Литературное чтение
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Конспект урока. Тема: "А. И. Куприн «Барбос и Жулька". УМК "Школа России"
Конспект урока. Тема: "В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». УМК "Школа России"
Конспект урока. Тема: "Е.И.Чарушин "Кабан". УМК "Школа России"
Конспект урока. Тема: "Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш". УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vtoroy_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 26.73 КБ |
literatura_sedmoe_marta.docx | 28.23 КБ |
literaturnoe_chtenie_shestoe_marta.docx | 35.87 КБ |
konspekt_pervyy_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 26.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа: №12 Класс: 4 Б Кабинет: 208 Дата: 26.02.18. | Методист: Галиуллина Н.К. Студентка: Саитова Виктория 41гр. Учитель: Климова Л.А. |
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: «А. И. Куприн «Барбос и Жулька»
Цель:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Куприна;
- познакомить с произведением «Барбос и Жулька», раскрыть смысл рассказа, верности и дружбы между животными;
Планируемые результаты:
Личностные:
-формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
- формирование мотивации к обучению и познанию
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии
- формирование уважительного отношения к иному мнению
Предметные:
- читать бегло, осознанно, правильно, выразительно,
- рассуждать о прочитанном,
- свободно делиться своими мыслями,
- при анализе художественного произведения обращаться к тексту,
Оборудование: учебник, презентация.
№ | Этап урока | Хронометраж | Содержание урока | УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||
1 | Этап самоопределения к деятельности - словесный: беседа | 1 мин | - Здравствуйте ребята! Проверьте свою готовность к уроку. Если у вас хорошее настроение улыбнитесь мне, теперь поделитесь своим хорошим настроением с соседом и улыбнитесь ему. А теперь, тихо сядут сначала девочки, а теперь тихо сядут мальчики. | - приветствовать учителя; - проверять своё рабочее место. - отвечать на вопросы | - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; |
2 | Актуализация знаний и мотивация - практический: | 2 мин | - Прочитайте записи. («Слон», «Чудесный доктор», «Белый пудель») - Что объединяет эти произведения? (Все произведения о животных; их написал А.И. Куприн) - Скажите ещё раз, о творчестве какого писателя мы будем говорить сегодня? (А.И. Куприна) - Что вы знаете и помните об Александре Ивановиче Куприне? (высказывания детей) Слово учителя. Я хочу начать вам рассказывать об этом замечательном писателе со слов Д.Н. Мамина - Сибиряка. «Почему он большой писатель? Да потому, что он живой … в каждой мелочи живой». - Как вы думаете, почему Мамин – Сибиряк выбрал именно такие слова для описания Куприна? (предположения детей). | Отвечают на вопросы | - устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. |
3 | Постановка учебной задачи | 8 мин | - Фамилия Куприн происходит от названия речки «Купра» в Тамбовской губернии. Куприн родился в семье мелкого чиновника. Отец его умер, когда мальчику не было и четырех лет. Семья осталась без денег, и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме. Мальчик жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион. Куприн был добрым, отзывчивым и талантливым человеком с широкой душой. Посмотрите на портрет писателя: это широкоплечий, коренастый мужчина с добрыми глазами. Его взгляд пронизан любовью и теплотой души. Он был очень необыкновенным человеком. Куприну было интересно всё новое: когда появились первые воздушные шары, они одним из первых поднялся на воздушном шаре. Затем летал на самолете и чуть не погиб, когда самолет начал падать. Это был отважный человек. Он мог в бурю с рыбаками выйти в открытое море в старой лодке. Спускался в скафандре на морское дно. Он работал корреспондентом газеты, зубным врачом, грузчиком арбузов, был певчим в хоре и даже суфлёром. Всё творчество Александра Ивановича Куприна дышит любовью к Родине, трудолюбивому народу, щедрой природе, к животным и людям, а также великому русскому языку. | Анализируют информацию | умение вступать в диалог (задавать вопросы учителю, одноклассникам, отвечать на вопросы) |
4 | Открытие нового знания | 10 мин | Я вам хочу загадать загадку. Ноги тонки, Бока звонки, А хвост закорючкой. Днём молчит, А ночью рычит. (собака) - Какие породы собак вы знаете? - В наше время существует более 400 пород собак. Обычно породы собак группируют по характеру их применения. - На какие группы можно разделить породы собак?
