План-конспект урока по литературному чтению (УМК "Школа 2100" 2 класс) с применением ЭОР "Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» "+презентация к уроку
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Глебова Светлана Викторовна

План-конспект урока по литературному чтению (УМК "Школа 2100" 2 класс) с применением ЭОР "Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» "+презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glebova_s.v.rar1.18 МБ

Предварительный просмотр:

                                  ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок»

(урок №3 по произведению)

1. Глебова Светлана Викторовна

2. Брянская область г. Карачев МБОУ СОШ №4

3. Учитель начальных классов

4. Литературное чтение

5. 2 класс

6. «Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок»», урок 9,

     урок №3 по произведению

7. Базовый учебник «Литературное чтение. 2 класс ( «Маленькая дверь в большой мир» )» Бунеев Р. Н.,Бунеева Е.В.,  Баласс, 2012 год

8. Цели  урока: создание условий для  выявления детьми примет волшебной сказки на основе целостного анализа текста.

9. Задачи:

1) обучающие:

-учить читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы;

- учить находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

- учить относить сказочных героев к одной из групп ( положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи );

- продолжить работу по совершенствованию коммуникативно-речевых умений учащихся;

- познакомить с творческой биографией П.Ершова, с работами художников-иллюстраторов сказки «Конек-горбунок»;

воспитательные:

- воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать поступки, в том числе речевые;

- содействие воспитанию в детях чувства патриотизма;

- показать нравственную ценность сказки и эстетическую ценность иллюстрации;

- воспитывать интерес к чтению и творческому осмыслению прочитанного;

развивающие:

- развивать приемы умственной деятельности: анализа и  синтеза, классификации, обобщения в процессе анализа произведения;

- способствовать дальнейшему формированию личностного отношения к прочитанному.

10. Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков

10. Формы работы учащихся: фронтальная и групповая.

11. Необходимое оборудование: компьютер , проектор, презентация к уроку, панно с изображением поляны, изображение горы, ручья, корыта

 

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятель-ность ученика

Вре-мя

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент

Долгожданный дан звонок, начинается урок

Эмоциональный настрой. Проверяют свою готовность к уроку

1

2

Проверка домашнего задания.

Выразитель-ное чтение отрывков наизусть

Коллективное составление панно

Проверка домашнего задания

- Сейчас мы попробуем создать сказочную поляну (вывешивает большой рисунок-изображение поляны).

- Найдите в тексте описание поляны. (Учитель прикрепляет «гору», «ручей», «корыто»)

-Все вы дома нарисовали Жар-птицу. Сейчас ваши птицы оживят картину.

- Как вы думаете, чью Жар-птицу поймает Иван?

- Молодцы! Только все вместе вы смогли «оживить» и увидеть кусочек сказки Ершова.

Чтение отрывков наизусть, слушание

Выборочное чтение

-Самую красивую. Ее нарисовал …

12

3

Обсуждение задачи сказки

ЭОР №1

«Герои сказки «Конек-горбунок»

-  Вспомните, задача любой сказки - раскрыть и оценить характер, поступки, мысли и чувства человека (что хорошо, что плохо). А какова задача волшебной сказки?

- Перечислите героев сказки. Кого вы назовете главным героем сказки?

-Выберите положительных героев сказки.

-Выберите отрицательных героев, героев-помощников, нейтральных героев

- Теперь попробуйте рассказать о каждом из героев (кроме нейтральных)  и сделать вывод, что хорошего или ,что плохого вы заметили в их поступках.

 

- Вызвать восхищение добрым и смелым, осудить злодея, выразить уверенность в победе добра.

Выполняют упражнение, называют положительных героев сказки, отрицатель-

ных, нейтральных героев -  помошников,рассказывают о героях.

5

4

Обсуждение содержания сказки

  • О чем обычно рассказывается в волшебных сказках?

  • Какие волшебные события происходят в сказке

П. Ершова?

  • Перелистайте первую часть сказки и скажите, что необычного для
    волшебной сказки Ершов включил в содержание своей сказки

-Волшебные
события, происходящие в волшебном месте. События обычно повторяются трижды.

-Рассказ о жизни семьи Ивана

3

5

Физкультминутка

Скачем к морю, к морю мчимся

За царевою женой.

Ты лети, ушастый, птицей,

А рысцой пойдем домой.  

Ты с ума не сходи, сова,

Не клони на плечо чело:  

Ведь мои  права -

На ладони держать перо.

                

2

6

Обсуждение структуры сказки

-        Вспомните, волшебная сказка строится чаще всего таким образом: наказ герою - нарушение наказа - испытание - награда.

Мы прочитали только отрывки из сказки, но все-таки можем сказать есть ли в ней обязательные для сказки события.

-        Есть ли в сказке зачин? Концовка? Присказки? Найдите и прочитайте.

-Да. Наказ - не брать перо Жар-Птицы - Иван нарушил. За это его ждали разные испытания. В конце сказки  героя ждет награда — женитьба на Царь-девице, а вот злой царь будет наказан - не выдержит купания в котлах с кипятком и со студеной водой

5

7

Наблюдение над особенностями языка сказки

Откройте текст на с. 26-27 (со слов «Ну, так видите ль, миряне...» )Найдите:

-        повторяющиеся из сказки в сказку выражения, которые подчеркивают трудности, ожидающие героя;

-        постоянные особые слова-эпитеты (Как описываются молодец? Светлица? Беда? Вино?)

«Это - службишка, не служба.
Служба вся, брат, впереди»

4

8

Наблюдение над формой речи

- Еще до чтения сказки мы заметили, что она написана стихами. Какую сказку легче читать - написанную прозой или стихами? Почему?

