Паустовский К.Г. "Барсучий нос" Технологическая карта урока
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Тарасова Ирина Викторовна

технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_tarasova.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Тарасова Ирина Викторовна

Предмет: Литературное чтение

Тема урока: К. Паустовский «Барсучий нос». Особенности художественного текста.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: Знакомство с новым произведением.

Задачи:

1. Обеспечение целостного восприятия и понимания текста.

2. Развитие умения выделять главную мысль, высказывать своё мнение, обобщать, сравнивать, делать выводы.

3. Формировать читательскую культуру младших школьников, их литературную компетентность.

4. Прививать любовь к чтению и книге.

5. Воспитывать любовь к природе.

Формирование УУД:

Личностные действия:

самоопределение, смыслообразование- установление связи между целью УД и её мотивом, нравственно-

этическая ориентация – оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающий личностный моральный выбор.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

формирование способности к организации своей деятельности

Познавательные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме

Коммуникативные действия:  постановка вопросов, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли.

Методы урока: проблемный, частично-поисковый, объяснительно - иллюстративный, наглядный

Оборудование: проектор, компьютер

Учебник: Л. Ф .Климанова, Л. А .Виноградова, В. Г. Горецкий «Литературное чтение» 3 класс

План урока:

I. Самоопределение к деятельности   (1-2 минуты)

II. Постановка учебной задачи (4-5 минут)

III. Построение проекта выхода из затруднения. Анализ произведения (12-15 минут)

IV. Первичное закрепление (7-8 минут)

V. Включение нового знания в систему знаний и повторение. (7-8 минут)

VI. Рефлексия деятельности. (Итог урока 2-3 минуты)

VII.Домашнее задание (4 минуты)

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Результаты

I. Самоопределение к

деятельности. (1-2

минуты)

Начинаем урок, начинаем учиться.

- Что значит учиться?

- Как это - учить себя?

- Построим урок согласно этим правилам.

Настраиваются на активную работу на уроке.

Учиться – это значит учить себя.

Повторяют по схеме:

- Нужно понять, что я не знаю.

Поставить цель: хочу узнать

Начну искать способ, как это сделать.

Составлю план работы и

буду действовать по плану.

Запоминаю. Повторяю.

Подвожу итог своей работы.

Регулятивные :

формирование способности

к организации своей

деятельности.

Метапредметные:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

II. Постановка

учебной задачи (4-5 минут)

И так первый шаг:

-Что мы не знаем?

(1 слайд):

«…Моя писательская жизнь началась с

желания всё знать, всё видеть и

путешествовать…»

- Хотите узнать, кому из писателей принадлежат такие

слова?

- О чём мог писать этот человек?

(2 слайд):

- Слова эти принадлежат русскому писателю

Константину Георгиевичу Паустовскому.

Подарил он нам, своим читателям, рассказ

«Барсучий нос».

Откройте учебники на стр. 98, рассмотрите

иллюстрацию.

- Как вы думаете, почему рассказ так

называется?

- По заглавию можно догадаться о содержании

рассказа?

(3 слайд с муз фоном):

Посмотрите на иллюстрацию на доске.

- Где происходят действия? Кто герои? Что

можно предположить?

- У кого возникло желание узнать, кто эти

люди и почему рассказ так называется?

Теперь сформулируйте цели нашего урока,

опираясь на ключевые слова: ???????в чём

особенность…, … интересны…, …

понравилось… учит

Читает 1 ученик.

- о путешествиях, о природе, о животных.

- Действие происходит в лесу около реки или

озера.

(Люди, может быть, рыбаки, охотники, путешественники).

Регулятивные:

целеполагание;

коммуникативные:

постановка вопросов;

познавательные:

самостоятельное

формулирование цели.

Регулятивные:

планирование,

прогнозирование;

Личностные результаты:

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Предметные результаты:

понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций

Предметные результаты:

умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

III. Построение проекта

выхода из затруднения.

Анализ произведения.

(12-15 минут)

(4 слайд):

- Кто такой барсук?

(5-8 слайд)

Словарная работа в процессе слушания и чтения текста

Чтение и анализ текста.

1 часть – аудиовоспроизведение

- От чьего имени ведётся рассказ?

– О каких приметах осенней природы

рассказывает писатель?

Почему рыбакам приходилось выезжать на

середину озера?

– С чем сравнивает воду в озере?

– Какую рыбу ловили рыбаки? (слайд)

- Как вели себя щуки?

Поработайте дружно с соседом по плечу:

- Найдите в тексте место, где писатель

использует приём сравнения. Что с чем он

сравнивает?

– О чём вы узнали из этой части?

– Как мы её озаглавим?

(9 слайд)

(Осенняя рыбалка на озере). Вывешиваю

таблицу на доску

2 часть – чтение «по цепочке»

Почему охотники всё время поддерживали

огонь в костре?

Почему зверь прибежал к костру?

– Какими словами автор характеризует

мальчика? Прочитайте.

– Поясните слова: мальчик «лучше нас,

взрослых …всё замечал и рассказывал»?

– О чём говорится во 2 части?

– Как мы её озаглавим?

( 10 слайд)

(Ужин у костра) Вывешиваю таблицу

на доску

3 часть.

– Кто первым услышал фырканье зверя?

- Как стали вести себя рыбаки?

- Как вёл себя барсук в присутствии людей?

Боялся он их? Чувствовал он себя хозяином

леса или нет?

(слайд) посмотрите, как это было?

- Как озаглавим эту часть?

