Главные вкладки

    Таблица умножения. Различные приёмы работы, способствующие запоминанию таблицы умножения.
    план-конспект занятия по математике (4 класс) по теме

    Канищева Тамара Петровна

    Описаны этапы работы, способствующие более быстрому запоминанию таблицы умножения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tablitsa_umnozheniya.docx17.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Таблица  умножения.                                                                                                   Различные приёмы работы, способствующие  запоминанию таблицы умножения.

      Работа над таблицей умножения фактически  начинается, как только дети  изучают  числа  до  100.  

    Первый  этап  работы.  Начинаем  с  лёгкого задания  -  записать  число  двойками, т.е. прибавляя  к  двум  по  два:  2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20.                                        Предлагаю запомнить счёт  в  прямом  и  обратном  порядке.                                                             Затем  провожу  игру-соревнование  «Прошагай  и  сосчитай». Задаю  вопрос: сколько  будет,  если  взять  две  двойки,  три  двойки,  четыре  двойки?                               Сначала  ведём  все  записи  в  тетради,  затем  работаем  устно.                                                    Когда  дети  уже  достаточно  уверенно  ориентируются  в  ряду  чисел  2, 4, 6,…, 20, берём  число  3,  затем  4,  5,  6  и  работаем  по  каждому  ряду:  3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30;  4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.                                                                    Затем  закрепляем  материал  по  всем  рядам  чисел  с  помощью  заданий,  предлагаемых  по  вариантам.  Работа  эта  продолжается  довольно  длительное  время  в  начале  каждого  урока  в  течение  3-5  минут  параллельно  с  изучением  нового  материала.

    Второй  этап  работы.                                                                                                                Обобщаем  накопленные  знания.  Повторяем  счёт  двойками,  тройками,  десятками.  Это уже  легко.  Дети  знают,  что  18 – 3х6  или  6х  

    3,  15 – это 3*5  или  5*3.  На  этом  этапе  идёт  работа  по  запоминанию  табличных  результатов:                            4 х 9 = 36                             36 : 9 = 4                                                                                                                      9 х 4 = 36                             36 : 4 = 9                                                                                                      

     Работают  дети  на  этом  этапе  легко  и  радостно.  Совсем  не  обязательно  учить  таблицу  столбиком,  предлагаю  только  ряд  чисел  2, 4. 6,  8, 10, 12. 14, 16, 18, 20  с  расшифровкой:  4 – это 2 х 2,  6 – это 3 х 2,  8 – это 4 х 2 и  т.д. Важно,  чтобы  в  памяти  отложились  числа – тройки (6,3,2), (8,4,2), (10,5,2) Третий  этап  работы – составляем  всю  таблицу (начало 3-го класса).                        Задание  первое:  записать  в  строчку  числа,  которые  есть  в  таблице;                                       обычно  начинаем  с  числа  12,  затем  следуют  14, 15, 16, 18, 20, 21, 24, 25, 27, 28, 30, 32, 35, 36, 40, 42, 45, 48, 49, 54, 56, 63, 64.  Вот  она – вся  таблица,  которая  умещается  в  двух  строчках  и  которую  легче  держать  в  памяти.                          Последующие  уроки  начинаем  с  записи  таблицы  в  строчку.  Задания  варьируются.  Сначала  дети  диктуют  все  вместе,  хором,  потом – «сильные»  ученики,  затем – «цепочкой», затем  это  делает  любой  ученик.                                Обязательно  с  «расшифровкой»!  Записали  число – и  тут  же  объясняем: 12 – это  3 х 4  или  6 х2,  14 – это 7 х 2,  15 – это 5 х3  и  т. д.                                                           Обычно  делаем  это  устно. Если  дети  забывают  результаты,  то  тут  же  вспоминаем  и  только  после  этого  записываем: 32  =  8 х 4,  42 = 6 х 7.  Обычно  дети  забывают  расшифровку  чисел: 32, 42, 49, 54, 56, 63, 64.  Их  не  так  много.  Числа,  на  которые  есть  два  примера,  обводим  кружком,  их  всего  пять ( 12, 16, 18, 24, 36).

