Урок литературного чтения. Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»».
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Наталья Александровна Дмитриева

Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»».  Урок литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.a.dmitrieva_rezhissura_uroka.docx38.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

г.Светлограда Петровского муниципального района Ставропольского края

Районный  конкурс профессионального мастерства

«Режиссура урока»

                       

Литературное чтение

3 класс

Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении

С. Есенина «Поет зима, аукает…»».

Учитель начальных классов

                                                        МКОУ СОШ №7

                                                         г. Светлограда

Дмитриева Наталья Александровна

г. Светлоград 2013г.

Тема: Звуки и краски зимы в стихотворении  С. Есенина  «Поет зима, аукает…».

 Цель учителя: Способствовать формированию у учащихся целостного образного восприятия лирического произведения.

 Цель учащихся: Увидеть образ, который хотел создать автор.

Цели и  задачи по линиям развития личности ученика:

Метапредметные:

 • формировать навык продуктивного чтения;

 • развивать аналитические способности, потребность в коммуникативной деятельности;

 • способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

Личностные результаты:

 • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

 • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

 • интерес к чтению;

 Регулятивные УУД:

 • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

 Познавательные УУД:

 • пользоваться разными видами чтения;

 • извлекать информацию;

 • пользоваться словарями;

 • осуществлять анализ;

 Коммуникативные УУД:

 • оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

 • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 • слушать и слышать других.

Предметные:

 • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

 • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

 • Частные умения:

 - умение воссоздавать в воображении картины жизни, созданные поэтом;

 - умение проследить динамику эмоций в лирике;

 - умение целостно воспринимать образ;

 - умение видеть авторское отношение, позицию во всех элементах стихотворения;

 - умение осваивать идею лирического произведения.

           

Оборудование:  презентация к уроку, толковые словарики отрывок из  произведения   Вивальди «Зима», Г.Свиридова «Метель»,  Е.Бирюковой

 « Поёт зима, аукает…».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учащиеся  садятся  в  кружок,  держась  за  руки;  учитель  произносит  слова  шепотом,  учащиеся  повторяют  их  хором  вслух:

Мы -  умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы – отлично  учимся!

Всё  у  нас  получится!

(Учащиеся  рассаживаются  по  местам.)

-Сегодня у нас необычный урок, а чем он будет необычным, вы поймёте, если будете очень внимательными, активными  на уроке.

-Прочитайте пословицу и предположите, как можно её закончить?

Мало уметь читать, надо уметь ……..(думать).

- Как понимаете смысл этой пословицы?

-Пусть эта пословица будет девизом нашего урока. А над чем придётся задуматься  нам сегодня, узнаем чуть позже.

II.Актуализация знаний.

а)  Сегодня мы начинаем новый раздел.  Определить тему раздела и последующих уроков вам поможет ответ на мою загадку.

Дел у меня немало - я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня ...

-Какие ассоциации у вас связаны со словом – ЗИМА?

-Какими красивыми словами вы бы могли описать зиму? Составим синквейн к слову ЗИМА.

(первая строка – название темы (одно существительное);

Психологический настрой.

Мобилизация   мыслительной деятельности.

Синквейн к слову зима.

- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.)

- Зима полноправной хозяйкой вошла в  природу. Люди пытаются изобразить зимнюю природу  по-разному.

- Как же люди могут изобразить красоту зимней природы?

б)    Посмотрите на репродукции «Первый снег» А. Пластова и «Зимний пейзаж» И. Грабаря.

- Какой теме они посвящены? (Зиме)

- Как догадались?

- Одинаковые ли они по настроению?

- При помощи чего художники передал своё зимнее настроение? ( красок)

Композиторы пишут прекрасную музыку. Закройте глаза и послушайте отрывок из  произведения   Вивальди, который так и называется   «Зима». Кому понравилась музыка?

- При  помощи  чего удалось автору передать  своё отношение к зиме?( звуков)

в)   В воскресенье я была в лесу. Лес был так прекрасен в снежном убранстве, что я не удержалась и сделала несколько снимков. ( просмотр снимков) фотограф- фотоаппарат

г) – Как ещё можно выразить своё отношение к этому замечательному времени года? ( рассказ, стихотворение) . Кто пишет рассказы и стихи? Писатели, поэты -  при помощи слова.

