Литературное чтение
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Саитова Виктория Валерьевна

Конспект урока. Тема: "А. И. Куприн «Барбос и Жулька". УМК "Школа России"

Конспект урока. Тема: "В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». УМК "Школа России"

Конспект урока. Тема: "Е.И.Чарушин "Кабан". УМК "Школа России"

Конспект урока. Тема: "Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш". УМК "Школа России"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа: №12

Класс: 4 Б

Кабинет: 208

Дата: 26.02.18.

                                         Методист: Галиуллина Н.К.

                                         Студентка: Саитова Виктория 41гр.

                                         Учитель: Климова Л.А.

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: «А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

Цель: 

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Куприна;

- познакомить с произведением «Барбос и Жулька», раскрыть смысл рассказа, верности и дружбы между животными;

Планируемые результаты:

Личностные:

-формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию

- формирование  мотивации к обучению и познанию

- формирование  целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии

- формирование уважительного отношения к иному мнению

Предметные: 

- читать бегло, осознанно, правильно, выразительно,

- рассуждать о прочитанном,

- свободно делиться своими мыслями,

- при анализе художественного произведения обращаться к тексту,

Оборудование: учебник, презентация.

Этап урока

Хронометраж

Содержание урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Этап

самоопределения к деятельности

- словесный:

беседа

1 мин

- Здравствуйте ребята! Проверьте свою готовность к уроку. Если у вас хорошее настроение улыбнитесь мне, теперь поделитесь своим хорошим настроением с соседом и улыбнитесь ему. А теперь, тихо сядут сначала девочки, а теперь тихо сядут мальчики.

- приветствовать учителя;

- проверять своё рабочее место.

- отвечать на вопросы

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

2

Актуализация

знаний и

мотивация

- практический:

2 мин

- Прочитайте записи. («Слон», «Чудесный доктор», «Белый пудель»)

- Что объединяет эти произведения? (Все произведения о животных; их написал А.И. Куприн)

- Скажите ещё раз, о творчестве какого писателя мы будем говорить сегодня? (А.И. Куприна)

- Что вы знаете и помните об Александре Ивановиче Куприне? (высказывания детей)

Слово учителя.

Я хочу начать вам рассказывать об этом замечательном писателе со слов Д.Н. Мамина - Сибиряка. «Почему он большой писатель? Да потому, что он живой … в каждой мелочи живой».

- Как вы думаете, почему Мамин – Сибиряк выбрал именно такие слова для описания Куприна? (предположения детей).

Отвечают на вопросы

- устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.

3

Постановка учебной задачи

8 мин

- Фамилия Куприн происходит от названия речки «Купра» в Тамбовской губернии. Куприн родился в семье мелкого чиновника. Отец его умер, когда мальчику не было и четырех лет. Семья осталась без денег, и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме. Мальчик жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион.

  Куприн был добрым, отзывчивым и талантливым человеком с широкой душой.

Посмотрите на портрет писателя: это широкоплечий, коренастый мужчина с добрыми глазами. Его взгляд пронизан любовью и теплотой души.

Он был очень необыкновенным человеком. Куприну было интересно всё новое: когда появились первые воздушные шары, они одним из первых поднялся на воздушном шаре. Затем летал на самолете и чуть не погиб, когда самолет начал падать.

 Это был отважный человек. Он мог в бурю с рыбаками выйти в открытое море в старой лодке. Спускался в скафандре на морское дно.

Он работал корреспондентом газеты, зубным врачом, грузчиком арбузов, был певчим в хоре и даже суфлёром.

Всё творчество Александра Ивановича Куприна дышит любовью к Родине, трудолюбивому народу, щедрой природе, к животным и людям, а также великому  русскому языку.

Анализируют информацию

умение вступать в диалог (задавать вопросы учителю, одноклассникам, отвечать на вопросы)

4

Открытие нового знания

10 мин

Я вам хочу загадать загадку.

