«А.С. Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке» конспект урока
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Грицан Екатерина  Юрьевна

Закрепление знаний   биографии и творчества А.С. Пушкина; формирование у детей умение выразительно и вдумчиво читать сказки; расширение кругозора детей и обогащение их словарного запаса.

Использование интерактивного комплекса и системы тестирования VOTUM

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkin_skazka_o_rybake_i_rybke_2-v_dlya_sayta._doc.docx29.52 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Грицан Екатерина Юрьевна                             Класс: 2 В

Учебный предмет: литературное чтение

Тема урока:  «А.С. Пушкин Сказка  о рыбаке и рыбке» 

Цель: закрепление знаний   биографии и творчества А.С. Пушкина; формирование у детей умение выразительно и вдумчиво читать сказки; расширение кругозора детей и обогащение их словарного запаса.

Оборудование: ПК,  экран, устройство « VOTUM»,  портрет А.С. Пушкина,  выставка его  книг; раздаточный материал

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать сказку с выражением; находить в сказке те слова, которые помогают представить героев; объяснять отдельные выражения в произведении.

Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения:   Проявлять:  интерес к изучению темы; интерес к чтению литературных сказок; желание составлять словесный портрет литературного героя .

Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Познавательные УУД: определять тему, главную мысль сказки и обосновывать своё мнение; описывать героя, его характер и обосновывать своё мнение; сравнивать героев сказок и обосновывать своё мнение; определять особенности литературной сказки и обосновывать своё мнение; анализировать содержание иллюстраций к сказке.

Регулятивные УУД: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; планировать учебное сотрудничество; формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные УУД: использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения, то есть умение работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника.

Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения:

 формирование осознанного правильного, выразительного чтения; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному.


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Прозвенел звонок для нас

Стали все у парт красиво

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо

Все легонечко вздохнем,

улыбнемся и урок начнем

  1. МОТИВАЦИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  1. Проверка домашнего задания:  интеллектуальная разминка    

    На прошлых уроках мы познакомились с вступлением из поэмы « Руслан и Людмила».  Разгадаем  кроccворд и ключевое слово поможет нам  вспомнить материал прошлого урока.

  1. Писатель, который сочиняет литературное произведение в стихах (ПОЭТ)

  1. Сказочный персонаж, который сидит на ветках ( РУСАЛКА)

  1. Устоять в сказочном лесу ей помогают куриные ножки ( ИЗБУШКА)

  1. Морской залив – это… (ЛУКОМОРЬЕ)

  1. Их было 30 и они были прекрасны ( ВИТЯЗИ)

     

6. Ее исполнял кот, когда шел направо. ( ПЕСНЯ)

Кодовое слова Пушкин. 

  1. Тестирование  6-8 минут

Мы уже изучали  биографию и творчество  великого русского поэта. Давайте, с помощью тестирования проверим ваши знания.

  • Регистрация – тестирование- оценки- 2 В- ок – начать-раздать пульты- убрать отсутствующих- закончить – начинаем тест
  • Взяли пультики
  • Начинаем тест
  • Закончили тест.
  • ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ САМООЦЕНКА

Предположите результаты Вашей работы.

Если Вы считаете, что ответили на все вопросы правильно, поднимите зеленый круг

Если Вы сомневаетесь, что  ответили на все вопросы правильно – желтый

А если, к сожалению, Вам было очень сложно – красный круг.

Покажите мне предполагаемые результаты ( желтый, красный, зеленый).

  • Давайте посмотрим отчет и увидим  совпали ли Ваши ожидания.
  • Отличные результаты ….
  • Хорошие результаты….  

Совпали результаты?  Отлично.

Не совпали?     Будем надеяться, что Вы улучшите свои  результаты.

                 

                               ТЕСТ

  1. Кто занимался воспитанием будущего поэта?
  2. Как звали няню А.С. Пушкина?
  3. Где любил отдыхать  поэт в детстве?
  4. За чем наблюдал маленький Сашенька находясь в деревнях?
  5. Что регулярно рассказывала поэту бабушка?
  6. Сколько сказок написал А.С. Пушкин?
  7. Определите сказку по цитате?
  8. Определите сказку по цитате?
  9. Определите сказку по цитате?
  10. Определите сказку по цитате?

        ФИЗМИНУТКА

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ.

- Определите тему урока по опорным картинкам ( корыто, невод, рыбка, землянка,  кичка,  терем).

      Тема урока: Сказка о рыбаке и рыбке

- Давайте определим цель этого урока ? Продолжите предложения.

Цель урока: закрепить … ( свои знания по содержанию сказки)

- Какие задачи мы поставим перед собой?

Продолжите предложения.

ОПОРНЫЕ СЛОВА

Задачи урока:

  • Научиться выразительно читать, доказывать свою точку зрения
  • Повторить словарные слова, содержание сказки
  • Сравнивать героев и их поступки, сказки
  • Воспитывать культуру общения, взаимоуважения, любовь к чтению, характер, интерес к сказкам

  1. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

1Словарная работа

В сказке нам встречались новые  слова.  А  где мы можем узнать лексическое значение слов? ( в словаре) Давайте вспомним их и  проведем словарную работу.