Работа по репродукциям картин.

Работа над музыкальным произведением.

III.   Постановка учебной  задачи.

-Как вы думаете, на ваш взгляд: кто лучше может передать красоту этого удивительного времени года?

( высказывания детей) Мнения у нас разделились.

- Поэтому сегодня предлагаю провести небольшое  исследование.

 -А теперь я предлагаю вам сформулировать цель, важную для вас лично, т.е. что вам необходимо узнать, с чем познакомиться?

Наша цель: разобраться, как при помощи слова можно передать красоту зимнего пейзажа на примере одного из поэтических произведений.

Регулятивные УУД

IV.Открытие нового знания ( построение  проекта выхода из затруднения).

а) Сообщение темы урока.

- О каком поэте здесь говорится?

В этом имени - слово «есень».

Осень, ясень, осиный свет,

Что-то есть в нем

От русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Сень березы

И синь - рассвет.

Что-то есть в нем

И от весенней .

Грусти, юности

И чистоты...

- Услышали ли вы эту фамилию?

- Догадались ли вы кто этот поэт?

…Только скажут –

«Сергей  Есенин »,

Всей России встают черты... (Н. Браун)

- Откройте 52страницу учебника.

- Что знаете об этом авторе?  Какие стихи помните?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Великий русский поэт - Сергей Александрович Есенин родился я 21 сентября 1895 года в Рязанской губернии Рязанского уезда, Кузьминской волости в  семье крестьянина Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны. С 2 лет по бедности отца и многочисленности семейства был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери. Детство провёл в деревне.

В своих стихах воспел красоту русской природы, восхищался и удивлялся ей. Любовь к России, её природе зародилась в нём ещё в детстве. Деревенское детство Сергея Есенина прошло на широких рязанских просторах в пойме реки Оки. Чарующие закаты над Окой были дороги ему с детства. С молоком матери впитал поэт запахи свежескошенного сена, медовых сот, берез и кленов. Воспринимая природу как живое существо, он сумел открыть и передать в своих стихах ее красоту.

Будущий поэт окончил четырёхклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу. Семнадцатилетним пареньком Есенин приехал в Москву, работал в типографии, вступил в литературно-музыкальный кружок. Вскоре, оказавшись в Петрограде, талантливый самородок быстро приобретает громкую славу среди поэтов того времени. Во всём мире до сих пор знают и любят его стихи. Любят за теплоту, лиричность, удивительную образность. Поэзия Есенина мелодична и музыкальна. Её звуки разлиты повсюду. Умей только слушать и наслаждаться.

- А вот сегодня мы познакомимся со стихотворением С.Есенина и детально его изучив, посмотрим, как автор передал красоту зимнего пейзажа.

б) Работа с текстом  до чтения.

- Прочитайте название, рассмотрите иллюстрацию, задумайтесь над заглавием. Какие могут быть песни у зимы?

-Прочитайте ключевые слова: зима поёт, аукает, баюкает мохнатый лес, седые облака, ковёр шелковый, метелица стелется, воробышки озябли, вьюга стучит с бешеным рёвом.

- Уточните свои предположения.

в) Чтение стихотворения про себя.

- Сейчас мы узнаем, кто был близок к истине. Прочитайте стихотворение про себя.

При чтении отмечайте слова, смысл которых затрудняетесь объяснить.

- Понравилось вам произведение? Чем именно?

- К какому жанру относится это произведение?

( стихотворение)     жанр

- Как определили?

- Найдите рифмы.

- Как называют автора стихотворения?     Поэт.

-Какая тема раскрывается?   ЗИМА

- Оправдались наши предположения?

г) Первичное чтение.

- Будем читать вслух. Акцентируйте внимание на образах.

- Какие образы  вы открыли для себя?

Физминутка.

- Сейчас  давайте встанем и немного отдохнём под музыку Г.Свиридова «Метель», вообразим, что мы снежинки. И  выполним, те движения, которые напоминают нам, как кружатся снежинки  в метель.

д) Чтение вслух по смысловым частям.

- Сейчас предстоит трудная работа.

Мы вместе попробуем услышать  песню зимы и записать мелодию на этом нотном стане. Нотами будут служить наши помощники. ( На доске выкладываются «ноты». Жёлтый цвет- олицетворения. Розовый – эпитеты. Зелёный – сравнения. Синий – противопоставление.).

