Тема урока: К. Г. Паустовский « Тёплый хлеб»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Низаева Ирина Сергеевна

Тема урока: К. Г. Паустовский « Тёплый хлеб»

 

Цели урока: 1) знакомить с жизнью и творчеством К.Паустовского;

 2 ) развивать умение выразительно читать прозаическое произведение; умение анализировать поступки героев, идейное содержание произведения, выразительные средства языка; умение работать с текстом, при выполнении заданий;

 3) воспитывать уважение к старшим.

   Планируемые результаты:

Предметные: знать содержание прочитанного произведения,

уметь воспринимать и анализировать текст, умение формулировать проблему произведения, давать характеристику герою, аргументировать свои ответы

Метапредметные УУД:

Личностные: учащийся умеет оценивать прочитанное с точки зрения нравственности

Регулятивные: планирует необходимые действия, действует по плану

Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебных задач

 Тип урока: урок по закреплению знаний и способов действий

 Оборудование: презентация, карты самооценки, записи и рисунки на доске, секундомер, жетоны, карточки с названием героев, выставка рисунков

Планируемые результаты (предметные; метапредметные: познавательные, коммуникативные, регулятивные; личностные)

Универсальные учебные действия:

личностные – проявлять терпимость, понимать и уметь высказывать свою точку зрения.

метапредметные:

регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность):

-удерживать цель деятельности до получения ее результата;

-вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок;

познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций):

-воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

-осуществлять процессы анализа, синтеза, обобщения, строить рассуждения, приводить примеры;

коммуникативные :

- уметь работать с текстом

- уметь слушать и не перебивать своих одноклассников и учителя

- уметь воспринимать чужое мнение

- уметь передавать информацию, описывать героя и действия в произведении.

-работать в парах;

предметные:

-находить информацию о произведении и книге.

 

План урока:

1. Организационный момент. Постановка цели и задачи.

2. Закрепление знаний и способов действий

3. Рефлексия, самооценка

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_razrabotka.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

         Тема урока: К. Г. Паустовский « Тёплый хлеб»

Тема урока: К. Г. Паустовский « Тёплый хлеб»

Цели урока: 1) знакомить с жизнью и творчеством К.Паустовского;

 2 ) развивать умение выразительно читать прозаическое произведение; умение анализировать поступки героев, идейное содержание произведения, выразительные средства языка; умение работать с текстом, при выполнении заданий;

 3) воспитывать уважение к старшим.

   Планируемые результаты:

Предметные: знать содержание прочитанного произведения,

уметь воспринимать и анализировать текст, умение формулировать проблему произведения, давать характеристику герою, аргументировать свои ответы

Метапредметные УУД:

Личностные: учащийся умеет оценивать прочитанное с точки зрения нравственности

Регулятивные: планирует необходимые действия, действует по плану

Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебных задач

 Тип урока: урок по закреплению знаний и способов действий

 Оборудование: презентация, карты самооценки, записи и рисунки на доске, секундомер, жетоны, карточки с названием героев, выставка рисунков

Планируемые результаты (предметные; метапредметные: познавательные, коммуникативные, регулятивные; личностные)

Универсальные учебные действия:

личностные – проявлять терпимость, понимать и уметь высказывать свою точку зрения.

метапредметные:

регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность):

-удерживать цель деятельности до получения ее результата;

-вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок;

познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций):

-воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

-осуществлять процессы анализа, синтеза, обобщения, строить рассуждения, приводить примеры;

коммуникативные :

- уметь работать с текстом

- уметь слушать и не перебивать своих одноклассников и учителя

- уметь воспринимать чужое мнение

- уметь передавать информацию, описывать героя и действия в произведении.

-работать в парах;

предметные:

-находить информацию о произведении и книге.

План урока:

1. Организационный момент. Постановка цели и задачи.

2. Закрепление знаний и способов действий

3. Рефлексия, самооценка

Технологическая карта урока

1 этап. Организационный момент.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ребята, послушайте описание человека и скажите пожалуйста из какого он произведения.

Жил он со своей бабкой. Он был молчаливый, недоверчивый и любимым его выражением было: «Да ну тебя!»

Мы с вами начали работать с этим произведением. Но не поговорили о Константине Георгиевиче Паустовском. Обратите внимание на доску. Рассмотрите портрет Константина Георгиевича. Что вы можете сказать о чертах лица? Посмотрите какие глаза, в ним «глубина души».

Данное описание подходит к герою Филька из произведения Паустовского «Теплый хлеб».

Дети формулируют цели урока

2 этап. Закрепление знаний

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1)Знакомство с жизнью и творчеством К.Г.Паустовского (информацию см. приложение1)

-Паустовский Константин Григорьевич, обращается к вам с такими словами : «Истинное счастье – это прежде всего удел знающих, а не невежд. Человек, знающий, например, жизнь растений и законы растительного мира, гораздо счастливее того, кто даже не может отличить ольху от липы или клевер от подорожника.

