Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме "Что за чудо, эти сказки!" (урок-игра).
план-конспект урока чтения (2 класс) по теме

В ходе проведения этого урока используется игровая технология (модель игры "Умники и умницы"). В конспекте представлены задания отборочных туров и задания для участников 1,2 и 3 агонов, а затем и финальной игры. Также есть занимательные вопросы для зрителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_vo_2_klasse.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе.

(Подготовила учитель начальных классов Мацыгура А.В.

МОУ «КСОШ № 55», п.Красково, Люберецкий р-н, Московская обл.)

Тема. Что за чудо, эти сказки!

 Форма проведения: урок – игра «Умники и Умницы».

Цели: 

  1. закреплять представления учащихся о сказках народных и авторских, их классификации;
  2. развивать мотивацию учащихся к чтению на основе увлекательной игровой деятельности;
  3. формировать умение творчески применять знания в новых ситуациях;
  4. развивать восприятие, память, мышление и речь;
  5. воспитывать устойчивое желание читать доступную возрасту литературу.

Оборудование: три дорожки красного, жёлтого и зелёного цвета; три фишки     красного, жёлтого и зелёного цвета для жребия; медали; сказочные предметы в сундучке: мочалка, игла, лук и стрелы, яйцо, зеркало, пирожок, яблоко, стакан молока; три конверта с буквами.

Ход урока.

  1. Орг.

момент.

  1. Постановка темы урока.

  1. Вводная беседа:
  1. закрепление знаний о сказках;

  1. знакомство с правилами игры.

  1. Обобщение изученного материала:
  1. выбор участников для 1 агона;

  1. проведение 1 агона;

  1. проведение 2 агона;

  1. выбор участников для 3 агона;

  1. проведение 3 агона;

  1. финал;

  1. Подведение итогов.

- Здравствуйте, ребята. Тихо сядьте.

- Сегодняшний урок чтения необычный. Это урок – игра «Умники и Умницы». В ходе проведения этой игры мы вспомним сказки, которые читали на уроках чтения и дома, их главных героев, а также определим самого лучшего знатока сказок в нашем классе.

- Поднимите руку те, кто любит сказки.

- Почему вы любите сказки?

- Конечно, в сказках столько разных чудес! Хотя некоторые чудеса из сказок уже давно стали былью. Например, помните, яблочко, которое каталось по тарелочке и показывало разные чудеса? Сегодня его заменяет телевизор, или ковёр-самолёт, который в наше время заменяет настоящий воздушный транспорт. Люди создали больше чудес, чем сказочные герои. Но, тем не менее, даже взрослые люди любят сказки, так как в них добро всегда побеждает зло.

- Прежде, чем мы начнём игру, давайте вспомним, кто является автором сказок? (Автором сказки может быть один человек, тогда сказка является авторской, а может рассказываться всем народом, передаваться из поколения в поколение, тогда эта сказка будет называться народной.)

- На какие группы можно разделить все существующие сказки? (Выделяют сказки волшебные, о животных и бытовые)

-  Какие сказки называют волшебными? О животных? Бытовыми? (Волшебными называют такие сказки, в которых есть доля волшебства, выдумки. Героям волшебных сказок всегда помогают волшебные предметы: шапка-невидимка, ковёр-самолёт и т.д. Бытовые сказки – это те сказки,  главными героями которых являются люди. Герои сказок о животных –животные.)

- Итак, наша игра будет состоять из трёх частей – трёх агонов, поэтому всех участников мы будем называть агонистами. «Агон» в переводе с греческого языка означает «соревнование». Если кто-то из агонистов не будет знать ответ на поставленный вопрос, то ему будут помогать зрители, которых мы будем называть «теоретиками». «Теория» в переводе с греческого означает «наблюдение». Если теоретик даёт правильный ответ, то получает орден «Умника» или «Умницы».

- Также у нас работает жюри. В жюри находятся судьи, которые будут следить не только за правильностью ответов агонистов, но и за тем, кто из теоретиков первым поднимет руку для ответа. Все ответы с места приниматься и оцениваться не будут.

- Итак, выбираем агонистов для первого агона. Слушайте вопрос, если знаете ответ, поднимайте руку и отвечайте.

Отборочный тур для теоретиков на 1 агон.