1строфа.

- Кого напоминает зима в этом отрывке?( живое существо)

- Какие слова помогают оживить предметы?

-  Как зима может петь, аукать, баюкать?

- Как называется такой литературный приём? Олицетворение

- В каком лесу оказался автор? ( сосняк, сосновый). Сосняк – собирательное слово, народное. Есенин долгое время жил  сельской местности.

- Какое слово использует  Есенин описывая лес? Мохнатый.

- Что обозначает это слово? Засыпан пушистым снегом.

- Как называется  такой приём?  Эпитет

- Какое ещё необычное слово встретили? Стозвон.  Представьте мохнатый сосновый лес под снегом. Он звенит на морозе, деревьев много-  поэт нашёл удивительное слово «стозвон».

2строфа.

-Увидели эти облака?

- Седые – значит какого цвета? ( бело-сероватого, тусклого)

-Какой приём использует автор? Эпитет.

- Какие чувства вызывают облака?

-Найдите ещё эпитеты

-     О чём тоскуют облака? (На нотном стане появляется «мелодия»).

3строфа.

- Какой звук чаще других повторяется в этом отрывочке?

-Звук  (л) повторяется и как бы усиливает ощущение холода.

-С чем сравнивается  метелица?

- Как называется этот приём?     Сравнение.

Сравнение это не случайно: шелк – прохладная, холодящая ткань.

4строфа.

- Представили себе этих пташек?

- Музыку к этому отрывку  прошу записать в группе.( Работа в группах).

- Как к ним относится автор?

- С кем сравнивает? Как называется такой приём? Сравнение.

Автор использует слово « озябли» - подберите к этому лову синонимы ( замёрзли, продрогли, окоченели, застыли).

-Какие образные средства  для большей выразительности использует Есенин, чтобы описать их? Эпитеты.

-Какая у вас получилась мелодия? ( Листы с мелодиями детей вывешиваются на доску, дети объясняют свой выбор).

-Посмотрите, какая красивая мелодия получилась.

Очень трудно приходится птицам зимой: и холодно, и голодно им. Мы как-то можем помочь птицам?

5строфа.

Вот  и ещё одна песня зимы - бешеный рёв вьюги, стук открывающихся ставен. Это дощатые створки для прикрытия окон. Заметили: сначала была метелица, а теперь ревёт вьюга.

Можно ли вьюгу представить в виде живого существа? Какой приём используется? Олицетворение.

6строфа.

- Как называет воробышков? Нежные.

-  О чём мечтают воробышки?  (о весне,  учитель записывает слово ВЕСНА на доске рядом со словом ЗИМА)

- Какая она у Есенина? (прекрасная, ясная, красавица)

- Для чего автор вводит в своё произведение образ весны? (противопоставляет зиме)

-Для чего автор использует этот литературный приём?  ( Весна всё равно победит зиму, всё в природе меняется,  грусть и тревога- сменяется на радость, есть надежда, поэт успокаивает птичек) . Противопоставление ( будем эту ноту обозначать синим цветом).

-Вначале С.Есенин назвал стихотворение «Воробышки».

-Как вы думаете,  почему поэт изменил название?

д) Беседа после чтения. Наблюдение над языком, подготовка к выразительному чтению.

-  Скажите, стихи, в которых передаются чувства переживания автора как называются? Лирические.

Посмотрите, какая красивая музыка у нас получилась. А ведь Есенин ни  разу не употребил слова, обозначающие цвет, но мы увидели эти цвета. Как это получилось?

- Одинаковое ли настроение в стихотворении или оно меняется?

- Как будем читать? Где будет меняться интонация?

Углубление знаний.

Применение ИКТ.

Работа с учебником.

Решение устной задачи и обсуждение проекта её решения.

Поиск информации.

Работа с текстом.

Здоровьесберегающая технология.

Фронтальная работа.

Работа с толковым словариком.

Работа в группах.

Аргументирование.

Связь с жизнью.

Аргументирование.

V.Закрепление.

1. Интонационная гимнастика.

- Произнесите слово ЗИМА с интонацией: радости, грусти, ужаса, удивления, восхищения.

Дыхательная гимнастика: свеча.