- Есть ли произведения о собаках у А.И. Куприна? Назовите их. Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением – «Барбос и Жулька». - Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ? (О жизни собак; о дружбе собак; о ссорах между собаками; о том, как собаки помогали людям и др.) - Какой вы себе представляете Жульку? – I в. - Каким вы представляете себе Барбоса? – II в Нам на уроке нужно познакомиться с рассказом, понять смысл произведения, проанализировать поведение и поступки героев, а также работать над выразительным чтением. | Анализируют информацию Отвечают на вопросы | Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность; умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей отвечать за свой выбор |
5 | Динамическая пауза | 2 мин | Видеофрагмент. | Выполняют элементарные физические упражнения | Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. |
6 | Первичное закрепление | 8 мин | Первичное чтение текста. – комбинированное чтение (учитель и хорошо читающие ученики). Остальные следят по тексту. Проверка первичного восприятия. - Вам понравился рассказ? С каким настроением вы его слушали? - О чём вы задумались, прослушав рассказ? - Как люди относились к собакам? (К Жульке хорошо, заботились о ней, это была домашняя собака. А Барбоса постоянно гнали на улицу, но тоже любили и заботились. А дети их очень любили и заботились). - Кто лучше всего понимал животных? (Дети). - Как вы думаете, почему автор в начале произведения подробно описывает внешний вид собак? (Чтобы мы смогли понять их характер). - Найдите и прочитайте описание собак. Охарактеризуйте собак. Внешность собак. Поведение собак. Их поступки. I в. – Характеристика Барбоса. II в. – Характеристика Жульки. Проверка. - Какой сделаем вывод, дав характеристику собакам? (От внешности собаки не зависит её характер. Большая собака может быть трусливой, а маленькая, воспитанная собачка, быть смелой и проявлять героизм.) Вторичное чтение текста. Работа над выразительным чтением. - Найдите и прочитайте поведение бешеного пса во дворе. - Как поступили люди, увидев во дворе бешеного пса? Прочитайте. С каким чувством вы будете читать отрывок? (С чувством страха). - А как бы вы поступили в такой ситуации? - Найдите и прочитайте, а как повёл себя Барбос в этот момент? Какие чувства передадите при чтении? (Страх) - Ожидали вы от него такого поступка? Почему? (Раньше всегда кидался в драку). - Прочитайте, как поступила Жулька. С какой интонацией вы будете читать эти строки? - Почему Жулька выбежала наперерез бешеной собаке? Можно ли её поступок считать героическим? - Как вы думаете, зачем автор пишет «Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности. Откуда-то из-за сарая выскочила маленькая Жулька и во всю прыть своих тоненьких ножек понеслась наперерез бешеной собаке»? - Изменилось бы что-нибудь, если убрать предложение: «Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности». - Найдите в тексте и зачитайте, что явилось причиной смерти Жульки. Работа над иллюстрацией к тексту. Слайд 8. - Рассмотрите рисунок. Кого изобразил художник? - Какой эпизод изобразил художник? - Каким мы видим Барбоса в этот момент? Какие чувства он испытывает? Почему? Постановка проблемы. - Как вы думаете, почему рассказ о жизни собак, так трогает нашу душу, чувства? (Это животные, за которых мы несём ответственность; они живут у нас дома и нам нужно заботиться о них и любить их; они живые существа). - А были ли у вас моменты в жизни, когда приходилось расставаться со своими питомцами? (Рассказы детей) - Какие чувства вы тогда испытывали? (Чувства тоски, горечи, боли, надежды на лучшее). - Скажите, а можно ли было изменить конец рассказа? Как? (Если бы люди и сильный Барбос не спрятались, не разбежались, а выскочили на защиту Жульки, то может быть она и осталась жива). | Анализируют информацию Отвечают на вопросы | |
7 | Итог урока. Рефлексия | 2 мин | - Что нового узнали на уроке? - Чему научил вас этот рассказ? - Что осталось непонятным для вас? - Что заставило задуматься? | Оценивать свою работу |
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение
Класс: 4 «Б»
Школа: МБОУ СОШ №12
Тема урока: В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»
Цель урока:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; познакомить с произведением «Стрижонок Скрип», раскрыть смысл рассказа
Планируемые результаты:
Личностные:
- привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).
Предметные:
умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение;
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс 2 часть «Школа России».
