Конспект : «В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Зарипова Эльвина Илфатовна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v.yu_._dragunskiy_on_zhivoy_i_svetitsya.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

Тема: «В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»

Дата: 12 марта 2018 г., понедельник

Школа: МОУ Кулуевская СОШ        

Класс: 3в

Урок: 1

Кабинет: 2

                                         Учитель: Хайрова З. У.

                                                 Студент: Зарипова Э., 42гр.                                                

Цели деятельности учителя: знакомство с творчеством В.Ю. Драгунского; воспитание бережного отношения к природе, правильного поведения; раскрытие авторского замысла произведение через его анализ.

Планируемые результаты:

Предметные: 

- уметь осознанно читать и воспринимать на слух произведения;

- уметь определять основную мысль;

- оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки.

- уметь понимать нравственный смысл произведений.

Личностные:

- проявлять интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Тип урока: изучение нового материала

           

Оборудование: программа: «Школа России» учебник: Литературное чтение 3 кл. 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий  2-е изд. – «Просвящение»

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Этап самоопределения к деятельности Словесн.: приветствие

1-2 мин

- Здравствуйте ребята!

Начнём урок с разминки,

У всех прямые спинки.

Глаза следят по сторонам:

То  слово здесь, то слово  там.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно!

Приветствовать учителя.

Л:воспринимать речь, непосредственно обращенную к учащимся

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесн.: беседа

4-5 мин.

Актуализация опорных знаний.

- Установите соответствие: произведение – пословица:

«Листопадничек»,«Капалуха», «Про обезьянку», «Малька  провинилась» - «Не ты жизнь дал, не тебе ее забирать», «Родную мать никто не заменит», «Мы  в ответе за тех, кого приручили», «Даже  малая птаха своё гнездо  бережёт».

- Посмотрите на иллюстрации и назовите произведения и автора. О чём эти произведения?

- Кто автор произведений?

Проверка домашнего задания.

Устанавливать соответствие.

Тайное становится явным. Заколдованная буква.

Р: принимать и сохранять уч. задачу

К: участвовать в учебном диалоге;

3.

Постановка учебной задачи

Словесн.: определение темы и цели урока

 4-5 мин.

 - Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым произведением одного известного писателя.

 - Как вы думаете, кто автор?

- Откройте учебники. Сформулируйте тему урока.

- Сформулируйте цели урока.

Отвечать на вопросы. Высказывать мнение.

«Он живой и светится»

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Р: целеполагание

4.

Открытие новых знаний

Словесн:

беседа

рассказ

Практич:

Работа с учебником

Нагляд.: иллюстрация

Словес: речевая разминка

Словес.: слов.работа

Практич.: работа с учебником

Практич: чтение произв. с остановками

Практич: выборочное чтение

Словесн: беседа

7 -8 мин.

- Откройте страницу учебника 102.

 - Мы  продолжаем  путешествие по разделу «Люби живое». Сегодня мы поговорим о необыкновенном человеке, о талантливом писателе.  Викторе Драгунском.

Виктор Юзефович Драгунский прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему уже пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало.

Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь, хотя заслуженную славу принесли ему "Денискины рассказы". Эта книга сразу полюбилась маленьким читателям. Повествование ведется от лица ребенка. В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого.

- Что нового вы узнали?

- Что больше всего запомнилось? Что удивило?

В 2013 году исполнилось  100 лет  со  дня  рождения Виктора Юзефовича  Драгунского,  его рассказы  учат нас что такое хорошо и что такое плохо.

- Прежде чем мы приступим к работе с этим произведением, давайте проведём речевую разминку.

4. Речевая разминка

Прочитайте стихотворение:

Солнце спряталось. Темно.
Время за полночь давно
В травке яркий маячок –
Притаился светлячок

- Прочитайте в парах через строчку.

- Прочитайте шепотом.

- Прочитайте быстро.

- Как вы думаете, почему я приготовила сегодня эту загадку?

- В ходе чтения вам предстоит проверить ваши предположения. 

Словарная работа

Вам  встретятся   в тексте незнакомые слова:

Брынза - сыр из овечьего молока.

Моментально - мгновенно, очень быстро.

Гватемала, Барбадос - государства в Америке. Здесь: марки, выпущенные этими государствами.

5. Работа над произведением

- Ну а теперь возвращаемся к нашему произведению. Откройте учебники на стр. 102.  Прочитайте ещё раз его название.

- Можно по названию определить о ком или о чём пойдет речь? (нет)

- Поэтому, какая задача стоит перед нами в ходе чтения ?

Физминутка

Чтение произведения с остановками

- Приступаем к чтению. Читать мы будем с остановками и в ходе чтения попробуем составить план произведения.

Чтение 1 части (до слов «на песке и скучать…»).

- Как можно озаглавить эту часть? (Как я ждал маму)

-О чем говорится в этом отрывке?

- Как чувствовал себя Дениска?

- А что испытывали вы когда читали эту часть?

- Где задерживаться могла мама?

- С чем он сравнивал тёмные облака?

- Как вы думаете, пришла ли мама?

- Давайте проверим наши предположения.

Чтение 2 части (до слов «я её домой возьму…»)

- О чем рассказывается во второй части?

- О чем они говорили?

