41/99700829_1.jpeg

Шесть лепестков — шесть типов вопросов

  • Простые вопросы. Вопросы, ответами на которые будут какие-либо факты:

Что такое «Красная книга»? Чем человек отличается от животных? Что такое экология?

  • Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что …?», «Если я правильно понял, то ты утверждаешь, что …?» (Объясните почему.) Обычно задаются, чтобы уточнить подразумевающую информацию, но не названную по каким-то причинам.
  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему …?» Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой.
  • Творческие вопросы. Обычно с частицей «бы». Как изменился бы мир, если бы …? Что произойдет, если…?
  • Оценочные вопросы. Нужны для выяснения оценочных критериев каких-либо событий. Как вы относитесь к …?
  • Практические вопросы. Если речь идет о связи теории и практики.

Как нужно …? Как доказать, что …? Как выработать …?

Учащиеся абсолютно всех возрастов, начиная с первоклассников, понимают значение всех типов вопросов. В любом возрасте дети могут привести свои примеры по каждому типу вопросов. Учащиеся любят такого рода занятия, похожие на игру, а игровая деятельность в процессе обучения является движущим фактором в познании

В технологии критического мышления есть очень много стратегий, позволяющих вести обучающую деятельность более интересно и эффективно.

Прием «Лови ошибку»

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно! Задание должно содержать ошибки 2 уровней:

явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

-скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.        

Таким образом, продуманная и целенаправленная  работа с текстом позволяет  вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир. ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Инсерт — это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо, используемый при работе с текстом, с новой информацией.

В методике Инсерт часто называют и технологией эффективного чтения.

Как использовать прием "Инсерт" на уроках

1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

+ — я это знаю;

н — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Итак, технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

«Не мыслями надобно учить, а мыслить.»     Э.Кант.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....