Главные вкладки

    Конспект урока по литературному чтению (2 класс)
    план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

    Тема урока:"Сказки народные и литературные. В.И.Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Urok_literaturnogo_chteniya_2_kl.doc45 КБ
    Office presentation icon urok1.ppt319 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока

    литературного чтения.

    (2 класс)

    Тема урока: «Сказки народные и

    литературные.

                 В.И.Даль «Девочка Снегурочка» и                    

                    русская народная сказка

                                 «Снегурочка».

    Учитель высшей категории

    Вакуленко Диана Витальевна

    Лицей  № 369

    Красносельского района

    г. Санкт-Петербург

    Цель урока: сформировать умение различать и сравнивать литературные и

            народные сказки.

    Задачи урока:

    1. закрепить понятие о народной и литературной сказке;
    2. формировать читательские умения;
    3. развивать речь учащихся;
    4. расширить и обогатить читательский опыт детей;
    5. воспитывать интерес к читательской деятельности.

    Оборудование:

    -  русская народная сказка «Снегурочка»; В.И.Даль «Девочка Снегурочка

        (Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Учебник для учащихся 2 кл.

        М., 2004);

    -  Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для учащихся 2 кл.

        М., 2004;

    -  мультимедийный проектор с программным обеспечением;

    -  детские книги с народными и литературными сказками для групповой работы;

    -  несколько видов словарей, в т.ч. словарь В.И.Даля.

            Ход урока.

    1.  Организационный момент.

    2. Активизация имеющихся знаний.

    - Ребята, наш урок будет посвящён двум произведениям, в которых есть фантазия, вымысел. О произведениях какого жанра я говорю?

    ( О сказках)

    Слайд 1.

    -Посмотрите на экран. Назовите произведение по модели.

    ( Сказка о детях В.И.Даля «Девочка Снегурочка»)

    Слайд 2.

    - Посмотрите на следующую модель. Назовите это произведение.

    ( Русская народная сказка о детях «Снегурочка»)

    -Чем отличаются модели?

    ( Автором, заголовком.)

    - Чем они похожи?

    ( Жанром, темой.)

    Слайд 3.

    - Прочитайте слова. Какое из слов подходит к 1 модели?

    ( Авторская, литературная.)

    Слайд 4.

    - А ко второй модели?

    ( Народная.)

    Слайд 5.

    - Почему вы так распределили эти слова?

    3.  Сообщение темы урока.

    - Сделайте вывод, что мы будем учиться делать сегодня на уроке?

    ( Учиться сравнивать литературные и народные сказки.)

    Слайд 6.

    - Прочитайте тему урока на экране.

    4.  Словарная работа.

    Слайд 7.

    - На экране вы видите слова. Прочитайте их.

    - Из какой они сказки?

    ( В.И.Даль «Девочка Снегурочка».)

    - Что мы можем сказать о произведении, в котором встречаются эти слова?

    ( Оно написано давно, не в наше время.)

    - Эти слова называются устаревшими, потому что сейчас они или редко употребляются, или не употребляются совсем. Где можно найти их значение?

    ( В словаре В.И.Даля.)

    Предлагается 1 из учеников выбрать среди словарей названный.

    - Вспомните, как объясняется Далем слово «кокурочка»?

    ( Сдобная булочка, пресная лепёшка, ватрушка.)

    Слайд 8(чёрный).

    5.  Работа с текстами сказок.

    - Откройте тексты сказок по закладкам.

    - Как начинаются обе сказки?

    ( Дети читают начало сказок.)

    - Похожи или отличаются сказки началом?

    - Кто главный герой каждой сказки?

    ( Снегурочка.)

    - Как по-другому можно задать этот вопрос?

    ( Кто главный персонаж, действующее лицо?)

    - Это сходство или различие в сказках?

    ( Сходство.)

    - Как появилась на свет Снегурочка? Найдите ответ в текстах и прочитайте.

    - Какой она была? Прочитайте описание.

    - Недавно наши девочки очень хорошо выступили на конкурсе «Ау, Снегурочка!», где показали, как они её себе представляют. А те, кто пропустил это событие, могут их увидеть в газете, которую мы выпустили.

    - Ребята! А вы Снегурочку когда-нибудь лепили?

    - Вспомним, как это делается.

    Физкультурная пауза.

    Мы Снегурочку лепили.

    Раз, два, три.

    Раз, два, три.

    Ручки, ножки ей слепили.

    Раз, два, три.

    Раз, два, три.

    Как красиво получилось

    Посмотри, посмотри.

    - Давайте назовём других героев сказки Даля.

    ( Старик, старуха, Жучка, медведь, волк, лиса, подружки.)