№ | Этап урока | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||
1 | Этап самоопределения к деятельности - словесный: беседа | 1 мин | Ну – ка, милый мой дружок, Ты готов начать урок? Всё в порядке на столе? Есть порядок в голове? Чтобы иметь знания, Понадобятся терпение и старание. - А девизом нашей работы станут слова: Я смогу выполнить все задания! У меня всё получится! Желаю успеха себе и друзьям! | - приветствовать учителя; - проверять своё рабочее место. - отвечать на вопросы | - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; |
2 | Актуализация знаний и мотивация - практический: | 2 мин | Начнём работу на уроке с проверки домашнего задания. Стр. 99 вопрос 5. Выразительное чтение рассказа «Кабан» | Отвечают на вопросы | - устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. |
3 | Постановка учебной задачи | 8 мин | Послушайте небольшой фрагмент. Над деревнею кружа Веселились два стрижа: То носились друг за другом, То зигзагом, а то кругом, То бросались сверху вниз, То стрелой пронзали высь. -Что вы услышали? -А как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? -Совершенно верно, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями о природе, о животных, об отношениях между человеком и природой. -Но я хочу обратить ваше внимание на одну птицу. Угадайте, что за птичка- Тёмненькая невеличка, Беленькая с живота Хвост раздвинут в два хвоста, Всех быстрей она летает, Мошек на лету хватает, Если к нам летит она, Значит, началась весна. (ласточка) - Какие особенности этой птички, отражённые в загадке, помогли вам её узнать? -Сегодня мы поговорим о ласточках-береговушках. -А кто из вас знает, как называют таких ласточек? (стрижи) Они выкапывают норку длиной до 60 см в жёстком глиняном берегу. Пьют и едят на лету. На землю садятся только за строительным материалом для гнёзд: глиной, илом. Скорость полёта до 100 км/ ч. В сутки летают по 16-17 часов. На лету стрижи пьют и купаются. - Ребята, а как вы думаете, почему мы начали разговор об этой птице? - И сегодня на уроке мы будем работать над рассказом Виктора Петровича Астафьева «Стрижонок Скрип». -Дети, а как вы думаете какие цели мы должны поставить перед собой, чему научиться? -Мы узнаем очень интересную и трогательную историю о стрижах. Должны будем научиться читать правильно, выразительно, анализировать поступки героев. -Сопровождать нас в процессе работы будет эпиграф: При солнышке тепло- при матери добро. -А вот почему я взяла именно эти слова, вы мне скажите в конце урока. | Анализируют информацию | умение вступать в диалог (задавать вопросы учителю, одноклассникам, отвечать на вопросы) |
4 | Открытие нового знания | 10 мин | Виктор Петрович Астафьев писал о природе и для детей, и для взрослых. Ему хотелось внушить людям, что всё, что окружает нас: от зелёной травинки, малой беззащитной птички, до неба, дающего нам возможность дышать, солнца- согревающего нас – всё это часть нашей жизни, т. е. и нас самих, потому что человек тоже есть создание природы и должен относиться к земле, как дитя родное, заботиться о ней, радовать её. Словарная работа. -Вернёмся к рассказу. -Ребята, вам в тексте встретятся непонятные слова, давайте для начала разберем их значение. Значение слов я взяла из толкового словаря Ожегова. Мерцало – слабо светилось колеблющимся светом. Приник – прислонился, плотно прижался. Мол, дескать- указывают на то, что говорящий передаёт чужие слова. Бесцеремонно- невежливо, грубо. Яр- крутой берег, обрыв. | Анализируют информацию Отвечают на вопросы | Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность; умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей отвечать за свой выбор |
5 | Динамическая пауза | 2 мин | Видеофрагмент. | Выполняют элементарные физические упражнения | Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. |
6 | Первичное закрепление | 8 мин | Первичное восприятие. Чтение рассказа учителем. С.100-101 До слов «И когда снова…» - вслух по очереди. - Как появился на свет стрижонок Скрип? - Как прошел первый день его жизни? - Какой вам представляется мама - стрижиха? - Чем напоминает она маму человека? - Чем порадовала мама своего первого стрижонка? С.101-102 До слов «Стрижонок Скрип подрос.» - цепочкой. - Расскажите, почему мама рассердилась на своего стрижонка – первенца? - Что понял Скрип? - Что случилось с папой стрижат? - Как вы можете охарактеризовать этот поступок мальчишек? - Как автор называет стрижиху? - Согласны ли вы с этим? Объясните. С. 102-103.