Тема урока: О совести и долге. К. Паустовский «Тёплый хлеб».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Урок литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k.paustovskiy_tyoplyy_hleb.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: О совести и долге.

К. Паустовский «Тёплый хлеб».

Цели и задачи урока: Чтение произведения с соблюдением норм литературного произношения, составление личного мнения о литературном произведении, определение основной мысли прочитанного, выражение ее своими словами.

Планируемые результаты:

Предметные: Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, составлять личное мнение о литературном произведении, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами.

Личностные: Иметь представления о моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках; ориентироваться в нравственном содержании поступков людей; регулировать поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.

Метапредметные: Анализировать, ориентироваться в тексте, выделять в тексте существенную информацию, строить логические высказывания, делать выводы, выполнять учебные действия в устной форме, корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Ход урока:

Организационный момент:

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок литературного чтения,

Проверьте готовность к уроку.

Актуализация знаний:

Сегодня мы с вами поговорим о том, без чего не может обойтись ни один человек. Как вы думаете, без чего?

Отгадайте загадку:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

Какие пословицы о хлебе вы знаете?

Хлеб всему голова.

Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.

Будет хлеб - будет и обед.

Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.

Пока есть хлеб да вода - все не беда.

Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.

Не оставляй на завтра дела, а оставляй хлеба.

Где хозяин ходит, там земля хлеб родит.

Дорог хлеб, когда денег нет.

Чужой хлеб всегда вкусен.

Горька работа, да хлеб сладок.

Введение в тему урока.

Сегодня мы с вами начнём знакомство со сказкой К. Паустовского «Тёплый хлеб».

А какие произведения К. Паустовского вы уже читали? («Барсучий нос», «Кот Ворюга»)

Константин Георгиевич Паустовский (1892 – 1968) – человек, который любил природу, знал ее; писатель, который очень серьезно относился к творчеству. Познакомимся со словами Паустовского о чтении: «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги».

Размышления над цитатой Паустовского.

- Что значит уметь читать? (Понимать прочитанное, вникать в замысел.)

- Кого можно назвать умным, добрым и верным другом? (Того, кто поможет, подскажет, не оставит в беде.)

- Для каждого ли книга может стать другом? (Только для того, кто внимательно читает, задумывается над прочитанным).

Обобщение учителя.

Сказка была написана в 1954 году и впервые напечатана в детском журнале «Мурзилка». О чем вам говорит дата 1954 год? (Прошло 9 лет после победы в Великой Отечественной войне) Читая сказку, мы должны будем ответить на вопрос: «Что хотел сказать Паустовский детям в трудное послевоенное время?»

Чтение сказки К. Паустовского «Тёплый хлеб».

Чтение первого абзаца.

- Когда происходят события? (В годы войны).

- Где происходят события? (В обычной русской деревне Бережки).

Чтение до слов «да ну тебя надоела»

Первое знакомство с героями.

- Назовите героев сказки. (Конь, Панкрат, Филька).

- Что автор говорит о каждом герое?

Конь был ранен во время войны, труженик, терпеливо выполнял тяжелую работу, помогал мельнику Панкрату, все жители деревни считали своим долгом заботиться о нем.

Панкрат – мельник, живет в стороне от людей (мельница обычно находилась на краю деревни или в стороне от нее), умный и проницательный («быстрые глаза»), из-за этого, наверно, его и считали колдуном. Мало разговаривает, много работает. Видит человека насквозь.

Филька – молчаливый, недоверчивый мальчик, был неласковым, ни с кем не дружил, ему дали прозвище «Ну Тебя».

- Как это прозвище характеризует героя? (Фильке наплевать на сверстников, на старших, он думает, прежде всего, о себе).

Чтение вслух до слов « или ничего такого не было».

- Дальше мы с вами узнаем, какие удивительные дела случились в Бережках.

- Как Филька обидел Коня?

Во-первых, наотмашь ударил Коня по губам, то есть сильно размахнувшись. Во-вторых, обозвал дьяволом и христарадником. (На Руси христарадниками называли людей, которые просили милостыню: «Подайте Христа ради». Оскорбительным это слово не считалось, подавали кто сколько мог, проявляя жалость и доброту)

- Почему Филька так поступил? (Просто потому, что Конь помешал ему есть хлеб, а Филька не привык думать ни о ком кроме себя).

Что произошло в природе после того, как «Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег»?

Найдите ответ в первой главе.

«…и в тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег….Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга».

Как бабушка объясняла, «отчего же стрясся мороз»? («от злобы людской», «завёлся дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело»)

Филькина бабушка сказала, что злой мужик умер от «охлаждения сердца». Как вы понимаете эти слова? Почему она не сказала просто, что он замёрз?

«У мужика сердце холодное, он никого не любит, ему не для кого жить», «У него сердце замороженное, он и так не живой, в нём нет человеческого тепла».

Подведение итогов урока.

Чтобы книга стала хорошим другом, необходим труд и писателя, и читателя. Мы с вами как читатели должны быть чуткими и внимательными к слову писателя, только тогда книга сможет подсказать и дать добрый совет. Знакомясь со сказкой К.Г. Паустовского «Теплый хлеб», будем читать внимательно, задумываясь над каждым словом, чтобы понять советы автора.