- Как называется сказка, из которой эти строки:

  1. «Положи-ка, внучка, пирожок на стол, горшочек на полку поставь, а сама приляг рядом со мной. Ты, верно, устала?» (Ш.Перро «Красная шапочка»)
  2. «Если ты опоздаешь хоть на одну минуту, - сказала она, - твоя карета снова сделается тыквой, лошади – мышами, лакеи – ящерицами, а твой пышный наряд опять превратится в старенькое, залатанное платьице». (Ш.Перро «Золушка»)
  3. «Наконец, очередь дошла до старой феи. Старуха наклонилась над кроваткой и, тряся головой больше от досады, чем от старости, сказала, что принцесса уколет себе руку веретеном и от этого умрёт». (Ш.Перро «Спящая красавица»)

- Приглашаю первых трёх агонистов выбрать дорожки. Красная дорожка самая короткая, состоит из двух квадратов. Агонист должен ответить только на 2 вопроса, но у него нет права на ошибку. Желтая дорожка состоит из трёх квадратов, т.е. участнику будет задано 3 вопроса, но он может допустить одну ошибку и со штрафным очком перейти в следующий этап. Самая длинная – зелёная дорожка, на ней можно ошибиться 2 раза и с двумя штрафными очками перейти в следующий этап. Выбор дорожки осуществляем по жребию. Таким образом, только один участник выйдет в финал нашего соревнования.

АГОН 1.

Первый этап.

- Назовите имя героя.

  1. Он оставил без пищи стариков. Трое пытались поймать его, но он трижды уходил от них. А четвертый преследователь, прикинувшись глухим, поймал его. Кого? (Колобка)
  2. Муж обожает свою жену, но сжигает её скромный наряд. Тогда жену похищает …кто? (Кощей Бессмертный)
  3. Найдя деньги, она покупает новый столовый прибор и приглашает множество гостей. Однако в сложной ситуации неблагодарные гости не захотели ей помочь. Кто её спас? (Комар)

Второй этап.

- На чём совершали путешествия эти сказочные герои?

  1. За мёдом Винни-Пух? (на воздушном шаре)
  2. На Луну Незнайка и Пончик? (на ракете)
  3. В тёплые края Дюймовочка? (на ласточке)

Третий этап.

  1. Здесь находится вещь, которую съел крокодил из сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр». (Мочалка)
  2. С помощью этого предмета можно смастерить красивые вещи, а также убить страшного героя русских народных сказок. (Иголка)

Четвёртый этап.

  1. С помощью какого предмета главный герой сказки нашёл своё счастье – мудрую жену, которая была заколдована на 3 дня и 3 года? (В сказке «Царевна-лягушка» Иван пустил стрелу из лука, которая попала в лягушку)

Отборочный тур для теоретиков на 2 агон.

  1. Кто был обманут в Стране Дураков? (Буратино в сказке А.Толстого «Золотой Ключик») 
  2. На котором по счёту балу Золушка потеряла свою туфельку? (на втором)
  3. Кто из сказочных героев побывал в Зазеркалье? (Алиса)

АГОН 2.

Первый этап.

- Назовите имя героя.

  1. «Скачет по ельничку, скачет по березничку. С дерева на дерева поскакивает да пощёлкивает». (Морозко)
  2. «Села бы баба за стол,

Да стол за ворота ушёл.

Сварила бы баба щи

Да посуду пойди, поищи». (Федора из сказки К.Чуковского «Федорино горе»)

  1. У какой героини были хрустальные туфельки? (Золушка)

Второй этап.

- Определите автора сказки и название сказки.

  1. «Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе: «Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой». Наловил дед рыбы полный воз. Едет домой и видит: лисичка свернулась калачиком, лежит на дороге. Дед слез с воза, подошёл, а лисичка не шелохнётся, лежит, как мёртвая». (Русская народная сказка «Лиса и волк»).
  2. «Жили да были старик со старухой: не было у них ни соли, ни кислых щей. Пошёл старик по сусекам скрести, по лукошкам мести. Собрал он муки и говорит…»(Русская народная сказка «Колобок»).
  3. «Вези её, вези, старик, - говорит мужу, - куда хочешь, чтобы глаза её не видели! Вези её в лес на трескучий мороз.

Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь и…». (Русская народная сказка «Морозко»).

Третий этап.

  1. Вспомните 2 сказки А.С.Пушкина.
  2. Вспомните 2 сказки, в названии которых встречаются числа («Волк и семеро козлят», «12 месяцев», «3 поросёнка»).

Четвёртый этап.

  1. В какой сказке присутствуют предметы: корзинка с пирожками, букет цветов, шапочка красного цвета? (Ш.Перро «Красная шапочка»)

Отборочный тур для теоретиков на 3 агон.

  1. С помощью какого предмета можно стать невидимым? (С помощью шапки-невидимки)
  2. С чем осталась старуха в сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»? (У разбитого корыта)
  3. Какие цветы собирала падчерица в сказке С.Маршака «Двенадцать месяцев»? (подснежники)

АГОН 3.