До конца – выборочное чтение. - Найдите и зачитайте строки, почему Скрипу очень хотелось выползти из норки. - О каком качестве характера это говорит? - Прочитайте, как отнеслась к этому мама? - Какие враги были у стрижей? - Как стрижи защищаются от них? - Как вы можете охарактеризовать этих птиц? (Дружные, храбрые, самоотверженные.) - Чему важному хотела научить стрижат мама? С.104-105 До слов «Выросли стрижата.» – про себя с заданием: найти строки, относящиеся к иллюстрации на с. 104. - Какие чувства испытали? Почему? - Какое несчастье случилось у стрижат? - Какими строками можно подписать иллюстрацию? - Как писателю удается показать, что стрижи очень дружный народ? - Какие эпитеты использовал автор для описания Скрипа? (Голодный, храбрый, любопытный, догадливый, молодой, стремительный, сильный). - Кто является первым учителем Скрипа? (Мать стрижиха). - Зачитайте эпизоды, связанные с матерью стрижихой и определите каким она была воспитателем? вар. (Тёплая, мягкая, заботливая, строгая, серьёзная, хорошая). (Прижала, принесла, отдала, откинула, долбанула, т.е. кормила, воспитывала, оберегала, защищала). | Анализируют информацию Отвечают на вопросы | |
7 | Итог урока. Рефлексия | 2 мин | -Выберите пословицу или несколько, которая бы отражала тему нашего урока. -Птица рада весне, а дитя матери. -Сердце мамы лучше солнца греет. -Роднее мамы нет родни. Один за всех, все за одного. Мир не без добрых людей. Учись смолоду – пригодится в старости. Без отца – пол сироты, а без матери и вся сирота. -Ребята, а что сегодня узнали на уроке? -Что вас удивило? -Дал ли вам этот урок что-нибудь для жизни? | - отвечать на задаваемые учителем вопросы - оценивать свою работу на уроке | Уметь адекватно воспринимать оценки и отметки |
8 | Домашнее задание | - слушать- записывать домашнее задание |
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Выполнила студентка 41 гр.
Саитова В.В
Проверила: Климова Л.В
Отметка:
Дата: 07.03.18.
Челябинск, 2018
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение
Класс: 4 «Б»
Школа: МБОУ СОШ №12
Тема урока: Е.И Чарушин «Кабан»
Цель урока:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством Е.И Чарушина; познакомить с произведением «Кабан», раскрыть смысл рассказа
Планируемые результаты:
Личностные:
-формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
- формирование мотивации к обучению и познанию
- формирование уважительного отношения к иному мнению
Предметные:
- читать бегло, осознанно, правильно, выразительно,
- рассуждать о прочитанном,
- при анализе художественного произведения обращаться к тексту,
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс 2 часть «Школа России».
№ | Этап урока | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||
1 | Этап самоопределения к деятельности - словесный: беседа | 1 мин | - Здравствуйте ребята! Проверьте свою готовность к уроку. Если у вас хорошее настроение улыбнитесь мне, теперь поделитесь своим хорошим настроением с соседом и улыбнитесь ему. А теперь, тихо сядут сначала девочки, а теперь тихо сядут мальчики. Одна китайская пословица гласит: «Когда я слышу – я забываю, И так, что мы будем делать сегодня на уроке? (Мы будем и слушать, и запоминать, рассуждать и читать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение). | - приветствовать учителя; - проверять своё рабочее место. - отвечать на вопросы | - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; |
2 | Актуализация знаний и мотивация - практический: | 2 мин | Начнём работу на уроке с проверки домашнего задания. На дом было задано выразительное чтение «Выскочка» и ответы на вопросы. | Отвечают на вопросы | - устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. |
3 | Постановка учебной задачи | 8 мин | А теперь, ребята, приступим к изучению нового материала. Фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся, вы определите сами. Для этого рассмотрите запись английских и русских букв. Обратите внимание только на буквы русского алфавита. Назовите фамилию автора, о котором сегодня пойдёт речь на уроке. Что это за фамилия? YNЧQWАRРSУUШYVИZН (Чарушин) Учитель. Верно, ребята. Сегодня мы будем говорить о творчестве Евгения Ивановича Чарушина. Учитель. Подумайте, и скажите, о ком или о чём писал Е.И.Чарушин? (Чарушин писал о животных, птицах и о природе.) Название произведения Чарушина, с которым мы сегодня познакомимся, вы тоже определите сами. Для этого прочитайте слова из заглавных букв, написанных на доске. На доске написаны слова: Клетка, Акварель, Быстро, Акулька, Ноздри. Как называется это произведение? (Произведение Чарушина Е.И. называется «Кабан».) (Учитель пишет название произведения под именем, отчеством, фамилией писателя.) Какова же тема сегодняшнего урока? (Тема нашего урока: «Евгений Иванович Чарушини "Кабан"».) В соответствии с темой сформулируйте цель нашего урока. Цель нашего урока: познакомиться с творчеством Евгения Ивановича Чарушина и его рассказом «Кабан»; учиться правильно, выразительно читать рассказ, отвечать на поставленные вопросы. Ребята, вспомните, какие произведения Чарушина мы читали с вами раньше. (Щур. Томкины сны и т.д.) Чему учат эти рассказы? (Любить животных, бережно относиться к ним.) | Анализируют информацию | умение вступать в диалог (задавать вопросы учителю, одноклассникам, отвечать на вопросы) |
