Работа со словой таблицей
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

сбитнева

Описаны способы  работы со слоговой таблицей на уроках обучения грамоте в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbitneva_n.v._rabota_po_slogovoy_tablitse.docx153.22 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Дрезненская гимназия»

Тема выступления:

«Работа по слоговой таблице

на уроках обучения грамоте ».

                           Подготовил:

                                                     учитель начальных классов

Сбитнева Н.В.

2017 год.


Вся работа в период обучения грамоте направлена на овладение детьми слоговым чтением и письмом. В этот период навыки письма отстают от чтения. Это объясняется тем, что многие дети знают буквы, но письмом не владеет почти никто. Дети забывают начертания букв, не могут вовремя овладеть техникой письма по слогам, пропуская гласные и согласные буквы, особенно в закрытых слогах, в слогах со стечением согласных. Позже дети испытывают большие затруднения в овладении слогами с йотированными гласными. Пишут парные: О,Э,А,У – или с удвоением ЯА, ЕО, ЮУ.

Как преодолеть эти трудности? Решила, что надо систематически на каждом уроке чтения и письма в букварный период проводить минутку перспективного чтения группы букв и слогов с нарастанием трудностей.

Перед глазами детей расположена сводная слоговая таблица всех слогов слияний. Учитель указывает на отдельные буквы, слоги. Дети читают.

  1. Открытые слоги;
  2. Закрытые слоги;
  3. Слоги со стечением согласных;
  4. Слоги с йотированными гласными.

Начинать чтение слогов необходимо с выделения гласного в слоге. Например, ШУ – гласный У, МИР – гласный И, замочек Р. (Так удобно характеризовать согласный в закрытом слоге. Ребята охотно принимают этот условный термин). Такой краткий анализ слогов фиксирует внимание детей на гласном в каждом слоге, на согласных в закрытых слогах и помогает им не пропускать буквы при наборе слов и предложений в кассах, а, следовательно, и при письме под диктовку. Во-вторых, анализировать на каждом уроке чтения и письма слова с выделением гласных. Такой анализ слов в предложении, прочитанном по таблице, написан на доске, наконец, записанный учащимися под диктовку, при проверке его создаёт навык слогового чтения и слогового письма без пропусков букв. Чётко, ясно вырисовывается перед глазами учащихся слог, его структура. Ценность слоговой таблицы заключается ещё в том, что учащиеся осознают закономерность расположения слогов в таблице, учатся находить нужный слог на пересечении горизонтали и вертикали, осознают звуко-буквенную структуру слога – С Г (согласный, гласный) и в конечном счёте воспринимают и воспроизводят его как единое целое. Приведу некоторые упражнения, направленные на развитие у детей техники чтения, активизацию учащихся в процессе обучения.

  1. Чтение слогов на определённую букву гласного;
  2. Чтение слогов на определённую букву согласного;
  3. Чтение слогов вразброс (это упражнение способствует запоминанию образа слога);
  4. Чтение слов. Например, проведение игры «Собери словечко»:
  • Учитель показывает на слоги в таблице, ученики молча прочитывают слоги и «собирают» слово, затем хором произносят его.
  1. Составление и чтение предложений с помощью таблицы.
  2. Составление и чтение текстов. (Данное упражнение может выполняться детьми дома).
  3. Чтение слияний, в которых мягкие(твёрдые) согласные.
  4. Чтение слияний, обозначающих целое слово.
  5. Составление слов так, чтобы заданный слог находился в середине, начале, конце слова.
  6. Составление слов по таблице, используя игру «Чей ряд лучше». Для первого ряда даётся задание подобрать слова, состоящие из 3 букв, для второго - из 4-х букв, для третьего – из 4 букв. На доске могут быть вывешены таблички схем. На следующий урок задания рядам меняется.  

…   ….    …..

  1. В виде домашнего задания можно предложить детям закодировать придуманные слова, т.к. в таблице рядом с каждым слогом проставлена нумерация.

Все эти приёмы работы можно наполнить новым содержанием и подчинить решению новой цели. Например, возможно на уроках русского языка широко использовать данную таблицу при проведении каллиграфической минутки:

  • Написать слоги с мягкими (твёрдыми) согласными из указанной строки (столбца);
  • Используя данные слоги составить и записать слова;
  • Составить предложение с одним из придуманных слов.

При проведении словарной работы возможно тоже использовать слоговую таблицу:

  • Вспомните и запишите словарные слова, которые начинаются со слога МО, КА и т.д. Дети выполняют задание самостоятельно, затем обмениваются тетрадями, проверяют по словарю, находя ошибки и т.д.
  • Вспомните слова, в которых данный слог в середине слова (слог, в котором нужно запомнить гласную);
  • Запишите слова, в которых слоги 1-го ряда по вертикали были бы безударными и т.д.;
  • Приставьте к слогам 1-го (2-го, 3-го и т.д.) ряда парные согласные звонкие или глухие, так, чтобы получились слова.

По мере прохождения нового материала, творчески подходя к использованию слоговой таблицы, можно подобрать большое количество разнообразных заданий, т.к. данная методика работы обеспечивает хорошую основу для формирования прочного навыка чтения, орфографической зоркости.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг по русскому языку по теме "Парные звонкие и глухие согласные в корне слова". Таблица Exel

Мониторинг  по  русскому  языку  по  теме: "Парные  звонкие и  глухие  согласные  в  корне  слова"  в  3  классе  содержится ...

Памятка работы над ошибками (таблица)

Памятка работы над ошибками (таблица)...

Таблица умножения. Различные приёмы работы, способствующие запоминанию таблицы умножения.

Описаны этапы работы, способствующие более быстрому запоминанию таблицы умножения....

Работа со слоговыми таблицами как средство развития технической стороны чтения у учащихся 1 класса, имеющих ФФНР, в условиях школьного логопункта.

Чтение оказывает значительное влияние  на усвоение программы общеобразовательной школы. Сейчас немало  детей, которые не могут овладеть полноценным навыком чтения на протяжении всего периода...

Нетрадиционный вид работы со слоговой таблицей на логопедических занятиях

Данный вид работы со слоговой таблицей  может быть использован на логопедичексих занятиях с младшими школьниками, имеющими нарушения письменной речи....

Математика 2 класс. Проверочная работа по теме "Таблица умножения".

Проверочная работа по теме "Таблица умножения" позволяет учителю определить степень усвоения детьми табличных случаев умножения и деления, умения решать составные задачи....

Приёмы работы по изучению таблицы умножения. Как выучить таблицу умножения?

Если у вас вызывает недоумение сама постановка вопроса и хочется дать на него ответ типа "нужно просто сесть и выучить", то значит, вы никогда не сталкивались с проблемами механической памят...