Урок литературного чтения УМК "Гармония" 1 класс "Времена года"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Лукьянова Елена Николаевна

Урок нестандартный, очень интересный. Раздаточный материал включён .Данный урок можно адаптировать к любой  учебной  программе. Можно использовать в рамках образовательного события школы, если его рамки увеличить и дополнить , например подвижными играми и т. д.. Урок развивает творческие и интеллектуальные способности учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Бобровская СОШ №2

Лукьянова Елена Николаевна                                  

                                                  Литературное чтение.1 класс.

                                                       УМК «Гармония»

                                                  Тема: «Времена года»        

   Цели : формирование представления о годовом цикле – временах года , месяцах , их             последовательности , характерных признаках времён года.

   Задачи: 

а) систематизировать знания детей о временах года;

б)  учить выделять характерные признаки времён года;

 в) развивать познавательную активность, внимание, творческий потенциал , мышление;

 г) воспитать художественный вкус, бережное отношение ко времени, трудолюбие, взаимопомощь.

Планируемые результаты.

Предметные:

 - называть времена года в правильной последовательности;

 - соотносить времена года и месяцы;

 - узнавать время года по его изменению в художественных произведениях.

Метапредметные :

 - работать в группах;

 - понимать учебную задачу, стремиться её выполнить, используя различные способы поиска;

 - извлекать информацию из различных произведений, бесед с учителем, наследственных ресурсов.

Регулятивные:

- ориентация в раздаточном материале ( наборы текстов).

Личностные:

 - осознание своих  возможностей в учении, готовность слушать и вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Коммуникативные:

- умение обмениваться мнениями, согласовывать свои действия с партнёром, вступать в коллективное учебное сотрудничество, строить понятные речевые высказывания.

Межпредметные связи : окружающий мир.

Оборудование: новогодние шарики с номерами, карточки с названиями групп: №1 – зима, №2- весна, №3 – лето, №4 – осень, №5 – художники, №6 – мастера., изображение ёлки , раздаточный материал для групп: тексты, раскраски, разрезные картинки – пазлы, ножницы, клей, кисть, цветные карандаши, листы формата А-3; компьютер, проектор, колонки.

Ход урока

I. Оргмомент

Перед тем, как войти ребятам в класс, раздаю шарики с номерами: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

- Добрый день, ребята! Сядьте за те парты, где стоящий номер совпадает с тем, что записан на шарике.

Ребята садятся за парты с номерами №1 – зима, №2- весна, №3 – лето, №4 – осень, №5 – художники, №6 – мастера.

Доброжелательно - эмоциональный настрой на плодотворную работу.

II. Постановка учебной задачи и формулирование темы урока

- Сегодня урок необычный! О чём мы сегодня будем говорить на уроке, нам подскажет отрывок из сказки.

Включаю отрывок из сказки С.Я. Маршака « Двенадцать  месяцев».

- Кто из вас узнал,  из какой сказки отрывок?

- Кто автор этой сказки?

- Что необычного происходит в этой сказке?  (Встреча месяцев)

- Может ли в жизни такое происходить? Могут ли месяцы встретиться одновременно?

- А как происходит в природе?  ( Все месяцы идут друг за другом)

- Когда месяцы идут друг за другом по порядку происходит….( Смена времён года)

- Назовём месяцы года по порядку.

- Так какая же тема нашего урока?  ( Времена года)

- Какие вы знаете времена года?

III. Работа по теме урока

- Работать мы будем в группах. А чтобы узнать, как называются ваши группы, вы отгадаете загадки.

№1

Холодно берёзе,

Холодно осине.

Даже белка в шубе

На морозе стынет.

(Зима)

№2

Стали дождиком метели,

На дворе звенят капели.

На реке растаял лёд,

Воробей из лужи пьёт.

(Весна)

№3

Красным зовётся,

Платье в цветах.

Ягодой сладкой

Зреет в лесах

( Лето)

№4

Потемнели ветки,

От воды туман.

