Конспект урока литературного чтения по теме В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Сорокина Евгения Валерьевна

Представлен первый урок по ознакомлению с произведением В,М. Гаршина "Сказка о жабе и розе" , УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы

"В. М. Гаршин. "Сказка о жабе и розе"( 1урок)

Тема

"В. М. Гаршин. "Сказка о жабе и розе"( 1урок)

Цели

- развивать умение работать с текстом и анализировать прочитанное;

- учить вдумчивому осознанному чтению;

- воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу;

- воспитывать уважительное отношение к мнению своих товарищей;

- расширять словарный запас;

 -развивать связную речь, умение давать полные ответы.

Межпредметные связи

музыка

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 . Ч. 1 / [Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.] – М.: Просвещение, 2011.

- Ожегов С.И. и  Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80.000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук, институт русского языка им. В.В.Виноградова. - 4-е изд., дополненное.- М.: ООО    "А  ТЕМП", 2010.- 874 с.   (на каждой парте);

- презентация;

- аудиозапись музыки Антона Григорьевича Рубинштейна ;

- задание для работы в группе ;

- задание для работы в группе ;

-аудиозапись сказки ;

- рефлексивный экран 

Формы работы

фронтальная, групповая, парная

Ход урока

I.Организационный момент

 -  Здравствуйте!

 - Я очень рада видеть вас. Повернитесь друг к другу и пожелайте удачи на уроке.

II. Актуализация знаний

- Послушайте музыку.

– Понравилась ли вам эта мелодия? Эту музыку написал русский композитор Антон Григорьевич Рубинштейн.

- Какое настроение вызывает?

- Неслучайно  мы прослушали именно эту мелодию.

- Однажды один писатель  был в гостях у своего друга – поэта Полонского в частном доме, где играл Антон Рубинштейн. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось писателю, старик. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула писателя на мысль написать своё новое произведение.

- Фамилию этого талантливого писателя вы узнаете, выполнив задание в группе.

Задание:

Вставь пропущенные слова и по первым буквам составь  фамилию писателя:

Имя

Отчество

Фамилия

Алексей

Максимович

?

?

Афанасьевич

Фет

Джанни

-

?

Эдуард

Юрьевич

?

?

Андреевич

Крылов

Николай

?

Носов

Правила работы в группе.

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу.

-Назовите  фамилию писателя.

- Посмотрите на его портрет.

-Внешность человека может поведать о многом: его характере, образе жизни.

-Что можете сказать о человеке, изображённом на портрете? (Человек очень печальный.)

- Этот человек прожил очень тяжёлую жизнь, которая наложила отпечаток на его внешность. Всеволод Михайлович Гаршин  был очень добрым, честным, справедливым человеком. Он  глубоко сострадал людям. Это нашло отражение в его произведениях. Он считал, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, ответственность за боль, но и принять на себя главную их долю!
Он часто не мог смириться с той несправедливостью, которая его окружала, поэтому очень сильно страдал. Это отразилось на его здоровье. Гаршин заболел  и очень рано, в 33 года, умер. К сожалению, он очень мало успел написать.

- С каким произведением вы уже знакомы?

-Чем  интересно для нас это произведение?

- Правильно, в этой сказке, как в басне, герои и события учат нас, но не говорят об этом прямо, а намекают,
чтобы мы сами сделали вывод.

- Определите жанр произведения по его определению.

Произведение устного народного творчества о вымышленных событиях с участием волшебных фантастических сил.
- Какие бывают сказки?

III.   Формулирование темы и целей урока

-  Название сказки В.М.Гаршина вы назовёте сами, выполнив задание в группе.

Задание:

Расшифруйте  и запишите  название произведения, буквы которого  обозначены числами по их месту в алфавите:

19, 12, 1, 9, 12, 1        16           8, 1, 2, 6          10         18, 16, 9, 6

- Прочитайте название сказки.

- Жаба, она какая?
Работа со словарём.

