конспект урока "Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: А.Барто"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Янковская Нина Алексеевна

Конспект  обучения грамоте по теме: "Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: А. Барто" 1 класс. УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл barto.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 88                                        Литературное чтение.                                          1-А класс

Тема урока: «Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: А.Барто»

Дата проведения: 15.02.2018

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русской поэтессы А.Л. Барто; развивать внимание, память; формировать навыки выразительного чтения, прививать любовь к родному языку; воспитывать бережное отношение к игрушкам, трудолюбие и заботу о младших.

Тип урока: урок открытия нового знания

Планируемый результат:

Личностные: 

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

Метапредметные:  

Регулятивные: формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Познавательные: извлекают из художественных текстов необходимую информацию, анализируют произведение.

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.

Предметные: 

  • развитие речи, мышления, воображения школьников;
  • овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к творчеству А.Л.Барто, пробуждение познавательного интереса к произведениям, стремления совершенствовать свою речь.

Оборудование:  Азбука, проектор, презентация, ноутбук, экран, карточки с тестом.

Ход урока

1.        Орг. момент        

Все зашли ребята в класс?

Мы начнём урок сейчас.

Встали прямо, подравнялись,

С мыслями быстрей собрались

– А сейчас  повернитесь друг другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца. Мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и удачи. Посмотрите на меня,  подарите и мне свои улыбки. Спасибо, а сейчас тихонечко сели. Я желаю вам успешной работы на уроке литературного чтения.

2. Актуализация опорных  знаний        

а) Дыхательная гимнастика.

«Задуйте свечу.»

- Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.

- Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

- Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

б)  Работа со скороговоркой.              Слайд 1

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

в) Повторение

- Ребята давайте с вами совершим небольшую прогулку по страницам книги.

-Дети, кто живет на этой странице?  

 -Прочитаем слова… Слайд 2

Давайте вместе вспомним это стихотворение

«Уронили Мишку на пол

Оторвали Мишке лапу

Все равно его не брошу

Потому что он хороший»

-Почему Мишка грустный?

-Ребята как нам помочь Мишке? Дети: Пришить лапку.

-Правильно!

– Давайте откроем вторую страницу. Слайд 3

 - А кто вспомнит это стихотворение

 «Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь

Не утонет в речке мяч»

 

-Как же нам помочь Тане? (подводит детей к тому, что мяч достать разными предметами: палкой, или попросить взрослого)

 - Молодцы! Мячик мы достали из речки! А какой он?

 -Открывают следующую страницу?    Слайд 4

- Ребята, а кто узнал это стихотворение?

- Давайте прочитаем стихотворение про бычка.

«Идет бычок качается

Вздыхает на ходу:

-Ой, доска кончается,

Сейчас я упаду»

-Ребята, наш бычок может упасть и удариться. Давайте ему поможем.

-А как? (дети предлагают свои действия)

 

 А кто живёт на этой  странице? Слайд 5

         «Я люблю свою лошадку,

         Причешу ей шёрстку гладко

          Грибешком приглажу хвостик

          И верхом поеду в гости»

-Как относится к своей лошадке ребёнок?

   

- Беречь свои игрушки можно по- разному. Может так? Слайд  6           

3. Постановка учебной задачи.

-        Чему учат эти стихи?
1) Беречь свои игрушки.              
Слайд 7

-  Кто знает автора этих знакомых вам с раннего детства стихов?
Это
Агния Львовна Барто — великая русская поэтесса. Слайд 8

- Ребята, а кто-то ещё знает стихи А.Л.Барто наизусть.

- Сегодня мы познакомимся с биографией А.Л.Барто, будем учиться выразительно читать стихи А. Барто, будем учиться определять главную мысль произведений. Работать с учебником.

4. Усвоение знаний и способов действий

а) Жизнь и творчество А.Л. Барто

-Теперь я вам расскажу об этом авторе.               Слайды  9 - 13

Агния Львовна Барто мечтала стать балериной, училась в хореографическом училище. Но желание писать детские книги оказалось сильнее. Еще она вела на радиостанции "Маяк" передачу "Найти человека", ей удалось соединить около 1000 семей, разбросанных по белу свету войной.

В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По её стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надёжным товарищем.
А.Барто всегда была окружена детьми, именно так и появлялись её стихи.

- Посмотрите, сколько книг написано этой замечательной поэтессой.
- Когда вы были ещё маленькими, ваши мамы наверняка разучивали с вами её стихи.