Ноги тонки,

Бока звонки,

А хвост закорючкой.

Днём молчит,

А ночью рычит.

(собака)

- Какие породы собак вы знаете?

- В наше время существует более 400 пород собак. Обычно породы собак группируют по характеру их применения.

- На какие группы можно разделить породы собак?

  • Охотничьи
  • Служебные
  • Декоративные

- Есть ли произведения о собаках у А.И. Куприна? Назовите их.

Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением – «Барбос и Жулька».

- Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ? (О жизни собак; о дружбе собак; о ссорах между собаками; о том, как собаки помогали людям и др.)

- Какой вы себе представляете Жульку? – I в.

- Каким вы представляете себе Барбоса? – II в

Нам на уроке нужно познакомиться с рассказом, понять смысл произведения, проанализировать поведение и поступки героев, а также работать над выразительным чтением.

Анализируют информацию

Отвечают на вопросы

Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность;

умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей отвечать за свой выбор

5

Динамическая пауза

2 мин

Видеофрагмент.

Выполняют элементарные физические упражнения

Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

6

Первичное закрепление

8 мин

Первичное чтение текста. – комбинированное чтение (учитель и хорошо читающие ученики). Остальные следят по тексту.

Проверка первичного восприятия.

 - Вам понравился рассказ? С каким настроением вы его слушали?

- О чём вы задумались, прослушав рассказ?

- Как люди относились к собакам? (К Жульке хорошо, заботились о ней, это была домашняя собака. А Барбоса постоянно гнали на улицу, но тоже любили и заботились. А дети их очень любили и заботились).

 - Кто лучше всего понимал животных? (Дети).

- Как вы думаете, почему автор в начале произведения подробно описывает внешний вид собак? (Чтобы мы смогли понять их характер).

- Найдите и прочитайте описание собак.

Охарактеризуйте собак.

Внешность собак.

Поведение собак.

Их поступки.

I в. – Характеристика Барбоса.

II в. – Характеристика Жульки.

Проверка.

- Какой сделаем вывод, дав характеристику собакам? (От внешности собаки не зависит её характер. Большая собака может быть трусливой, а маленькая, воспитанная собачка, быть смелой и проявлять героизм.)

Вторичное чтение текста. Работа над выразительным чтением.

- Найдите и прочитайте поведение бешеного пса во дворе.

- Как поступили люди, увидев во дворе бешеного пса? Прочитайте. С каким чувством вы будете читать отрывок? (С чувством страха).

- А как бы вы поступили в такой ситуации?

- Найдите и прочитайте, а как повёл себя Барбос в этот момент? Какие чувства передадите при чтении? (Страх)

- Ожидали вы от него такого поступка? Почему? (Раньше всегда кидался в драку).

- Прочитайте, как поступила Жулька. С какой интонацией вы будете читать эти строки?

- Почему Жулька выбежала наперерез бешеной собаке? Можно ли её поступок считать героическим?

- Как вы думаете, зачем автор пишет «Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности. Откуда-то из-за сарая выскочила маленькая Жулька и во всю прыть своих тоненьких ножек понеслась наперерез бешеной собаке»?

- Изменилось бы что-нибудь, если убрать предложение: «Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности».

- Найдите в тексте и зачитайте, что явилось причиной смерти Жульки.

Работа над иллюстрацией к тексту. Слайд 8.

- Рассмотрите рисунок. Кого изобразил художник?

- Какой эпизод изобразил художник?

- Каким мы видим Барбоса в этот момент? Какие чувства он испытывает? Почему?

Постановка проблемы.

- Как вы думаете, почему рассказ о жизни собак, так трогает нашу душу, чувства? (Это животные, за которых мы несём ответственность; они живут у нас дома и нам нужно заботиться о них и любить их; они живые существа).

- А были ли у вас моменты в жизни, когда приходилось расставаться со своими питомцами? (Рассказы детей)

- Какие чувства вы тогда испытывали? (Чувства тоски, горечи, боли, надежды на лучшее).