Невежество делает человека равнодушным к миру, а равнодушие растёт медленно, но необратимо, как раковая опухоль. Жизнь в сознании равнодушного быстро вянет, сереет, огромные её пласты отмирают, и в конце концов равнодушный человек остаётся наедине со своим невежеством и своим жалким благополучием.»

Ребята, как вы понимаете слова автора ?

- Что вы узнали о жизни и творчестве К.Г. Паустовского?

-Каким он был человеком?

-К чему призывал писатель?

-Итак, К.Г.Паустовский с большим вниманием, любовью и мастерством описывал жизнь. Давайте сегодня на уроке постараемся прочитать отрывки из сказки «Тёплый хлеб» не торопясь, как бы напиваясь родниковой водой прекрасной русской речи.

Давайте обратимся к нашим учебникам.

Работа над выразительным чтением. Анализ содержания.  

-Напомните домашнее задание.

-Прочитайте в парах , по ролям отрывок «Разговор бабки с Филькой». Как прозвучат в нём голоса героев?

Автор- Аханов

Филька-Малышев

Бабка- Курбатова

Старый солдат- Арестов

Злой мужик- Ионин

ОЦЕНИВАНИЕ

(беглость, правильность, выразительность)

Какие аналогии проводит автор в тексте, чьи поступки похожи?

-В чём острота, сложность ситуации?

Вопросы на доске:

-Филькина бабушка сказала, что злой мужик умер от «охлаждения сердца». Как ты понимаешь эти слова? Почему она не сказала, что он замерз?

-Плакал ли Филька, когда пришел к Панкрату? Если да,то почему ?

Выбери подходящее объяснение: испугался за себя, страшно за судьбу людей, стыдно перед людьми, замёрз, жалко лошадь. А может быть есть другие причины?

ОЦЕНИВАНИЕ (пары, давшие удачные ответы получают жетоны)

Анализ содержания 2 и 3 частей.

Главное:

- Какое спасение от стужи изобрёл мальчик Филька?

-Почесу мельница заработала?

-Чем окончился рассказ?

Проанализируй рассказ.

В какое время разворачивался сюжет?

Кто приютил коня?

Почему же Филька был равнодушным?

ОЦЕНИВАНИЕ (ребята, чьи вопросы наиболее сложны и интересны, получают жетоны)

Рассматривание устройства мельницы по иллюстрации к сказке на экране.

Выбери наиболее яркий момент в произведении и перескажи его. Почему выбрал именно этот фрагмент?

Какие чувства вызвало это произведение? Почему?

- Назовите героев сказки.

- Вы назвали почти всех героев, но одного все же забыли, причём самого главного. Для того, чтобы выяснить кто же это, давайте поработаем с текстом.

Паустовский в своих произведениях много внимания уделяет описанию природы. Давайте посмотрим, как природа помогает передать отношение автора к происходящему.

Выберите и прочитайте отрывки в которых показано как меняется погода:

А) до проступка Фильки

-Какое чувство вызывает у вас такое описание природы?

В) После проступка

- Как реагирует природа на поступки героя?

В) Как погода изменилась к ночи?

Г) И, наконец, когда Филька раскаялся в содеянном, когда люди объединились, чтобы справиться с бедой

        

- Сделайте вывод.

Выступления детей по теме (индивидуальное задание)

Ученики выражают свое мнение

  Тезисы: активная гражданская позиция;

Любознательность;

Любовь к нашей земле и народу;

Чтение учеников.

Дети напоминают домашнее задание.

Анализ характеров героев, их поведения в разных ситуациях

Проводят аналогии:

Филька- Злой мужик

Старый солдат-Раненый конь

Работа в парах.

Ученики задают друг другу вопросы, приготовленные дома.

Ответы на вопросы. Поиск ответов в тексте.

Выборочное чтение

Ребята называют героев: Филька Ну тебя, бабка, Панкрат, старый солдат, злой мужик, сорока, ребята, раненый конь

Обучающиеся читают отрывки

(Описано с юмором, мягко, радостно, умиротворённо)

(Она выражает гнев, негодование)

(Равнодушие, оставленность, природа как бы отступила от людей, ей стали безразличны их беды. «Воздух замёрз и между землёй и луной осталась одна пустота- жгучая и ясная…»

(Природа как любящая мать была отходчива на гнев. Едва дитя раскаялось, она снова заключает его в объятья. И снова присущий Паустовскому юмор: «В воздухе запахло весной и навозом»)

Вывод: природа в сказке «Тёплый хлеб» выступает как один из главных героев. Она то наказывает, то милует, реагирует на поступки людей и даже подчиняется животным

3 этап: Рефлексия, самооценка

Произведение «Теплый хлеб» так же о долге. Какой долг не захотел выполнить Филька?

А перед кем долг есть у нас?