Рефлексия деятельности:

У меня к вам вопрос: что вы чувствуете к концу урока?

Какое у вас настроение? 

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке мне было интересно…

Я узнал…

Домашнее задание: читать стр. 22-25 2 часть, К. Паустовский «Тёплый хлеб», отвечать на вопросы 5,6 на стр. 29

Я видела однажды, по дороге. 
Подбрасывал мальчишка хлеб сухой. 
И ловко били хлеб шальные ноги. 
Играл, как мячиком, мальчишка озорной. 
Тут подошла, старушка и, нагнувшись, 
Взяла батон, заплакав вдруг, ушла 
Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись. 
Решил, что это нищенка была. 
Тут дед, сидевший на скамейке, рядом. 
Поднялся и к мальчишке подошел 
« Зачем - спросил он, голосом усталым – 
-Ты, мальчик поступил нехорошо» 
А утром, в день победы, ветераны. 
Все при параде, в школу, ту, пришли. 
Мальчишке показалось очень странным, 
Что ветераны хлеб, с собой, несли. 
Узнал мальчишка, в старом ветеране. 
Седого старика, на той скамье. 
Он замер, тишина стояла в зале. 
И хлеб душистый на большом столе. 
И та, старушка, что ушла с батоном. 
Сидела рядом, грудь вся в орденах. 
В глазах мальчишки голубых, бездонных. 
Вдруг, со слезами появился страх. 
Она, разрезав хлеб, взяла горбушку. 
Мальчишке, нежно, в руки подала. 
И быль, рассказанная, той старушкой. 
Его в блокадный Ленинград перенесла. 
Вот перед ним возник холодный город. 
Во вражеском кольце, кругом бои. 
Свирепствует зима и лютый голод. 
И тот батон, что поднят был с земли. 
Прижав батон, он мчится по дороге. 
Он знает, мать его, больная, ждет. 
Торопится он к ней, замерзли ноги. 
Но счастлив он, он хлеб домой несет. 
А дома, бережно, батон он режет. 
Куски считая, чтоб хватило им. 
Пусть он сухой и пусть не очень свежий. 
Он был единственным и очень дорогим. 
Нарезав хлеб, сметает крошки в руку. 
И матери, ее кусок, несет. 
В глазах ее он видит боль и муку. 
И тот немой вопрос «Ты ел, сынок» 
Но, вспомнив, как он бил батон ногою. 
Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук 
Мать закричала « Что, сынок, с тобою. 
Дай хлеба, я умру от этих мук» 
Он зарыдал и вновь перед глазами. 
Старушка, что батон с земли берет. 
Она стоит и нежными руками. 
Мальчишке, хлеб душистый, подает. 
Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая. 
Бежит домой, там, мать больная, ждет. 
Боль матери всем сердцем понимает. 
И оправданий он себе не ждет. 
Он входит в дом, сидят в нем ветераны. 
Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук. 
Все сном прошло, остались только раны 
От боли той, в глазах стоял испуг. 
Он понял цену, тем слезам и хлебу. 
Который, дерзко, превратил он в мяч. 
На землю, вновь его вернули с неба. 
Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь» 
Стоит она и гладит по головке. 
В глаза глядит, так, как глядела мать. 
Ему, вдруг, стало стыдно и неловко. 
« Простите» - только это смог сказать. 
Я видела, как тихо, по дороге. 
Идет мальчишка, голову склонив. 
И дед седой все курит на пороге. 
Всю боль души, молчаньем сохранив.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения. К.Паустовский "Тёплый хлеб".

Конспект урока с мультимедийным приложением (презентация) по учебнику Л.А. Ефросининой 3 класс. Урок составлен с использованием технологии критического мышления....

Пазлы к уроку литературного чтения К.Паустовский Тёплый хлеб.

Пазлы к уроку литературного чтения К.Паустовский Тёплый хлеб. Задание для работы в группах на этапе рефлексии....

Урок литературное чтение К.Паустовский "Тёплый Хлеб"

Тип урока - по образовательной цели: урок усвоения новых знаний; по признаку основного способа проведения – урок с разнообразными видами занятий. На уроке используются различные методы обучения, но ...

Проверочная работа по произведению К.Паустовского "Тёплый хлеб"

Проверочная работа  состоит из заданий тестового характера и открытого типа...

Тема урока: К. Г. Паустовский « Тёплый хлеб»

Тема урока: К. Г. Паустовский « Тёплый хлеб» Цели урока: 1) знакомить с жизнью и творчеством К.Паустовского; 2 ) развивать умение выразительно читать прозаическое произведен...

Конспект урока по литературному чтению на родном языке «К.Г. Паустовский “Тёплый хлеб”» (4 класс, УМК "ПНШ")

Цели деятельности учителя: формирование литературной компетентности в процессе изучения сказки «Тёплый хлеб»; ознакомление учащихся с биографией К.Г. Паустовского.Планируемые результатыПре...