(11 слайд) (Зверёк решил поужинать у людей).

4 часть – самостоятельное чтение

– Мальчик первым увидел, что барсук лечит

свой нос. Как это характеризует мальчика?

– Из каких строк видно, что барсуку было

очень больно?

– Ребята, что нужно делать, если получил ожог?

– При ожоге нужно больное место подставить

под струю холодной воды. Наш барсук тоже

нашёл прохладное место.

– Что мы можем сказать о барсуке?

– О чём говорится в этой части?

– Как мы её озаглавим?

(12 слайд) (Барсук лечит свой нос)

5 часть – читает учитель

– Почему автор узнал барсука?

–Как мы озаглавим эту часть?

Слайд 13 (Встреча через год).

Барсук – хищный зверь, размером со среднюю

собаку, с короткими ногами и длинной шерстью.

По спине у барсука идут белые продольные

полосы.

- Повествование ведётся от имени автора.

Озеро покрыто листьями. Часто был туман.

На берегу невозможно было ловить рыбу,

мешали листья.

Вода казалась чёрной, как дёготь.

Рыбаки ловили плотву, ершей, щук, окуней.

Ляскали зубами.

Охотники поддерживали огонь в костре, чтобы

отгонять волков.

Зверь хотел кушать.

Мальчик первым услышал фырканье зверя.

Познавательные:

моделирование логической

цепи рассуждений,

доказательство, выдвижение

гипотез и обоснование.

Коммуникативные:

 . планирование своих

действий

Регулятивные:.

(контроль, коррекция,

оценка, саморегуляция)

Метапредметные:

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Предметные результаты:

умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

 понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

 достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно- популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

Метапредметные:

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Предметные результаты:

достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно- популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

 Личностные результаты:

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные:

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

IV. Первичное закрепление

Мы прочитали рассказ. А сейчас давайте выполним следующий шаг: повторим и

запомним.

- Что вы можете сказать о писателе? Какой

характер у этого человека? Как он относится к

персонажам своего рассказа?

- Можно ли назвать мальчика и автора

друзьями?

А сейчас я хочу услышать ваше отношение к

прочитанному?

Вам помогут такие слова: Слайд 14

- меня удивило…

-мне стало жалко…

- мне не понравилось…

– Если бы автор не пошёл за мальчиком и

ограничился бы только тем, что выслушал его,

поверил бы он в этот невероятный случай?

– Кто из вас хотел бы быть таким же

наблюдательным, как мальчик?

Наблюдательные люди, любящие природу,

никогда не будут разорять птичьи гнёзда,

ломать ветки деревьев, обижать зверей,

разрушать муравейники.

Добрый, чуткий, любит природу, внимательный.

Регулятивные:.

(контроль, коррекция,

оценка, саморегуляция)

Личностные результаты:

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Метапредметные:

 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

Предметные результаты:

 осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

V. Включение нового

знания в систему знаний и

повторение. (7-8 минут)

– Какова главная мысль рассказа? Для чего

подарил он нам свой рассказ?

Чему учит рассказ?

- Какой вывод мы сделаем?

 (слайд 15 «Книги»)

Посмотрите на доску. Здесь размещены книги,

которые написал Константин Георгиевич

Паустовский. Он завещал нам учиться у героев

его книг любить нашу землю – её поля и леса,

её города и заводы, её небо, её реки, её язык и

искусство. В рассказе «Барсучий нос», кто нас

учит любить нашу землю, Родину?

Основная мысль рассказа Паустовского

"Барсучий нос"

- Воспитание любви к природе! Красота природы

завораживает и остаётся в душе человека.

Необходимо учиться видеть природу, наблюдать

и понимать её красоту

Личностные:

самоконтроль,

устанавливать связь между

целью деятельности и её

результатом

Личностные результаты:

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Метапредметные:

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Предметные результаты:

умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

VI. Рефлексия деятельности. (Итог

урока 2-3 минуты)

Наш урок подходит к концу. Очень хочется узнать, понравилось ли вам работать на уроке?

А завершить наш

урок я хочу словами

К.Г.Паустовского: «Чем больше знаешь, тем

интереснее жить».

Поэтому, ребята, больше читайте, открывайте и

познавайте окружающий мир, это очень

занимательно и увлекательно!

Регулятивные: совместно с учителем и

одноклассниками давать

оценку своей деятельности

на уроке

Коммуникативные:

строить монологическое

высказывание.

Метапредметные:

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

VII.Домашнее задание (4

минуты)

?????? (в процессе обдумывания)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению УМК «Перспектива» 3 класс Л.Ф.Климанова Тема урока: К.Г. Паустовский «Барсучий нос».( 2 урок)

Цели и задачи урока обеспечить целостное восприятие и понимание текста; развивать умение определять главную мысль произведения, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обо...

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей”. Характеристика поступков героя” (2-ой урок)" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей»....

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей” (3-й урок)" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей»....

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Стальное колечко” (1 урок)" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе знакомства с произведением К.Г. Паустовского «Стальное колечко» и определен...

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей”. Характеристика поступков героя” (2-ой урок)" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей»....

Технологическая карта урока литературного чтения «К.Г.Паустовский «Барсучий нос»» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока: «К.Г.Паустовский «Барсучий нос»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над  произве...

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский «Барсучий нос»"

​Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе на тему "К. Паустовский «Барсучий нос»". Цель урока: ознакомление учащихся с творчеством русского писателя К. Г....