    Дополнительно  можно  дать  для  запоминания  числа:

    до  20 – 12, 14, 15, 16, 18, 20

    до 30 – 21, 24, 25, 27, 28, 30

    до 40 – 32, 35, 36, 40

    до 50 – 42, 45, 48, 49

    до 60 – 54, 56,

    до 70 – 63, 64

    до 80 -72

    до 90 -81

    Возможно  и  такое  задание:  записать  числа  до  100,  которых  нет  в  таблице (13, 17, 19,  22,  23 и  т.д.)

    Чёткое  знание  ответов  в  дальнейшем  активизирует  и  облегчает  работу  по  темам  «Внетабличное  деление»,  «Деление  с  остатком»,  «Деление  многозначных  чисел» (при  подборе  цифры  частного).

    На  занятиях  кружка  «Математика – царица  наук»  мы  рассматриваем  такие  приёмы  и  методы  устных  вычислений:

    1. У м н о ж е н и е   на  11.                                                                                                                   При   умножении  числа  на  11  можно  применить  два  способа  вычислений.

    а)  Представим  число  11  в  виде  суммы  двух  слагаемых  (10 + 1)  и  решим:  24 х 11 = 24 х (10 + 1 ) = 240 + 24 = 264

    б) Когда  сумма  цифр  множимого  меньше  10, то  в  произведении  цифры  множимого  как  бы  раздвигаем  и  между  ними  вписываем  сумму  цифр  множимого:

             ( 2 + 4 =6),  24 х 11 = 264

    1. Умножение  двузначного  числа  с  суммой  цифр,  меньшей  10,                                                 на  111.

    42  х  111 = 4662

    Находим  сумму  цифр  данного  двузначного  числа  ( 4 + 2 = 6). Раздвигая  цифры  множимого,  дважды  пишем  между  ними  сумму  цифр  данного  двузначного  числа.

    1. Умножение  трёхзначного  числа  на  11.

    236 х 11 = 2596

    а) Цифру  сотен  множимого  переносим  в  произведение  в  качестве  цифры  тысяч (2).                                                                                                                            б) Цифру  десятков  множимого  складываем  с  цифрой  его  сотен                                     (3 + 2 = 5) и  берём  эту  сумму  в  качестве  сотен  произведения.                                 в) Цифру  единиц  складываем  с  цифрой  десятков  множимого                                             (3 + 6 = 9)  и  ставим  эту  сумму  на  месте  десятков  произведения.                                  Г) Берём  в  качестве  единиц  произведения  единицы  множимого (6).

    Этот  способ  можно  применять,  если  сумма  цифр  и  десятков,  а  также  сумма  цифр  десятков  и  единиц  меньше  10.

    1. Умножение  на  число,  записываемое  одними  девятками.

    247 х  999 = 246753

    247 х 999 = 247  х  (1000 – 1) = 247000 – 247 = 246999 – 246 = 246753

    Чтобы  при  проверке ( овладении,  повторении)  вычислительных  навыков  учащимся  начальных  классов  не  скучно, необходимо  создать  игровую  атмосферу.  Дидактическая  игра  является  ценным  средством  воспитания  умственной  активности  детей.  Она  активизирует  психическую  деятельность,  вызывает  у  младших  школьников  живой  интерес  к  процессу  познания, снимает  усталость.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа по таблице умножения.

    Цель моей публикации: помочь учителю в работе при изучении таблицы умножения.  Предлагаю таблицу, на которой записана вся таблица умножения однозначных чисел. Ребёнку в течении определённого врем...

    Дидактические игры при работе с таблицей умножения. Из опыта работы.

    Даны описания и содержания дидактических игр для заучивания и закрепления таблицы умножения....

    Урок математики во 2-м классе по теме: "Таблица умножения. Составление столбика таблицы умножения на 3"

    Закрепление смысла действия умножения, закрепление знания таблицы умножения на 2, составление столбика таблицы умножения на 3....

    Методическая разработка: работа с таблицей умножения числа 5.

    Конспект урока по математике для учащихся по АООП для детей с ОВЗ (умственная отсталость I вариант).Цель: активизировать работу по запоминанию таблицы умножения числа 5....

    Использование различных приёмов работы при диагностике речевых нарушений.

    Первые тревоги в отношении развития детей обычно возникают, когда они начинают учиться в школе. У одних это проявляется в трудности освоения навыков письма, чтения, счёта, у других – в неумении ...