- Скажите, а можно ли было изменить конец рассказа? Как? (Если бы люди и сильный Барбос не спрятались, не разбежались, а выскочили на защиту Жульки, то может быть она и осталась жива).

Анализируют информацию

Отвечают на вопросы

7

Итог урока. Рефлексия

2 мин

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научил вас этот рассказ?

- Что осталось непонятным для вас?

- Что заставило задуматься?

Оценивать свою работу



Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Класс: 4 «Б»

Школа: МБОУ СОШ №12

Тема урока: В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Цель урока: 

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; познакомить с произведением «Стрижонок Скрип», раскрыть смысл рассказа

Планируемые результаты:

Личностные:

- привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).

Предметные: 

умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение;

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс 2 часть «Школа России».

Этап урока

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Этап

самоопределения к деятельности

- словесный:

беседа

1 мин

Ну – ка, милый мой дружок,

Ты готов начать урок?

Всё в порядке на столе?

Есть порядок в голове?

Чтобы иметь знания,

Понадобятся терпение и старание.

- А девизом нашей работы станут слова: 

Я смогу выполнить все задания!

У меня всё получится!

Желаю успеха себе и друзьям!

- приветствовать учителя;

- проверять своё рабочее место.

- отвечать на вопросы

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

2

Актуализация

знаний и

мотивация

- практический:

2 мин

Начнём работу на уроке с проверки домашнего задания.

Стр. 99 вопрос 5. Выразительное чтение рассказа «Кабан»

Отвечают на вопросы

- устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.

3

Постановка учебной задачи

8 мин

Послушайте небольшой фрагмент.

Над деревнею кружа

Веселились два стрижа:

То носились друг за другом,

То зигзагом, а то кругом,

То бросались сверху вниз,

То стрелой пронзали высь.

-Что вы услышали?

-А как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

-Совершенно верно, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями о природе, о животных, об отношениях между человеком и природой.

-Но я хочу обратить ваше внимание на одну птицу.

Угадайте, что за птичка-

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота

Хвост раздвинут в два хвоста,

Всех быстрей она летает,

Мошек на лету хватает,

Если к нам летит она,

Значит, началась весна. (ласточка)

- Какие особенности этой птички, отражённые в загадке, помогли вам её узнать?

-Сегодня мы поговорим о ласточках-береговушках.

-А кто из вас знает, как называют таких ласточек? (стрижи)

Они выкапывают норку длиной до 60 см в жёстком глиняном берегу. Пьют и едят на лету. На землю садятся только за строительным материалом для гнёзд: глиной, илом. Скорость полёта до 100 км/ ч. В сутки летают по 16-17 часов. На лету стрижи пьют и купаются.

- Ребята, а как вы думаете, почему мы начали разговор об этой птице?

- И сегодня на уроке мы будем работать над рассказом Виктора Петровича Астафьева «Стрижонок Скрип».

-Дети, а как вы думаете какие цели мы должны поставить перед собой, чему научиться?

-Мы узнаем очень интересную и трогательную историю о стрижах. Должны будем научиться читать правильно, выразительно, анализировать поступки героев.

-Сопровождать нас в процессе работы будет эпиграф:

При солнышке тепло- при матери добро.

-А вот почему я взяла именно эти слова, вы мне скажите в конце урока.

Анализируют информацию

умение вступать в диалог (задавать вопросы учителю, одноклассникам, отвечать на вопросы)

4

Открытие нового знания

10 мин

Виктор Петрович Астафьев писал о природе и для детей, и для взрослых. Ему хотелось внушить людям, что всё, что окружает нас: от зелёной травинки, малой беззащитной птички, до неба, дающего нам возможность дышать, солнца- согревающего нас – всё это часть нашей жизни, т. е. и нас самих, потому что человек тоже есть создание природы и должен относиться к земле, как дитя родное, заботиться о ней, радовать её.

Словарная работа.

-Вернёмся к рассказу.

