Актуальность использования технологии динамического чтения на первой ступени обучения.
статья по чтению на тему

Самбуева Гунсэма Дашацыреновна

Актуальность использования технологии динамического чтения на первой ступени обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность использования технологии динамического чтения на первой ступени обучения.

       

                                                 «Если в начальной школе дети мало читали,

                                                  мало мыслили, у них складывалась                                

                                                  структура малодеятельного мозга»

                                                                                         В.А.Сухомлинский.

     

Тема моего проекта на сегодняшний день очень актуальна. Мы живём в очень не простое время. На сегодняшний день всё чаще сталкиваемся с тем, что наши дети не читают никаких книг, кроме учебников. Это вызывает серьёзную тревогу.

         Цель современного образования – обучение и всестороннее развитие  личности, способной к творчеству.  Для достижения этой цели существует множество программ, множество технологий обучения. В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей передача «готовых знаний» перестаёт быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционной организации обучения.

         В Федеральном государственном стандарте начального образования в качестве «смысла и цели современного образования» названо развитие личности, что подразумевает «умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы», так как «новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях». Современному учителю постоянно надо работать над организацией активной учебной деятельности школьников, так как она  является главным условием освоения любого

учебного курса и способствует формированию универсальных (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных учебных действий. Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемому предмету.

        Учителю приходится искать разные пути для того, чтобы воспитывать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность, которая способна добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.

         Успешное обучение и развитие речи школьников зависит и от их умения читать. В этом учебном году я выпускаю 4 класс. Анализируя  

итоги учебного года, ещё раз убеждаюсь в том, что ученики с хорошими показателями в чтении успевают по всем предметам на «4» и «5». Поэтому

вопрос беглого, осознанного и выразительного чтения всегда волновал педагогов и  начальных, и средних, и старших классов.

         Чтение – это тяжёлый труд. Сделать его более производительным, продуктивным – задача современного учителя.

          На уроках чтения происходит формирование интеллектуально-речевых умений школьников. На каждом уроке ребёнок читает, слушает, отвечает,  т.е.  общается  с товарищами, учителем, книгой.  У него формируются такие умения, как умение слушать, отвечать на поставленный вопрос, умение выражать своё отношение к чему-либо, давать оценку поступку героя. Все эти умения теснейшим образом связаны между собой и являются частью комплекта умений учебного труда.                                                                                                                                            

        Чтение – это то, чему мы учим, и в то же время то,  посредством чего ученик учится сам. Следовательно, чтение выступает как учебное умение самого широкого и универсального плана. Значит, чем лучше ребёнок овладеет навыком чтения, тем легче он будет учиться. А навык правильного беглого литературного чтения формируется на первой ступени обучения – в 1-4 классах. А наши дети сейчас всё меньше читают. Книгу заменяет компьютер, кино, видео, радио. Ученик отвыкает от слова, от книги, теряет связь с родным языком, становится безграмотным в самом прямом смысле. А в содержание программы по чтению входит:

- плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка;

- осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и текстов;

- чтение вслух, жужжащее чтение;

- чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания;

- развитие осознанности и выразительности чтения;

- применение упражнений, необходимых для чтения: усвоения правильного дыхания, составление печатных и письменных букв по элементу, восстановление слов с пропущенными буквами, составление слов из букв и слогов, вычёркивание из текста заданной буквы, чтение схем, работа с планами и т.д.

Как научить всех своих учеников хорошо читать к концу 4 класса? В  проекте продемонстрирована технология работы над формированием читательской деятельности школьников. Думаю, что данная технология имеет практическую ценность как пособие по обучению младших школьников правильномулитературному чтению.

2. Технология обучения чтению.

2.1. Основное направление в чтении.

                  Современная школа провозгласила первоочередной задачей всестороннее и гармоничное развитие личности. И в этом огромное значение приобретают предметы эстетического цикла, особенно уроки

чтения в начальной школе. Это то поле деятельности, где наиболее полно могут раскрыться интеллектуальные, духовные нравственные способности школьника. Чтение, как учебный предмет, имеет в своём распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература.

            Художественная литература несёт в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребёнка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чтение по своей психологической структуре – сложное явление. Психолог Н.А.Рыбников писал: «В акте чтения можно подметить следующие психологические процессы: восприятие зрительных буквенных элементов; представление, поскольку чтец стремится понять значение буквенных знаков; память, поскольку читающий должен помнить только что прочитанное и связанное с прочитанным содержание; интеллект, поскольку при чтении осмысливается связь прочитанного материала; воля, поскольку чтение есть спонтанная деятельность; чувство, поскольку чтец может эмоционально воспринимать содержание читаемого; моторика, поскольку чтение сопровождается произнесением про себя или вслух и т. д.» Не случайно, поэтому школа разносторонне помогает ребёнку приобщаться к искусству

чтения и на уроках обучения грамоте и на уроках чтения, причём в каждом случае процесс обучения протекает своеобразно.

          На уроках обучения грамоте в центре внимания учителя и ребёнка звуки и буквы, слова и предложения. Основной учебный материал – «Букварь», читая который дети овладевают техникой воспроизведения и понимания речи. На уроках чтения навыки техники чтения продолжают отрабатываться, но главным направлением в обучении чтению становится работа с текстом произведения. Задача учителя – формирование читательской деятельности школьников. Чтобы воспитать читателя, начальная школа должна решать следующие задачи:

развивать интерес к чтению, расширить круг чтения, его          начитанность;

         воспитывать средствами чтения у ребёнка гражданские чувства и активное отношение к читаемому;

        сформировать у учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать систематические курсы в среднем звене школы;

         обеспечить полноценное восприятие художественных и научно-познавательных текстов в их специфике;

         научить работать с учебной и детской книгой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеучебной (внеурочной) деятельности при введении ФГОС НОО второго поколения на первой ступени обучения

Презентация. Организация внеучебной (внеурочной) деятельности  при введении ФГОС НОО второго поколения  на  первой  ступени  обучения....

Использование современных информационных технологий на первой ступени обучения

 Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности».          Сейчас это уже не ...

Презентация "Организация самоуправления на первой ступени обучения"

В презентации рассматриваются достоинства и недостатки самоуправления,актуализация, пути активизации ученического самоуправления....

Интеграция урочной и внеурочной деятельности на первой ступени обучения

В работе представлена презентация и выступление по теме "Интеграция урочной и внеурочной деятельности в начальной школе" в условиях введения ФГОС...

Внеклассное мероприятие для учащихся первой ступени обучения "Разговор о правильном питании"

Соблюдение режима  дня, правильное питание - залог хорошего здоровья младших школьников....

Рабочая программа учебного предмета литературное чтение на первой ступени обучения 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению (Начальная школа XXI век).Рабочая программа содержит:1. пояснительная записка2. Общая характеристика учебного предмета3. описание места предмета в учебном пла...

Рабочая программа учебного предмета технология на первой ступени обучения 1 - 4 класс

Рабочая программа по технологии (Начальная школа XXI век).Рабочая программа содержит:1. пояснительная записка2. общая характеристика учебного предмета3. описание места учебного предмета в учебном план...