Проект "Пословицы"
проект по чтению на тему

Алтынбаева Динара Зиннятовна

Проект по литературному чтению "Пословицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poslovitsa_vsem_delam_pomoshchnitsa.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная работа

«Пословица –
всем делам помощница»

Современные дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена народная мудрость. Поэтому мы в классе решили провести проект «Пословицы и поговорки русского народа».

Цели. Выявление и развитие доминантных способностей каждого ребенка, рефлексивных, самооценочных, исследовательских умений и навыков; активизация познавательной деятельности и создание мотивационной среды; формирование навыков самообразования, поиска информации.

Задачи. Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами; уточнить смысл и значение пословиц, учить применять их в речи; создать сборник любимых пословиц учащихся; воспитывать любовь к родному языку; объединить педагога, родителей и детей в общей творческой работе.

Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения

Этап 1 – погружение в проект

Тема проекта

«Пословицы и поговорки русского народа».

Возрастная категория учащихся: 7–8 лет).

Основополагающие проблемы и вопросы учебной темы:

– Современные дети знают мало пословиц и поговорок.

– Зачем нам нужны пословицы?

– Обо всем ли есть пословицы?

Дидактические цели проекта:

– формирование компетентности учеников в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации;

– помощь в осознании значения пословицы, формирование умения применять ее в речевой ситуации;

– обучение краткому изложению своих мыслей устно и письменно.

Методические задачи:

– найти пословицы и поговорки на определенные темы;

– создать сборник любимых пословиц и поговорок русского народа.

Выбор тем индивидуальных исследований учащихся:

 Пословицы и поговорки о дружбе.

 Пословицы и поговорки об учении.

 Пословицы и поговорки о труде.

 Пословицы и поговорки о семье.

 Пословицы и поговорки о здоровье.

 Пословицы и поговорки о природе.

 Пословицы и поговорки о пословицах.

 Пословицы и поговорки о правилах поведения.

Выдвижение гипотез решения проблем

Мы провели диагностику, выяснили, что учащиеся мало знают пословицы и поговорки русского народа и) предположили, что после изучения данной темы дети будут знать пословицы, активно использовать их в речи.

Творческое название проекта: «Пословицы и поговорки русского народа».

Этап 2 – организация деятельности

1. Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов.

2. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе:

– спросить дома;

– сходить в библиотеку;

– поискать самим;

– воспользоваться энциклопедиями;

– хорошо подумать самому.

3. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав.

4. Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого члена группы:

– прочитать материал по теме в учебнике;

– воспользоваться научно-популярной литературой;

– провести опрос;

– провести выборочное исследование;

– сделать вывод.

Этап 3 – осуществление деятельности

Самостоятельная работа групп.

Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе в виде сообщения на листе формата А4 для дальнейшего сшивания в общую книгу.

Этап 4 – презентация

Защита полученных результатов и выводов на специальном занятии.

Оценивание результатов проекта школьниками и учителем. Заполнение оценочного листа по критериям, выбранным детьми (полнота материала, интересная подача, красочное оформление).

Этап 5 – проведение внеклассного мероприятия «Пословица – всем делам помощница». Награждение наиболее удачных исследовательских и творческих работ.

В ходе работы над проектом ребята узнали:

1) что такое пословица;

2) на какие темы бывают пословицы;

3) как использовать в речи пословицу.

В ходе проведения проекта ребята научились понимать богатство, глубину и мудрость народа. В результате проведения проекта нами была создана книга «Пословица – душа народа».

Итоги проекта были подведены на внеклассном мероприятии «Пословица – всем делам помощница», где дети показали высокий уровень знания пословиц и поговорок.

Внеклассное мероприятие «Пословица – всем делам помощница»

Цель. Закрепление детьми знания пословиц и поговорок русского народа.

Задачи. Способствовать использованию русских пословиц и поговорок в речи, уточнить знания о пословицах и поговорках; развивать речь, мышление, умение рассуждать, анализировать; воспитывать умение работать в группе, выполнять задания сообща.

Учебные материалы. Карточки с заданиями; детские работы на тему пословиц; белые листы для выполнения заданий; грамоты для награждения.

Подготовка

Мероприятие является итоговым при проведении учебного проекта «Пословицы и поговорки русского народа». Дети готовили сообщения о пословицах, искали в группах нужные пословицы и поговорки, рисовали иллюстрации.

Ход мероприятия

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

II. Вводное слово учителя

Учитель. Ребята, сегодня мы подводим итог нашему проекту «Пословицы и поговорки русского народа». Но сначала вспомним, что мы знаем о пословицах.

Рассказывает подготовленный ученик:

Ученик. Пословица – это короткое изречение, заключающее в себе какое-нибудь поучение. В пословицах отражаются многовековые наблюдения, трудовой опыт народа. Свое глубокое уважение к пословицам народ выразил такими словами:

 Пословица – всем делам помощница.

 Пословица недаром молвится.

 Красна речь пословицей.

 Глупая речь не пословица.

 Без пословицы не проживешь.

У. Ребята, а как вы думаете, почему пословицы так важны?

Дети. Пословицы многому нас учат. Они говорят, как нужно относиться к Отечеству, как жить, как трудиться.

У. Верно. Пословицы живут долго, не стареют. Большое значение пословицам придавали наши писатели: И.А. Крылов, Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, А.М. Горький. А Владимир Иванович Даль пятьдесят лет собирал пословицы и поговорки и создал целый сборник!