-Ребята, вам в тексте встретятся непонятные слова, давайте для начала разберем их значение. Значение слов я взяла из толкового словаря Ожегова.

Мерцало – слабо светилось колеблющимся светом.

Приник – прислонился, плотно прижался.

Мол, дескать- указывают на то, что говорящий передаёт чужие слова.

Бесцеремонно- невежливо, грубо.

Яр- крутой берег, обрыв.

Анализируют информацию

Отвечают на вопросы

Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность;

умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей отвечать за свой выбор

5

Динамическая пауза

2 мин

Видеофрагмент.

Выполняют элементарные физические упражнения

Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

6

Первичное закрепление

8 мин

Первичное восприятие. Чтение рассказа учителем.

С.100-101 До слов «И когда снова…» - вслух по очереди.

       - Как появился на свет стрижонок Скрип?

       - Как прошел первый день его жизни?

       - Какой вам представляется мама - стрижиха?

       - Чем напоминает она маму человека?

       - Чем порадовала мама своего первого стрижонка?

С.101-102 До слов «Стрижонок Скрип подрос.» - цепочкой.

       - Расскажите, почему мама рассердилась на своего стрижонка – первенца?

       - Что понял Скрип?

       - Что случилось с папой стрижат?

       - Как вы можете охарактеризовать этот поступок мальчишек?

       - Как автор называет стрижиху?

       - Согласны ли вы с этим? Объясните.

 С. 102-103.До конца – выборочное чтение.          

       - Найдите и зачитайте строки, почему Скрипу очень хотелось выползти из норки.

       - О каком качестве характера это говорит?

       - Прочитайте, как отнеслась к этому мама?

       - Какие враги были у стрижей?

       - Как стрижи защищаются от них?

       - Как вы можете охарактеризовать этих птиц? (Дружные, храбрые, самоотверженные.)

       - Чему важному хотела научить стрижат мама?

С.104-105 До слов «Выросли стрижата.»  – про себя с заданием: найти строки, относящиеся к иллюстрации на с. 104.

       - Какие чувства испытали? Почему?

       - Какое несчастье случилось у стрижат?

       - Какими строками можно подписать иллюстрацию?

       - Как писателю удается показать, что стрижи очень дружный народ?

- Какие эпитеты использовал автор для описания Скрипа?   (Голодный, храбрый,          

любопытный, догадливый, молодой, стремительный, сильный).

- Кто является первым учителем Скрипа?     (Мать стрижиха).

- Зачитайте эпизоды, связанные с матерью стрижихой и определите каким она была воспитателем?   вар. (Тёплая, мягкая, заботливая, строгая, серьёзнаяхорошая).

(Прижала, принесла, отдала, откинула, долбанула, т.е. кормила, воспитывала,

оберегала, защищала).

Анализируют информацию

Отвечают на вопросы

7

Итог урока. Рефлексия

2 мин

-Выберите пословицу или несколько, которая бы отражала тему нашего урока.

-Птица рада весне, а дитя матери.

-Сердце мамы лучше солнца греет.

-Роднее мамы нет родни.

Один за всех, все за одного.

Мир не без добрых людей.

Учись смолоду – пригодится в старости.

Без отца – пол сироты, а без матери и вся сирота.

-Ребята, а что сегодня узнали на уроке?

-Что вас удивило?

-Дал ли вам этот урок что-нибудь для жизни?

- отвечать на задаваемые учителем вопросы

- оценивать свою работу на уроке

Уметь адекватно воспринимать оценки и отметки

8

Домашнее задание

- слушать- записывать домашнее задание

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

                                                                                                                                                                       Выполнила студентка 41 гр.

                                                                                                                                                                        Саитова В.В

                                                                                                                                                                        Проверила: Климова Л.В

                                                                                                                                                                        Отметка:

                                                                                                                                                                        Дата: 07.03.18.

