Конспект урока по литературному чтению "В снегу стояла елочка" С. Михалков 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Конспект урока по литературному чтению: С. Михалков "В снегу стояла елочка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_snegu_stoyala_elochka.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В снегу стояла елочка. С. Михалков.

Цель: познакомить детей с произведением С. Михалкова «В снегу стояла елочка».

Планируемые результаты:

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Личностные результаты

1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Предметные

1. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

2. Ориентироваться на развороте учебника.

3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

4. Отрабатывать навыки осознанного чтения

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Встаньте ровно, красиво. И тихонечко садитесь, как настоящие ученики.

2. Проверка домашнего задания.

3. Сообщение  темы и цели урока.

Сейчас я вам загадаю загадку и, если вы правильно отгадаете, то узнаете, о чем мы будем читать на уроке.

Что же это за девица:

не швея, не мастерица,

ничего сама не шьет,

а в иголках круглый год?

(ответ: елка)

- правильно, наша елочка.

- а какой праздник приближается?

- да. Чем примечателен этот праздник?

В глубокой древности Новый год чаще всего связывали с весной – началом возрождения природы и ожиданием нового урожая. Поэтому на Руси Новый год отмечали 1 марта. считать началом Нового года 1 сентября согласно греческому календарю. И только Пётр I, возвратившись из путешествия по Европе, специальным указом, повелел новый год отмечать с 1 января. Девушки, убираясь 31 декабря, мели тщательно под столом, если попадалось хлебное зерно – к замужеству; а чтобы весь год были обновы, 1 января надевали все самое лучшее и в продолжение дня несколько раз переодевались. Второго января крестьяне совершали обряд – оберег дома.

Издревле в России существует несколько новогодних примет:

- если случилось что-нибудь с человеком на Новый год, то же будет с ним все двенадцать месяцев;

- не делай тяжелую и грязную работу – иначе весь год будет в тяжком труде без отдыха;

- не отдавай долгов – весь год расплачиваться. Некоторые традиции сохранились и в наши дни.

- сегодня мы будем читать стихотворение Сергея Михалкова.

- Сергей Михалков родился в 1913 году. Он поэт, драматург, критик, баснописец. Написал слова гимна СССР и российской федерации. Умер Михалков совсем недавно, в 2009 году.

4. Речевая разминка.

Прежде чем приступить к знакомству с новым произведением, проведем речевую разминку.

Посмотрите на доску. На доске:

ИП, ИП, ИП, СЛЫШУ СНЕГА СКРИП.

ОП, ОП, ОП, ПАДАЕТ СНЕЖОК.

СУ, СУ, СУ, БЫЛО ХОЛОДНО В ЛЕСУ.

ЖА, ЖА, ЖА, ЕСТЬ ИГОЛКИ У ЕЖА.

Молодцы!

5. Словарная работа.

При чтении произведения нам встретятся трудночитаемые и непонятные слова. Давайте разберем их.

На доске слова:

ЗЕЛЕНЕНЬКАЯ.

- что обозначает это слово? (цвет)

-что бывает зеленым? (трава, деревья)

-правильно. Зеленый цвет- это цвет жизни.

ПО-ЛУ-ТО-РА-МЕТ-РО-ВА-Я

Полутораметровая – от слов “полтора”, “метр”

-что такое метр вы уже знаете (мера длины). Можно сделать вывод, что это слово охарактеризовывает длину, высоту предмета?

-больше или меньше метра? (больше)

-выходит, высота предмета один метр, 50 см. В русском языке эти два слова объединили, и получилось “полутораметровая”.

СМОЛА + ИСТ

Где можно встретить смолу? (на елке, сосне…)

НЕСРУБЛЕННАЯ

6. Изучение нового материала.

Сядьте все правильно и внимательно послушайте произведение. Но по ходу чтения я буду останавливаться и беседовать с вами.

«В снегу стояла елочка».

-название стихотворения вам ничего не напоминает? (название песни «В лесу родилась елочка»)

-как вы думаете, будут ли похожи сюжеты этих произведений?

-какова судьба у елочки из песни?

-предположите, что случится с нашей елочкой?

В снегу стояла елочка-

Зелененькая челочка,

Смолистая,

Здоровая,

Полутораметровая.

Произошло событие

В один из зимних дней:

- как вы думаете, какое событие произошло?