- Попробуем как зимний ветер задуть «свечу».

2.Выразительное чтение. (Конкурс на лучшего чтеца).

-Что значит читать выразительно?

- Попробуйте прочитать стихотворение выразительно.

Выберем самого лучшего чтеца и проанализируем его чтение.

Здоровьесберегающая технология

Конкурс на лучшего чтеца.

VI. Самостоятельная работа.

-Вы на протяжении всего урока вели большую исследовательскую работу, как самые настоящие литературоведы. Я хочу предложить вам ещё одно интересное задание:

1 вариант подчеркните слова, которые помогают увидеть цвет зимы;

2 вариант подчеркните слова, которые помогают услышать звуки зимы.

(цвет  - седой; звуки – аукает, поёт, баюкает, скрип снега, звуки ветра,  завывание вьюги,  скрип ставен, чириканье воробышков. Эти слова появляются на доске.)

-Чего же в стихах Сергея Есенина больше?

( в стихах много звуков).

- Смогли ли вы увидеть краски и услышать звуки в стихотворении С.Есенина?

–Природа, которую он рисует, живая, она как будто разговаривает с нами. Поэтому многие композиторы написали прекрасную музыку. Наше стихотворение не стало исключением. (Прослушивание Е.Бирюковой « Поёт зима, аукает…»

Индивидуальная исследовательская работа. Самопроверка.

Вывод по теме урока.

Прослушивание песни на стихотворение.

VII. Рефлексия деятельности.

- Что хотел сказать нам С.Есенин своим стихотворением?

- Может, кто-то поменял своё мнение о том, что словами выразить  чувства  гораздо интереснее, красивее,  чем музыкой и живописью?

- Какие образные средства помогли нам увидеть красоту зимы?

- Вернёмся к пословице. Стала ли она  девизом нашего урока?

- Предлагаю поставить нужный знак в конце предложения:

«Поёт зима, аукает      »

Поставьте точку, если услышали её голос.

Вопросительный знак, если не услышали голос зимы.

Восклицательный знак, если услышали голос зимы очень отчётливо.

- А теперь предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

«Пантомима»: учащиеся пантомимой показывают результаты своей работы. Руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

Анализ работы учащихся учителем.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результативности своей и всего класса.

Системная

рефлексия

«Пантомима».

Оценка работы учащихся.

VIII. Домашнее задание.

1.Выучить стихотворение  С.Есенина « Поёт зима, аукает…» наизусть, нарисовать рисунки.

2. Написать сочинение-миниатюру о зимних звуках. Например: скрип снега, стук дятла, свист синиц и щебетанье воробьёв, звон ёлочных игрушек, смех детей, вой ветра, шелест снежинок, звон льдинок, перезвон сосулек. Желательно использовать известные вам литературные приёмы.

Перспектива получения знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения тема:С.Есенин "Поёт зима- аукает"

Анализ зимнего пейзажа. Анализ произведения....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Образ зимы в поэзии» Сергей Есенин «Поет зима, аукает…»

Конспект урока по литературному чтению рекомендован по новым стандартам и подойдёт по работе по любой программе....

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе на тему "Лирические стихотворения С. Есенина «Поет зима аукает», «Береза»

Знакомство детей с краткой биографией и стихотворениями С.А. Есенина «Поет зима аукает», «Береза»;формирование представлений о красоте зимней природы посредством произведений художественной литературы...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе на тему "Лирические стихотворения С. Есенина «Поет зима аукает», «Береза»

Знакомство детей с краткой биографией и стихотворениями С.А. Есенина «Поет зима аукает», «Береза»;формирование представлений о красоте зимней природы посредством произведений художественной литературы...

Технологическая карта урока. Литературное чтение 2 класс (национальная школа). Тема. Знакомство с отрывком стихотворения С.Есенина «Поет зима-аукает…»

В конспекте урока отражена коллективная творческая деятельность учащихся. Используются современные информационные технологии. Учителем отработаны универсальные учебные действия.Педагог использует на у...

Конспект урока выразительного чтения по стихотворению С. Есенина «Поет зима-аукает»

Конспект нужен для подготовки к уроку, так как работа над ним помогает систематизировать учебный материал, выстроить логическую последовательность его изложения, уточнить формулировки и понятия, опред...