Технологическая карта урока. Литературное чтение 2 класс (национальная школа). Тема. Знакомство с отрывком стихотворения С.Есенина «Поет зима-аукает…»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

В конспекте урока отражена коллективная творческая деятельность учащихся. Используются современные информационные технологии. Учителем отработаны универсальные учебные действия.

Педагог использует на уроке не только материал учебника, но и иллюстративный материал (репродукции картин о зиме), произведения устного народного творчества (загадки).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_luchshiy_urok.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока. Литературное чтение 2 класс. (национальная школа)

Тема. Знакомство с отрывком стихотворения

 С.Есенина «Поет зима-аукает…»

Тема раздела: «Вот зима пришла серебристая…»

Тема:  Стихотворение С. Есенина «Поёт зима-аукает…» (Отрывок)

Тип: урок-исследование.

Подход к обучению: деятельностный

Методы и принципы: технология деятельностного метода, принцип деятельности, вариативности, целостности.

Формы работы: диалог,  индивидуальная, фронтальная.

 Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с краткой биографией и стихотворением С.А.Есенина.
Задачи:
(для познавательных УУД): познакомить  понятиями олицетворения и метафоры, продолжать формировать умение видеть образные языковые средства; 
(для регулятивных УУД) совершенствовать умение читать стихотворное произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки анализа и сопоставления на примере сравнения картин и стихов; 
(для личностных УУД) прививать любовь к родной природе. 
(для коммуникативных УУД) развивать умение работать сообща. 

Планируемые результаты

Предметные.

Читать стихотворение выразительно;

Представлять картины, изображенные в стихотворении;

обогащать словарный запас.

Метапредметные.

Уметь определять и формулировать цель урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД).

Строить монологическое высказывание,  учиться  оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)

 уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

Личностные.

Проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов;

понимать язык природы;

читать, передавая свое и авторское отношение к изображаемому.

Ресурсы урока: Иргит О.О.,  Корген-оол С.Д.  Литературное чтение,  2 класс. Стр. 83.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.  

Цель этапа:  

осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Учитель читает:

Снег летает и сверкает,

В золотом сиянии дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег-снежок,

Начинаем наш урок.

- Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Настраиваются на работу.

Формирование  эмоционального настроя на урок. Самооценка готовности к уроку. (Личностные УУД)

Взаимодействие с учителем. (Коммуникативные УУД)

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала. (Регулятивные УУД)

II.

Актуализация знаний.

Стадия вызова.

Цель этапа.

включение учащихся в учебную деятельность, создание  условий  для возникновения внутренней готовности  включения в деятельность.

- Скажите, пожалуйста, произведения, какого раздела мы изучаем?

- А какие именно произведения мы изучаем в этом разделе?

- Скажите, а как стихотворения называются ещё? (поэзия) А как называются писатели, которые пишут стихотворения? (поэты)

- Подумайте, а для чего нам нужны стихотворения?

- А как нужно читать стихотворения? (вдумчиво)

- А вот для того, чтобы определить, какое стихотворение мы будем читать, я вам предлагаю отгадать загадки.

- Вот зима пришла серебристая…

«Пришла зима с морозами»  О.Высотской, В.Голяфкину «Как я научился кататься на коньках»…..

Ответы детей.

 Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету; Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме. Познавательные УУД:  ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем). Коммуникативные УУД: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем.

III. Постановка учебной задачи, определение темы и целей урока.

Цельэтапа: развитие логического мышления, привитие интереса к предмету.

-Отгадайте загадки.

Хоть сама.

 И снег и лед.

А уходит- слезы льет. (зима)

У избы  побывал –

Все окна разрисовал.

У реки угостил –

Во всю реку мост мостил.

(Мороз).

 – Что можно предположить по ответу загадки?

– Посмотрите на название стихотворение (с. 83 ). Какие ваши предположения подтвердились?

— Что мы узнаем?

— Чему мы научимся?

- Значит тема нашего урока-…

- Поставьте цели на урок.

- Знакомы ли автором стихотворения? Что ждёте от чтения произведения?  – Откройте страницу учебника 84, ознакомьтесь с заданием, которое будем выполнять по мере чтения.

Дети слушают внимательно и  отгадывают загадки.

Формулируют тему урока.

Отвечают на вопросы.

Определяют тему урока  и ставят цели

Познавательные УУД:

Научить умению размышлять.

Коммуникативные УУД:

Умение учащихся аргументировать свою точку зрения.

Учащиеся обсуждают полученные комбинации слов, объясняют их смысл.

Личностные УУД:

Осознание ценности изучаемого материала и практической его важности.

IV.

Знакомство с биографией писателя.

-Ребята, давайте познакомимся с автором стихотворения.

  Сергей Александрович Есенин - известный русский поэт,  появился на свет в селе Константиново Рязанской губернии 3 октября (21 сентября по ст. ст.) 1895 г. Сережа родился в бедной многодетной семье, поэтому в двухлетнем возрасте его отдали воспитывать более обеспеченному деду, Федору Андреевичу. Азбуку будущий поэт освоил в пять лет, а первые стихи написал в девятилетнем возрасте.