б) Чтение текста сообщения (учебник с. 104)

 в) Работа со стихотворением «Помощница» (с. 104)  

 Теперь вам надо узнать название стихотворения, с которым мы познакомимся на уроке. Оно зашифровано в таблице. Расшифруйте слово с помощью ключа.             Слайд 14

А        Н        М        О        И        Ц        О        П        Щ

9        6        3        2        7        8        4        1        5

                                                                         

- Скажите, как называется стихотворение? (“Помощница”)   Слайд 15

- Как вы думаете, ребята, кого можно назвать помощником или помощницей? (Помощником или помощницей можно назвать человека, который помогает кому-либо своими делами).

- Правильно. Только надо иметь в виду, что речь идёт о полезных делах, от выполнения которых тому человеку, которому оказывается помощь, становится легче.

- Я сейчас буду перечислять полезные дела и лёгкие занятия. Если прозвучит название полезного дела, вы хлопаете в ладоши. Если прозвучит название лёгкого занятия – не хлопаете.

Стирать, подметать, есть пирожное, шить, готовить еду, обедать, поливать огород, болтать по телефону с подружкой.

- У Агнии Барто есть несколько стихотворений про девочку Таню. Одно из них напечатано в “Азбуке” (стр.104)

Чтение стихотворения “Помощница” учителем.

-Вам понравилось это стихотворение? Чем? С каким настроение нужно читать?

-Давайте теперь прочитайте про себя.

-Читаем хором

-Какие незнакомые слова вам встретились в этом стихотворении?

Столярный клей- клей, с помощью которого склеивают деревянные изделия.

Чтение цепочкой

-Какое чувство вызвало у вас поведение Тани?

- Подумайте, что привлекло Таню: настоящие дела или лёгкие занятия?

- Чем вы можете это доказать? (выборочное чтение)

- Таня не только не помогала другим, кое-кому она доставляла дополнительные хлопоты. Что вы можете сказать об этом  Слайд16

 (Таня пролила столярный клей, а убирала его, наверное, мама.

Таня не стала раздеваться перед сном, а попросила об этом маму.)

- Права ли я буду, если скажу, что Таня ничего не делала? Докажите это словами текста. Слайд 16

- Можно ли Таню назвать помощницей? Согласны вы или нет? Докажите.

- Скажите, как автор относится к своей героине?

(при ответе используются подходящие по смыслу слова, которые написаны на доске: одобрение, осуждение, тонкая насмешка, злой смех, доволен, любит, не любит).

Автор с тонкой насмешкой осуждает поведение Тани. Он недоволен её поведением, но он её любит.

- Почему вы считаете, что автор любит Таню? (Автор называет её Танюша)

- Агния Львовна Барто написала очень много стихов для детей. В них она часто высмеивала недостатки людей – жадность, лень, грубость и другие. Смеётся Агния Львовна над недостатками людей очень просто, легко, незлобно, с лукавинкой, так, чтобы не обидеть человека, но чтобы он понял, что делать и поступать так больше не стоит, это нехорошо!

        Физминутка

г) Работа со стихотворением «Зайка» (с. 104)  

-У вас есть любимые игрушки? Какие?

-Как вы с этими игрушками обращаетесь?

-Мы сейчас прочитаем стихотворение, в котором девочка по-другому относится к своей игрушке. Определите как называется это стихотворение.

читаем Стихотворение «Зайка» Слайд 17

-С каким чувством вы слушали это стихотворение? Почему? (чтение стихотворения 3-4р).

-Как вы понимаете выражение "до ниточки промок"?

-Почему зайка остался на скамейке?

-Как относится девочка к своей игрушке?

-Можно ли её назвать хозяйкой?

г) Работа со стихотворением «Игра в слова»  (с. 105)  

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Игра в слова»

- А.Л.Барто есть стихотворение, которое называется «Игра в слова»

-  Чтение учителем

  • -От чего зависит звучание слова?(от звуков, из которых оно состоит)
  • -А какие звуки вы знаете?(гласные, согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие и т.д)
  • -Какие звуки в этом стихотворении передают раскаты грома? В каких словах встречаются?
  • -Как мы должны прочитать это стихотворение? Везде по-разному используя мимику, интонацию
  •  Дети читают.
  • -Что такое родник и с каким ключом его можно спутать? Слайд 18

7        Самостоятельная работа с взаимопроверкой

        Тест. Из какого произведения эти строки? Соедини линией. Слайд 19

 

  1. Я устала, не могу.                                                                        «Игра в  слова»

Я вам завтра помогу!

  1. Весь до ниточки промок...        «Я выросла»

  1. Скажи потише:

    «Шесть мышат...»        «Зайка»

4)Куклу жалко отдавать...        «Помощница»

8        Итог урока. Рефлексия.        

-Что нового вы сегодня узнали?

-С каким автором познакомились?

-Какие стихотворения читали?

– Что больше всего вам понравилось на уроке?

– Я довольна вашей работой на уроке. Но мне хотелось бы знать с каким настроением вы уходите с урока.              Слайд 20