Л. Н. Толстой "Лев и собачка"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Урок литературного чтения в 3 классе по произведению  Л.Н. Толстого "Лев и собачка". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

 ТЕМА УРОКА: Л.Н.Толстой.  «Лев и собачка»

ЦЕЛИ: 1.Ознакомить учащихся с былью Л.Н.Толстого «Лев и собачка». Продолжить

формирование умений прогнозировать содержание текста, на основе анализа

произведения выделять его главную мысль, выражать собственное отношение к

событиям произведения, его героям и их поступкам. Продолжить формирование навыков

осознанного выразительного чтения.

2. Развивать логические операции анализа, синтеза и классификации, речевые умения.

3.Пробуждать чувства любви и доброты к братьям нашим меньшим.

ОБОРУДОВАНИЕ: изображения животных—лев, кабан, собака, обезьяна;

деформированный план текста; карта самоконтроля с ответами к цифровому диктанту;

 у детей—листы для цифрового диктанта, карточки с домашним заданием.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: ученики готовят небольшие  сообщения о львах и разных породах собак (используя детские энциклопедии и атлас-определитель «От земли до неба»).

                                                   ХОД УРОКА:

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

                            Долгожданный дан звонок,

                             Начинается урок.

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

                              1) Беседа.

-В каком разделе работаем? («Великие русские писатели»)

-Творчество какого писателя изучаем? (Л.Н.Толстого)

-С каким произведением познакомились на прошлом уроке? («Прыжок»)

                               2) Цифровой диктант.

        (да-1, нет-0)

-На палубе посреди народа вертелась большая собака и забавляла всех.

-Чтобы покрасоваться перед пассажирами, мальчик взобрался на мачту корабля.

-Когда люди увидели, что мальчик пустил верёвку и ступил на перекладину, все замерли от страха.

-Капитан, отец мальчика, выстрелил в сына.

-Увидев, что его сын спасён, капитан засмеялся от счастья.

                          Взаимопроверка: 0  0  1 0 0

                                        3)Логическое упражнение.

-Мы продолжаем изучать творчество Л.Н.Толстого. Какое произведение предстоит изучить, узнаете, выполнив задание.(Открываются  изображения  животных—лев, кабан, собака, обезьяна).

          -Назовите 1 словом (животные).

          -Назовите «лишнее» слово (собака—домашнее животное).

           -Кто из диких животных «царь зверей»? (лев).

 3.ПОСТАНОВКА ТЕМЫ УРОКА.

-Итак, сегодня мы будем работать над произведением, в котором действуют эти животные.

4.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

                                     1)Рассказы детей  о львах и породах собак.

-Что вы узнали о них? (по ходу рассказов демонстрируются изображения данных животных)

1. О львах

Лев—хищное животное, представитель семейства кошачьих. Обитает лев в саваннах Африки и в лесах Индии. Львы живут семьями, или прайдами. Охотятся в основном самки, а самцы охраняют территорию семьи.

2. О собаках

Левретка—маленькая декоративная собачка. Обижается на грубое обращение. Плохо переносит холод.

Сенбернар—крупная служебная собака. Особенно знаменит сенбернар по кличке Барри, живший в начале XIX века. Он  спас в горах Швейцарии 40 человек.

Ризеншнауцер—крупная служебная собака с торчащими усами и бородой. Послушна, хорошо ладит с детьми.

Ньюфаундленд—крупная служебная собака, которую часто называют «водолаз». Вытаскивает из воды людей и плавающие предметы, поэтому с давних пор используется для спасения утопающих.

Лайка—охотничья собака средних размеров со звонким голосом. С древнейших времён помогает человеку охотиться на зверей и пернатую дичь.

 Вывод: Лев-хищник. Собака-друг и помощник человека.

-Что произойдёт, если они окажутся рядом?

                                       2)Прогнозирование.

-Прочитайте название произведения. Рассмотрите иллюстрацию (лев и собачка рядом, собачка не боится льва, лев не обижает её).

-Как вы думаете, о чём будет произведение? Что значит быль?

                                      3) Словарная работа.

ЗВЕРИНЕЦ    БАРИН   ЗАСОВЫ   ОЩЕТИНИЛСЯ   ИЗДОХЛА   ПОДЛЕ (НЕГО)

Зверинец—место, где в клетках содержат зверей для показа.

Барин—в дореволюционной России человек из привилегированных классов (помещик, чиновник), знать.

Засов—большая дверная задвижка.

Ощетиниться—поднять дыбом шерсть.

Издохла (о животных)—умерла.