Гонит тучи ветер

Из далёких стран.

(Осень)

№5

У меня есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А ещё – мольберт- треножник,

Потому что я…

(Художник)

№6

У вашей группы загадка в предметах. Посмотрите, что у вас лежит на парте и подумайте, как будет называться ваша группа.

Клей, ножницы, цветная бумага, картон, разрезные картинки.

(Мастера)

- На столах у вас разные наборы.  У группы 1, 2, 3, 4- тексты о временах года, 5 – раскраски, 6- разрезные картинки.

 - Группа художников раскрашивает картины разных времён года, но не забывает использовать те  цвета, которые соответствуют определённому на картине времени года.

- Группа мастеров собирает пазлы из разрезных картинок по образцу.

- Группы времён года читают отрывки из литературных произведений и выбирают те, которые соответствуют названию вашей команды и наклеиваете  их на листы (формат А-3)

                                              Тексты для работы

     Запорошила зима снегом поля, завалила сугробами леса. Накрыла деревья  белым покрывалом.

Белка в  дупле орешки грызёт. Медведь  давно лёг спать. В берлоге лапу сосёт.

   Заинька беленький прыжками и бегом может мороз прогнать. А волки и лисы своими тёплыми шубами согреты. Птицы летят ближе к жилью.

 Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег.

    Дети рады зиме.

                           

       Вот и прошло лето. Наступила золотая осень.  

         Медленно  падают с деревьев  лёгкие листья и шелестят под ногами.

     Повсюду протянулись  серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.

    Пришла пора убирать урожай: картофель, свеклу, морковь, фасоль и  фрукты.

    Давно улетели на юг щебетуньи-ласточки и стрижи.

                                     

    Потемнели дороги. Посинел на реке лед. Бегут, журчат ручейки. У дома лужи.

 Грачи поправляют гнезда.

    Надулись на деревьях пахучие почки. Ива распустила мягкие пуховые листочки. Лес ожил.

  Увидали ребята первых скворцов.


   Стройные косяки гусей потянулись с юга. Высоко в небе показался караван журавлей.


Ива распустила мягкие пуховые листочки.
Лес ожил.

  Дети рады теплу!

                                               

Лето самое тёплое время года.

Летом все вокруг зелёное. Цветут сады.  

 Появилось много цветов, птиц, мошек. Всюду звенят птичьи голоса.

Ласково светит солнце. Иногда поливают тёплые летние  дожди.

Ребята купаются в речке с мамой и папой.


  Заинька беленький прыжками и бегом может мороз прогнать. А волки и лисы своими тёплыми шубами согреты. Птицы летят ближе к жилью.

 Летом все вокруг зелёное. Цветут сады.  

Стройные косяки гусей потянулись с юга. Высоко в небе показался караван журавлей.

  Надулись на деревьях пахучие почки. Ива распустила мягкие пуховые листочки. Лес ожил.

Зима      Весна     Осень      Лето

Учитель оказывает консультативную помощь, если возникают трудности.

IV. Физминутка  «Снеговичок»

      https://yandex.ru/video/search?text=физминутка%20снеговичок&path=wizard&noreask=1&filmId=6296845662232412581&reqid=1523388776426183-314747440761693027100507-vla1-2039-V

V.  Продолжение работы по теме урока.  Защита мини проектов.

А)- С какого времени года начинается год? Значит первыми идут рассказывать и читать о своём времени года группа №1 – Зима.

Аналогично выступают другие группы, а остальные ребята слушают и проверяют правильность выбранных текстов. Учитель задаёт вопросы по содержанию текста, чтобы проанализировать их. Например: - Какие слова из текста помогают представить зиму? С чем сравнивается зима и т.д..  Ребята прикрепляют на доску свои проекты (Листы А-3 с наклеенными текстами).

- Группа художников наклеивает получившиеся рисунки на  проекты, где времена года совпадут.

