Главные вкладки

    Конспект урока литературного чтения по теме В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе"
    план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

    Сорокина Евгения Валерьевна

    Представлен первый урок по ознакомлению с произведением В,М. Гаршина "Сказка о жабе и розе" , УМК "Школа России"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx22.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта изучения темы

    "В. М. Гаршин. "Сказка о жабе и розе"( 1урок)

    Тема

    "В. М. Гаршин. "Сказка о жабе и розе"( 1урок)

    Цели

    - развивать умение работать с текстом и анализировать прочитанное;

    - учить вдумчивому осознанному чтению;

    - воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу;

    - воспитывать уважительное отношение к мнению своих товарищей;

    - расширять словарный запас;

     -развивать связную речь, умение давать полные ответы.

    Межпредметные связи

    музыка

    Ресурсы:

    - основные

    - дополнительные

    - Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 . Ч. 1 / [Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.] – М.: Просвещение, 2011.

    - Ожегов С.И. и  Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80.000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук, институт русского языка им. В.В.Виноградова. - 4-е изд., дополненное.- М.: ООО    "А  ТЕМП", 2010.- 874 с.   (на каждой парте);

    - презентация;

    - аудиозапись музыки Антона Григорьевича Рубинштейна ;

    - задание для работы в группе ;

    - задание для работы в группе ;

    -аудиозапись сказки ;

    - рефлексивный экран 

    Формы работы

    фронтальная, групповая, парная

    Ход урока

    I.Организационный момент

     -  Здравствуйте!

     - Я очень рада видеть вас. Повернитесь друг к другу и пожелайте удачи на уроке.

    II. Актуализация знаний

    - Послушайте музыку.

    – Понравилась ли вам эта мелодия? Эту музыку написал русский композитор Антон Григорьевич Рубинштейн.

    - Какое настроение вызывает?

    - Неслучайно  мы прослушали именно эту мелодию.

    - Однажды один писатель  был в гостях у своего друга – поэта Полонского в частном доме, где играл Антон Рубинштейн. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось писателю, старик. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула писателя на мысль написать своё новое произведение.

    - Фамилию этого талантливого писателя вы узнаете, выполнив задание в группе.

    Задание:

    Вставь пропущенные слова и по первым буквам составь  фамилию писателя:

    Имя

    Отчество

    Фамилия

    Алексей

    Максимович

    ?

    ?

    Афанасьевич

    Фет

    Джанни

    -

    ?

    Эдуард

    Юрьевич

    ?

    ?

    Андреевич

    Крылов

    Николай

    ?

    Носов

    Правила работы в группе.

    1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

    2. Не согласен – объясни, почему.

    3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

    4. Говори только по делу.

    5. Работайте дружно, помогайте друг другу.

    -Назовите  фамилию писателя.

    - Посмотрите на его портрет.

    -Внешность человека может поведать о многом: его характере, образе жизни.

    -Что можете сказать о человеке, изображённом на портрете? (Человек очень печальный.)

    - Этот человек прожил очень тяжёлую жизнь, которая наложила отпечаток на его внешность. Всеволод Михайлович Гаршин  был очень добрым, честным, справедливым человеком. Он  глубоко сострадал людям. Это нашло отражение в его произведениях. Он считал, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, ответственность за боль, но и принять на себя главную их долю!
    Он часто не мог смириться с той несправедливостью, которая его окружала, поэтому очень сильно страдал. Это отразилось на его здоровье. Гаршин заболел  и очень рано, в 33 года, умер. К сожалению, он очень мало успел написать.

    - С каким произведением вы уже знакомы?

    -Чем  интересно для нас это произведение?

    - Правильно, в этой сказке, как в басне, герои и события учат нас, но не говорят об этом прямо, а намекают,
    чтобы мы сами сделали вывод.

    - Определите жанр произведения по его определению.

    Произведение устного народного творчества о вымышленных событиях с участием волшебных фантастических сил.
    - Какие бывают сказки?

    III.   Формулирование темы и целей урока

    -  Название сказки В.М.Гаршина вы назовёте сами, выполнив задание в группе.

    Задание:

    Расшифруйте  и запишите  название произведения, буквы которого  обозначены числами по их месту в алфавите:

    19, 12, 1, 9, 12, 1        16           8, 1, 2, 6          10         18, 16, 9, 6

    - Прочитайте название сказки.

    - Жаба, она какая?
    Работа со словарём.

     Жаба- сходное с лягушкой бесхвостое земноводное с бородавчатой кожей.

    -В каких произведениях встречались с жабой?

    -Опишите розу.
    - Предположите, о чём сказка?

    - Как вы думаете, к какой категории можно отнести «Сказку о жабе и розе»?

    - Что бы вы хотели узнать, читая эту сказку? Определите цели урока.

    IV.Открытие нового знания

    -Послушаем сказку в исполнении профессионального актёра. 

    - Задание перед слушанием : почему автор назвал своё произведение сказкой?

    -  Понравилась сказка?

    -Оправдались ли ваши предположения?

    Физминутка

    А сейчас все по порядку

    Встанем дружно на зарядку (руки на поясе).

