"Краски осени" обобщающий урок по литературному чтению УМК Перспектива
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Орлова Лариса Викторовна

Развитие эмоционального интеллекта является составляющей «образования будущего». Он помогает достичь гармонии и успеха, играет значительную роль в процессе обучения, ведь основа интереса к учебе и жизни – это эмоции. Методы, применяемые на данном уроке, призваны улучшить восприятие ребенком информации, переданной через образы искусства, развить его способности к познанию эмоций − как своих, так и окружающих; научить ребенка использовать эмоции как ресурс для эффективного познания, мышления и принятия решений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_po_ekologii_i_kulture_2017.docx29.12 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

«Краски осени»

Номинация «Человек и природа в отечественной культуре и искусстве»

Автор

Орлова Лариса Викторовна, учитель начальных классов

Организация

ГБОУ гимназии №524 Московского района Санкт  -Петербурга

Предмет

Литературное чтение

Класс

2 класс

УМК

«Перспектива»

Тема

«Краски осени»

Кол-во часов в теме, номер урока в теме

итоговое занятие в теме

Технологии

Технология обучения в сотрудничестве (работа в парах, группах), элементы проектной деятельности

Актуальность занятия:

Развитие эмоционального интеллекта является составляющей «образования будущего». Он помогает достичь гармонии и успеха, играет значительную роль в процессе обучения, ведь основа интереса к учебе и жизни – это эмоции. Методы, применяемые на данном уроке, призваны улучшить восприятие ребенком информации, переданной через образы искусства, развить его способности к познанию эмоций − как своих, так и окружающих; научить ребенка использовать эмоции как ресурс для эффективного познания, мышления и принятия решений.

Цель занятия для учителя

Создать условия для развития эмоционального интеллекта учащихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей данного класса.

Цель занятия для учащихся

Научиться понимать и принимать эмоции, выраженные в различных произведениях искусства. используя все имеющиеся возможности, созданные на уроке.

Задачи

Формирование предметных компетенций: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Формирование метапредметных компетенций:

Формировать представление о красоте осенней природы через различные произведения искусства

Формировать личностное эмоционально – ценностное отношение к родной природе

Развивать познавательный интерес и произвольное внимание учащихся.

Продолжать развивать умение устно выражать свои мысли и чувства

Продолжать развивать способность к само и взаимоанализу

Продолжать развивать умение работать в сотрудничестве

Термины и понятия

Жанр, олицетворение, сравнение, эпитет, проза, стихотворение

Формируемуе УУД

Предметные УУД

Выразительно, эмоционально читать текст, используя средства речевой выразительности

Формулировать значение слов эпитет, сравнение, олицетворение

Иллюстрировать произведение, отрывок из текста

Метапредметные УУД

Познавательные:

Сравнивать произведения литературы и живописи, обосновывать свое мнение.

Определять в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения и обосновывать свое мнение

Осознано строить речевое высказывание

Регулятивные:

Планировать свои действия и прогнозировать результат в соответствии с поставленной задачей, осуществлять рефлексию, само и взаимоконтроль деятельности, анализировать деятельность и исправлять ошибки

Коммуникативные:

Формулировать собственное мнение и позицию

Сотрудничать с учителем и одноклассниками, учитывать разные мнения и работать в сотрудничестве

Личностные:

Демонстрировать осознанное отношение к изучаемой теме, интерес и творческое отношение к созданию итогового продукта.

Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов учащихся на уроке

Фронтальный устный опрос

Наблюдение учителя за работой детей

Выполнение газеты по группам

Взаимооценка и самооценка

Материально – техническое обеспечение

1.Учебники, рабочие тетради

2.Картины русских художников с изображением осени

3.Запись пьесы П. И. Чайковского «Октябрь» (альбом «Времена года»)        

4.Основы для газеты – лист А3

5.Материалы для заполнения газеты

6.Фломастеры, карандаши, клей, ножницы

7.Магнитная доска

Технологическая карта урока

Название этапа

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Подготовительный этап

Создать условия для качественного проведения урока.

Учитель предлагает в качестве домашнего задания подготовить материалы для газеты по теме изучаемого раздела (записать приметы, четверостишия, нарисовать иллюстрации и т.д.), вспомнить авторов и названия произведений, их жанр, повторить изученные понятия.