Челябинск, 2018



Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Класс: 4 «Б»

Школа: МБОУ СОШ №12

Тема урока: Е.И Чарушин «Кабан»

Цель урока: 

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством Е.И Чарушина; познакомить с произведением «Кабан», раскрыть смысл рассказа

Планируемые результаты:

Личностные:

-формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию

- формирование мотивации к обучению и познанию

- формирование уважительного отношения к иному мнению

Предметные: 

- читать бегло, осознанно, правильно, выразительно,

- рассуждать о прочитанном,

- при анализе художественного произведения обращаться к тексту,

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс 2 часть «Школа России».

Этап урока

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Этап

самоопределения к деятельности

- словесный:

беседа

1 мин

- Здравствуйте ребята! Проверьте свою готовность к уроку. Если у вас хорошее настроение улыбнитесь мне, теперь поделитесь своим хорошим настроением с соседом и улыбнитесь ему. А теперь, тихо сядут сначала девочки, а теперь тихо сядут мальчики.

Одна китайская пословица гласит:

«Когда я слышу – я забываю,
Когда я вижу – я запоминаю,
Когда я делаю – я понимаю».

И так, что мы будем делать сегодня на уроке? (Мы будем и слушать, и запоминать, рассуждать и читать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение).

- приветствовать учителя;

- проверять своё рабочее место.

- отвечать на вопросы

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

2

Актуализация

знаний и

мотивация

- практический:

2 мин

Начнём работу на уроке с проверки домашнего задания.

На дом было задано выразительное чтение «Выскочка» и ответы на вопросы.

Отвечают на вопросы

- устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.

3

Постановка учебной задачи

8 мин

А теперь, ребята, приступим к изучению нового материала. Фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся, вы определите сами. Для этого рассмотрите запись английских и русских букв. Обратите внимание только на буквы русского алфавита. Назовите фамилию автора, о котором сегодня пойдёт речь на уроке. Что это за фамилия?

YNЧQWАRРSУUШYVИZН (Чарушин) 

Учитель. Верно, ребята.  Сегодня мы будем говорить о творчестве Евгения Ивановича Чарушина.

Учитель. Подумайте, и скажите, о ком или о чём писал Е.И.Чарушин?  (Чарушин писал о животных, птицах и о природе.)

Название произведения Чарушина, с которым мы сегодня познакомимся, вы тоже определите сами. Для этого прочитайте слова из заглавных букв, написанных на доске. На доске написаны слова:

Клетка,

Акварель,

Быстро,

Акулька,

Ноздри.

Как называется это произведение?

(Произведение Чарушина Е.И. называется «Кабан».)

(Учитель пишет название произведения под именем, отчеством, фамилией писателя.)

Какова же тема сегодняшнего урока?

(Тема нашего урока: «Евгений Иванович Чарушини "Кабан"».)

В соответствии с темой сформулируйте цель нашего урока.

Цель нашего урока: познакомиться с творчеством Евгения Ивановича Чарушина и его рассказом «Кабан»; учиться правильно, выразительно читать рассказ, отвечать на поставленные вопросы.

Ребята, вспомните, какие произведения Чарушина мы читали с вами раньше.

(Щур. Томкины сны и т.д.)

Чему учат эти рассказы?

(Любить животных, бережно относиться к ним.)

Анализируют информацию

умение вступать в диалог (задавать вопросы учителю, одноклассникам, отвечать на вопросы)

4

Открытие нового знания

10 мин

Знакомство с жизнью и творчеством писателя

Евгений Иванович Чарушин родился 11 ноября 1901года в Вятке (Урал).

Благодаря тому, что мальчик воспитывался в семье архитекторов, он великолепно рисовал с детства. В 1930 году вышел его первый небольшой рассказ. Уже первые его произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе. Умер в 1965г.

А вы знаете, что художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер.

Ребята, какие интересные факты из жизни и творчества писателя вы подготовили дома?

Будучи 6-летним мальчиком, Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они, наелся каши из грязного куриного корыта и заболел брюшным тифом.