    Руки в сторону согнули,

    Вверх подняли, помахали,

    Спрятали за спину их.

    Оглянулись через правое плечо,

    Через левое еще. 

    Дружно присели,

    Пяточки задели,

    На носочки поднялись,

    Опустили руки вниз.

     

    V. Реализация построенного проекта.

    -  В этой сказке переплетаются две сюжетные линии, назовите действующие лица.

    - Начнём читать сказку. (чтение по смысловым отрывкам)

      1 часть - читают по "цепочке".

    - Где росла роза?

    - Как вы представляете садик?

    -Докажите словами текста, что старый цветник был очень запущен.

    2 часть - читают "жужжащим" чтением.
    - Поработайте с текстом и выберите действия розы.

    - Кому обычно принадлежат такие действия?

    - Какие чувства испытывает роза?

    - Когда плачут люди от счастья?

    - Главное для розы: счастье жить.

    - Что помогает понять счастье розы?

    - Выберите  в описании розы эпитеты.

    - Что источала роза?

     – Как об этом пишет автор?  

    - А вы ощущаете, что роза счастлива, красива?
    3 часть – читают дети по абзацам.
    - Найдите  описание жабы.

    - Какое впечатление производит жаба?

    С помощью каких слов автор добивается такого ощущения?  
    -  Прочитайте отрывок-описание Жабы так, чтобы он вызывал соответствующие тексту ощущения. Поработайте в паре.  
    - Прослушаем выразительное чтение отрывка.

    4 часть -  читают по цепочке.
    - Чей это был цветник?
    - Как автор доказывает нам, что это был цветник мальчика?
    - Расскажите кратко о мальчике. Что вы о нем узнали?
    - Что случилось с мальчиком? Почему он перестал заходить в сад?

    5 часть – чтение  по «цепочке»
    - Что было с жабой, когда она в первый раз увидела цветок?
    - Что она решила сделать? Как выражала свои чувства? Прочитайте.
    - Что спасло розу от жабы?
    - Как вы думаете, роза спаслась? Ведь ее срезали?
    - Какую смерть предпочла бы себе роза? Прочитайте.
    - Что случилось с мальчиком?
    - Как автор показывает розу?
    - Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным?
    - Что можно сказать о розе? Принесла она радость или трагедию в этот дом?
    - Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы?
    - Забыли ли розу после этого случая? Докажите словами текста.

    VI. Первичное  закрепление с проговариванием во внешней речи.

    - Подготовьте  вопросы другой группе по тексту и его содержанию.

    Проверка.

    VII. Итог урока

    - Чем же закончилась история? Что вы думаете об этом?
    Почему так заканчивается произведение?  
    - Чему научил вас рассказ?
    -На следующем  уроке мы  постараемся  разгадать загадки писателя Гаршина.

    -Добрые поступки, дела никогда не забываются, а остаются в памяти других людей на долгие годы.

    VIII . Рефлексия

     

    - Закончите урок, продолжив высказывание на рефлексивном экране:

    сегодня я узнал…
    было интересно…
    было трудно…
    теперь я могу…
    я почувствовал, что…
    я приобрел…
    я научился…
    у меня получилось…
    я попробую…
    меня удивило…
    урок дал мне для жизни…
    мне захотелось…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока литературного чтения по теме "В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе". 4-й класс

    Урок литературного чтения по теме "В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе". 4-й класс Цель урока:  познакомить учащихся с произведением М. Гаршина "Сказка о жабе и розе".Презентаия к уроку прилаг...

    План конспект урока литературного чтения по теме "З. Александрова «Одуванчик». О.Высотская «Одуванчик». Сравнение образов одуванчиков"

    Урок разработан по УМК "Перспектива". Цель урока: Познакомить детей с произведениямиЗ. Александровой, О. Высотской; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление....

    Конспект урока литературного чтения по теме: "Л.Н. Толстой "Старый дед и внучек"

    Сценарий урока литературного чтения по теме: "Л.Н. Толстой "Старый дед и внучек" во 2 классе.Учебник  «Литературное чтение» для 2 класса (составители: Климанова Л.Ф., Г...

    Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе»

    Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе» 4 класс ("Школа России")...

    Открытый урок литературного чтения (групповая работа) 4 класс «Сказка о жабе и розе» В.М. Гаршин

    Урок литературного чтения в 4 классе с использованием технологии критического мышления....

    Конспект урока литературного чтения по теме: Ю. Коваль "Сказка о серебряном соколе" 3 класс УМК "Перспектива"

    План-конспект урока литературного чтения (3 класс)Тема: Ю. Коваль "Сказка о серебряном соколе"Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с факторами биографии Ю. Коваля и произведен...

    Конспект урока литературного чтения по теме: Ю. Коваль "Сказка о серебряном соколе" 3 класс УМК "Перспектива"

    План-конспект урока литературного чтения (3 класс)Тема: Ю.Коваль "Сказка о серебряном соколе"Цель: создание условий для продолжения знакомства учащихс с произведением Ю. Коваля "Сказка ...