Дети готовят материалы. Повторяют основные тезисы по изучаемой теме.

Сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Мотивационный этап. Актуализация темы

Развивать познавательный интерес и произвольное внимание учащихся.

Формировать представление о красоте осенней природы через различные произведения искусства.

Учитель обращается к учащимся с приветствием, активизирует учеников на продуктивную работу.

- Сегодня мы начнем наш урок с того, что послушаем музыку. Принадлежит она великому русскому композитору П. И. Чайковскому. Попробуйте почувствовать настроение музыки. Можно закрыть глаза, представить себе картины природы (учитель включает пьесу «Октябрь»).

Опишите настроение, которое возникло у вас. Как вы думаете, какое время года хотел описать композитор. Аргументируйте свое мнение. Как вы думаете, какова будет тема и цель сегодняшнего урока?

Учащиеся выражают свою готовность к активной и продуктивной работе. Прослушивают музыку,

определяют настроение музыки, возможную тему и цель занятия (выдвигают предположение, что будем говорить об осени, о ее изображении в различных произведениях искусства, чтобы больше узнать и глубже прочувствовать данную тему).

Формулировать собственное мнение и позицию.

Осознано строить речевое высказывание.

Этап обобщения знаний

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Формировать представление о красоте осенней природы через различные произведения искусства.

Учитель проводит работу по обобщению изученной темы:

- Разгадайте ребус, вспомните название темы.

- Назовите изменения в природе, которые происходят осенью.

Расскажите о своем настроении и ощущениях осенью.

Можно ли утверждать, что осень по-разному влияет на чувства и настроения человека? Почему так происходит? Обоснуйте свое мнение.

Возможно ли связь между осенней природой и настроением человека? Обоснуйте свое мнение.

Каким образом в народе выражали свое отношение к осенней природе. Приведите примеры. Докажите, что люди внимательно наблюдали за природой, ее изменениями.

В каких жанрах литературы авторы обращались к изображению осени?

Назовите, в каких произведениях автор испытывает грустные чувства.  Какие средства выразительности вы будете использовать при чтении? (медленный темп, паузы, грустная интонация). Прочитайте выразительно. В каких произведениях у авторов чувства противоположные – веселые, радостные. Прочитайте так, чтобы передать настроение автора. Как вы будете читать? (быстрый темп, восклицательные интонации и тд)

Чьи чувства вам ближе, чьи чувства вы разделяете?

Назовите средства, которые помогли поэтам и писателям выражать свое настроение в произведении, создавать яркие картины в воображении читателя? Поработаем в паре – соедините средство выразительности и его определение. Найдите примеры данных средств выразительности в прочитанных произведениях. Пара, которая готова – встает. Кто хочет назвать средство выразительности и привести примеры?  

Мы уже увидели картины осени в музыке и литературе. В каком еще виде искусства мы можем увидеть  или почувствовать настроение автора, его отношения к осени? Рассмотрите в паре картину русского художника, опишите, что на ней изображено, назовите цвета, которые использует художник в своем произведении. Какой период осени запечатлен на ней? Как вы догадались?

Можно ли утверждать, что ваша картина подойдет к любому произведению об осени? Почему? Обоснуйте свой ответ. Подберите к картине литературное произведение или отрывок из него, подходящее по настроению. Прочитайте его, используя средства речевой выразительности.

Отгадывают ребус, вспоминают название темы раздела - «Краски осени».

Называют изменения в природе осенью.

Рассказывают о своих чувствах и ощущениях осенью, объясняют разницу в своих чувствах.

Называют пословицы и поговорки об осени, приметы осени.

Выбирают произведение, в зависимости от настроения автора, называют средства выразительности, которые они будут использовать при чтении, выразительно, эмоционально читают произведение.

Вспоминают определения средств художественной выразительности, приводят примеры.

Называют вид искусства - живопись. Рассматривают в паре картину русского художника, называют используемые цвета, определяют настроение картины. Приходят к выводу, что картина не подходит к любому произведению об осени, подбирают к картине подходящее литературное произведение или отрывок, выразительно читают его.

