Главные вкладки

    Урок литературного чтения. Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»».
    план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

    Наталья Александровна Дмитриева

    Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»».  Урок литературного чтения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл n.a.dmitrieva_rezhissura_uroka.docx38.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №7

    г.Светлограда Петровского муниципального района Ставропольского края

    Районный  конкурс профессионального мастерства

    «Режиссура урока»

                           

    Литературное чтение

    3 класс

    Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении

    С. Есенина «Поет зима, аукает…»».

    Учитель начальных классов

                                                            МКОУ СОШ №7

                                                             г. Светлограда

    Дмитриева Наталья Александровна

    г. Светлоград 2013г.

    Тема: Звуки и краски зимы в стихотворении  С. Есенина  «Поет зима, аукает…».

     Цель учителя: Способствовать формированию у учащихся целостного образного восприятия лирического произведения.

     Цель учащихся: Увидеть образ, который хотел создать автор.

    Цели и  задачи по линиям развития личности ученика:

    Метапредметные:

     • формировать навык продуктивного чтения;

     • развивать аналитические способности, потребность в коммуникативной деятельности;

     • способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

    Личностные результаты:

     • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

     • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

     • интерес к чтению;

     Регулятивные УУД:

     • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

     Познавательные УУД:

     • пользоваться разными видами чтения;

     • извлекать информацию;

     • пользоваться словарями;

     • осуществлять анализ;

     Коммуникативные УУД:

     • оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

     • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

     • слушать и слышать других.

    Предметные:

     • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

     • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

     • Частные умения:

     - умение воссоздавать в воображении картины жизни, созданные поэтом;

     - умение проследить динамику эмоций в лирике;

     - умение целостно воспринимать образ;

     - умение видеть авторское отношение, позицию во всех элементах стихотворения;

     - умение осваивать идею лирического произведения.

               

    Оборудование:  презентация к уроку, толковые словарики отрывок из  произведения   Вивальди «Зима», Г.Свиридова «Метель»,  Е.Бирюковой

     « Поёт зима, аукает…».

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    Учащиеся  садятся  в  кружок,  держась  за  руки;  учитель  произносит  слова  шепотом,  учащиеся  повторяют  их  хором  вслух:

    Мы -  умные!

    Мы – дружные!

    Мы – внимательные!

    Мы – старательные!

    Мы – отлично  учимся!

    Всё  у  нас  получится!

    (Учащиеся  рассаживаются  по  местам.)

    -Сегодня у нас необычный урок, а чем он будет необычным, вы поймёте, если будете очень внимательными, активными  на уроке.

    -Прочитайте пословицу и предположите, как можно её закончить?

    Мало уметь читать, надо уметь ……..(думать).

    - Как понимаете смысл этой пословицы?

    -Пусть эта пословица будет девизом нашего урока. А над чем придётся задуматься  нам сегодня, узнаем чуть позже.

    II.Актуализация знаний.

    а)  Сегодня мы начинаем новый раздел.  Определить тему раздела и последующих уроков вам поможет ответ на мою загадку.

    Дел у меня немало - я белым одеялом
    Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
    Белю поля, дома, а зовут меня ...

    -Какие ассоциации у вас связаны со словом – ЗИМА?

    -Какими красивыми словами вы бы могли описать зиму? Составим синквейн к слову ЗИМА.

    (первая строка – название темы (одно существительное);

    Психологический настрой.

    Мобилизация   мыслительной деятельности.

    Синквейн к слову зима.

    - вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

    - третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

    - четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

    - последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.)

    - Зима полноправной хозяйкой вошла в  природу. Люди пытаются изобразить зимнюю природу  по-разному.

    - Как же люди могут изобразить красоту зимней природы?

    б)    Посмотрите на репродукции «Первый снег» А. Пластова и «Зимний пейзаж» И. Грабаря.

    - Какой теме они посвящены? (Зиме)

    - Как догадались?

    - Одинаковые ли они по настроению?

    - При помощи чего художники передал своё зимнее настроение? ( красок)

    Композиторы пишут прекрасную музыку. Закройте глаза и послушайте отрывок из  произведения   Вивальди, который так и называется   «Зима». Кому понравилась музыка?

    - При  помощи  чего удалось автору передать  своё отношение к зиме?( звуков)

    в)   В воскресенье я была в лесу. Лес был так прекрасен в снежном убранстве, что я не удержалась и сделала несколько снимков. ( просмотр снимков) фотограф- фотоаппарат

    г) – Как ещё можно выразить своё отношение к этому замечательному времени года? ( рассказ, стихотворение) . Кто пишет рассказы и стихи? Писатели, поэты -  при помощи слова.