4 | Открытие нового знания | 10 мин | Знакомство с жизнью и творчеством писателя Евгений Иванович Чарушин родился 11 ноября 1901года в Вятке (Урал). Благодаря тому, что мальчик воспитывался в семье архитекторов, он великолепно рисовал с детства. В 1930 году вышел его первый небольшой рассказ. Уже первые его произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе. Умер в 1965г. А вы знаете, что художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер. Ребята, какие интересные факты из жизни и творчества писателя вы подготовили дома? Будучи 6-летним мальчиком, Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они, наелся каши из грязного куриного корыта и заболел брюшным тифом. Плавать он научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост. Отец Жени Чарушина был архитектором – художником. Ватман, тушь, краски – всё это нравилось мальчику. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал. В отличие от отца он рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери. Давайте вспомним, какие животные были дома у Чарушина. В доме у Чарушина водились кошки, собаки, хомяки, козлята. Мальчик любил выхаживать раненых уток, водил дружбу с трёхногим псом Бобкой. Ни одного дня он не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с миром природы, с миром зверей. Он наблюдал их в лесу на охоте и у себя дома. Вот почему так хорошо понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. В 1965 году в Германии на Лейпцигской международной выставке детской книги за иллюстрации, сделанные к книге С. Маршака «Детки в клетке», Евгению Ивановичу присудили Золотую медаль посмертно. Подготовка к восприятию. -Ребята, я очень люблю произведения Чарушина, думаю, что и вы тоже. Сейчас я буду читать рассказ, а вы внимательно следите за мной и все непонятные слова, которые встретятся в тексте, выделяйте карандашиком. Потом мы объясним их значение. Первичное чтение учителем Словарная работа Непонятные слова: студень, зуд, гуськом, небоскрёб, буянит, марал, зоосад. Давайте дадим им объяснение. (читают дети) 1) студень - холодец; 2) зуд - чесотка; 3) гуськом - друг за другом; 4) небоскреб - высокий; 5) буянит – играет; 6) марал - крупный сибирский и среднеазиатский олень с большими рогами; 7) зоосад - зоологический сад, в котором живут животные и птицы. (Мы слышим засад, а пишем – зоосад.) Учитель: А вы знаете кто такой кабан? Сообщения о кабанах. (Кабан (дикая свинья) – это крупное хищное животное. Живёт он в лесу. Летом – по ночам добывают пищу, днем отлеживаются в тенистых зарослях. Тело кабана покрыто густой щетиной. - Поделимся впечатлениями о рассказе. | Анализируют информацию Отвечают на вопросы | Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность; умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей отвечать за свой выбор |
5 | Динамическая пауза | 2 мин | Видеофрагмент. | Выполняют элементарные физические упражнения | Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. |
6 | Первичное закрепление | 8 мин | Проверка первичного восприятия -Понравился ли он вам рассказ? - От какого лица идёт повествование в тексте? (От имени автора, от первого лица.) - Какое настроение вызвал у вас этот рассказ? - Грустное оно или веселое? - Было ли вам страшно за автора? - А в какой момент стало страшно автору? - Можем ли мы осуждать его за трусость? Почему? (Он сумел проконтролировать ситуацию, не поднял панику, не кричал). Чтение рассказа детьми. (по цепочке) | Анализируют информацию Отвечают на вопросы | |
7 | Итог урока. Рефлексия | 2 мин | Работа с пословицами Выберите ту пословицу, которая на ваш взгляд подходит к этому произведению. У страха глаза велики. Трусливому зайцу и пень волк. Волков бояться – в лес не ходить. Трус своей тени боится. Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет. Кто дрожит – тот и бежит. Почему? -Какой порок высмеивают пословицы? - Что нового вы открыли для себя о Е. И.Чарушине? - Что полезного вы вынесли из этой истории? - Какую цель ставили на уроке? - Чему научил вас этот рассказ? - Что осталось непонятным для вас? - Что заставило задуматься? | - отвечать на задаваемые учителем вопросы - оценивать свою работу на уроке | Уметь адекватно воспринимать оценки и отметки |
8 | Домашнее задание | - слушать - записывать домашнее задание |
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Выполнила студентка 41 гр.
