Проект хода урока литературного чтения.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Андрюхович Анна Юрьевна

Проект хода урока литературного чтения. Драгунский В.Ю. "Тайное всегда становится явным"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dragunskiy_khod_uroka_proekt.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным». Чтение и анализ.

Задачи урока:

-Познакомить учащихся с идейным смыслом рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным»; произвести анализ данного произведения; восстановить последовательность событий в рассказе.

Поставьте цель нашего урока?  

Цель: познакомить с рассказом В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным», используя приёмы критического мышления, стимулировать мыслительную и творческую деятельность.

Учитель:

Как вы думаете почему автор начинает свой рассказ именно со слов Тайное всегда становится явным?

Сегодня на уроке будете учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы.

Биография? Краткий рассказ об авторе (3 человека получают карточки и самостоятельно знакомятся с содержанием) Виктор Юзефович Драгунский родился 30 ноября 1913 года. Своё детство он провёл на Украине. Рано потерял отца. С 16 лет пришлось работать. Для него все работы хороши. Виктор работал бакенщиком, шортником, лодочником, токарем и даже клоуном.

Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, называется «Тайное становится явным», а написал его В. Драгунский.

- Как понимаете название произведения? Вы когда-нибудь слышали такое выражение? Что оно означает на ваш взгляд?

Давайте вспомним значение слов: тайное, явное.

-Попробуйте предположить, о чём может пойти речь в рассказе с таким названием?

Чему учит этот рассказ?

Учитель:

Чтение и анализ первой части

1). Ребенок читает до слов: «Видеть не могу манную кашу!».

-Что узнаём о Дениске? (задумывался над непонятным, имел хорошие привычки)

Как Дениска относится к завтраку? Как вы об этом узнали?

«Белок раскромсал», как понимаете это выражение? Попробуйте заменить синонимом. Почему Драгунский выбрал именно этот глагол?

2). Чтение и анализ второй части (до слов: «Ты должен съесть всё до конца».

-Зачем мама заставляла сына есть кашу? (заботилась о сыне)

Почему именно в Кремль пообещала пойти мама? Для Дениски это важно? Какая фраза помогла вам понять, что Кремль для Дениски – ценность?

-Как будут дальше развиваться события? (предположения детей)

Учитель:

3). Чтение и анализ третьей части (до слов: «Идём на прогулку в Кремль» (читает хорошо читающий человек).

-Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей? (чувство обиды, досады, безысходности).

- Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу?

Как вы думаете, Дениска балуется или, действительно, пытается выполнить мамино условие? Что об этом говорит в тексте?

Понимал ли Дениска, что он делает, когда выплёскивал кашу на улицу? Как об этом говорится в тексте? Отчего у мальчика возникло такое состояние?

- Какие чувства испытала мама, увидев пустую тарелку сына? (гордости, радость).

-Как надо прочитать её слова? Найдите эти слова и прочитайте. (Выборочное чтение).

Почему именно в Кремль пообещала пойти мама? Для Дениски это важно? Какая фраза помогла вам понять, что Кремль для Дениски – ценность? Фото: Кремль, Грановитой палаты, Оружейной, Царь-пушки, Иван Грозный.

Как вы думаете, для Дениски это сложная ситуация? Почему?

-Как будут дальше развиваться события? (предположения детей).

1.Словарная работа

Прочитайте первое выражение “Грановитая палата”

-Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола.

- Следующее слово клевета – что оно обозначает?

-Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

-Подберите синонимы к этому слову.

-Какие слова мы называем синонимами? (Ложь, враньё, выдумка, наговор)

-И последнее слово язвительный – что это значит? (Злобно-насмешливый, стремящийся досадить)

-Подберём синонимы: злой, обидный, резкий, ядовитый, колкий.

Учитель:

4). Чтение и анализ четвёртой части (до слов: «Горячая между прочим, сквозь шляпу и то жжёт» (читает хорошо читающий человек).

Подберите синонимы к слову клеветать (обманывать, наговаривать, придумывать).

- Милиционер назвал маму Дениса интеллигентным человеком. Какого человека называют интеллигентным? (культурного, образованного, воспитанного)

–  А ее сын Денис?

Интеллигентный человек- это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры).

- Автор пишет «язвительно рассмеялся милиционер».

-Как это язвительно? (злобно-насмешливо)

- Как изменилось настроение у Дениски? - О чём подумал мальчик, когда увидел пострадавшего? Из каких слов это видно? (прочитать)

А что испытывала мама? Как сказано об этом в тексте, ведь рассказ написан от лица Дениски, а он не может знать, что думает или чувствует мама.

