Конспект урока по литературному чтению в 3 классе пот теме: В.Ю. Драгунский "Он живой и светится" (УМК "Школа России")
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе пот теме: В.Ю. Драгунский "Он живой и светится" (УМК "Школа России")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_1403.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

литературного чтения

                                                                                                                                                                Выполнила студентка 46 гр.

Коновалова Александра

Проверил:_____________

Отметка:______________

Дата:14.03.18

Челябинск, 2018

Предмет: литературное чтение
Класс:
3 «Б»

Тема урока: «В.Ю. Драгунский Он живой и светится»
Цели урока:  - познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского;

- учить видеть и понимать поступки героев;

- развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения;

- прививать интерес к чтению, любовь к природе;

Планируемые результаты:

  • личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей, учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывание, участвовать в  работе группы, воспитывать доброту, умение слушать и слышать друг друга; учить выделять главное в рассказе «Он живой и светится»;
  • предметные: учащиеся должны научиться прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, используя слова – определения из произведения; пересказывать произведение на основе плана;

Тип урока: ОНЗ

Оборудование урока:  Литературное чтение 3 кл. 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий  2-е изд. – «Просвящение», 2013, проектор, презентация к уроку.        

Этапы, методы и приёмы

Хро-

Номе-

траж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивационный

Словесн.: слово учителя

1-2

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке, мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуйте улыбкой друг друга, пожелайте мысленно себе удачи и тихо сядьте за парты.

Приветствовать;

Слушать;

Р: положительный  настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке.

2.

Постановка учебных задач

Словесн.: отгадывание загадок;

Словесн.: ответы на вопросы;

Словесн.: слово учителя

2-3

- Ребята, сейчас немного разомнемся и проведём речевую разминку. Прочитайте и отгадайте загадки.

1. Не солнце, не огонь, а светит? (светлячок).

2. То погаснет, то зажжется

Ночью в роще огонёк,

Угадай,  как он зовётся?

Золотистый… (светлячок).

- Присядьте и прочитайте загадку шепотом.

- Встаньте и прочитайте громко.

- Прочитайте загадку скороговоркой, хлопая в ладоши.

- Прочитайте выразительно, сопровождая чтение жестами, соответствующими содержанию загадки.

- Ребята, Вспомните название раздела, над которым мы работаем. (“Люби живое").

– О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел? (О животных, о дружеских взаимоотношениях людей  и животных, о бережном отношении к живой природе.)

– Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? (“Капалуха”).

- Кто его автор? (Виктор Петрович Астафьев).

- Как вы думаете, почему я начала с беседы о светлячках? Что вы о них знаете?

Случалось ли вам летним вечером, когда стемнеет увидеть где-нибудь в траве, в кустах, крохотный фонарик, который горит зеленоватым цветом? Он может гореть долго, ровно, ярко иногда несколько вечеров подряд в одном и том же месте. При его свете можно даже рассмотреть в темноте цифры на часах.

 Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это светлячок – жук. В его теле есть особые клеточки с веществом, которое светиться, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек, когда светлячок открывает их, то светиться как фонарик.

   Жуки с крыльями этот самцы их лампочки загораются очень редко и ненадолго. Бескрылые самки зажигают огоньки надолго, освещая ими темноту летних ночей.

На свете существует много видов светящихся жуков.

- Вот такая небольшая информация.

- Прочитайте имя автора,  с произведением которого мы будем работать сегодня на уроке: Виктор Юзефович Драгунский.

- Ребята, откройте учебники и посмотрите какова тема нашего урока?

(В. Драгунский, «Он живой и светится»).

Читать и отгадывать загадки;

Читать с определённой интонацией и темпом;

Отвечать на вопросы;

Слушать;

Воспринимать новую информацию;

Читать и узнавать автора произведения;

П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах;

П: анализировать;

Р:        самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

3.

Решение частных задач

Словесн.: слово учителя

9-10

- Ребята, а вы слышали о таком писателе? Знакомились с его произведениями?

- Послушайте немного о его жизни и творчестве.

 Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972) прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Родился он в Нью-Йорке. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему уже пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало.

Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь, хотя заслуженную славу принесли ему "Денискины рассказы".

Первая книга вышла в 1961 году под названием "Он живой и светится:", куда вошло 16 рассказов о Денискиных приключениях. Затем появились новые рассказы о Дениске и его друзьях, вышла вторая книга "Денискины рассказы", которая сразу полюбилась маленьким читателям. В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого.

Драгунский очень хорошо понимал состояние детской души, человека 6-8 лет. Повествование ведется от лица ребенка, жизнь воспринимается глазами, умом и сердцем ребенка. Писатель использует очень богатый набор средств комического, который иногда перекликается с оттенками грусти.

Слушать о жизни и творчестве автора произведения;

Р: действовать с учётом выделенных учителем ориентиров;

П: расширение общего кругозора учащихся;

Физминутка

2-3

Прежде чем приступить к чтению, немного прогоним усталость

Руки за спинку, головки назад.

Глазки пускай в потолок поглядят.

Головки опустим – на парту глядим.

И снова наверх – где там муха летит?

Глазами повертим, поищем её,

И снова читаем. Немного ещё.

Выполнять разминку;

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Практич.: читать по цепочке

2-3

- Познакомились с жизнью и творчеством писателя, настало время познакомиться с рассказом.

- Читаем по цепочке, внимательно слушаем, друг друга и следим.

Читать по цепочке;

Слушать и следить;

П: осуществляют поиск  необходимой информации.

К: строить речевые высказывания;

Словесн.: ответы на вопросы;

Словарная работа

Практич: чтение по ролям

10

- Ребята, расскажите о чувствах мальчика, который сидел на песке и ждал маму?

- Расскажите, почему мальчик поменял самосвал на светлячка?

- Назовите главных героев рассказа?

-  Кто из них вам больше понравился? Почему?

- Почему рассказ так называется?

- Понятен ли вам поступок мальчиков? Вы бы поменяли дорогой самосвал на светлячка?

 Встретились ли вам в тексте незнакомые слова или малознакомые?

- Как вы выяснили их значение?

(Ребята называют слова, значение которых выясняется либо с помощью токового словарика в конце учебника, либо с помощью цепочек родственных слов).

Брынза - сыр из овечьего молока.

Моментально - мгновенно, очень быстро.

Доблесть - мужество, отвага, храбрость.

Гватемала, Барбадос - государства в Америке. Здесь: марки, выпущенные этими государствами.

- Прочитайте разговор мальчиков. Попробуйте интонацией передать их чувства.

 - Прочитайте конец рассказа разговор мамы и Дениски. Попробуйте передать чувства мальчика.

- Молодцы.

Отвечать на вопросы;

Анализировать рассказ;

Объяснять значение слов;

Читать по ролям;

П: анализировать объекты с целью выделения существенных признаков;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

4.

Подведение итогов. Рефлексия

5-6

- Что вы узнали на сегодняшнем уроке? Понравился ли вам рассказ?

-Как вы расцениваете поступок Дениски?

-Почему авторы учебника поместили это произведение в раздел «Люби живое»?

 Чему научили нас авторы этих произведений? 

Подводить итог урока;

Р: понимание причин успеха в учёбе;

Р: осуществлять итоговый контроль по результату