- Почему он не хотел отдавать самосвал. Дениска был жадным?  (нет, он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости - ведь ему было очень плохо без мамы)

- Какой характеристикой мы можем дополнить образ Дениски? (дорожит подарками – не отдавал подарок папы, терпеливый – долго ждал маму, глядя на ворота)

- Найдите предложение, где показана реакция Мишки на отказ Дениса отдать самосвал. (Мишка надулся и отодвинулся от меня)

- Подумайте, какие качества характерны для Мишки?  (Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса и он захотел такую иметь; настырным и бестактным- любым путем хотел завладеть игрушкой, получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще показывал свою обиду; невежливым, не говорил вежливое слово "пожалуйста", а получив игрушку, не сказал даже спасибо; нечестным: предлагал за новую игрушку лопнувший круг)

- Какую характеристику дал Мишка сам себе?(«Знай мою добрость»)

- Как вы считаете, можно ли назвать Мишку добрым и почему?

- Какими словами заканчивается 2-я часть?(«… тогда увидишь»)

- Как её можно озаглавить? ("Новая игрушка Дениски")

- А смогли ли вы отдать самосвал?

- Как вы думаете, что произойдет дальше?

Чтение 3 части (до слов «И я забыл про всех на белом свете»)

- Как изменилось мнение Дениски после того, как он увидел светлячка? (он сам предложил Мишке свой самосвал в обмен на светлячка)

- Как вы думаете, почему? (Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой - был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала)

- Найдите в тексте выражения, с помощью которых автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок? (сказал шёпотом, а я остался со своим светлячком, глядел и не мог наглядеться, не мог ровно дышать, стучит моё сердце, кололо в носу, хотелось плакать, я забыл про всех:)

- Каким мы видим здесь Дениску? (Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение)

- Как озаглавите эту часть? ("Светлячок", "Встреча со светлячком", "Живое чудо", "Крошечная звездочка в коробке")

Чтение 4 части (до конца)

– Кто является действующими лицами в последней части рассказа? (мама и Дениска)

- Как мама отнеслась к тому, что Дениска обменял самосвал на светлячка?(мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка)

- Как вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? (Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.)

- Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить эту часть. ("Лучше любого самосвала на свете").

Слушать биографию писателя.

Выполнять речевую разминку.

Находить неизвестные слова в словаре.

Узнать, почему рассказ так называется

Повторять движения

Читать произведение. Отвечать на вопросы по содержанию.

Характеризовать героев.

Находить отрывок в тексте.

П:

- осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

5.

Первичное закрепление

Словесн:беседа

4-5

мин

Проверка качества  восприятия

- Какой жанр этого произведения? (рассказ)

- Почему?

- Какова основная мысль?

-Почему находится в этом разделе?

- Сколько частей мы с вами выделили?

- Какие чувства вы испытывали, когда читали это произведение? (чувство грусти, тревоги, жалость к капалухе, гнева на ребят)

 

Доказывать свою точку зрения

К: участвуют

в диалоге;

Р:ориентироваться в своем знании

6.

Самост.работа

Практич: ассоц.куст

Работа в группах

5-7

Самостоятельная работа учащихся в группах

- Теперь составьте в группах ассоциации на героев. (прием ассоциативный куст)

- 1 группа (Мишка)

- 2 группа (Дениска)

- 3 группа (Мама)

-Проверка

Работать в группах

Записывать ассоциации к героям.

К: уметь сотрудничать при решении учебных задач;

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

7.

Включение в систему знаний

Практич.: кроссворд

5- 7

Заполните кроссворд (работа в парах)

Кроссворд.

1.Имя  писателя  Драгунского.

2.Имя главного героя рассказа «Он  живой и светится».

3.Звёздочка в спичечной коробочке.

4.Тот, кто её ценит и любит, никогда не будет одинок.

1.В

2.Д

Е

Н

И

С

К

А

К

3.С

В

Е

Т

Л

Я

Ч

О

К

О

4.П

Р

И

Р

О

Д

А

Кроссворд

Работать в парах.

Заполнять кроссворд по теме урока.

8.

Рефлексия деятельности

Словесн.:

самоанализ.

2-3 мин.

Рефлексия деятельности

- Понравился ли вам рассказ?

- Чему он вас научил?

- Как вы думаете, почему автор так назвал этот рассказ?

Д.з – Дома вы еще раз прочитайте рассказ «Он живой и светится» и подготовьте его пересказ.

Анализировать выполнение учебной задачи урока.

Оценивать  результаты своей деятельности.

 П.:

Структурировать знания;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" Тема урока: В. Драгунский "Он живой и светится"

Цель урока: познакомить с рассказом В. Драгунского "Он живой и светится", развивать навык осознанного, выразительного чтения, способствовать развитию познавательного интереса, уменияработать в коллект...

Конспект урока литературного чтения (3 класс) по теме "В.Драгунский "Он живой и светится"

В конспекте урока литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Он живой и светится" дано подробное описание хода урока в соответствии с требованиями ФГОС, в котором предусмотрены разные виды работ...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "В.Ю. Драгунский "Он живой и светится"

Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».Цели урока: познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится»;учить понимать ценность человеческих отношений; осознавать любовь к ...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В.Ю. Драгунский "Он живой и светится""

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока:  В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; научить видеть и понимать окружающую...