    Работа по репродукциям картин.

    Работа над музыкальным произведением.

    III.   Постановка учебной  задачи.

    -Как вы думаете, на ваш взгляд: кто лучше может передать красоту этого удивительного времени года?

    ( высказывания детей) Мнения у нас разделились.

    - Поэтому сегодня предлагаю провести небольшое  исследование.

     -А теперь я предлагаю вам сформулировать цель, важную для вас лично, т.е. что вам необходимо узнать, с чем познакомиться?

    Наша цель: разобраться, как при помощи слова можно передать красоту зимнего пейзажа на примере одного из поэтических произведений.

    Регулятивные УУД

    IV.Открытие нового знания ( построение  проекта выхода из затруднения).

    а) Сообщение темы урока.

    - О каком поэте здесь говорится?

    В этом имени - слово «есень».

    Осень, ясень, осиный свет,

    Что-то есть в нем

    От русских песен –

    Поднебесье, тихие веси,

    Сень березы

    И синь - рассвет.

    Что-то есть в нем

    И от весенней .

    Грусти, юности

    И чистоты...

    - Услышали ли вы эту фамилию?

    - Догадались ли вы кто этот поэт?

    …Только скажут –

    «Сергей  Есенин »,

    Всей России встают черты... (Н. Браун)

    - Откройте 52страницу учебника.

    - Что знаете об этом авторе?  Какие стихи помните?

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ

    Великий русский поэт - Сергей Александрович Есенин родился я 21 сентября 1895 года в Рязанской губернии Рязанского уезда, Кузьминской волости в  семье крестьянина Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны. С 2 лет по бедности отца и многочисленности семейства был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери. Детство провёл в деревне.

    В своих стихах воспел красоту русской природы, восхищался и удивлялся ей. Любовь к России, её природе зародилась в нём ещё в детстве. Деревенское детство Сергея Есенина прошло на широких рязанских просторах в пойме реки Оки. Чарующие закаты над Окой были дороги ему с детства. С молоком матери впитал поэт запахи свежескошенного сена, медовых сот, берез и кленов. Воспринимая природу как живое существо, он сумел открыть и передать в своих стихах ее красоту.

    Будущий поэт окончил четырёхклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу. Семнадцатилетним пареньком Есенин приехал в Москву, работал в типографии, вступил в литературно-музыкальный кружок. Вскоре, оказавшись в Петрограде, талантливый самородок быстро приобретает громкую славу среди поэтов того времени. Во всём мире до сих пор знают и любят его стихи. Любят за теплоту, лиричность, удивительную образность. Поэзия Есенина мелодична и музыкальна. Её звуки разлиты повсюду. Умей только слушать и наслаждаться.

    - А вот сегодня мы познакомимся со стихотворением С.Есенина и детально его изучив, посмотрим, как автор передал красоту зимнего пейзажа.

    б) Работа с текстом  до чтения.

    - Прочитайте название, рассмотрите иллюстрацию, задумайтесь над заглавием. Какие могут быть песни у зимы?

    -Прочитайте ключевые слова: зима поёт, аукает, баюкает мохнатый лес, седые облака, ковёр шелковый, метелица стелется, воробышки озябли, вьюга стучит с бешеным рёвом.

    - Уточните свои предположения.

    в) Чтение стихотворения про себя.

    - Сейчас мы узнаем, кто был близок к истине. Прочитайте стихотворение про себя.

    При чтении отмечайте слова, смысл которых затрудняетесь объяснить.

    - Понравилось вам произведение? Чем именно?

    - К какому жанру относится это произведение?

    ( стихотворение)     жанр

    - Как определили?

    - Найдите рифмы.

    - Как называют автора стихотворения?     Поэт.

    -Какая тема раскрывается?   ЗИМА

    - Оправдались наши предположения?

    г) Первичное чтение.

    - Будем читать вслух. Акцентируйте внимание на образах.

    - Какие образы  вы открыли для себя?

    Физминутка.

    - Сейчас  давайте встанем и немного отдохнём под музыку Г.Свиридова «Метель», вообразим, что мы снежинки. И  выполним, те движения, которые напоминают нам, как кружатся снежинки  в метель.

    д) Чтение вслух по смысловым частям.

    - Сейчас предстоит трудная работа.