Наш урок подходит к концу. Мы заканчиваем работу с произведением «Теплый хлеб». Вы получили сегодня жетоны и на прошлом уроке. У кого 2 и более положите их в дневники и сдайте мне.

А теперь оцените свою работу сами. Перед вами лежат листы рефлексии.

Домашнее задание . На листе А4 изобразить понравившегося вам героя и написать почему выбрали его.

- Спасибо за работу!  

Долг перед пожилым ветераном.

Перед Родиной, ветеранами, родителями и перед самим собой.

Список литературы

  1.  Учебник по литературному чтению 3 класс УМК «Планета знаний» с.17-29
  2. http://obrazovaka.ru/alpha/p/paustovskij-konstantin-paustovsky-konstantin
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Паустовский,_Константин_Георгиевич
  4. Фотография К.Г. Паустовского https://www.google.ru/search?newwindow=1&client=opera&hs=s4k&biw=1920&bih=970&tbm=isch&sa=1&ei=ClzTWtKBJcP8swGAsLjQDg&q=фотография+Паустовского&oq=фотография+Паустовского&gs_l=psy-ab.3..0.9155.18766.0.19076.25.12.2.11.12.0.171.1450.0j11.11.0....0...1c.1.64.psy-ab..1.24.1523...0i67k1j0i8i30k1j0i24k1.0.Jp2uKzpWqzc

Приложение 1

Ранние годы. Образование

Родился Константин Георгиевич 19 (31) мая 1892 года в Москве в православной мещанской семье. Однако в первые годы своей жизни Паустовский много переезжал вместе с родителями. Образование получил в классической гимназии Киева. Во времена учебы в гимназии Паустовский пишет свой первый рассказ “На воде” и публикует в киевском журнале «Огни».

Затем же, в 1912 году, поступил в Киевский университет, но вскоре продолжил обучение в университете Москвы. Там Паустовский учился на юридическом факультете. Однако завершить образование ему не удалось: из-за войны он покинул университет.

Творчество писателя

После службы в санитарном отряде много работал на различных заводах. А переехав в Москву в 1917 году, сменил работу на более интеллектуальную – стал репортером.
Если рассматривать краткую биографию Паустовского, в 1916 году было начато его первое произведение «Романтики». Работа над этим романом продолжалась целых 7 лет и была окончена в 1923 году, а напечатан роман был лишь в 1935 году.

Когда гражданская война закончилась, Паустовский обосновался в Киеве, но и там не задержался надолго. Много путешествовал по России. Во время поездок старался свои впечатления переносить на бумагу. Лишь в 1920-х годах в биографии Константина Георгиевича Паустовского произведения стали печататься.

Первый сборник рассказов «Встречные корабли» вышел в свет в 1928 году.

Популярность писателю приносит повесть «Кара-Бугаз», напечатанная в 1932 году в издательстве «Молодая гвардия». Она была хорошо принята критиками, и они сразу выделили Паустовского среди прочих советских писателей.

Особое место в творчестве писателя занимают рассказы и сказки о природе и животных для детей. Среди них: «Теплый хлеб», «Стальное колечко», «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Кот Ворюга» и многие другие.

Последние годы и смерть

С началом Великой Отечественной войны Паустовский стал работать военным корреспондентом. В 1956, а также в 1961 годах вышли сборники с демократическим содержанием, («Литературная Москва», «Тарусские страницы»), в которых также были напечатаны произведения Паустовского. К писателю приходит мировое признание в середине 1950-х годов. В это время он много путешествует по Европе. В 1965 был номинирован на Нобелевскую премию по литературе, но ее не получил.

Константин Георгиевич Паустовский длительное время болел астмой, пережил несколько инфарктов. Скончался писатель 4 июля 1968 года в Москве и был похоронен на кладбище Тарусы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения. К.Паустовский "Тёплый хлеб".

Конспект урока с мультимедийным приложением (презентация) по учебнику Л.А. Ефросининой 3 класс. Урок составлен с использованием технологии критического мышления....

Пазлы к уроку литературного чтения К.Паустовский Тёплый хлеб.

Пазлы к уроку литературного чтения К.Паустовский Тёплый хлеб. Задание для работы в группах на этапе рефлексии....

Урок литературное чтение К.Паустовский "Тёплый Хлеб"

Тип урока - по образовательной цели: урок усвоения новых знаний; по признаку основного способа проведения – урок с разнообразными видами занятий. На уроке используются различные методы обучения, но ...

Проверочная работа по произведению К.Паустовского "Тёплый хлеб"

Проверочная работа  состоит из заданий тестового характера и открытого типа...

Конспект урока по литературному чтению на родном языке «К.Г. Паустовский “Тёплый хлеб”» (4 класс, УМК "ПНШ")

Цели деятельности учителя: формирование литературной компетентности в процессе изучения сказки «Тёплый хлеб»; ознакомление учащихся с биографией К.Г. Паустовского.Планируемые результатыПре...