Плавать он научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост.

Отец Жени Чарушина был архитектором – художником. Ватман, тушь, краски – всё это нравилось мальчику. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал.

В отличие от отца он рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери.

Давайте вспомним, какие животные были дома у Чарушина.

В доме у Чарушина водились кошки, собаки, хомяки, козлята. Мальчик любил выхаживать раненых уток, водил дружбу с трёхногим псом Бобкой. Ни одного дня он не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей.

Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с миром природы, с миром зверей. Он наблюдал их в лесу на охоте и у себя дома. Вот почему так хорошо понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса.

В 1965 году в Германии на Лейпцигской международной выставке детской книги за иллюстрации, сделанные к книге С. Маршака «Детки в клетке», Евгению Ивановичу присудили Золотую медаль посмертно. 

Подготовка к восприятию.

-Ребята, я очень люблю произведения Чарушина, думаю, что и вы тоже. Сейчас я буду читать рассказ, а вы внимательно следите за мной и все непонятные слова, которые встретятся в тексте, выделяйте карандашиком. Потом мы объясним их значение.

Первичное чтение учителем

Словарная работа

Непонятные слова: студень, зуд, гуськом, небоскрёб, буянит, марал, зоосад.

Давайте дадим им объяснение. (читают дети)

1) студень - холодец;

2) зуд - чесотка;

3) гуськом - друг за другом;

4) небоскреб - высокий;

5) буянит – играет;

6) марал - крупный сибирский и среднеазиатский олень с большими рогами;

7) зоосад - зоологический сад, в котором живут животные и птицы. (Мы слышим засад, а пишем – зоосад.)

Учитель: А вы знаете кто такой кабан?

Сообщения о кабанах.

(Кабан (дикая свинья) – это крупное хищное животное. Живёт он в лесу. Летом – по ночам добывают пищу, днем отлеживаются в тенистых зарослях.  Тело кабана покрыто густой щетиной.

- Поделимся впечатлениями о рассказе.

Анализируют информацию

Отвечают на вопросы

Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность;

умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей отвечать за свой выбор

5

Динамическая пауза

2 мин

Видеофрагмент.

Выполняют элементарные физические упражнения

Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

6

Первичное закрепление

8 мин

Проверка первичного восприятия

-Понравился ли он вам рассказ?

- От какого лица идёт повествование в тексте? (От имени автора, от первого лица.)

- Какое настроение вызвал у вас этот рассказ?

-  Грустное оно или веселое?

- Было ли вам страшно за автора?

- А в какой момент стало страшно автору?

-  Можем ли мы осуждать его за трусость? Почему? (Он сумел проконтролировать ситуацию, не поднял панику, не кричал).

Чтение рассказа детьми. (по цепочке)

Анализируют информацию

Отвечают на вопросы

7

Итог урока. Рефлексия

2 мин

Работа с пословицами 

Выберите ту пословицу, которая на ваш взгляд подходит к этому произведению.

У страха глаза велики.

Трусливому зайцу и пень волк.

Волков бояться – в лес не ходить.

Трус своей тени боится.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.

Кто дрожит – тот и бежит.

Почему?

-Какой порок высмеивают пословицы?

-  Что нового вы открыли для себя о Е. И.Чарушине?

- Что полезного вы вынесли из этой истории?

- Какую цель ставили на уроке?

- Чему научил вас этот рассказ?

- Что осталось непонятным для вас?

- Что заставило задуматься?

- отвечать на задаваемые учителем вопросы

- оценивать свою работу на уроке

Уметь адекватно воспринимать оценки и отметки

8

Домашнее задание

- слушать

- записывать домашнее задание

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

                                                                                                                                                                       Выполнила студентка 41 гр.

                                                                                                                                                                        Саитова В.В

                                                                                                                                                                        Проверила: Климова Л.В

                                                                                                                                                                        Отметка:

                                                                                                                                                                        Дата: 06.32.18.