 Жаба- сходное с лягушкой бесхвостое земноводное с бородавчатой кожей.

-В каких произведениях встречались с жабой?

-Опишите розу.
- Предположите, о чём сказка?

- Как вы думаете, к какой категории можно отнести «Сказку о жабе и розе»?

- Что бы вы хотели узнать, читая эту сказку? Определите цели урока.

IV.Открытие нового знания

-Послушаем сказку в исполнении профессионального актёра. 

- Задание перед слушанием : почему автор назвал своё произведение сказкой?

-  Понравилась сказка?

-Оправдались ли ваши предположения?

Физминутка

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку (руки на поясе).

Руки в сторону согнули,

Вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их.

Оглянулись через правое плечо,

Через левое еще. 

Дружно присели,

Пяточки задели,

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

 

V. Реализация построенного проекта.

-  В этой сказке переплетаются две сюжетные линии, назовите действующие лица.

- Начнём читать сказку. (чтение по смысловым отрывкам)

  1 часть - читают по "цепочке".

- Где росла роза?

- Как вы представляете садик?

-Докажите словами текста, что старый цветник был очень запущен.

2 часть - читают "жужжащим" чтением.
- Поработайте с текстом и выберите действия розы.

- Кому обычно принадлежат такие действия?

- Какие чувства испытывает роза?

- Когда плачут люди от счастья?

- Главное для розы: счастье жить.

- Что помогает понять счастье розы?

- Выберите  в описании розы эпитеты.

- Что источала роза?

 – Как об этом пишет автор?  

- А вы ощущаете, что роза счастлива, красива?
3 часть – читают дети по абзацам.
- Найдите  описание жабы.

- Какое впечатление производит жаба?

С помощью каких слов автор добивается такого ощущения?  
-  Прочитайте отрывок-описание Жабы так, чтобы он вызывал соответствующие тексту ощущения. Поработайте в паре.  
- Прослушаем выразительное чтение отрывка.

4 часть -  читают по цепочке.
- Чей это был цветник?
- Как автор доказывает нам, что это был цветник мальчика?
- Расскажите кратко о мальчике. Что вы о нем узнали?
- Что случилось с мальчиком? Почему он перестал заходить в сад?

5 часть – чтение  по «цепочке»
- Что было с жабой, когда она в первый раз увидела цветок?
- Что она решила сделать? Как выражала свои чувства? Прочитайте.
- Что спасло розу от жабы?
- Как вы думаете, роза спаслась? Ведь ее срезали?
- Какую смерть предпочла бы себе роза? Прочитайте.
- Что случилось с мальчиком?
- Как автор показывает розу?
- Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным?
- Что можно сказать о розе? Принесла она радость или трагедию в этот дом?
- Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы?
- Забыли ли розу после этого случая? Докажите словами текста.

VI. Первичное  закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Подготовьте  вопросы другой группе по тексту и его содержанию.

Проверка.

VII. Итог урока

- Чем же закончилась история? Что вы думаете об этом?
Почему так заканчивается произведение?  
- Чему научил вас рассказ?
-На следующем  уроке мы  постараемся  разгадать загадки писателя Гаршина.

-Добрые поступки, дела никогда не забываются, а остаются в памяти других людей на долгие годы.

VIII . Рефлексия

 

- Закончите урок, продолжив высказывание на рефлексивном экране:

сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме "В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе". 4-й класс

Урок литературного чтения по теме "В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе". 4-й класс Цель урока:  познакомить учащихся с произведением М. Гаршина "Сказка о жабе и розе".Презентаия к уроку прилаг...

Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе»

Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе» 4 класс ("Школа России")...

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные":  В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....

Конспект урока литературного чтения по теме : "П.П. Бажов «Серебряное копытце» Сравнение содержания народной и литературной сказок.»

Продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выра...

Открытый урок литературного чтения (групповая работа) 4 класс «Сказка о жабе и розе» В.М. Гаршин

Урок литературного чтения в 4 классе с использованием технологии критического мышления....