План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе: В.М.Гаршин « Сказка о жабе и розе».
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему

Сливкова Ирина Павловна

План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе: В.М.Гаршин « Сказка о жабе и розе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiy_chistovoy_3.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе:

В.М.Гаршин « Сказка о жабе и розе».

Цель

- расширить знания о творчестве В.Ю.Драгунского;

- отрабатывать навыки выразительного чтения;

- обогащать словарный запас;

- учить учиться на основе рассказа В.Ю.Драгунского.

Планируемые результаты

1. Предметные:

-умения прогнозировать содержание произведения;

- читать вслух с постепенным переходом про себя;

-  увеличивать темп чтения вслух;

-  исправляя ошибки при повторном чтении текста;

- воспринимать на слух художественное произведение.

2. Метапредметные:

-учить смысловому прочтению прозаического текста, умению ориентироваться в нем, находить нужную информацию,

-формировать умения формулировать тему урока;

-ставить учебную задачу и удерживать ее;

-строить высказывания, понятные собеседнику;

-анализировать информацию и делать выводы;

-формировать начала предметной рефлексии.

- отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;

- формировать умение самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности.

3. Личностные:

-формировать навыки взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать),

- воспитывать чувство сострадания к другим

-воспитывать любовь к литературе, сказке, чтению,

-развивать мотивы учебной деятельности,

-стимулировать проявления эмпатии.

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- развивать творческие способности каждого ученика.

Ход урока.

  1.       Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

- На прошлом уроке мы познакомились с замечательной сказкой. Кто же написал ее и что вы узнали об авторе? (Учащиеся рассказывают об авторе).

  1. Работа по теме урока

Знакомство с жизнью и творчеством В.М.Гаршина (рассказ учителя).

- Разгадайте загадки

Кто там булькает в тиши,

Бульк и бульк и жи-жи-жи,

Не лягушка, точно знаем,

Это земляная …

Жаба

Шипами покрыта,

Длинная ножка,

Прекрасный цветок,

Но дотронутся больно!            Роза

- Где встречались вам эти персонажи?

- Кто автор этой сказки?

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься,  и о чём будем говорить на сегодняшнем уроке?

(Ответы учеников).

  1. Физкультминутка
  2.       Продолжение работы по теме урока

Работа над «Сказка о жабе и розе»

 Что спасло розу от жабы? (Ответы учеников)

- Как вы думаете, роза спаслась? Ведь ее срезали?

- Как автор показывает розу? (Бледное создание).

- Можно ли провести аналогию с кем-нибудь? (С мальчиком, его автор показывает бледным от болезни).

- Почему роза тогда «бледное создание»? (От страха)

- Какую смерть предпочла бы себе роза? (Чтобы принести кому-нибудь радость, даже срезанной).

- Что случилось с мальчиком? (Он умер)

- Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным? (Да, он вдохнул аромат той розы, которая росла у него в саду. Может быть в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике.)

- Что можно сказать о розе? Принесла она радость или трагедию в этот дом? (Роза почувствовала, что срезали ее не зря. Роза помогла мальчику, она сделала его счастливым. Она принесла тишину и покой в этот дом).

- Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? (Среди всех цветов, выделили именно ее).

- Забыли ли розу после этого случая? (Нет, ее засушили, передали другим членам семьи, которые глядя на этот цветок вспоминали о мальчике, ушедшем от них.) 

- Можем ли мы сказать что жаба и роза противопоставляются друг другу?

- Чему научил вас рассказ? (Размышления учеников)

Какова же главная мысль сказки? (Дающий добро – бессмертен, зло обречено)

В чем же смысл названия? (жаба –символ зла, роза – символ добра, сказка о том, что добро не исчезает, оно бессмертно)

У меня возник вопрос : жаба – она плохая или хорошая? (В данном произведении это символ зла, она плохая)

А в природе? (В природе жаба полезна)

   VI. Рефлексия.

Закончите предложение:

Я узнал…

Было интересно…

Я почувствовал, что…

Я смог…

Я попробовал…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

VII. Подведение итогов урока

- Что позволило В.М.Гаршину назвать свою историю сказкой? Что в ней сказочного?

       VIII.  Домашнее задание.

  1. Пересказ сказки от лица одного из героев.
  2. Мини-сочинение «Несколько слов в защиту жабы»