Чтение рассказа О.Донченко «Теленок»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Чернова Ольга Владимировна

Чтение рассказа О.Донченко «Теленок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_3_klass_donchenko_telenok.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение 3 класс.

Тема: Чтение рассказа О.Донченко «Теленок»

Цели:  

  1. Формировать навык сознательного, правильного, беглово, выразительного чтения.
  2. Учить устанавливать причино-следственные связи и закономерности, опираясь на собственный опыт.
  3. Развивать связную устную речь.
  4. Воспитывать трудолюбие и заботливое отношение к животным.

Оборудование: телевизор с «бегущей лентой», «Цветик-семицветик» (с диалогами), «Волшебная палочка», таблица Тоцкого, набор вопросов, у каждого ребенка вопросы без вопросительного слова, телевизор с кассовой лентой, гармошка со словами из текста.

Ход урока.

I. Организационный момент

1. Речевая разминка:

а) произнесение звуков на выдохе: «А», «О», «У», «И», «Э», «С»;

б) работа с таблицей Тоцкого М.П.

1. А  Б  В  Г  Д

2. Е  Ё  Ж  З  И

3. Й  К  Л  М  Н

4. О  П  Р   С  Т

5. У  Ф  Х  Ц  Ч

6. Ш  Щ  Ъ  Ы  Ь

7. Э  Ю  Я

в) упражнение на зрительное восприятие. Показывается картинка «Мои друзья» - можно ли обозначить одним словом то, что изображено на картинке? (Можно. Это домашние животные);

г) подготовительное чтение знакомого стихотворения по «бегущей ленте» с одновременным проговариваением и массажем ушей.

Учитель:

- Прочитаем знакомое нам стихотворение хором, одновременно массируя кончики ушей.

        II. Вступительная беседа

Учитель:

- Какую тему мы изучаем? («Учимся трудиться»). Детям показывается телевизор с «бегущей лентой».

- Что нужно, чтобы животные выросли? (Трудиться).

- Сейчас мы будем читать рассказ О.Донченко «Теленок» (выставляется иллюстрация «Теленок». Предлагается схема             ).

- Как можно назвать по-другому теленка, когда у него появляются рога? (Бык, корова). Дети угадывают, что это бык.

- Давайте подразним бычка!

Дразнилка-скороговорка:

Бык, бык, тупогуб, тупогубенький бычок.

У быка была губа тупа.

Дразнилка проговаривается с движением пальцев 2 раза (сжимание и разжимание).

1 раз – сидя, надавливая на подушечки всех пальцев, большим «Пальчики здороваются», создавая ритм.

2 раз – это же движение выполняется с прыжками.

        III. Работа над новым текстом

  1. Чтение текста учителем.

- Я буду читать текст, а вы подумайте, о ком говорится в этом рассказе. После прочтения текста. Дети отвечают: «В рассказе говорится о мальчике Мите и теленке».

2.  Работа над содержанием.

        У каждого ребенка на столе лежит вопросительное предложение без вопросительного слова. У слабых – полное предложение. Слова-вопросы развешены и разложены по классу хаотично.

        - Найдите нужное вопросительное слово и прочитайте вопрос полностью. На заданные вопросы дети отвечают. (За правильность выполнения необходимо стимулировать детей жетоном).

3. Релаксация (восстанавливает работоспособность). Одновременное сжимание кулачков и зажмуривание глаз с напряжением и задержкой дыхания 3 раза.

4. Словарная работа.

а) «ЭХО» чтение слов с объяснением смысла (на доске).

ПИ-ТО-МЕЦ – тот, кого кормят, воспитывают, заботятся;

ВЕ-ТЕ-РИ-НАР-НЫЙ врач – лечит животных;

БЛА-ГО-ПО-ЛУЧ-НО – удачно, успешно;

ОТ-ТОЛК-НУВ-ШИСЬ – толчком от чего-то;

ЗА-ВЕ-ДУ-Ю-ЩИЙ – заведует фермой;

ОТ-ЧА-ЯН-НЫЙ – зов – безвыходный, безнадежный.

- Давайте крикнем отчаянно так же, как кричал теленок.