 К 1914 г. относится и дебют С. Есенина в печати: его стихотворение «Береза» опубликовали в детском журнале «Мирок».

Дети вспоминают прочитанные стихи поэта С. Есенина и участвуют в дискуссии.

Коммуникативные УУД: Формировать умение аргументировать и убеждать свое мнение

Личностные УУД: Проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов;

Познавательные УУД: Формировать умение слушать и высказывать свое мнение о биографии писателя.  

Работа в тетрадях.

Учитель организует учебный процесс на данном этапе.

Ученики работают в тетрадях.

V. Знакомство со стихотворением.

- А для того, чтобы  выразительно читать и понять стихотворение, давайте  правильно произносим и выясним значение некоторых слов

1.  Правильное произношение слов.

Аукают, баюкают, метелица, стозвон.

2.  Работа со словами:

стозвон, сосняк, седые облака, стелется, метелица.

3. Устно составить предложения со словами.

- Откройте учебник (стр.83)

Читая название стихотворения, глядя на иллюстрацию, давайте предположим, о чем это стихотворение?

- Зима вступила в свои права. Какими звуками может быть наполнена она? (воем ветра, скрипом снега, шумом метели)

- Предположите, какое стихотворение по настроению?

-Ребята, изображать природу можно по-разному:

 художник использует краски, композитор - звуки, а поэт - слова, Сергей Есенин нарисовал картину зимы словами.

4. Чтение учителем стихотворения С. Есенина «Поёт зима - аукает…».

Учитель читает стихотворение.

Первичное восприятие.

- Какое настроение у вас возникло?

- Почему?

- Оправдались ли наши предположения

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение (самостоятельно, про себя).

2. Повторное чтение (вслух) по смысловым частям. Комментированное чтение (комментирует учитель).

Сергей Есенин «Поет зима-аукает….»

Поёт зима - аукает,

мохнатый лес баюкает

стозвоном сосняка.

 (Представили себе мохнатый сосновый лес под снегом? Он звенит на морозе, деревьев много – и поэт нашёл удивительное слово – «стозвон». Метель убаюкивает лес...)

-Какую картинку вы представили, прочитав 1 предложение?

-Кого напоминает зима в этом отрывке?

-Прочитайте, какие слова помогают оживить предметы.

-В каком лесу оказался поэт? Какой это лес? (сосновый).

-Какое слово использует поэт, показывая лес? (мохнатый)

-Что значит это слово в стихотворении?

-Кого ещё можно назвать мохнатым.

Кругом с тоской глубокою

плывут в страну далёкую

седые облака.

-Прочитайте, какие слова использует поэт, описывая облака.

Почему?

-Какое чувство вызывают облака у поэта? Почему?

-Какое слово усиливает тоску?

Автор стихотворения изобразил явление природы в образе живого существа. Это литературный приём называется олицетворение.

-В каком темпе следует читать строчки этой строфы?

А по двóру метелица

ковром шелкóвым стелется,

но больно холоднá

-Чем необычен образ метелицы у поэта? (Ковёр шелковый, сравнение это не случайно: шёлк – прохладная, холодящая ткань...)

. (Послушайте ещё раз: «А по двору метелица ковром шелковым стелется, но больно холодна...» Звук [л] повторяется и как бы усиливает ощущение холода.)

-Какой показал поэт зиму в этом отрывке?

ворóбышки игривые,

как детки сиротлúвые,

прижались у окна…

-Какое чувство вызывает у автора птички?

 (Представили себе этих мёрзнущих воробышков? Какое сравнение нашёл поэт? (Он жалеет этих маленьких пташек, как и сиротливых деток.)

-Какой показал поэт зиму в этом отрывке?

Чтобы усилить переживания автор использовал литературный прием – сравнение.

-А какой интонацией будем читать эту строфу?

Работают дети.

Составляют с данными словами предложения.

Отвечают на вопросы.

Стихотворение  о зимней природе, и о чём-то сказочном…

Живые существа.

Сосновый лес.

-Засыпан пушистым снегом, снега в лесу много.

-Седые.

Грусти и тоску.

-Глубокая.

Ответы детей.

Ковром шелковым стелется.

Зима холодная.

Он жалеет маленьких пташек, сочувствует им.

Суровую зиму.

С чувством жалости.

Предметные УУД:  учащиеся получат возможность научиться анализировать  стихотворение.

Личностные УУД: развивать интерес к материалу.

Коммуникативные УУД:  добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник.

Регулятивные УУД: учиться  оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

 VI. Динамическая пауза  

Цель этапа: сменить вид деятельности

Мы читали и устали

Дружно тихо все мы встали

Ручками похлопали – раз, два, три.

Ножками потопали – раз, два, три

Сели, встали, встали сели

И друг друга не задели

Мы немножко отдохнем

И опять читать начнем

Осуществляют профилактику утомления. Активно участвуют в физкультминутке.