Челябинск, 2018



Предварительный просмотр:

Школа: №12

Класс: 4 Б

Кабинет: 208

Дата: 26.02.18.

                                         Методист: Галиуллина Н.К.

                                         Студентка: Саитова Виктория 41гр.

                                         Учитель: Климова Л.А.

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: «Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»»

Цель: 

- познакомить детей с творчеством Д. Н. Мамина – Сибиряка, проанализировать произведение «Приемыш»

- расскрыть основные особенности творчества писателя.

Планируемые результаты:

Личностные:

-формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию

- формирование  мотивации к обучению и познанию

- формирование  целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии

- формирование уважительного отношения к иному мнению

Предметные: 

- читать бегло, осознанно, правильно, выразительно,

- рассуждать о прочитанном,

- свободно делиться своими мыслями,

- при анализе художественного произведения обращаться к тексту,

- отстаивать личную позицию.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 часть под редакцией Л. Климановой, портрет Д.Н. Мамина – Сибиряка, доска, презентация.

Этапы урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Этап

самоопределения к деятельности

- словесный:

беседа

1 мин

- Здравствуйте ребята!

- Сегодня на уроке мы познакомимся с писателем

 Д. Н. Мамин – Сибиряк, посмотрим на его жизненный путь, прочитаем его произведение «Приемыш», вместе пообсуждаем и порассуждаем над этим произведением, будем учиться высказывать своё мнение и слушать чужое.

- приветствовать учителя;

- проверять своё рабочее место.

- отвечать на вопросы

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

2

Актуализация

знаний и

мотивация

- практический:

2 мин

Обратите внимание на доску, там каждый из вас может прочитать слова Агнии Барто, которые танут эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку: «Я сорвал цветок - и он завял, я поймал жука - и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку - и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».

- Как вы понимаете эти слова?

- Как вы считаете, почему именно эти слова взяты за эпиграф и какою роль они будут играть на уроке литературного чтения?

Обобщение учителя:

Проявлять любовь ко всему живому, что нас окружает, мы научимся на уроке.

  1. Работа с корректурной пробой.

-Зачеркните в ряду буквы а/у.

у п а р и а у ё м у а ы у ш а

-Выпишите неподчёркнутые буквы. Что за слово получилось?

-Как вы понимаете значение данного слова?

-Какие ассоциации, ощущения возникают у вас, когда вы слышите это

слово?

- Каково ваше отношение к этому слову?

Слушают и отвечают

- устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.

3

Постановка учебной задачи

2 мин

- Сегодня на уроке мы познакомимся с писателем Мамин – Сибиряк, прочитаем его рассказ «Приёмыш».

Мамин – Сибиряк -  это псевдоним писателя, настоящая его фамилия Мамин.

1.   Рассказ об авторе (заранее подготовленного учащегося)                    

     Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк родился в семье заводского священника. Детские годы его прошли на Урале. Он рос в бедной семье. Родители его были добрыми людьми. Они научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным, Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. Прошли годы. Мамин - Сибиряк стал писателем.

     В 1866 г. был определён в Екатеринбургское духовное училище. Затем четыре года отучился в Пермской духовной семинарии. В 1872 г. поступил на ветеринарное отделение Петербургской медико-хирургической академии. В 1876 г. перешёл на юридический факультет Петербургского университета, где проучился год. С 1877 по 1891 г. жил на Урале, с 1891 г. и до конца жизни — в Петербурге и Царском Селе.

Мамин с детства мечтал стать писателем. В 1875 г. он начал репортёрскую работу в одной из петербургских газет. Тогда же были опубликованы его первые рассказы. В 1881—1882 гг. в «Русских ведомостях» печатался большой цикл очерков Мамина «От Урала до Москвы». В марте 1882 г. в журнале «Дело» появился рассказ «В камнях», подписанный псевдонимом Д. Сибиряк. Это было вступление в большую литературу. Он писал очерки, повести и рассказы, а в 1883 г. вышел роман «Приваловские миллионы».

