Конспект урока выразительного чтения по стихотворению С. Есенина «Поет зима-аукает»
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Телицына Анастасия Николаевна

Конспект нужен для подготовки к уроку, так как работа над ним помогает систематизировать учебный материал, выстроить логическую последовательность его изложения, уточнить формулировки и понятия, определить соотношение звеньев урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Телицына Анастасия

Для разработки конспекта урока использовалось стихотворение С.А. Есенина «Поет зима – аукает», взятое из УМК Школа России 2 класс 1 часть.

Конспект урока выразительного чтения по стихотворению С. Есенина «Поет зима-аукает»

«Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна»
С. Есенин

Цель урока: высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному, ввести детей в мир поэзии С. Есенина, познакомить со стихотворением «Поёт зима – аукает…», обратить внимание детей на такие средства языка, как олицетворение, метафора.

Задачи урока:

1) способствовать совершенствованию навыка выразительного чтения учащихся, как результата понимания текста, образного мышления, умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения;

2) содействовать развитию умения анализировать, сравнивать и сопоставлять картины и стихи известных живописцев и поэтов;

3) стремиться к формированию чувства сострадания, заботливого отношения к живому, к родной природе.

4) освоить художественную идею произведения.

Результат: в ходе урока дети научились делать выводы, в результате совместной работы класса и учителя. Находить ответы на вопросы в тексте. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. У.: Речь точная, правильная, выразительная – это красивая речь.

Обычно красива речь в стихах.

У.: Дети, как называется раздел учебника, над которым мы работаем?

Люблю природу русскую. Зима.

2. У.: Снеговик очень любит стихи о зиме и хочет послушать.

• Дома вы учились выразительно читать стихотворение Ф. Тютчева

«Чародейкою зимою…».

• Работаем в парах. Читаем стихотворение друг другу.

У.: Дайте оценку работы вашего соседа.

У.: Ребята, о чем же стихи Ф. Тютчева?

Дети (Д): О красоте зимней природы. О том, как красив зимний лес.

II. Подготовка к восприятию произведения

У: Ребята, поднимите руку, кому нравится ходить на прогулки?

У: Сегодня мы совершим прогулку и будем наблюдать за природой, не выходя из класса, благодаря стихотворениям русского поэта.

У: Ребята, кто хочет увидеть красоту природы, поднимите руку?

У: Отгадайте загадку и узнаете, о каком времени года пойдёт речь.

Тройка, тройка прилетела,

 Скакуны в той тройке белы,

 А в санях сидит царица

 Белокоса, белолица,

 Как махнула рукавом,

 Все покрылось серебром.

 У: Какое это время года?

Д: Зима

У: Давайте теперь опробуем услышать в стихотворении Николая Брауна фамилию русского поэта, стихотворение которого мы будем изучать на сегодняшнем уроке.

В этом имени - слово «есень».

Осень, ясень, осиный свет,

Что-то есть в нем

От русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Сень березы

И синь - рассвет.

Что-то есть в нем

И от весенней

Грусти, юности

И чистоты…

- Услышали ли вы эту фамилию?

Д: Сергей Есенин

У: Правильно, сегодня мы будем читать произведения замечательного русского поэта Сергея Есенина. Сергей Есенин родился в 19 веке в селе Константиново Рязанской губернии. Основным украшением села являлась церковь. Село утопало в зелени и стояло на крутом берегу правого берега реки Ока. Стройные многолетние берёзы служили убранством этому красивому памятнику русской архитектуры. Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу.

- С двух лет Серёжа был отдан на воспитание деду, у которого было трое взрослых сыновей; в этой семье и прошло почти всё его детство.

- Стихи Есенин начал писать рано, лет с восьми – девяти, когда был такой как вы сейчас. Это занятие ему очень нравилось. По признанию самого Есенина, к этому его подтолкнула бабушка. Она рассказывала Серёже сказки. Некоторые были с плохим концом, ему они не нравились, и он переделывал их на свой лад.

Он очень любил свою Родину и воспевал в своих стихах красоту родной природы. Поэта называют «певцом русской природы». Как вы думаете, почему?

Физкультминутка:

В наших тепленьких сапожках, мы потопаем немножко.

Руки тоже мы согреем и похлопаем скорее.

Рукавицы мы надели, не боимся мы метели.

Мы с морозом подружились, как снежинки закружились.

III. Первичное восприятие

Чтение учителем стихотворения «Поет зима - аукает...»

IV. Выявление особенностей восприятия.

  • Понравилось ли вам стихотворение?
  • Какие картины вы увидели? (Лес, а над лесом плывут облака. Метелица стелется по двору. Воробышки жмутся к окну, замерзли.)
  • Как вы представляете себе воробышков. Нарисуйте словами эту картину. Опишите дом, окно, воробьев, погоду, природу, передайте настроение.
  • Как вы считаете, эта зима суровая или мягкая?
  • Что важнее для создания картины суровой и холодной зимы - написать о метели, холодной вьюге, или написать о воробышках? (И то, и другое, без воробышков мы не поймем, насколько холодно.)

