Рабочая программа кружка по литературному чтению "Учимся любить книгу". 4 класс.
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Мещеркина Ирина Валентиновна

Программа разработана для учащихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС для учащихся 4 класса с целью повышения уровня качества чтения и привития интереса к книгам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия № 45 им. Жоржа Дюмезиля

г. Владикавказ

Рабочая программа

творческого объединения «Учимся любить книгу»

в рамках внеурочной деятельности по ФГОС

для учащихся 4 «А» класса

C:\Users\User\Desktop\pens_1.jpg

Автор – составитель  программы

учитель начальных классов

Мещеркина Ирина Валентиновна

2017-2018 учебный год.

Пояснительная записка.

     Рабочая программа творческого объединения «Учимся любить книгу» разработана на основе Примерной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС начального образования,  в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом метапредметных связей, построения учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.                                                                                                                                                       Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:

недостаточное количество уроков классного чтения;

изменение характера чтения;

преобладание «делового» чтения над «свободным»;

возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;

в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.

     Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя,  поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.

    Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!                                                            

     Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания.

    Для  решения данной проблемы  и  создана программа литературного кружка  для учащихся 4 класса «Учимся любить книгу»  в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.  

                                     Программа нацелена на решение следующих задач: 

 • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;                                                                                                                                                    • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

    Цель программы   – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

    Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой  отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге.

    Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Необходимо организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни в школе, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.

Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством руководителя кружка. Для формирования интереса к чтению есть разнообразные формы организации  занятий: 

занятие-диспут,

занятие-спектакль,

занятие-праздник,

занятие-интервью,

 интегрированное занятие,

конференция,

устный журнал,

конкурсы,

 литературные встречи,

литературная гостиная,

 литературный ринг и т. д. Какие-то формы мы будем использовать на занятиях в 4 классе, какие-то в старших классах.

     Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

    Руководитель кружка должен создавать условия для современного ребенка, гарантирующие ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги, развитие мотивов отношения к чтению, чтобы не нарушалась культура понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности.

Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат.

Данная программа реализуется в течение 1года во внеурочной деятельности. 68 часов в год из расчета 2 часа в неделю. В конце учебного года проводится диагностирование в виде тестов, анкетирования, бесед.

В содержании  программы на каждом году обучения выделяются два раздела:

1. Кругозор чтения.

2. Работа с детской книгой (УУД - универсальные учебные действия)

       Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

       При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

  Занятия кружка нацелены на развитие коммуникабельности  ребенка, умение регулировать свое поведение в коллективе, умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, интонацию, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

 Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного прочитывания  вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.

Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.

              Ведущие принципы программы литературного кружка «Учимся любить книгу».

Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:

художественно-эстетического;

литературоведческого;

коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

     В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

    Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа

охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,

драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.

Условия реализации программы

Реализация целей  невозможна без использования ресурсов:  наличия художественной литературы в школьной и городской, республиканской детских библиотеках, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, Интернет, электронных презентаций.

Учет возрастных и психологических особенностей детей.

Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.

 Программа  ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.

Работа  на занятиях чтения направлены на достижение образовательных результатов.

В Стандарте и планируемых результатах чётко прописаны требования к личностным результатам. Ключевыми словами являются:

  • Смыслы (ценностно-смысловые установки обучающихся);
  • Отношение (положительное отношение к школе);
  • Мотивы (мотивация к обучению и познанию);
  • Позиция (индивидуально-личностные позиции).

Занятия литературного чтения являются благоприятной средой для формирования личностных качеств учащихся, которые учитель отслеживает по готовым методикам. Личностные результаты не проверяются.

Предметные результаты - проверяют знания, понимание, воспроизведение. По новому стандарту проверяют не только систему знаний, но и опыт использования знаний по решению практических задач по предмету.

Метапредметные результаты – это регулятивные, коммуникативные, познавательные универсальные учебные действия.

 Регулятивные УУД включают в себя:

  • Целеполагание;
  • Планирование. При планировании работы по решению учебной задачи на занятиях литературного чтения, с детьми составляется алгоритм действий или обсуждаются готовые памятки, которые помогают учащимся ответить на вопрос «Как делать?»
  • Контроль и самоконтроль;
  • Оценка и самооценка.

Познавательные УУД:

  • Работа с информацией на литературном чтении;
  • Моделирование (использование знаково-символических средств);
  • Работа по схемам и таблицам;
  • Построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД:

  • Готовность слушать;
  • Признавать существование различных точек зрения;
  • Аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Изучение каждого произведения строится на понимании точки зрения автора. Учитель ведёт учащихся от точки зрения писателя к формированию личной точки зрения и личной оценки событий, представленных в произведении.
  • Владеть диалогической формой речи, т.е. вести диалог.