Саитова В.В
Проверила: Климова Л.В
Отметка:
Дата: 06.32.18.
Челябинск, 2018
Предварительный просмотр:
Школа: №12 Класс: 4 Б Кабинет: 208 Дата: 26.02.18. | Методист: Галиуллина Н.К. Студентка: Саитова Виктория 41гр. Учитель: Климова Л.А. |
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: «Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»»
Цель:
- познакомить детей с творчеством Д. Н. Мамина – Сибиряка, проанализировать произведение «Приемыш»
- расскрыть основные особенности творчества писателя.
Планируемые результаты:
Личностные:
-формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
- формирование мотивации к обучению и познанию
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии
- формирование уважительного отношения к иному мнению
Предметные:
- читать бегло, осознанно, правильно, выразительно,
- рассуждать о прочитанном,
- свободно делиться своими мыслями,
- при анализе художественного произведения обращаться к тексту,
- отстаивать личную позицию.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 часть под редакцией Л. Климановой, портрет Д.Н. Мамина – Сибиряка, доска, презентация.
№ | Этапы урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД | ||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||
1 | Этап самоопределения к деятельности - словесный: беседа | 1 мин | - Здравствуйте ребята! - Сегодня на уроке мы познакомимся с писателем Д. Н. Мамин – Сибиряк, посмотрим на его жизненный путь, прочитаем его произведение «Приемыш», вместе пообсуждаем и порассуждаем над этим произведением, будем учиться высказывать своё мнение и слушать чужое. | - приветствовать учителя; - проверять своё рабочее место. - отвечать на вопросы | - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; | |
2 | Актуализация знаний и мотивация - практический: | 2 мин | Обратите внимание на доску, там каждый из вас может прочитать слова Агнии Барто, которые танут эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку: «Я сорвал цветок - и он завял, я поймал жука - и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку - и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем». - Как вы понимаете эти слова? - Как вы считаете, почему именно эти слова взяты за эпиграф и какою роль они будут играть на уроке литературного чтения? Обобщение учителя: Проявлять любовь ко всему живому, что нас окружает, мы научимся на уроке.