Выразительно, эмоционально читать текст, используя средства речевой выразительности

Формулировать значение слов эпитет, сравнение, олицетворение

Иллюстрировать произведение, отрывок из текста

Сравнивать произведения литературы и живописи, обосновывать свое мнение.

Определять в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения и обосновывать свое мнение.

Осознано строить речевое высказывание.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Этап работы в группах

Формировать личностное эмоционально – ценностное отношение к родной природе.

 

Продолжать развивать умение работать в сотрудничестве.

Организует повторение правил работы в сотрудничестве, контролирует их выполнение.

Организует выполнение учащимися газеты, помогает определить порядок действий, который поможет успешно выполнить задание, достичь цели.

контролирует поведение.

- Вставьте глаголы в текст так, чтобы получились полезные советы для выполнения газеты (см. презентацию). Используя советы, выполните свою газету.

Повторяют правила работы в группе. Вставляют глаголы, чтобы получились полезные советы, которые приведут к успешному выполнению задания.

Выполняют задания: придумывают название газеты, отбирают материалы, подходящие к теме, размещают их в газете.

Осуществляют само и взаимо контроль, соблюдают правила поведения в группе.

Планировать свои действия и прогнозировать результат в соответствии с поставленной задачей, осуществлять рефлексию, само и взаимоконтроль деятельности, анализировать деятельность и исправлять ошибки.

Сотрудничать с учителем и одноклассниками, учитывать разные мнения и работать в сотрудничестве.

Этап представления группами результата деятельности.

Развивать умение устно выражать свои мысли и чувства.

Развивать способность к само и взаимоанализу.

Организует выступление групп.

Анализирует с детьми, что помогло достичь цели.

Рассказывают о своей работе, какие материалы выбрали, какое настроение им удалось передать.

Отвечают на вопросы учителя.

Осознано строить речевое высказывание.

Демонстрировать осознанное отношение к изучаемой теме, интерес и творческое отношение к созданию итогового продукта.

Этап оценивания и рефлексии.

Итог занятия.

Развивать умение устно выражать свои мысли и чувства.

Развивать способность к самоанализу.

Организует рефлексию по содержанию занятия и по эмоциональному состоянию. Подводит итог занятия.

- Сегодня мы закончили изучать тему «Краски осени». Продолжите фразу в тетради: «Сегодня на уроке я почувствовал…». Нарисуйте под фразой смайлик, который отражает ваше настроение от сегодняшнего урока. Какой смайлик выбрали, почему?

Какое домашнее задание вам захотелось сделать? Выберете из предложенных и запишите в дневник.

Урок закончен.

Продолжают фразу, читают ее.

Оценивают свое впечатление от занятия.

Предлагают варианты домашнего задания, выбирают задание для себя.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Демонстрировать осознанное отношение к изучаемой теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока по литературному чтению на тему: " Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"...

Конспект урока по литературному чтению УМК "Перспектива". Тема: Дж. Родари «Волшебный барабан» Сочинение возможного конца сказки

Конспект урока по литературному чтениюТема: Дж. Родари «Волшебный барабан» Сочинение возможного конца сказки Цели деятельности учителя: создать условия формирования для создания конца...

Конспект урока по литературному чтению УМК "Перспектива". Тема: Тим Собакин «Лунная сказка»

Технологическая карта урока литературного чтенияТема: Тим Собакин «Лунная сказка»Цели деятельности учителя: продолжить знакомство с творчеством Тима Собакина, познакомить с его стихотворен...

Конспект урока по литературному чтению УМК "Перспектива" по теме: "Ребята и утята"

Конспект урока по литературному чтению УМК "Перспектива" по теме: "Ребята и утята"...

Конспект урока по литературному чтению УМК «Перспектива» 3 класс Л.Ф.Климанова Тема урока: К.Г. Паустовский «Барсучий нос».( 2 урок)

Цели и задачи урока обеспечить целостное восприятие и понимание текста; развивать умение определять главную мысль произведения, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обо...

Конспект урока по литературному чтению УМК "Перспектива" на тему: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

Конспект урока по литературному чтениюТема: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».Цель: Создание условий для формирования у учащихся умения характеризовать персонажей, с помощью введения приёмо...