V. Постановка учебной задачи.

Нам с вами было приятно представить образ пташек, который жмутся друг к другу в ожидании тепла, согревая своих собратьев. Теперь мы с Вами можем изложить свои представления на бумаге, давайте представим, что мы наблюдаем эту картину, что бы Вы изобразили?

VI. Перечитывание и анализ текста

Чтение стихотворения детьми и разбор содержания.

Учащиеся вслух читают первую строфу вслух.

У: Что вы можете сказать о композиции стихотворения?

Д: Композиция состоит из трёх условных частей. В самом начале автор повествует о зиме и жителях леса – воробышках, которые жмутся друг к другу в надежде хоть немного согреться. Кульминацией произведения служит описание разбушевавшейся вьюги, от которой ни спрятаться, ни скрыться.

 1 строфа:

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

 Седые облака.

У: Как вы представляете выражение «Поет зима – аукает...»?

Д.: Воют вьюги, поют метели.

У.: С кем автор сравнивает зиму?

Д.: С человеком.

У.: Вот такой прием называют олицетворением.

У.: Какие слова подтверждают это?

Д.: Поет, аукает, баюкает.

У: Какой представляется вам зима в первых строчках стихотворения?

Д: Зима представляется ласковой, заботливой матерью. Она с нежностью «мохнатый лес баюкает», укрывая его мягким снежным покрывалом.

У: Однако первое впечатление обманчиво, и автор показывает нам истинное лицо зимы – суровое, безжалостное, леденящее душу. Для всего живого на земле она может быть не только любящей матерью, но злобной мачехой.

У.: Что значит – мохнатый лес?

Д.: Всюду пушистый снег, он лежит на ветках.

У. А этот прием – метафора.

У.: Что значит – лес баюкает?

Д.: Метели и ветры поют свои песни, чтобы лес спал.

У.: Что значит – стозвон сосняка?

Д.: Сосен в лесу много, и все они одновременно качаются и шумят.

У.: Стозвон – слово, придуманное автором, это тоже метафора.

У.: Какие строки передают настроение автора?

Д.: Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

У.: Что значит – седые облака?

Это тоже – метафора.

Д.: Они белые, как снег.

У.: О чем же первая строфа?

Д: О красоте зимнего леса, о грустном настроении поэта.

У.: Прочитайте 2 строфу.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

 Прижались у окна.

У: Кто главный герой? (метелица)

У: С чем сравнивается метель?

Д.: С шелковым ковром. Ветер поднимает снег вверх и расстилает его,

как ковер.

У: Какая зима во 2-й части? (красивая, но холодная); А по отношению к воробышкам? (равнодушная)

У: Какое чувство вызывают у автора воробышки? (жалеет их)

У.: Найдите строки, где говорится о воробышках. Как автор называет

воробьев?

Д.: Игривые. Они любят прыгать, везде летать, как будто играют.

У.: Почему они прижались именно к окну?

Д.: Из дома идет тепло. Еще, они надеются, что человек их покормит,

ведь сытому не так холодно.

У: Какие слова нашёл, чтобы показать жалость? (как детки сиротливые). Такой приём называется сравнение.

У: С каким чувством будем читать 2-ю часть? (с чувством жалости)

VII. Обобщение

У: Со стихотворением какого поэта мы сегодня познакомились?

У: Какое стихотворение прочитали?

У: Что такое метафора?

У: Олицетворение?

У: Сравнение?

У: Что на уроке у вас хорошо получается?

У: Над чем ещё надо поработать?

VIII. Объяснение домашнего задания

У.: Дома вы еще поработаете над выразительным чтением стихотворения.

У.: Прочитаете его целиком. Если у кого-то появится желание, то можете заучить его наизусть, либо можете нарисовать иллюстрацию к стихотворению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»».

Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»».  Урок литературного чтения....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Образ зимы в поэзии» Сергей Есенин «Поет зима, аукает…»

Конспект урока по литературному чтению рекомендован по новым стандартам и подойдёт по работе по любой программе....

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе на тему "Лирические стихотворения С. Есенина «Поет зима аукает», «Береза»

Знакомство детей с краткой биографией и стихотворениями С.А. Есенина «Поет зима аукает», «Береза»;формирование представлений о красоте зимней природы посредством произведений художественной литературы...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе на тему "Лирические стихотворения С. Есенина «Поет зима аукает», «Береза»

Знакомство детей с краткой биографией и стихотворениями С.А. Есенина «Поет зима аукает», «Береза»;формирование представлений о красоте зимней природы посредством произведений художественной литературы...

Технологическая карта урока. Литературное чтение 2 класс (национальная школа). Тема. Знакомство с отрывком стихотворения С.Есенина «Поет зима-аукает…»

В конспекте урока отражена коллективная творческая деятельность учащихся. Используются современные информационные технологии. Учителем отработаны универсальные учебные действия.Педагог использует на у...

Конспект урока "Выразительное чтение наизусть стихотворения Маршака С.Я. Кот и лодыри»

Конспект урока предназначет для закрепления изученного материала....