Конспект: «В. Астафьев Капалуха»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Зарипова Эльвина Илфатовна

УМК"  Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kapaluha.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

Тема: «В. Астафьев Капалуха»

Дата: 7 марта 2018 г., среда

Школа: МОУ Кулуевская СОШ        

Класс: 3в

Урок: 1

Кабинет: 2

                                         Учитель: Хайрова З. У.

                                                 Студент: Зарипова Э., 42гр.                                                

Цели деятельности учителя: знакомство с творчеством В.П. Астафьева; формирование бережного отношения к природе, правильного поведения; раскрытие авторского замысла произведение через его анализ.

Планируемые результаты:

Предметные: 

- уметь осознанно читать и воспринимать на слух произведения;

- уметь определять основную мысль;

- оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки.

- уметь понимать нравственный смысл произведений.

Личностные:

- проявлять интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Тип урока: изучение нового материала

           

Оборудование: программа: «Школа России» учебник: Литературное чтение 3 кл. 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий  2-е изд. – «Просвящение»

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Этап самоопределения к деятельности Словесн.: приветствие

1-2 мин

- Здравствуйте ребята!

На уроке не болтать,

Время даром не терять.

Надо многому учиться-

Это в жизни пригодится!

Приветствовать учителя.

Л:воспринимать речь, непосредственно обращенную к учащимся

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесн.: ответы на вопросы

4-5 мин.

Актуализация опорных знаний.

- А с каким произведением мы познакомились ?

- Какова главная мысль произведения?

 

- Какое у вас было домашнее задание? (иллюстрация к произведению)

Проверка домашнего задания.

Высказывать свои предположения.

Р: принимать и сохранять уч. задачу

К: участвовать в учебном диалоге;

3.

Постановка учебной задачи

Словесн.: определение темы и цели урока.

Словес.: рассказ

(биография автора)

Нагл.: иллюстрация

 4-5 мин.

 - Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым произведением одного известного писателя.

 А сейчас я предлагаю вам разгадать слово. Для этого мы вместе составим цепочку букв.

1 буква – такая же, как удвоенная согласная в слове аккуратно (К)

2 буква – такая же, как безударная гласная в 1-ом слоге слова малина (А)

3 буква – в алфавите стоит раньше чем Р, но позже О (П)

4 буква – такая же, как вторая в этом слове (А)

5 буква – в алфавите предшествует букве М (Л)

6 буква – такая же, как гласная в слове пух (У)

7 буква – стоит в алфавите после буквы Ф (Х)

Добавьте последнюю букву, чтобы стало истинным утверждение:

В этом слове есть 3 одинаковые буквы (А)

- Прочитайте, что у нас получилось. (КАПАЛУХА)

- Это не просто слово – это название нашего сегодняшнего произведения.

- Вы уже догадались, что написал его Виктор Петрович Астафьев.

- На доске вы видите годы жизни писателя:

1 мая 1924 г - 29 ноября 2001г

- Давайте сформулируем тему нашего урока. (Виктор Петрович Астафьев «Капалуха»)

- Сформулируйте цели урока.

Отвечать на вопросы. Высказывать мнение.

Капалуха.

Слушать биографию автора.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Р: целеполагание

4.

Открытие новых знаний

Словесн: Учебный диалог

Практич:

Работа с учебником

Словес: речевая разминнка

Нагляд.: иллюстрация

Словес.: слов.работа

Практич.

Практич: чтение произв. с остановками

7 -8 мин.

- Откройте страницу учебника 98

 Сегодня мы с вами опять окунёмся в удивительный, полный тайн мир живой природы. Мы попадём в лес, а поможет нам в этом произведение Виктора Астафьева. Но чтобы лес открыл вам свои тайны, вы должны вести себя тихо, быть внимательными, уметь слушать и слышать. Соблюдая эти несложные правила, вы сможете много увидеть и узнать.

- Прежде чем мы приступим к работе с этим произведением, давайте проведём речевую разминку.

4. Речевая разминка

Прочитайте загадку на слайде:

Рано-рано по утру,

Я танцую на току.

Брови алые вразлёт,

Потеснись лесной народ,

Хвост как веер у меня,

И обут в ботфорты я.