-Мы смеёмся, когда читаем рассказ дяденьки, как каша очутилась на его шляпе, брюках. А что он при этом чувствует?

-Хорошо ли Дениска знал свою маму? Какие слова это доказывают? Найдите и прочитайте.

-Почему мама сначала говорит строго, громко, а потом тихо? Как меняется её настроение? (сначала радуется за сына, потом недоумевает, затем испытывает стыд и неловкость за сына).

Как вы думаете, для Дениски это сложная ситуация? Почему?

5). Чтение и анализ пятой части (до конца текста).

- Почему мама «смотрела долго-долго на сына? (хотела понять, что чувствует Дениска).

-Почему мама не наказала Дениску?

-Была ли у вас похожая ситуация, из которой вы извлекли урок?

- Оказались ли ваши предположения, о чём будет рассказ, верны?

Прочитайте рассказ пострадавшего. Почему вам смешно? Почему он заикается?

Смешная ситуация, а кто ещё вместе с нами смеётся? (автор) зачем автор смеётся сам и даёт возможность нам посмеяться, когда героям не до смеха? (чтобы мы не захотели оказаться на их месте)

Ругала ли мама сына? Почему.

Физминутка.  

- кромсаем яйцо;

- дети жестами и мимикой изображают процесс «усовершенствования» каши и «выбрасывают» в  воображаемое окно.

Рефлексия (у детей с парт убираем тексты рассказа).

  1. Вы внимательно читали рассказ, слушали своих товарищей. Задание по группам. Переверните листок. (класс разделён на 3 группы).

Составление диафильма из цитат взятых из текста:

«Видеть не могу манную кашу»

«Ты должен съесть всё до конца!»

«А я остался с кашей наедине»

«Вы выливаете разную гадость за окно!»

«Ты это запомнил на всю жизнь?»

Какое задание нужно будет выполнить?

1 группе: На листике даем только цитаты. Нужно восстановить хронологию событий и нарисовать рисунок.

2 группе: Даем распечатанные картинки которые подходят к данным цитатам. Нужно восстановить хронологию событий и подпитать цитаты или на память основную мысль.

3 группе: Разбить текст на основные части и выделить главную мысль части. (прописать в целях).

Учитель:

Подведение итогов урока.

-Ребята, жизнь нам преподносит уроки, которые учат нас правильно вести себя в обществе, принимать решения, но и, читая произведения, вы тоже получаете уроки, которые пригодятся вам в жизни. Какой урок сегодня вы получили?

как называется рассказ? Сразу ли герой понял смысл этой фразы? Как думаете, это выражение (название рассказа) отражает тему или главную мысль? Зачем автор начал рассказ с этой фразы?

О каких серьёзных вещах с юмором рассказывает В.Ю.Драгунский?

Почему тайное стало явным? 

Заключение: Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал:

«Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В. Драгунский».

Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины.

Домашнее задание.

1. Рассмотрите рисунки. Узнаёте героев рассказа? Попробуйте восстановить последовательность событий. Проверка

2.Подобрать пословицы соответствующие к частям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Метод проектов на уроках литературного чтения

Использование методов проектов на уроках литературного чтения...

Методическая работа по развитию нравственных качеств на уроках литературного чтения в ходе анализа художественного произведения

В данной статье описан ряд методов и приемов работы с художественным произведением, способствуюших развитию нравтственных качеств на уроках литературного чтения в процессе анализа художественного прои...

Разработка урока литературного чтения по теме "Л.Толстой Какая бывает роса на траве? Как ходят деревья?"

Урок литературного чтения в 4 классе по программе Бунеева Р.Н. построен в виде путешествия по Ясной поляне, где Л.Н.Толстой написал большинство своих рассказов. Урок предусматривает групповую работу....

Готовые проекты для уроков литературного чтения в 1 классе

В этой статье вы найдёте список готовых проектов, которые можно применять на уроках литературного чтения в 1 классе. В каждом проекте есть описание (цель, порядок действий, описание совместной работы)...

Метод проектов на уроках литературного чтения в начальной школе окружная конференция

Участие и представление опыта в Окружной научно – практической конференции «Проектно – исследовательская деятельность как средство реализации ФГОС»,  мастер – класс ...

Разработка проекта к уроку литературного чтения в 3 классе "Любовь человека глазами животных"

В разработке проекта представлены актуальность проекта, все этапы и риски при реализации проекта и продукт проекта....

Конспект урока литературного чтения «Английская народная сказка. Как Джек ходил счастья искать» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Английская народная сказка. Как Джек ходил счастья искать» Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции при работе над английской народной сказкой «Как Дже...