- Группа мастеров , найдите свою картину художников и наклейте свою работу рядом. А мы проверим правильно ли вы собрали пазлы – аппликации .

- Скажите, нашим получившимся проектам подходит учёный или художник? Почему? (Изображение художника и учёного висят на доске заранее – это условные значки из учебника литературное чтение и русского языка)

Совершенно верно, это художник слова!

Б) Викторина

Не зверь, а воет. (Ветер)

Какой месяц начинает зиму? (Декабрь)

Какие жуки носят имя того месяца,  в котором они появляются? (Майские)

Какой цветок зацветает, когда ещё лежит снег? (Подснежник)

Что течёт по склонам гор весной?  (Ручьи)

Какой зверь падок до малины?  (Медведь) А когда созревает малина?

У какого зверя осенью ещё родятся детёныши?  (Заяц –«Листопаднички»)

У каких животных появляется потомство зимой?  ( Налим, клесты)

В) Чтение стихотворений о временах года (можно заранее дать детям выучить либо вывести на экран для чтения вслух).

Опустел в деревне сад, 
Паутинки вдаль летят,
 
И на южный край земли
 
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
 

Снег мешками валит с неба, 
С дом стоят сугробы снега.
 
То бураны и метели
 
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
 
День прибавился заметно.

Теплый, длинный-длинный день. 
В полдень — крохотная тень.
 
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника.
 

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникли ели

Зелень мрачную хранят.


VI. Обобщение

- Что же нового узнали о временах года?

- Как художники слова описывают каждое время года?

- Как называется сказка, о которой мы говорили в начале урока? Кто её автор?

- Ещё раз назовём 12 месяцев: январь, …

VII.Рефлексия

Объясните пословицу: Декабрь год кончает, а зиму начинает.

-А какой любимый праздник зимой?

А какой Новый год без ёлки!

- У каждого на столах лежат шарики. Ими мы украсим ёлочку на доске.

- Выходим по очереди и называем примету того времени года с которым вы работали?

- Какая нарядная ёлка у вас получилась!

 

   Художники

   Мастера  

Осень

Зима

Весна

Лето

 

D:\130617\Desktop\Погружение 2015-2016\5e8f6650874c2a51ca3830a60d2b89bb.jpg

D:\130617\Desktop\Погружение 2015-2016\19.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Дети в годы войны" 4 класс по произведениям Л.Кассиля

Урок  внеклассного литературного  чтения "Дети в годы войны" построен в виде игры "Умники и умницы"...

Открытый урок литературного чтения в 4 классе по теме "Павел Петрович Бажов-уральский сказитель. Сказ "Серебряное копытце". УМК "Школа России. По учебнику Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого. Проведен в январе 2014 года.

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе по теме" Павел Петрович Бажов-уральский сказитель. Сказ "Серебряное копытце". УМК  "Школа России". Проведён в январе 2014 года. Урок сопровождаетс...

Урок литературного чтения в 4 классе «Стихи русских поэтов о природе в разные времена года».

Давайте вспомним стихи русских поэтов о природе, поговорим о средствах и приёмах лирического произведения, позволяющие развивать у нас чувства чуткого отношения к красоте родной природы, Родине. ...

Мастер - класс к конкурсу "Учитель Года 2017" на тему " Методы и приемы работы на уроках литературного чтения с целью формирования читательской самостоятельности у младших школьников"

В этой презентации  есть краткие сведения о методах и приемах работы на уроках литературного чтения младших школьников...

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира по теме: «Весна - утро года!»

Тема входит в  систему уроков раздела «Весна, весна красная…». В целях повышения эффективности обучения большое внимание уделялось развитию познавательного интереса учащихся 2 ...

Урок литературного чтения по теме М.М. Пришвин «Времена года»

Урок-презентация для самостоятельного ознакомления учащимися с произведением М.М. Пришвина «Времена года». Матвеева Е.И. Литературное чтение (4 класс) Раздел VII. «Микрогеография&raq...