    Мы вместе попробуем услышать  песню зимы и записать мелодию на этом нотном стане. Нотами будут служить наши помощники. ( На доске выкладываются «ноты». Жёлтый цвет- олицетворения. Розовый – эпитеты. Зелёный – сравнения. Синий – противопоставление.).

    1строфа.

    - Кого напоминает зима в этом отрывке?( живое существо)

    - Какие слова помогают оживить предметы?

    -  Как зима может петь, аукать, баюкать?

    - Как называется такой литературный приём? Олицетворение

    - В каком лесу оказался автор? ( сосняк, сосновый). Сосняк – собирательное слово, народное. Есенин долгое время жил  сельской местности.

    - Какое слово использует  Есенин описывая лес? Мохнатый.

    - Что обозначает это слово? Засыпан пушистым снегом.

    - Как называется  такой приём?  Эпитет

    - Какое ещё необычное слово встретили? Стозвон.  Представьте мохнатый сосновый лес под снегом. Он звенит на морозе, деревьев много-  поэт нашёл удивительное слово «стозвон».

    2строфа.

    -Увидели эти облака?

    - Седые – значит какого цвета? ( бело-сероватого, тусклого)

    -Какой приём использует автор? Эпитет.

    - Какие чувства вызывают облака?

    -Найдите ещё эпитеты

    -     О чём тоскуют облака? (На нотном стане появляется «мелодия»).

    3строфа.

    - Какой звук чаще других повторяется в этом отрывочке?

    -Звук  (л) повторяется и как бы усиливает ощущение холода.

    -С чем сравнивается  метелица?

    - Как называется этот приём?     Сравнение.

    Сравнение это не случайно: шелк – прохладная, холодящая ткань.

    4строфа.

    - Представили себе этих пташек?

    - Музыку к этому отрывку  прошу записать в группе.( Работа в группах).

    - Как к ним относится автор?

    - С кем сравнивает? Как называется такой приём? Сравнение.

    Автор использует слово « озябли» - подберите к этому лову синонимы ( замёрзли, продрогли, окоченели, застыли).

    -Какие образные средства  для большей выразительности использует Есенин, чтобы описать их? Эпитеты.

    -Какая у вас получилась мелодия? ( Листы с мелодиями детей вывешиваются на доску, дети объясняют свой выбор).

    -Посмотрите, какая красивая мелодия получилась.

    Очень трудно приходится птицам зимой: и холодно, и голодно им. Мы как-то можем помочь птицам?

    5строфа.

    Вот  и ещё одна песня зимы - бешеный рёв вьюги, стук открывающихся ставен. Это дощатые створки для прикрытия окон. Заметили: сначала была метелица, а теперь ревёт вьюга.

    Можно ли вьюгу представить в виде живого существа? Какой приём используется? Олицетворение.

    6строфа.

    - Как называет воробышков? Нежные.

    -  О чём мечтают воробышки?  (о весне,  учитель записывает слово ВЕСНА на доске рядом со словом ЗИМА)

    - Какая она у Есенина? (прекрасная, ясная, красавица)

    - Для чего автор вводит в своё произведение образ весны? (противопоставляет зиме)

    -Для чего автор использует этот литературный приём?  ( Весна всё равно победит зиму, всё в природе меняется,  грусть и тревога- сменяется на радость, есть надежда, поэт успокаивает птичек) . Противопоставление ( будем эту ноту обозначать синим цветом).

    -Вначале С.Есенин назвал стихотворение «Воробышки».

    -Как вы думаете,  почему поэт изменил название?

    д) Беседа после чтения. Наблюдение над языком, подготовка к выразительному чтению.

    -  Скажите, стихи, в которых передаются чувства переживания автора как называются? Лирические.

    Посмотрите, какая красивая музыка у нас получилась. А ведь Есенин ни  разу не употребил слова, обозначающие цвет, но мы увидели эти цвета. Как это получилось?

    - Одинаковое ли настроение в стихотворении или оно меняется?

    - Как будем читать? Где будет меняться интонация?

    Углубление знаний.

    Применение ИКТ.

    Работа с учебником.

    Решение устной задачи и обсуждение проекта её решения.

    Поиск информации.

    Работа с текстом.

    Здоровьесберегающая технология.

    Фронтальная работа.

    Работа с толковым словариком.

    Работа в группах.

    Аргументирование.

    Связь с жизнью.

    Аргументирование.

    V.Закрепление.

    1. Интонационная гимнастика.