Первый этап.

- Чьи это слова?

  1. «Лети-лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-моему вели!» (Девочка Таня из сказки В.Катаева «цветик - семицветик»)
  2. «Раз, два, три, горшочек, вари!» (Девочка из сказки Бр. Гримм «Горшочек каши»)
  3. «Крекс, пекс, фекс!» (Буратино)

Второй этап.

  1. По этим предметам определи сказку: пирожок, яблоко, стакан молока. (Русская народная сказка «Гуси-лебеди»)
  2. В сундучке находится предмет, который принёс много слёз старику и старухе. (Яйцо из русской народной сказки «Курочка Ряба»)
  3. Здесь находится предмет, который умел говорить и произносил следующие слова: «Ты на свете всех милее, всех румяней и белее.» (Зеркальце из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о 7 богатырях»)

Третий этап.

  1. Вспомни сказку, в названии которой встречаются какие либо птицы. (Андерсен «Дикие лебеди», «Гадкий утёнок»; русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Лиса и Журавль», Бианки «Синичкин календарь» и др.)
  2. Вспомни сказку, в названии которой встречаются какие-либо насекомые. (Чуковский «Муха-Цокотуха», «Тараканище»)

Четвёртый этап.

  1. Сколько богатырей было в «Сказке о царе Салтане…»? (33)

Финал.

- Финалисты выполняют три задания.

Первое задание.

- Угадайте сказку по одному предложению. Я называю слова сказки, кто первый догадается, тот и выиграл.

  1. Посадил дед репку. Выросла репка большая – пребольшая («Репка»).
  2. Жил старик со своею старухой у самого синего моря («Сказка о рыбаке и рыбке»).
  3. Дошёл Иван до болота, видит, сидит Лягушка, его стрелу держит («Царевна - лягушка»).

Второе задание.

- Музыкальный конкурс. Послушайте песню и назовите имя героя.

  1. Песенка Черепахи Тортиллы из кинофильма «Приключения Буратино».
  2. Песенка Водяного из мультфильма «Летучий корабль».
  3. Песенка Красной шапочки из кинофильма «Про Красную шапочку»
  4. Песенка «Ничего на свете лучше нету» из мультфильма «Бременские музыканты» (автор Бр.Гримм)

Третье задание.

- Каждый участник соревнований получает конверт с рассыпавшимся названием сказки. Из этих букв нужно составить слово – название сказки.

  1. Теремок.
  2. Колобок.
  3. Морозко.

- Итак, в сегодняшней игре победил … . Он получает сборник русских народных сказок. Остальные участники соревнований получают книжки-раскраски к сказкам.

- Наша игра подошла к концу.

Дополнительные вопросы для теоретиков.

  1. Чьи это слова?
  1. «Это неправильные пчёлы… И они, наверное, делают неправильный мёд…» (Милн «Вини пух и все-все-все»)
  2.  «Покушай, голубчик куманёк, сама стряпала» (Русская народная сказка «Лиса и Журавль»)
  3. «Запел он песню. Песня-то у него, известно, одна : «Украду-у! Укушу-у-у!» (Б.Заходер «Как волк песни пел»)
  1. Назовите представителей нечистой силы:
  1. Пожилая колдунья, которая передвигается по воздуху в необычном летательном аппарате (Баба Яга).
  2. Сказочный житель леса, помощник старухи, имя которой вы только что назвали (Леший).
  3. Носатая тётка, к имени которой всегда добавляют слово «болотная» (Кикимора).
  4. Рогатое существо с длинным хвостом, которое только и думает, как бы навредить людям (Чёрт).
  5. Тощий старик, который прятал секрет своего бессмертия в сундуке (Кощей Бессмертный).
  6. Девушка необычайной красоты, но с хвостом, как у рыбы (Русалка).
  7. Огромный ящер со множеством голов (Змей Горыныч).
  8. Большой начальник в подводном царстве (Водяной).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению (2 класс)

Тема урока:"Сказки народные и литературные. В.И.Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"....

Конспект урока по литературному чтению (2 класс)

Тема урока:"Сказки народные и литературные. В.И.Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"....

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы  Багрова - внука»...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

Конспект урока по литературному чтению 4 класс  Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...

конспект урока по литературному чтения 3 класс "Оценка достижений. Проверка техники чтения"

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Оценка достижений. Проверка техники чтения»Цель деятельности учителя: проверка знаний, умений и навыков чтения учащихся. Планируемые результа...