    - Кто из них является и героем  русской народной сказки?

    ( Дед, баба, подружки.)

    - Послушайте.

     1 ученик читает песенку стариков из сказки В.И.Даля.

    - Что прочитали и из какой сказки?

    - Какими были старики?

    ( Заботливыми, любящими, добрыми.)

    - Как старики отнеслись к просьбе подружек взять с собой Снегурочку в лес погулять? Найдите и прочитайте, как об этом говорится в текстах двух сказок.

    - Почему по-разному поступили?

    - Сравним, как заканчиваются обе сказки. Послушайте.

    Учитель читает концовку сказки В.И.Даля со слов: «Стоит медведь…»,

     с. 122.

    - Концовку какой сказки я прочитала?

    - Счастливо ли она заканчивается? Почему?

    - О чём эта сказка?

    ( О дружбе и верности.)

    - А теперь вы найдите и прочитайте концовку другой сказки. ( Со слов: «Собралась Снегурочка с духом и прыгнула…», с. 126.)

    - А у этой сказки счастливый конец? Почему автор-народ закончил эту сказку именно так?

    ( Снегурочка -   символ зимы. Зима уходит – приходит весна. Всему в жизни своё время.)

    Зрительная гимнастика.

    6.  Работа в тетрадях.

    - Во время работы с каждой сказкой мы заполняли таблицу в тетради на стр.66. Найдите её.

    Слайд 9.

    - Сейчас мы будем сравнивать сказки. Что значит «сравнить»?

    ( Это значит найти сходства и различия.)

    - В каждой графе найдите сходства и подчеркните красным карандашом.

    - Проверим.

    Слайд 10.

    - Сравните сказки, называя сначала сходства, потом различия.

    Прослушиваются ответы нескольких учеников.

    Слайд 11 (чёрный).

    7.  Обобщение и работа с детскими книгами.

    - Какая из сказок вам больше понравилась? Почему?

    - Давайте отдохнём и поиграем. Вот перед вами иллюстрация к одной из сказок. (Учитель показывает обложку книги с русской народной сказкой, закрыв название.) Как думаете, из какой сказки эта Снегурочка?

    - Проверим. (Показать обложку.)

    - Прочитайте заголовок. Кто автор? Как такие сказки называются?

    - Кто назовёт сказку правильно?

    ( Русская народная сказка «Снегурочка».)

    - А эта Снегурочка из какой сказки? Кто правильно её назовёт?

    ( Литературная сказка В.И.Даля « Девочка Снегурочка».)

    - Знаете ли вы, что есть ещё одна авторская сказка о Снегурочке?

    - Вот вам домашнее задание: выяснить, кто её автор, и постараться прочитать. Если все-таки поиск не удастся, то подсказку вы найдёте в журнале «Мурзилка» №12, 2003 г. (Показать журнал.)

    - Задание для групп: разделить книги со сказками на две группы – авторские сказки и народные.

    Дети собираются в группы и выполняют задание. Проверка.

    8.  Рефлексия.

    - Ребята, кто из вас теперь может назвать себя экспертом, т.е. специалистом, по различению авторских и народных сказок?

    Учитель оценивает работу учащихся на уроке.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    Девочка Снегурочка В.И. Даль

    Слайд 3

    Девочка Снегурочка В.И. Даль Снегурочка авторская народная литературная авторская литературная народная

    Слайд 4

    Тема урока: «Сказки народные и литературные. В.И.Даль «Девочка Снегурочка». Русская народная сказка «Снегурочка».

    Слайд 5

    кабы ветошка вешний пестовать кокурочка рядить кузовок горемычная

    Слайд 7

    Фамилия автора Заголовок Герои Начало сказки Конец сказки В.И.Даль Девочка Снегурочка Снегурочка, старик, старуха, Жучка, медведь, волк, лиса, подружки. «Жили-были стрик со старухой…» Снегурочка и Жучка вернулись домой. - (русский народ) Снегурочка Снегурочка, дед, баба, подружки. «Жили-были на свете дед да баба.» Снегурочка растаяла.

    Слайд 8

    Фамилия автора Заголовок Герои Начало сказки Конец сказки В.И.Даль Девочка Снегурочка Снегурочка, старик, старуха, Жучка, медведь, волк, лиса, подружки. «Жили-были стрик со старухой…» Снегурочка и Жучка вернулись домой. - (русский народ) Снегурочка Снегурочка, дед, баба, подружки. «Жили-были на свете дед да баба.» Снегурочка растаяла.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

    Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы  Багрова - внука»...

    Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

    Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

    Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

    Конспект урока по литературному чтению 4 класс  Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...