Личностные, метапредметные, предметные результаты  программы

Ожидаемые результаты формирования УУД

        В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:

        • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;

        • свободно ориентироваться в  книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

        • работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

        • работать с несколькими источниками информации (книгой и хрестоматией; книгой и словарями; книгой и дополнительными источниками информации (библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.

        Обучающиеся получат возможность научиться:

        • освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины – определения сборников не используются).

        В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

        а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

        • работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

        б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

        • понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;

        • находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

        В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:

        • осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Календарно -тематическое планирование занятий

литературного кружка «Учимся любить книгу»

4 «А» класс

2017/2018 учебный год

раздела

Тема внеклассного чтения

Предлагаемая к использованию литература

Основное содержание работы

Индивидуальная работа с детской книгой

Групповая работа с детской книгой

Количество часов

Дата проведения

план

факт

1

Путешествие в сказку

 Е. Шварц. «Два брата»

А. Линдгрен. «Веселая кукушка»

Г.-Х. Андерсен. «Огниво».

Особенности литературных сказок.

Сравнение сказок разных авторов.

                   

Выучить отрывок наизусть, пересказ, конкурс рисунков, просмотр фильмов

Сравнительная характеристика героев

1

1

1

2

Детские энциклопедии

Энциклопедии  о растениях, животных, географии, истории и т.д. из серии «Я познаю мир»

Особенности энциклопедических публикаций.

Находить в большом потоке информации интересующую информацию

Создание энциклопедии школьных принадлежностей.

2

3

Стихи о природе. Страницы русской классики.

А.С. Пушкин

М.Ю. Лермонтов

Ф.Тютчев,

 И. Бунин,

 С.Есенин, А.Плещеев

Рифма, строфа, олицетворение, сравнение, эпитет. Основы стихосложения: синквейн

Сочинить синквейн о друге

Сочинение синквейна о лете.

2

4

Сколько всего детей на свете

Д. Родари. «Сколько всего детей на свете?»

Шанкар. « Про слониху Сати и мальчика, по имени Бабу»

Д. Алонсо. «Опасное приключение».

Р. Госсини. «Маленький Ник и его друзья».

В.Г. Короленко. «Дети подземелья».

В. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

Рассуждать о прочитанном, сравнивать с реальными жизненными ситуациями.

Сочинить свой рассказ «Что я люблю»

Сравнение себя с героями произведений

1

1

1

1

1

1

5

Волшебный мир сказок Бажова

П. Бажов «Каменный  цветок»,

«Голубая змейка»

«Медной горы хозяйка»

«Горный мастер»

 Выделение особенностей уральских сказаний.

   

Мини-рассказ «Я умею, я могу»

Оформление плаката «Умельцы нашего класса»

1

1

1

1

6

Произведения о тех, кто трудится

Л.Н. Толстой. «О дружбе, честности и труде»

К.Д. Ушинский. «Рассказы о детях».

Е. Пермяк. «Бумажный змей».

Рассуждать с опорой на прочитанное произведение.

Находить ответы на вопросы в произведении.

Суд над ленью (судья, адвокат, защитник, свидетели)

1

1

1

7

Наедине с природой

И.Тургенев. «Перепелка»

М.Пришвин. «Этажи леса».

В.В.Бианки. «Лесная газета»

Е.Носов. «Белый гусь», «Хитрюга».

Н Сладков. «На неведомой дорожке»,

«Раскладное яйцо».

Г.Снегирев. «Хитрый бурундук».

«Бобренок».

Деление произведения на смысловые части.

Находить в произведении понравившиеся отрывки

Озаглавливание частей.

1

1

1

1

1

1

1

8

Из истории Отечества

С.Алексеев. «Сказание о Степане Разине, казаках и восставших крестьянах».

В. Ян. «Никита и Микитка».

Чувства, эмоции героев и  читателей. Мастерство писателя.

Сочинение на тему: «Люди, которые оставили славный след в истории Отечества».

Сборник

рассказов о славных людях

1

1

9

Книги о ребятах и их делах

А.Гайдар «Тимур и его команда».

Работа с текстом: выборочный пересказ, устное иллюстрирование

Пересказ отрывка прочитанного произведения.

Выставка книг А.П.Гайдара.