Правило: отвечать быстро, кратким ответом поясните мне лексическое значение слов

  • Корыто -  емкость для стирки белья
  • Ветхая - старая
  • Чупрун – чуб, хохолок          
  •  *Землянка – дом в земле
  • Невод – рыболовная сеть
  • Откуп – выплата                    
  •   * Пуще - сильнее
  • Корысть - выгода
  • Столбовая дворянка – дворянка старинного рода
  • Душегрейка – теплая кофта без рукавов
  • Кичка – женский праздничный головной убор
  • Пряник печатный – пряник с рисунком

Поясните значение выражений:

  • Белены объелась – сошла с ума
  • Быть на посылках  - подчиняться
  • Остаться у разбитого корыта – остаться ни с чем

  1. Характеристика главных героев

Вспомните главных героев сказки ( Старик, старуха, рыбка-  фото) .

   

Работая в паре составьте портрет каждого героя. Откройте конверт. Достаньте лист-таблицу и слова-характеристики. Посоветуйтесь со своей парой подберите слова-характеристики к каждому герою. Приклейте их. Свою готовность покажите «домиком» ( 1- 2 мин)

Фронтальная проверка задания.

- Перечислите  черты старухи ( старика, рыбки). У кого другое мнение? Докажите свою мысль. Первые 3 « домика» - получают  отлично

Старуха

Старик

Рыбка

Жадная

Бесхарактерный

Терпеливая

Злая

Добрый

Добрая

Корыстная

Вежливый

Щедрая

Ненасытная

Почтительный

Справедливая

Сварливая

Скромный

Завистливая

Трудолюбивый

 

ФИЗМИНУТКА

  1. РАБОТА ПО ТЕМЕ. ОТРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ СКАЗКИ

Продолжим работу и  вспомним виды  сказок ( бытовые, волшебные, о животных)

-  Кто был первым автором сказок? ( народ). И когда А.С. Пушкин создавал свои сказки он использовал основные признаки сказки.

-  Назовите признаки сказки и приведите примеры:

1  Зачин ( жили- были)

  1. Тройное повторение ( 3 раза кидал невод)
  2. Чудеса ( рыбка говорит, изба в палаты)
  3. Сказочные герои ( рыбка)

  1. Работа по теме урока. Выборочное чтение. Восстановление содержания сказки.

А) Объединитесь в группы.

        Помните о правилах общения в группе ( мы уважаем мнение других и смело высказываем свое мнение) Дежурные капитаны вскройте конверт.  

        Рассмотрите элементы рисунка. Соберите пазлы и наклейте его на подготовленный лист.  Пока дети работают звучит музыка ( из кинофильма « Там на неведомых дорожках))

Если команды закончили работу, то прошу капитанов выйти к доске с пазлами.

      Б) Задание для капитанов

- Расположите рисунки  согласно событиям в сказке. Определите последовательность.

         В) Задание классу

- В учебнике найдите отрывок, который соответствует тому пазлу, который Вы собирали

- Кто прочитает отрывок из сказки  к 1 иллюстрации?

Чтение отрывков. На экране картинки.

             
Молодцы!!!!!!!!
 

  1. РЕФЛЕКСИЯ

Вы сегодня очень хорошо работали на уроке. Давайте проведем самооценку.

Если вы довольны своей работай на уроке, возьмите зеленый овал,

Если Вам было сложно или скучно на уроке- желтый

Если Вам не понравился урок и то как Вы работали на нем – красный.

Я уверенна, что каждый из Вас захотел хоть на секундочку встретиться с рыбкой и загадать свое волшебное желание.

     Вижу, что многим детям понравилась их работа.

        Напишите на своем  овале  желание и прикрепите его  к дну моря, украсьте царство морское.  Ведь мечты должны сбываться!

Я уверенна, что и у наших гостей есть мечта. Давайте подарим им золотых рыбок, пусть гости тоже загадают желание.

  1. ИТОГ

Давайте вернемся к задачам, которые мы ставили перед собой.

Повторим и дополним, что мы все-таки выполняли.

Начнем, как всегда с фразы  

1. На  сегодняшнем уроке я узнал…

2. На этом уроке я похвалил бы себя за …

Оценивание учеников.

Сегодня отлично работали…

Хорошо участвовали в уроке…


  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

- Итак, мы изучили « Сказку  о рыбаке и рыбке» Мы прочитали о положительных и отрицательных героях. А как бы Вы поступили на их  месте ?  ( ответы детей)

- Очень интересно, тогда прошу Вас дома по желанию написать ПОУЧИТЕЛЬНОЕ письмо к старухе и старику.

- Или выучить любой отрывок из сказки

Я благодарю Вас за урок.

«Читайте Пушкина, друзья!  Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна тепла и ласки!  

Читайте Пушкина всегда, –  вот вам подсказка,  

и пронесете сквозь года вы радость сказки!»

Урок окончен. Встанем и попрощаемся с нашими гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

План-конспект урока по литературному чтению А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" Закрепляющий урок с использованием ЭОР....

А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" открытый урок

план урока, презентация, рисунок рыбки...

Итоговый урок для учащихся подготовительной группы отделения изобразительного искусства детской школы искусств. Тема: Русское искусство. Начало времен. Конспект урока: «Иллюстрируем сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель  методической  работы – раскрыть особенности  формирования творческой свободы дошкольников и младших  школьников на уроках изобразительного искусства...

Тестовая работа по сказке А. Пушкина "О рыбаке и рыбке"

Тестовая работа   по литературному чтению для 2 класса по сказке А. Пушкина "О рыбаке и рыбке"...

Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».

Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....

Урок литературного чтения во 2 классе Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Обобщающий урок.

Урок литературного чтения во 2 классе Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Обобщающий урок....