-Попробуем простучать  

( прохлопать) ритм первых двух строчек зачина:

За горами, за лесами,

За широкими морями (простукиваются только ударные слоги).

- Складной сказку делают и рифмующиеся слова (слова, которые одинаково заканчиваются). Найдите рифмующиеся слова в первой строфе на с. 20. Прочитайте их парами.

- Поиграем и заодно проверим, хорошо ли вы сказку помните. Я называю слово, а вы вспоминаете рифму: дозор - (топор), пшено- (вино), порой- (горой), дружочек- ( Горбуночек ), клевать- (кричать) и т. д.

- Любая сказка складная. Но сказка в стихах обладает особым стихотворным ритмом, рифмой.

Работа в парах.

5

9

Выполнение итогового задания 5 на с. 3 в тетради

Контролирование работы

Подчеркивают сказочные приметы, добавляют

3

10

Рассказ об авторе

Слайд №2,3

Слайд №4

- Итак, мы убедились, что сказка «Конек-Горбунок» написана по законам волшебной сказки.

- Понравилась сказка? А захотелось вам узнать об авторе, человеке, написавшем ее, Петре Павловиче Ершове?

- Петр Ершов родился в сибирском городе Тобольске. Его семья часто переезжала с места на место. Маленький Петя очень любил слушать сказки. Он их буквально впитывал в себя и жил в своем волшебном мире. Окончена гимназия, и вот он студент Петербургского университета. В 18 лет Ершов написал свою знаменитую сказку «Конек-Горбунок», сказывают, что А.С. Пушкин, прочитав сказку, сказал: «Теперь этот  род сочинений можно мне и оставить».

   Позднее Ершов вернулся в Тобольск, работал учителем, директором гимназии, выпускник которой, выдающийся химик

Д.И. Менделеев, впоследствии не раз тепло вспоминал своего директора. В родном своем городе Тобольске Ершов и умер. На его памятнике написано «...Автор народной сказки «Конек-Горбунок».

   Сам  же он свой главный труд оценивал скромно, говоря: «Вся моя слуга тут, что мне удалось попасть в народную жилу».

 

2

11

Итог урока.

Домашнее задание

Слайд №5-17

- Посмотрите, как выглядят разные издания книг. Обратите внимание на их оформление в работах В. Милашевского и

Н. Кочергина.

- Подготовьте свою иллюстрацию к сказке

 

3

Приложение к плану-конспекту урока

«Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек- горбунок»»

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Назва-ние ресурса

Тип, вид ресур-са

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Единая коллек-ция ЦОР http://school-collection.edu.ru/

Коллекции, практический

Интерактивное задание

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/20b1a895-3483-47d5-8157-620ccb3b7b76/?from=7364884d-354c-479e-9cbb-f6c83ac726e9&interface=teacher&class=43&subject=24

2

Портрет Ершова

Инфор-мационный

иллюстрация

http://fireu.ucoz.ru/news/petr_pavlovich_ershov_i_pravoslavie/2012-08-15-1964

3

Памят-ник Ершову

Инфор-мационный

иллюстрация

http://www.liveinternet.ru/users/ftg/post224996424

4

Разные издания  книги в картин-ках

Инфор-мационный

иллюстрации

http://www.azlib.ru/img/e/ershow_p_p/text_0030/index.shtml

http://5razvorotov.livejournal.com/56473.html

http://www.libring.ru/book812075

http://read.ru/id/338266/

http://old.prodalit.ru/?catrub=15&gl_aut=5

http://photoshare.ru/photo6877547.html

http://raskrashkirus.ru/konek-gorbunok-risunki.html

http://9e-maya.ru/forum/index.php/topic,224.0.html

http://creative.nnm.ru/2008/05/page20/

6

Иллюст-рации к сказке

Н.М.Кочергин

Инфор-мационный

иллюстрация

http://raskrashkirus.ru/kocherginillyustratsii-k-skazkam.html

http://shaltay0boltay.livejournal.com/82080.html

http://www.azlib.ru/img/e/ershow_p_p/text_0030/index.shtml

7

Иллюстрации к сказке В.А. Милашев-ского

иллюстрация

http://vsiaco.org.ua/post156977511/

http://books-labirint.livejournal.com/14543.html

8

Детский рисунок к сказке

Инфор-мационный

рисунок

http://special3.shkola.hc.ru/photogallery/illustr_skazki/skazki.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме "Что за чудо, эти сказки!" (урок-игра).

В ходе проведения этого урока используется игровая технология (модель игры "Умники и умницы"). В конспекте представлены задания отборочных туров и задания для участников 1,2 и 3 агонов, а затем и фина...

План-конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: Сказки зарубежных писателей. Ш. Перро «Подарки феи»

Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовкимладшего школьника. Он формирует функциональную грамотность, способствует общемуразвитию и воспитанию ребенка. Главной задачей курс...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме: Кому счастье помогает? Дагестанская сказка "Богатырь Назнай"

Урок литературного чтения во 2 классе. Программа "Литературное чтение". Образовательная система "Школа 2100". Технология работы с текстом на уроке....

Урок литературного чтения в 4 классе по теме Особенности волшебного мира в авторской сказке Г. Х. Андерсена "Чайник".

Урок литературного чтения в 4 классе по теме Особенности волшебного мира в авторской сказке Г. Х. Андерсена "Чайник".Сказки не оставляют равнодушными детей никогда, они очень поучительны и и...

План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе: В.М.Гаршин « Сказка о жабе и розе».

План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе: В.М.Гаршин « Сказка о жабе и розе»....