4

10

Произведения о долге и храбрости

Н.Н. Носов. «Живая шляпа»

«Фантазеры»

«На горке», «Заплатка»

В.Осеева. «Волшебное слово».

Составление характеристики героя по его поступкам и жизненным ситуациям

Найти и принести книги с произведениями о долге и чести.

Выставка книг о долге и чести

2

1

11

Произведения о мамах и детях

Борис Емельянов. «Рассказы о маме».

Елена Благинина. «Вот какая мама».

Выразительное чтение стихотворений: передача любви и уважения тембром  и темпом чтения

Выучить стихотворение о маме.

Конкурс стихотворений о маме

2

12

Сказки  о приключениях детей

А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон».

А. Милн. «Винни –Пух и все -все -все».

А. Волков. «Волшебник Изумрудного города».

 

Литературное слушание. Анализ произведения.

Иллюстрация с комментариями, составление вопросов по тексту

Составление кроссворда с использованием составленных вопросов

2

2

3

13

Весёлые истории

В. Драгунский. «Друг детства»

«Денискины рассказы».

М.Зощенко.

«Рассказы о Митькином детстве»

«Глупая история», «Интересный рассказ».

Особенности произведений юмористического жанра.

Мини рассказ «История из моего детства»

Составление диафильма к прочитанному произведению

2

2

14

Сказки народов разных стран

Арабская сказка «Синбад – мореход»,

«Али – Баба и сорок разбойников»

Особенности арабских сказок

Иллюстрация с комментарием (отрывок из произведения к иллюстрации)

Составление брейк – сказки.

3

3

15

Книги о дружбе и взаимопомощи

Сергей Баруздин. «Расказы о животных».

Э. Сетон-Томпсон. «Рассказы о животных».

Особенности произведений, написанных  не писателем, а людьми разных профессий.

Мини сочинение «Моя кошка», «Собака-друг человека».

Газета с фото., рисунками и сочинениями «Мои друзья –кошки, собаки»

1

1

16

Как рождается герой

Б.Заходер « История гусеницы»,

Ю.Мориц « Жора Кошкин»

Темп чтения, передача настроения голосом.

Выразительное чтение выбран. стих-ния

Конкурс на лучшего чтеца

2

17

Люби живое

М.Пришвин «Кладовая солнца»,

«Лисичкин хлеб»

Д. Мамин – Сибиряк       «Серая шейка»

Отражение биографии и интересов писателя в его произведениях.

Выразительное чтение отрывка произведения.

Устное иллюстрирование

1

2

18

Страна Фантазия

Д.Родари «Приключения Чиполлино»,

А.Толстой. «Приключения Буратино»

Е.Шварц. «Сказка о потерянном времени».

Анализ произведения по вопросам учителя.

Подготовка иллюстрации к игре « Угадай произведение, зачитай отрывок»

Игра  

« Угадай произведение, зачитай отрывок»

2

2

2

19

Смешинки.

С.Михалков. «Сила воли».

Ю.Сотник. «Райкины пленники».

Б.Заходер. «Бочонок – собачонок».

Анализ произведения по вопросам учителя.

Подготовка иллюстрации к игре « Угадай произведение, зачитай отрывок»

Игра  

« Угадай произведение, зачитай отрывок»

2

20

Обобщающее занятие с родителями Итоговое диагностирование.

Тестирование по выявлению читательского кругозора.

Мероприятие с родителями по привитию читательского интереса.

Подготовить вопросы викторины Составление списка для летнего чтения.                                

«Литературная гостиная»

1

Итого

68 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по литературному чтению во 2 классе

Программа кружка по литературному чтению во 2 классе...

Рабочая программа кружка "История Санкт-Петербурга" для 1 класса

Данная программа разработана мною для кружка "История Санкт-Петербурга" для 1 класса, как один из видов занятости учащихся во внеурочное время (по ФГОС)...

Рабочая программа кружка Мы и окружающий мир 1 класс

Рабочая программа кружка Мы и окружающий мир 1 класс...

Рабочая программа кружка «Умники и умницы» для 1 класса

     Новизна  данной рабочей программыопределена федеральным государственным стандартомначального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:1...

Рабочая программа кружка "Умники и умницы" (1 -4 классы)

Может кому  - то пригодится зтот материал для работы по занимательной математике....

Рабочая программа кружка по литературному чтению "Книга - твой друг и товарищ" 2 класс.

Рабочая программа по литературному чтению, расчитанная для кружковых занятий учащихся 2 класса ( 8-9 лет)....