Внеурочное занятие : Путешествие в мир литературного вымысла . Даниил Хармс «Врун».
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Анохина Ольга Ивановна

Выявить значение литературного вымысла для создания и понимания смысла произведения  на примере произведения Д.Хармса «Врун»; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ролевая игра21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема внеурочного занятия : Путешествие в мир литературного вымысла . Даниил Хармс  «Врун».

Форма внеурочного занятия : ролевая игра

Класс : 3 класс

Цели : выявить значение литературного вымысла для создания и понимания смысла произведения  на примере произведения Д.Хармса «Врун»; продолжить  работу над формированием навыков чтения и совершенствованием дикции , умением выделять главную мысль произведения ; учащиеся  попробуют « сочинять» собственные небылицы ; будут учиться задавать вопросы, строить  монологические высказывания, участвовать в диалоге.

Оборудование :  Хрестоматия  для чтения в начальной школе  « Соловушка» /Сост.О.О. Барышникова, Е. А. Демидова, Н.Е. Демидова, Л.А. Кабанова, И.Е. Короленко, Е.Е. Маркова, Р.Г. Селюкова, О.Л.Чурилова,  Ястремская Л. В. – Курск, РПК « Гиром-принт».

Ход занятия

1.Подготовительный этап.

Учитель предлагает прослушать стихотворение :

Если плачет кто-то рядом

Если слёзы льются градом

Подойдите вы к нему

И спросите  : «Почему ?»

Это, дети, сделать надо-

Плохо плакать одному.

- А как вы утешите плачущего?

- Я прочитала это стихотворение в детском журнале « Весёлые картинки» №11 за 1983 год.

- А что такое журнал?

- Послушаем, что означает слово журнал в толковом словаре Ожегова.

- Где вы можете взять детские журналы?

- Посмотрите на выставку книг и скажите, произведения ,какого писателя здесь

собраны? Почему?

-Почему ещё одна фамилия в скобках? Что вы  узнали о жизненном пути

Даниила Хармса? В каких журналах работал поэт?

- Какое настроение создают произведения поэта?

-  Действительно произведения  Даниила Хармса не дадут скучать. Они очень

забавные, весёлые, чудные.

- Послушайте , какие ещё весёлые стихи написал поэт.

( Учащиеся рассказывают стихи)

- Вы уже поняли, что Даниил  Хармс и его друзья по литературному

объединению любили играть со словами. Поиграем и мы с вами.

- Сейчас понадобится ваше умение подбирать рифмы.

- А  помните ли вы, что такое рифмы?

- Будем выполнять с движениями.

Та-та-та-та-

В нашем доме три … кота. ( прохлопать)

Ты-ты-ты-ты-

У них рыжие … хвосты. ( протопать правой ногой)

То-то-то-то-

Почитай стихи… Барто. ( протопать левой ногой)

Ту-ту-ту-ту-

Ты любимому …коту. (похлопать по коленкам).

- Назовите созвучие в конце строк.

- А теперь поиграем в игру « Наоборот»

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь…низко

Скажу я слово « далеко»,

А ты ответишь…близко.

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь…пол.

Скажу я слово « потерял»,

А скажешь ты … нашёл.

Скажу тебе я  слово «трус»,

Ответишь ты …храбрец.

Теперь « начало» я скажу.

Ну, отвечай…конец.

- Приходилось ли вам когда –нибудь  говорить неправду?

- Как на это реагируют ваши близкие, друзья – те , кого вы обманывали?

- Чем отличается ложь от фантазии?

- Как вы думаете, есть ли польза от фантазии?

2. Основной этап

- Сегодня  мы познакомимся  ещё с одним стихотворением Д.Хармса и сочиним

его продолжение .Поэт назвал своё стихотворение « Врун».

-  Предлагаю найти  это произведение в книге.  Как вы думаете, в каком разделе

хрестоматии « Соловушка» надо искать стихи Даниила Хармса?

- Прочитайте  стихотворение и  подумайте, почему оно так называется?

- Понравилось  стихотворение? Какой  характер у этого стихотворения?

- На что похоже стихотворение?  Что делает автор, чтобы нас рассмешить?

- Найдите  юмор и преувеличения в содержании стихотворения, которые делают  ситуации  абсурдными.

 - Какое бы название придумали вы этому  произведению ?

- Сколько действующих лиц в стихотворении?

- В какой форме написано оно?

- На первый взгляд, кажется, что мальчик обманывает ребят. Проверим , так ли

это? ( чтение стихотворения учащимися  по ролям)

- Зачем мальчик повторяет одни и те же слова ?

- Что отвечают ему ребята?  Что это означает?  Верят ли ребята мальчику?  По

чему же они не расходятся, а слушают следующие выдумки?

- А зачем мальчик рассказывает небылицы? Он действительно хочет обмануть?

- Значит, он не просто выдумывает, он придумал новую игру.

- Какое же из  предложенных названий подходит больше других? (« Ерунда»,

« Фантазёры»)

- Что необычного в этом стихотворении? С чего начинается вопрос? А ответ?

- Прочитайте концовку.

-Как вы думаете , почему здесь нет концовки? А какой могла бы быть концов-

ка?

- Зачем автор использует повторы слов?

- Каким вы видите главного героя стихотворения? О чём бы хотелось у него спросить?

- Изменился бы мир, если бы не было фантазёров? Как?

- Есть ли польза от такой чепухи, как игра слов? Автор с помощью фантазии

превращает произведение в игру. Можем  ли мы поучаствовать  в подобной  иг-

ре?  Сейчас попробуйте это сделать. ( инсценировка стихотворения)

Задание :

Придумайте  свою  небылицу  .  Начинайте словами : « А вы знаете, что…»

3. Рефлексия

-  Какие  ассоциации связаны у вас  со словом « фантазия»?

-  Какая польза может быть от фантазии?

- Зачем взрослые люди  - детские писатели  - тратят время на вымысел, небы-

лицу, ерунду?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие Путешествие на остров Сокровищ с друзьями

Конспект занятия и презентация + диагностика на компьтере...

внеурочное занятие "Путешествие в русскую деревню"

Занятие по краеведению в виде спектакля, в котором участвуют дети как экскурсоводы по русской деревне. Рассказывают о жизни, быте, традициях крестьян на Руси....

внеурочное занятие Путешествие в королевство шахмат. 2 класс. Рахимова Фарзана Фаритовна МБОУ СОШ №4

Тема: Путешествие в королевство шахматЦели:Образовательные:повторить и закрепить знания детей о шахматных фигурах, движении фигур,активизировать мыслительную деятельность.Воспитательные:вырабатывать н...

Внеурочное занятие"Путешествие в страну Этикета"

Воспитание доброго отношения друг к другу, уважения к ровесникам и взрослым...

Внеурочное занятие "Путешествие по Стране Здоровья" для 2 класса

Данная разработка может быть использована учителями начальных классов для проведения классного часа, внеурочного занятия, урока окружающего мира. Нестандартная форма проведения (путешествие), использо...

Внеурочное занятие "Путешествие в страну здоровья"

Игра по станциям.Цель – формирование у учащихся представлений о негативных последствиях влияния вредных привычек на физическое и социальное здоровье человека, приобщение к здоровому образу жизни.Подго...

Презентация к внеурочному занятию по литературному чтению Д.Хармс "Врун"

Презентация к внеурочному занятию по литературному чтению Д.Хармс "Врун"...