Подле (него)—рядом, возле, около…

                                       4) Первичное восприятие (читает учитель, дети следят)

                                       5) Первичная проверка понимания.

-Какой это рассказ—грустный или весёлый?

-Какие мысли и чувства он у вас вызвал?

                                          6) Повторное чтение-анализ.

-Прочитайте 1 и 2 части рассказа (вслух, по цепочке).

-Как собачка оказалась в клетке со львом?

-Можно ли сказать, что люди поступили с ней жестоко? (да, ведь собачка должна была погибнуть, попав в клетку ко льву)  

-Дочитайте текст самостоятельно.

-Как вела себя собачка в клетке со львом? (выборочное чтение)

-Какие слова использует автор, рассказывая о ней? (собачка, собачонка лапки,хвостик)

-Как лев отнёсся к собачке? (не трогал, ел корм, спал, играл вместе с ней)

-Почему? (привык к ней, полюбил)

-Что произошло, когда собачку хотели забрать?(лев ощетинился и зарычал)

-Что произошло через год?(собачка заболела и издохла)

-Как ведёт себя лев? Почему?

-Почему лев умер? (от горя)

                                             7) Выделение главной мысли.

-Что хотел сказать автор О ЛЮДЯХ? (люди бывают БЕЗЖАЛОСТНЫЕ, ЖЕСТОКИЕ)

-………О ЖИВОТНЫХ? (животные способны на человеческие чувства—ЛЮБОВЬ, ВЕРНОСТЬ, БОЛЬ УТРАТЫ).

-Как вы думаете, для чего Л.Н.Толстой рассказал нам эту быль? (чтобы мы не были жестокими, были добрее к «братьям нашим меньшим»).

-Прочитайте, что говорит Р.Сеф о людях, которые любят животных. Найдите главные слова:

                 КТО ЛЮБИТ СОБАК ИЛИ ПРОЧИХ ЖИВОТНЫХ,

                 СЕРЬЁЗНЫХ КОТЯТ И ЩЕНКОВ БЕЗЗАБОТНЫХ,

                 КТО МОЖЕТ ЛЮБИТЬ И КОЗЛА, И ОСЛА—

                 ТОТ ЛЮДЯМ ВОВЕКИ НЕ СДЕЛАЕТ ЗЛА.

        (Р.Сеф)

8) Работа с деформированным планом.

-Восстановите правильную последовательность событий (работа в парах):

ЦЕЛЫЙ ГОД В ОДНОЙ КЛЕТКЕ              (4)

ПОКАЗ ДИКИХ ЗВЕРЕЙ                                (1)

ТОСКА ПО ДРУГУ                                                (5)

ЗНАКОМСТВО ЛЬВА И СОБАЧКИ            (3)

КО ЛЬВУ НА СЪЕДЕНИЕ                                (2)

 9)Выразительное чтение текста.

(работа в группах: класс делится на группы по количеству пунктов плана. Задание: найти в тексте данную часть и подготовиться читать её выразительно)

5.ИТОГ УРОКА.

1)Обобщение.

-Над каким произведением работали?

-Чему учит нас эта быль?

2)Рефлексия.

-Что на уроке понравилось? (не понравилось)

-Что получилось?

-Над чем нужно ещё поработать?

6.ЗАДАНИЕ НА ДОМ.

1 группа—выразительное чтение были,

2 группа—пересказ были близко к тексту (по восстановленному на уроке плану).

Литература:

А. А. Плешаков. Атлас-определитель «От земли до неба»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку чтения,Л.Н.Толстой "Лев и собачка"

Данная презентация может использоваться на уроках познавательного чтения....

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: Л.Н. Толстой. Лев и собачка. +Презентация.

В этой папке дана разработка и презентация к уроку литературного чтения, Урок успешно проведён и оказывает положительное влияние на воспитание у детей чувства сострадания и любви к беззащитным животны...

Толстой Л.Н."Лев и собачка" урок по чтению 3 класс.

Разработка урока по чтению Толстой Л.Н. "Лев и собачка".3 класс, программа "Школа России"по учебнику "Родная речь" Л.Ф. Климановой....

Урок технологии "Изготовление собачки"

Урок технологии "Изготовление собачки"...

Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

Конспект "Л.Н.Толстой "Лев и собачка""...

Конспект урока чтения. Л.Н. Толстой. Лев и собачка.3 класс.

На уроке использовала технологию нравственного воспитания с приёмами проблемного обучения и ИКТ.Урок направлен на воспитание у детей чувства сострадания  и ответственности за животных, на то, что...