– Несколько занятий мы слушали пословицы, которые вы нашли, обсуждали их. Пришло время узнать, кто из вас лучший знаток пословиц и поговорок.

III. Конкурс «Красна птица пером, а человек – умом»

Конкурс проводится по группам из четырех человек. За каждый правильный ответ группа получает 1 балл. Побеждает тот, кто наберет больше баллов.

  1. Отгадай пословицу по названному слову

У. Назовите пословицу, где есть такие слова:

 рыбка (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда);

 труд (Труд человека кормит, а лень портит);

 друг (Нет друга – ищи, а нашел – береги! );

 ум (По одежке встречают, а по уму провожают);

 учение (Учение – путь к умению);

 шило (Шила в мешке не утаишь);

 заяц (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь);

 поспешить (Поспешишь – людей насмешишь);

 дело (Делу время – потехе час).

2. Найди вторую часть пословицы

У детей на столах разрезные карточки, где пословицы разрезаны на две части.

У. Соберите пословицы. Смысл одной из них объясните.

Труд человека кормит…

…а лень портит

В зимний холод…

…всякий молод

Ученье – свет…

…а неученье – тьма

Весна красна цветами…

…а осень – снопами

Нет лучшего дружка…

…чем родная матушка

От умного научишься…

…от глупого разучишься

3. Кто больше знает пословиц и поговорок?

У. За 3 минуты каждой группе надо написать как можно больше пословиц и поговорок.

За оригинальную пословицу, которой больше ни у кого нет, можно поставить 2 балла.

4. Подумай и напиши

У. Определите темы пословиц. Запишите рядом в столбике. Объясните свой ответ. Допишите еще одну пословицу на эту тему.

Каждая группа работает над своей темой.

Нет друга – ищи, а нашел – береги!

Пословицы о дружбе

Птица сильна крыльями, а человек – дружбой

Не мил и свет, когда друга нет

Ученье – красота, неученье – сухота

Пословицы об учении

Красна птица пером, а человек – умом

Мудрым никто не родился, а научился

«Отец» и «мать» – священные слова

Пословицы о семье

Ближе матери друга нет

Птица рада весне, а дитя – матери

Терпенье и труд все перетрут

Пословицы о труде

Кто не работает, тот не ест

Труд украшает человека

Здоровье дороже богатства

Пословицы о здоровье

Ум да здоровье дороже всего

Здоровье сгубишь – новое не купишь

У него стыда – что волос на камне

Пословицы о человеке, его качествах

Глаза – зеркало души

Я – последняя буква в алфавите

5. Выбери пословицу

У. На карточке даны объяснения пословиц, ниже – по три пословицы. Найдите подходящую пословицу. Соедините объяснение и пословицу, которая ему соответствует, стрелочкой.

Даже если людям чего-то не хватает, они могут жить в мире и согласии

Дружбу помни, а зло забывай

В тесноте, да не в обиде

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Если договориться о чем-то, то надо честно выполнять свои обязательства, потому что честность дороже денег

Не красив собой, зато честен душой

Не в деньгах счастье

Уговор дороже денег

Подарок не обсуждают, а принимают, что дарят

Дареному коню в зубы не смотрят

От того, кто не мил, и подарок постыл

Не дорог подарок – дорога любовь

Смелые и решительные люди побеждают в любом деле

Счастье видишь – смелее идешь

Уверенность приносит победу

Смелость города берет

Характер человека можно узнать по его глазам

Глаза – зеркало души

Глаз – алмаз

Лучше глаза лишиться, чем доброго имени

Знания помогут тебе всегда

Сперва аз да бука, а там и наука

Кто грамоте горазд, тому не пропасть

Не копи деньги, а учи детей грамоте

6. Числа в пословицах

– Вспомните пословицы, где есть какие-либо числа.

Один за всех, и все за одного.

Один в поле не воин.

Одна пчела немного меду натаскает.

Одна голова – хорошо, а две – лучше.

Двух правд не бывает.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Бог троицу любит.

Лучше три раза спросить, чем один раз ошибиться.

Обещанного три года ждут.

Без четырех углов изба не рубится.

Конь о четырех ногах, и тот спотыкается.

Кошка на все четыре лапы падает.

Вперед смотри один раз, назад оглянись пять раз.

Знать, как свои пять пальцев.

Один улей – улей, а пять – пасека.

IV. Итог мероприятия

У. Ребята, вы молодцы – знаете много пословиц и поговорок. Напоследок я предлагаю вам поиграть всем вместе. Я буду называть первую часть пословицы, а вы отгадывайте хором вторую часть.

 Без труда не вытащишь... (и рыбку из пруда).

 Труд человека кормит... (а лень портит).

 Кончил дело... (гуляй смело).

 Как аукнется... (так и откликнется).

 Все хорошо... (когда хорошо кончается).

 Старый друг... (лучше новых двух).

 Семь раз отмерь... (один раз отрежь).

 Ростом мал... (да удал).

 Ученье – свет... (а неученье – тьма).

 Не плюй в колодец... (пригодится воды напиться).

– Молодцы! Подведем итоги нашей игры.

Подведение итогов. Награждение победителей грамотами.

Литература

1. Введенская Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

2. Классные часы. 2 класс / Авт.-сост. Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2011.