-Зачеркните в ряду буквы а/у. у п а р и а у ё м у а ы у ш а -Выпишите неподчёркнутые буквы. Что за слово получилось? -Как вы понимаете значение данного слова? -Какие ассоциации, ощущения возникают у вас, когда вы слышите это слово? - Каково ваше отношение к этому слову? | Слушают и отвечают | - устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. | |
3 | Постановка учебной задачи | 2 мин | - Сегодня на уроке мы познакомимся с писателем Мамин – Сибиряк, прочитаем его рассказ «Приёмыш». Мамин – Сибиряк - это псевдоним писателя, настоящая его фамилия Мамин. 1. Рассказ об авторе (заранее подготовленного учащегося) Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк родился в семье заводского священника. Детские годы его прошли на Урале. Он рос в бедной семье. Родители его были добрыми людьми. Они научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным, Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. Прошли годы. Мамин - Сибиряк стал писателем. В 1866 г. был определён в Екатеринбургское духовное училище. Затем четыре года отучился в Пермской духовной семинарии. В 1872 г. поступил на ветеринарное отделение Петербургской медико-хирургической академии. В 1876 г. перешёл на юридический факультет Петербургского университета, где проучился год. С 1877 по 1891 г. жил на Урале, с 1891 г. и до конца жизни — в Петербурге и Царском Селе. Мамин с детства мечтал стать писателем. В 1875 г. он начал репортёрскую работу в одной из петербургских газет. Тогда же были опубликованы его первые рассказы. В 1881—1882 гг. в «Русских ведомостях» печатался большой цикл очерков Мамина «От Урала до Москвы». В марте 1882 г. в журнале «Дело» появился рассказ «В камнях», подписанный псевдонимом Д. Сибиряк. Это было вступление в большую литературу. Он писал очерки, повести и рассказы, а в 1883 г. вышел роман «Приваловские миллионы». В произведениях 80-х гг. Мамин-Сибиряк создал яркие картины уральской природы, показал своеобразный уклад жизни и быта на уральских заводах, отразил непримиримую вражду между рабочими и хозяевами («Горное гнездо», «Дикое счастье», «Уральские рассказы» и др.). 90-е годы были для Мамина-Сибиряка временем серьёзных колебаний, его произведения этого периода неравнозначны по художественной ценности и смысловой нагрузке («Золото», «Хлеб», «Весенние грозы» и др.). В 90-х и 1900-х гг. писатель обратился к рассказам и сказкам для детей, ставшим классикой детской литературы («Алёнушкины сказки», «Серая Шейка» и др.). Обобщающее слово учителя: За свою жизнь написал коло 150 рассказов, сказок, очерков, повестей для детей. Вы все читали «Алёнушкины сказки» Мамина - Сибиряка, а «Приёмыш», один из его рассказов. Мамин-Сибиряк внёс значительный вклад в развитие русского литературного языка. Его самобытные и оригинальные произведения самых разных жанров глубоко реалистичны, в них передан дух русского народа, раскрыты его судьба, национальные черты — мощь, размах, трудолюбие, любовь к жизни | - проверять на наличие нужных объектов | умение вступать в диалог (задавать вопросы учителю, одноклассникам, отвечать на вопросы) | |
4 | Первичное закрепление | 10 мин | Чтение рассказа «Приемыш»
Объяснение значения трудных слов. 2.Чтение 1 части, обсуждение прочитанного. - Почему хозяина избушки не оказалось дома? - Как вы думаете, кто же был Приёмышем? 3. Чтение 2 части: - Подумайте, кто же на самом деле оказался Приёмышем. - Расскажите, как Приёмыш оказался в избушке у Тараса? - Почему Тарас не подрезал Приёмышу крылья? 4. Чтение 3 части: - Что вы узнали о жизни Тараса? - Как вы думаете, каким будет конец этой истории? - Останется Приёмыш с Тарасом или всё-таки улетит? 5. Чтение последней части рассказа учителем. - Я буду читать, а вы слушайте и думайте над вопросом. Совпало ли ваше мнение с текстом (заслушиваются ответы учащихся). - Почему же расстались трое друзей? - Как это случилось? - Легко ли расставаться с другом? | -отвечать на вопросы | Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность; умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей отвечать за свой выбор | |
5 | Динамическая пауза | 2 мин | Видеофрагмент. | Выполняют элементарные физические упражнения | Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. | |
6 | Включение в систему знаний | - Как Приёмышу жилось у Тараса? - Как старик к нему относился? - Почему Тарас называл Приёмыша «особенной птицей»? - Умышленно или случайно Приёмыш улетел от Тараса? - Легко ли было Приёмышу улететь от старика и Соболько? Почему? - Как изменился старик после отлёта лебедя? Почему? - Как вы думаете, ребята, что было бы правильнее? Поступить с лебедем так, как это сделал Тарас? Подрезать крылья птице и навсегда её сделать ручной? Силой удержать в избушке до зимних холодов, а затем оставить зимовать, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей? - Докажите, что Соболько и Приёмыш были дороги Тарасу. - О чём беспокоился старик? - Как вы думаете, вернётся ли к Тарасу лебедь весной? - Вам бы хотелось, чтобы Приёмыш вернулся к Тарасу? Получится ли у них такая же дружба? Вывод: Приёмыш - птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой, они жертвуют своей жизнью. Такой любви, надо учиться у лебедей - нам, людям. | ||||
7 | Итог урока. Рефлексия | - Что нового узнали на уроке? - Чему научил вас этот рассказ? - Что осталось непонятным для вас? - Что заставило задуматься? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....