«М-ма-э-э-э!» (записано на доске). Сначала дети кричат тихо, по сигналу учителя – громче, еще громче, сила голоса увеличивается.

Дети читают после учителя, обращая внимание на ударение, по слогам, а затем целым словом. После этой работы учитель закрывает левую часть и просит восстановить слова по памяти;

б) чтение слов со стечением согласных:

сла-слабый                 сто-стоял

сде-сделал                 кре-крепкий

при-прибавлял         здо-здоровый

сми-смирный

- Какие два слова обозначают одинаковый смысл.

- Два слова противоположные по смыслу (например: большой-маленький; ночь-день);

в) проговаривание с хлопками слов из словаря:

ТЕ-ЛЕ-НОК

КО-РО-ВА

СА-ХАР

        IV. Логоритмическая физминутка «Курица и цыплята»

Работа над интонационной стороной речи:

        а) игра «Цветик-Семицветик». Ученики по желанию подходят к доске и срывают лепесток с диалогом, читают соблюдая интонацию;

        б) драматизация сцены «Мама и Митя». После сцены дети хлопают как в театре;

        в) чтение по цепочке с «волшебной палочкой». Дети читают предложения по цепочке, передавая друг другу палочку. По сигналу учителя (стук карандаша или хлопок) меняется способ чтения;

        г) чтение по цепочке способом «2 + 2». Учитель взяв палочку у последнего читающего, начинает читать два предложения, предварителньо предупредив детей:

- читаем способом 2 + 2, продолжаем чтение.

Учитель читает 2 предложения, ученик повторяет последнее и продолжает читать следующие 2 предложения, затем снова учитель и второй ученик и т.д. Все дети должны прочитать по 1 разу;

        д) чтение с заданием. По сигналу учителя начинается хоровое чтение с подчеркиванием слов карандашом на слово «Стоп». По сигналу «Стоп» нужно подчеркнуть слово и продолжать хоровое чтение дальше до определенного сигнала. Текст до конца читать не обязательно. В этом задании самому внимательному вручается жетон;

        е) составление картинного плана. Выставляются 3 картинки по содержанию из текста, нужн овосстановить последовательность событий (вывешивается отрывок из текста с замазанными окончаниями)

И стал маль            ухажив             за теленк         .

Кормил его молок          из ложк      ,  

в моло         прибавл         саха      . Два раза

в день менял соломенн         подстилк    

и, как ребен        , мыл тепл          вод         с мыл          

- Прочитайте отрывок глазами без голоса.

- К какой картинке относится отрывок?

- Найди ошибку. В этом отрывке имеется ошибка вместо слова «кормил теленка из соски» написано слово «из ложки».

        V. Домашнее задание

        1. Найди отрывок, относящийся к нашей странице, и выразительно его прочитай.

        2. Перескажи рассказ по плану.

        VI. Подведение итогов

- Спасибо всем! Я очень довольна. Молодцы! Давайте отметим лучших. Подсчитам количество жетонов. Похлопаем победителям.

        VII. Оценивание

Нужно обязательно похвалить слабых детей. Дать возможность поверить в собственные силы.

- У тебя всё получится!

- Сегодня ты молодец!

- Ещё чуть-чуть постараешься и все будет получаться. (Можно похлопать по плечу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.

- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...

Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"

Вашему  вниманию  представлен  подробный  конспект  урока  по  литературному  чтению  с описанием  целей  деятельности  педагога, плани...

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение рассказа Е.Кононенко «Резеда»

Цели:- продолжить работу над формированием навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;- учить детей выделять главную мысль в тексте;- обогащать речь учащихся определениями, учи...

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Чтение рассказа И.Туричина «Защитники».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы)   в старшей группе. Тема недел...

Конспект урока по литературному чтению "Чтение рассказа В.Драгунского «Что любит Мишка».

Цель: познакомить детей с произведением В. Драгунского «Что любит Мишка».Задачи:Образовательные: выработать у детей такие качества чтения, как: техника чтения, правильность чтения, выразит...

Технологическая карта урока литературного чтения «Семейное чтение. Рассказ Б. А. Емельянова «Мамины руки»», УМК "Перспектива", 4 класс

Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения рассказа Б. А. Емельянова «Мамины руки».Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1)...