Правда, всё вокруг, друзья,

В тот момент не слышу я!

- Кто догадался о ком эта загадка? (тетерев)

(на доске вывешивается изображение)

- Прочитайте в парах через строчку.

- Как вы думаете, почему я приготовила сегодня эту загадку?

- В ходе чтения вам предстоит проверить ваши предположения.

5. Работа над произведением

- Ну а теперь возвращаемся к нашему произведению. Откройте учебники на стр. 98.  Прочитайте ещё раз его название. (Капалуха)

- Можно по названию определить о ком или о чём пойдет речь? (нет)

- Почему (незнакомое и непонятное слово)

- Поэтому, какая задача стоит перед нами в ходе чтения (в ходе чтения нам нужно определить значение слова капалуха).

Словарная работа

В тексте вам встретятся незнакомые слова. Давайте их прочитаем и разберём

  • альпийские уральские луга; луг - это территория, на которой произрастают преимущественно травы; альпийские луга – это луга, расположенные высоко в горах, уральские по названию гор;
  • валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю;
  • коряга - суковатое дерево или часть его, лежащая на земле.
  • просека - узкая полоса, дорога в лесу, очищенная от деревьев;
  • черничник - заросли черники;
  • пастьба – луг, где пасут скот.
  • Космы - 1. Пряди волос, обычно спутанные, всклокоченные.

2. перен. Что-л., напоминающее такие пряди.

Физминутка

Чтение произведения с остановками

- Приступаем к чтению. Читать мы будем с остановками и в ходе чтения попробуем составить план произведения.

Чтение 1 части (до слов «Я поспешил к бугорку…»).

- Как можно озаглавить эту часть? (У черничного бугорка, в тайге)

- Что могло вызвать такой переполох?

- Давайте проверим наши предположения.

Чтение 2 части (до слов «А что будет с капалухой?»)

- Итак, кто такая капалуха?

- Что главное в этой части?

- Как озаглавим эту часть (Гнездо! Находка!)

- Как могли поступить ребята?

Чтение 3 части (до слов «И все весело побежали...)

- Что главное хотел показать автор в этой части (волнение капалухи)

- Как озаглавим? (Тревога капалухи!)

Чтение 4 части (до конца)

-Что главное в этой части?

-Как озаглавим? (Снова в гнезде!)

После чтения

- Итак, ребята, кто такая капалуха?

(на доске появляется изображение капалухи)

Принимать и сохранять учебную задачу.

Отвечают на вопросы.

Выполнять речевую разминку.

Работать с учебником.

.

Находить неизвестные слова в словаре.

Повторять движения

Читать произведение. Отвечать на вопросы по содержанию.

П:

- осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

5.

Включение в систему знаний

Словесн:беседа

4-5

мин

Проверка качества  восприятия

- Похожа она на самца глухаря? (Самка меньше и окрашена весьма пёстро, светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев)

- Какой жанр этого произведения? (рассказ)

- Это не просто рассказ. Эта история случилась с автором в школьном возрасте, когда он со своими друзьями выпасал молодых телят.

- Сколько частей мы с вами выделили?

- Какие чувства вы испытывали, когда читали это произведение? (чувство грусти, тревоги, жалость к капалухе, гнева на ребят)

 

Доказывать свою точку зрения

К: участвуют

в диалоге;

Р:ориентироваться в своем знании

6.

Самост.работа

Практич: работа с карточками

Работа в парах

Задания

Практич.: выборочное чтение

Практич: твор.задание

Словесн.:беседа

5-7

Самостоятельная работа учащихся в парах с текстом произведения (Приложение 2)

- Сейчас вы поработаете в парах и выполните предложенные задания. На всю работу вам 10 минут.?

Проверка выполненной работы

- Итак, проверяем ваши работы

1. Как называется лес, в котором происходит действие рассказа? (тайга)

2. Какие деревья росли в тайге? (ели, пихты и лиственницы, кое-где берёзки и осинки)

- Делаем вывод: тайга – это  ….

3. Какое растение очень подробно описывает автор? (черничник)

- Прочитайте эти строчки.