    - Произнесите слово ЗИМА с интонацией: радости, грусти, ужаса, удивления, восхищения.

    Дыхательная гимнастика: свеча.

    - Попробуем как зимний ветер задуть «свечу».

    2.Выразительное чтение. (Конкурс на лучшего чтеца).

    -Что значит читать выразительно?

    - Попробуйте прочитать стихотворение выразительно.

    Выберем самого лучшего чтеца и проанализируем его чтение.

    Здоровьесберегающая технология

    Конкурс на лучшего чтеца.

    VI. Самостоятельная работа.

    -Вы на протяжении всего урока вели большую исследовательскую работу, как самые настоящие литературоведы. Я хочу предложить вам ещё одно интересное задание:

    1 вариант подчеркните слова, которые помогают увидеть цвет зимы;

    2 вариант подчеркните слова, которые помогают услышать звуки зимы.

    (цвет  - седой; звуки – аукает, поёт, баюкает, скрип снега, звуки ветра,  завывание вьюги,  скрип ставен, чириканье воробышков. Эти слова появляются на доске.)

    -Чего же в стихах Сергея Есенина больше?

    ( в стихах много звуков).

    - Смогли ли вы увидеть краски и услышать звуки в стихотворении С.Есенина?

    –Природа, которую он рисует, живая, она как будто разговаривает с нами. Поэтому многие композиторы написали прекрасную музыку. Наше стихотворение не стало исключением. (Прослушивание Е.Бирюковой « Поёт зима, аукает…»

    Индивидуальная исследовательская работа. Самопроверка.

    Вывод по теме урока.

    Прослушивание песни на стихотворение.

    VII. Рефлексия деятельности.

    - Что хотел сказать нам С.Есенин своим стихотворением?

    - Может, кто-то поменял своё мнение о том, что словами выразить  чувства  гораздо интереснее, красивее,  чем музыкой и живописью?

    - Какие образные средства помогли нам увидеть красоту зимы?

    - Вернёмся к пословице. Стала ли она  девизом нашего урока?

    - Предлагаю поставить нужный знак в конце предложения:

    «Поёт зима, аукает      »

    Поставьте точку, если услышали её голос.

    Вопросительный знак, если не услышали голос зимы.

    Восклицательный знак, если услышали голос зимы очень отчётливо.

    - А теперь предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

    «Пантомима»: учащиеся пантомимой показывают результаты своей работы. Руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

    Анализ работы учащихся учителем.

    Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результативности своей и всего класса.

    Системная

    рефлексия

    «Пантомима».

    Оценка работы учащихся.

    VIII. Домашнее задание.

    1.Выучить стихотворение  С.Есенина « Поёт зима, аукает…» наизусть, нарисовать рисунки.

    2. Написать сочинение-миниатюру о зимних звуках. Например: скрип снега, стук дятла, свист синиц и щебетанье воробьёв, звон ёлочных игрушек, смех детей, вой ветра, шелест снежинок, звон льдинок, перезвон сосулек. Желательно использовать известные вам литературные приёмы.

    Перспектива получения знаний.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок литературного чтения тема:С.Есенин "Поёт зима- аукает"

    Анализ зимнего пейзажа. Анализ произведения....

    Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Образ зимы в поэзии» Сергей Есенин «Поет зима, аукает…»

    Конспект урока по литературному чтению рекомендован по новым стандартам и подойдёт по работе по любой программе....

    Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе на тему "Лирические стихотворения С. Есенина «Поет зима аукает», «Береза»

    Знакомство детей с краткой биографией и стихотворениями С.А. Есенина «Поет зима аукает», «Береза»;формирование представлений о красоте зимней природы посредством произведений художественной литературы...

    Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе на тему "Лирические стихотворения С. Есенина «Поет зима аукает», «Береза»

    Знакомство детей с краткой биографией и стихотворениями С.А. Есенина «Поет зима аукает», «Береза»;формирование представлений о красоте зимней природы посредством произведений художественной литературы...

    Технологическая карта урока. Литературное чтение 2 класс (национальная школа). Тема. Знакомство с отрывком стихотворения С.Есенина «Поет зима-аукает…»

    В конспекте урока отражена коллективная творческая деятельность учащихся. Используются современные информационные технологии. Учителем отработаны универсальные учебные действия.Педагог использует на у...

    План-конспект урока литературного чтения Тема: Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» 2 класс

    Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» Цель урока : Создание представления о зиме на основе изученных произведений. Задачи: Образовательная: Знакомство с произведениями о зиме; -формирования художеств...