В произведениях 80-х гг. Мамин-Сибиряк создал яркие картины уральской природы, показал своеобразный уклад жизни и быта на уральских заводах, отразил непримиримую вражду между рабочими и хозяевами («Горное гнездо», «Дикое счастье», «Уральские рассказы» и др.).

     90-е годы были для Мамина-Сибиряка временем серьёзных колебаний, его произведения этого периода неравнозначны по художественной ценности и смысловой нагрузке («Золото», «Хлеб», «Весенние грозы» и др.). В 90-х и 1900-х гг. писатель обратился к рассказам и сказкам для детей, ставшим классикой детской литературы («Алёнушкины сказки», «Серая Шейка» и др.).

Обобщающее слово учителя:

За свою жизнь написал коло 150 рассказов, сказок, очерков, повестей для детей. Вы все читали «Алёнушкины сказки» Мамина - Сибиряка, а «Приёмыш», один из его рассказов. Мамин-Сибиряк внёс значительный вклад в развитие русского литературного языка. Его самобытные и оригинальные произведения самых разных жанров глубоко реалистичны, в них передан дух русского народа, раскрыты его судьба, национальные черты — мощь, размах, трудолюбие, любовь к жизни

- проверять на наличие нужных объектов

умение вступать в диалог (задавать вопросы учителю, одноклассникам, отвечать на вопросы)

4

Первичное закрепление

10 мин

Чтение рассказа «Приемыш»

  1. Слова на доске: протока, Сайма, бобылём, особняком, схиреет, сгрудятся, грезилось, дескать.

Объяснение значения трудных слов.

2.Чтение 1 частиобсуждение прочитанного.

- Почему хозяина избушки не оказалось дома?

- Как вы думаете, кто же был Приёмышем?

3. Чтение 2 части:

- Подумайте, кто же на самом деле оказался Приёмышем.                       

- Расскажите, как Приёмыш оказался в избушке у Тараса?

- Почему Тарас не подрезал Приёмышу крылья?

4. Чтение 3 части:

- Что вы узнали о жизни Тараса?

- Как вы думаете, каким будет конец этой истории?

- Останется Приёмыш с Тарасом или всё-таки улетит?

5.  Чтение последней части рассказа учителем.

- Я буду читать, а вы слушайте и думайте над вопросом. Совпало ли ваше мнение с текстом (заслушиваются ответы учащихся).

- Почему же расстались трое друзей?

- Как это случилось?

- Легко ли расставаться с другом?

-отвечать на вопросы

Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность;

умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей отвечать за свой выбор

5

Динамическая пауза

2 мин

Видеофрагмент.

Выполняют элементарные физические упражнения

Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

6

Включение в систему знаний

Как Приёмышу жилось у Тараса?

- Как старик к нему относился?

- Почему Тарас называл Приёмыша «особенной птицей»?

- Умышленно или случайно Приёмыш улетел от Тараса?

- Легко ли было Приёмышу улететь от старика и Соболько? Почему?

- Как изменился старик после отлёта лебедя? Почему?

- Как вы думаете, ребята, что было бы правильнее?

Поступить с лебедем так, как это сделал Тарас? Подрезать крылья птице и навсегда её сделать ручной? Силой удержать в избушке до зимних холодов, а затем оставить зимовать, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей?

- Докажите, что Соболько и Приёмыш были дороги Тарасу.

- О чём беспокоился старик?

Как вы думаете, вернётся ли к Тарасу лебедь весной?

- Вам бы хотелось, чтобы Приёмыш вернулся к Тарасу? Получится ли у них такая же дружба?

Вывод: Приёмыш - птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой, они жертвуют своей жизнью. Такой любви, надо учиться у лебедей - нам, людям.

7

Итог урока. Рефлексия

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научил вас этот рассказ?

- Что осталось непонятным для вас?

- Что заставило задуматься?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...