Личностные УУД:

Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

VII. Работа над выразительным чтением стихотворения. Целб этапа: Проведение наблюдений, чтение стихотворений размышление,  создание мотивации на успех для каждого ребенка.

- Какое удивительное стихотворение! Сколько образов, настроений рисует С.А.Есенин! Попробуйте при чтении передать настроение поэта, а также выразить свои чувства.

- Давайте подумаем теперь, в каком темпе будем читать это стихотворение: быстро или неторопливо?

 - С каким чувством будем читать?

  - А где будем делать небольшие остановки при чтении?

- Приготовьтесь прочитать стихотворение целиком. Кто лучше прочитает? (Чтение каждого ученика обсуждается, оценивается.)

Выразительное чтение стихотворения.

Беседа после чтения.

 Наблюдение над языком стихотворения.

- Какая у Есенина получилась зима7

- На протяжении всего урока вы вели большую исследовательскую работу. Я хочу вам предложить одно интересное задание.

Найти слова, которые помогают услышать звуки зимы.

(поет, аукает, баюкает…)

Вспоминают, на что надо обратить внимание при подготовке к выразительному чтению. Обсуждают, в каком темпе и как тихо или громко надо читать.

(Неторопливо, потому что надо показать, как нам жалко бедных птичек зимой.)

Самостоятельно читают произведение, отмечают, если есть непонятные слова. 

Отвечают на вопросы.

Делятся своими чувствами, которые пробуждает в душе это стихотворение.

Личностные:

личностное самоопределение, мотивация учебной деятельности, самооценка.

Регулятивные:

саморегуляция, осознание уже усвоенного и нового знания, контроль и самоконтроль, смысловое чтение как осмысление цели чтения, выбор вида чтения, аргументация выбора. Коммуникативные:

Активное сотрудничество с партнером по учебной деятельности в

диалогической речи.

Познавательные:

самостоятельное достижение цели, анализ информации, выявление существенных признаков в объекте, сравнение с эталоном, выявление отклонений от пути достижения конечного результата.

VIII. Рефлексия

Цель этапа: обобщить полученную информацию, дать оценку работы на уроке.

Ребята, давайте подведем итог нашего урока.

-Вам  понравилось стихотворение?

-Что бы вы сказали о Есенине-поэте, после сегодняшнего урока?

-Любит ли Есенин зиму?

- Как вы считаете, с какой целью писал Есенин стихи о природе?

-Что вы открыли для себя в его стихах?

-Хочется ли вам еще прочитать другое стихотворение о зиме С.Есенина?

Я предлагаю вам дома самостоятельно познакомиться со стихотворением Есенина «Черемуха» и проанализировать его.

Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свое мнение о поэте, как о человеке.

Личностные:

установление связи цели и результата деятельности, личностное самоопределение.

Регулятивные:

Коррекция результатов учебной деятельности, соотнесение способа действия и его результата, саморегуляция в преодолении препятствий.

Коммуникативные:

активное сотрудничество с учителем, аргументирование высказываний, оформления мысли во внешней речи.

Познавательные:

Рефлексия способов учебных действий и их соотнесение познавательным целям, контроль и оценка результатов учебной деятельности, построение логической цепи рассуждений.

IX. Запись домашнего задания.

По выбору: подготовить выразительное чтение стих.; выучить стих. наизусть ; нарисовать иллюстрацию к стих., написать мини-сочинение «Воробышки».

Выбор домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»».

Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»».  Урок литературного чтения....

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе на тему "Лирические стихотворения С. Есенина «Поет зима аукает», «Береза»

Знакомство детей с краткой биографией и стихотворениями С.А. Есенина «Поет зима аукает», «Береза»;формирование представлений о красоте зимней природы посредством произведений художественной литературы...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "С.Есенин "Поет зима аукает..."", УМК "Школа России", соответствует ФГОС

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "С.Есенин "Поет зима аукает..."", УМК "Школа России", соответствует ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: "Стихи В. Берестова"

Я предлагаю Вам разработанный мною конспект урока литературного чтения. Тема урока: «Стихи В. Берестова»Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование знаний о писателе В. Берес...

Технологическая карта урока литературного чтения по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Характеристики героев произведения Э.Н. Успенского «Чебурашка»»

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с творчеством писателя Э. Успенским.Задача урока по практической части ВКР: формирование функциональной информационной грамотности чере...

Технологическая карта урока литературного чтения по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Стихи И. Токмаковой»

Тип урока: «открытие нового знания»Цель урока: формирование знаний о писательнице И. Токмаковой и знакомство с её творчеством.Задача урока по практической части ВКР: формирование функциона...

Технологическая карта урока литературного чтения, УМК "Начальная школа ХХI", 2 класс, тема: "Л.Яхнин "Музыка леса"

Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся в процессе чтения и анализа стихотворения Л.Яхнина «Музыка леса»: умения выполнять сравнительный анализ лирического стихо...