- то, что произойдет далее, важно для елочки? (да, т.к. слово «событие» придает важность происходящего).

Лесник решил срубить ее!-

Так показалось ей.

- елочка точно знала, что лесник срубит ее? (Показалось ей – это словосочетание, которое показывает неуверенность, елка точно не знает, ей кажется).

Она была замечена,

Была окружена…

- что значит «она была замечена»? (значит, что она понравилась леснику больше чем остальные елочки).

И только поздно вечером

Пришла в себя она.

- что значит пришла в себя? (очнулась).

- почему елочка была не в себе? (от испуга. Она боялась, что ее срубят)

- можете ли вы сейчас сказать, срубили елочку или нет? (нет, не можем)

-тогда слушаем дальше.

Какое чувство странное!

исчез куда-то страх…

Фонарики стеклянные

 Горят в ее ветвях.

Сверкают украшения-

Какой нарядный вид!

При этом, без сомнения,

Она в лесу стоит.

- когда елочка пришла в себя и поняла, что она в лесу, какие чувства она испытала? (радость, облегчение)

Несрубленная! Целая!

Красива и крепка!...

Кто спас, кто разодел ее?

- как вы думаете, кто же нарядил елочку?

Сынишка лесника!

- так похоже наше стихотворение на песню «В лесу родилась елочка»?

- чем похожи и чем отличаются?

7. Самостоятельное чтение произведения учащимися.

А теперь откройте учебники на стр.160 и самостоятельно, прочитайте стихотворение.

8. Беседа по содержанию.

- ребята, елка здесь живой предмет или неживой?

- докажите, что елка живая.

- да, Сергей Михалков показал здесь живую елку, её переживания, страдания, радость и счастье.

Физкультминутка.

9. Выразительное чтение учащимися.

- Ребята, я по вашим глазам вижу, как вам хочется  прочитать стихотворение вслух.

10. Работа по вопросам после произведения.

- на странице 161 найдите вопросы.

- давайте вместе попытаемся ответить на них.

1. Похоже ли это стихотворение на сказку? Почему? (живых елок не бывает)

2.  «Зелененькая челочка». Почему поэт так назвал елочку? (чтоб показать сходство между елочкой и человеком, а еще эти слава уменьшительно- ласкательные, что тоже показывают отношение автора к елочке)

3. Какое событие произошло? Прочитайте.

4. Почему у елочки исчез страх? Прочитайте.

5. Рассмотри иллюстрацию и найди к ней подходящие слова из текста.

11. Итог урока.

Скоро новый год, у всех будут украшены елки. Они разные настоящие, искусственные, блестящие, зеленые… Из леса мы берем елку по разрешению лесного хозяйства, а другие покупаем в магазине, потому что все мы к новогоднему празднику хотим видеть у себя в доме нарядную елку – это большая радость и для детей и для взрослых. Для того, чтобы люди получали эту радость каждый год, во многих больших городах созданы еловые плантации, где специально выращивают елки, чтобы сохранить лесные.

Я желаю всем красивой елки, радостного нового года.

12. Домашнее задание.

Стр.160-161, выучить стих наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Черемуха" 2 класс.

Урок разработан по программе "Школа России". Основа урока - это развитие речи детей через алгоритм наблюдения, использование схем-ассоциаций для быстрого запоминания стихотворения....

план - конспект урока по литературному чтению (период обучения грамоте) 1 класс

Урок составлен с пирменением ЭОР. ЭОР подобраны в соответствии с этапами урока. Хорошо показаны методы активного обучения, а также мотивация на различные виды деятельности....

Конспекты уроков по литературному чтению УМК "Школа России" 4 класс

Конспектыуроков по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока по литературному чтению. Носов. Приключения Незнайки. 2 класс

Урок - обобщения по произведению Н.Носова .Цели урока:продолжать работу над развитием беглого, выразительного чтения;умением находить нужный ответ из текста, совершенствовать навык выборочного чтения,...

План-конспект урока по литературному чтению (УМК "Школа 2100" 2 класс) с применением ЭОР "Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» "+презентация к уроку

План-конспект урока по литературному чтению (УМК "Школа 2100" 2 класс) с применением ЭОР "Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» "+презентация к уроку...

Конспект урока по литературному чтению по теме "С.Михалков "Мой щенок"

Конспект урока по литературному чтению  по теме "С.Михалков "Мой щенок" для учащихся 2 класса...