4. Где было расположено гнездо капалухи? Ответьте словами из текста? (посреди просеки, под упруго выдавшимся из-под земли корнем)

5. Сколько яиц было в гнезде. (4)

- Прочитайте строчки, в которых автор описывает гнездо и яйца капалухи.

6. Прочитайте, как вела себя капалуха, когда люди приблизились к гнезду?

- Какие образные выражения использует автор, описывая поведение капалухи? (Металась в стороне. Мела землю. Закостенели от неподвижности.)

- Почему она хотела улететь?

(Мать героически защищает свое потомство, и часто обманывает любителей полакомится птенцами (куниц, лисиц и др.), притворяясь раненой. Пока она отвлекает внимание на себя, птенцы уже успеют спрятаться)

- Что особенно поразило ребят, прочитайте.

7. Какие чувства испытывала в этот момент капалуха?

- Почему ребята решили не трогать гнездо?

8. Прочитайте, как изменилось поведение капалухи после ухода людей?

9. Какие слова, характеризующие капалуху вы почеркнули?

(Заботливая, бесстрашная, смелая, глупая, трусливая, самоотверженная)

- Как вы понимаете слово самоотверженная? (готовая пожертвовать жизнью ради будущих птенцов)

10. Итак, какая же главная мысль этого рассказа. Что нам хотел сказать автор?  (Люби живое! Вокруг много интересного».  Лес – дом животных, веди себя в нём как гость!)

11. Какая пословица больше всего подходит к рассказу

Материнская ласка конца не знает

Всякая пташка хлопочет своего гнезда хочет

Мала пташка и та своё гнездо бережёт

- Давайте попробуем составить синквейн на тему капалуха.

- Если вы были внимательны в начале, то заметили, что в учебнике, под названием рассказа было написано в сокращении. Авторы нашего учебника не включили 2 маленьких, но очень важных абзаца, Важных потому, что в них скрыта ещё одна главная мысль этого рассказа.

1 абзац расположен после слов «…сказал подошедший учитель.»

Послушайте его:

«…Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку… — грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: — А ну пошли стадо догонять!..»

2 абзац - последний.

«…И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдает детям всё, иной раз даже жизнь свою».

- Итак, кто догадался, о чём ещё хотел сказать нам автор?

 О материнской любви, заботе и нежности. В образе капалухи он воплотил черты всех мам. Поэтому закончить работу над произведением я хочу строчками о маме, а вы мне поможете. Каждая строчка будет начинаться со слова мама, которое вы будете произносить все вместе:

Мама - это значит нежность,

Мама - это ласка, доброта,

Мама - это безмятежность,

Мама - это радость, красота!

Мама - это на ночь сказка,

Мама - это утренний рассвет,

Мама - в трудный час подсказка,

Мама - это мудрость и совет!

Мама - это зелень лета,

Мама - это снег, осенний лист,

Мама - это лучик света,

Мама - это значит ЖИЗНЬ!

Работать в парах.

Подбирать пословицу к произведению.

К: уметь сотрудничать при решении учебных задач;

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

7.

Рефлексия деятельности

Словесн.:

самоанализ.

2-3 мин.

Рефлексия деятельности

- Понравился ли вам рассказ?

- Чему он вас научил?

- Как вы думаете, почему автор так назвал этот рассказ?

Д.з – ответить устно на вопросы стр.101

Анализировать выполнение учебной задачи урока.

Оценивать  результаты своей деятельности.

 П.:

Структурировать знания;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация урока по чтению 3 класс В.П. Астафьев "Капалуха"

Цель урока: знакомство и анализ рассказа В.П.Астафьева  «Капалуха».  Задачи:Образовательные:- познакомить учащихся с биографией В.П.Астафьева и его произведением «Капалуха»; - про...

Конспект урока Астафьев Капалуха

Литературное чтение 3 класс...

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" В. Астафьев «Капалуха» + презентация

Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Астафьева; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к пр...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "В.П.Астафьев "Капалуха"

Класс:  3 Тема урока: В. П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;- учить видеть и понимать поступки героев;Планируемые результаты:Предме...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В. П. Астафьев "Капалуха""

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока:  В. П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Астафьева; научить видеть и понимать окружающую природу.Планируе...