"Краски осени" обобщающий урок по литературному чтению УМК Перспектива
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Развитие эмоционального интеллекта является составляющей «образования будущего». Он помогает достичь гармонии и успеха, играет значительную роль в процессе обучения, ведь основа интереса к учебе и жизни – это эмоции. Методы, применяемые на данном уроке, призваны улучшить восприятие ребенком информации, переданной через образы искусства, развить его способности к познанию эмоций − как своих, так и окружающих; научить ребенка использовать эмоции как ресурс для эффективного познания, мышления и принятия решений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
«Краски осени»
Номинация «Человек и природа в отечественной культуре и искусстве»
Автор | Орлова Лариса Викторовна, учитель начальных классов |
Организация | ГБОУ гимназии №524 Московского района Санкт -Петербурга |
Предмет | Литературное чтение |
Класс | 2 класс |
УМК | «Перспектива» |
Тема | «Краски осени» |
Кол-во часов в теме, номер урока в теме | итоговое занятие в теме |
Технологии | Технология обучения в сотрудничестве (работа в парах, группах), элементы проектной деятельности |
Актуальность занятия: | Развитие эмоционального интеллекта является составляющей «образования будущего». Он помогает достичь гармонии и успеха, играет значительную роль в процессе обучения, ведь основа интереса к учебе и жизни – это эмоции. Методы, применяемые на данном уроке, призваны улучшить восприятие ребенком информации, переданной через образы искусства, развить его способности к познанию эмоций − как своих, так и окружающих; научить ребенка использовать эмоции как ресурс для эффективного познания, мышления и принятия решений. |
Цель занятия для учителя | Создать условия для развития эмоционального интеллекта учащихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей данного класса. |
Цель занятия для учащихся | Научиться понимать и принимать эмоции, выраженные в различных произведениях искусства. используя все имеющиеся возможности, созданные на уроке. |
Задачи | Формирование предметных компетенций: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности Формирование метапредметных компетенций: Формировать представление о красоте осенней природы через различные произведения искусства Формировать личностное эмоционально – ценностное отношение к родной природе Развивать познавательный интерес и произвольное внимание учащихся. Продолжать развивать умение устно выражать свои мысли и чувства Продолжать развивать способность к само и взаимоанализу Продолжать развивать умение работать в сотрудничестве |
Термины и понятия | Жанр, олицетворение, сравнение, эпитет, проза, стихотворение |
Формируемуе УУД | Предметные УУД Выразительно, эмоционально читать текст, используя средства речевой выразительности Формулировать значение слов эпитет, сравнение, олицетворение Иллюстрировать произведение, отрывок из текста Метапредметные УУД Познавательные: Сравнивать произведения литературы и живописи, обосновывать свое мнение. Определять в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения и обосновывать свое мнение Осознано строить речевое высказывание Регулятивные: Планировать свои действия и прогнозировать результат в соответствии с поставленной задачей, осуществлять рефлексию, само и взаимоконтроль деятельности, анализировать деятельность и исправлять ошибки Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию Сотрудничать с учителем и одноклассниками, учитывать разные мнения и работать в сотрудничестве Личностные: Демонстрировать осознанное отношение к изучаемой теме, интерес и творческое отношение к созданию итогового продукта. |
Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов учащихся на уроке | Фронтальный устный опрос Наблюдение учителя за работой детей Выполнение газеты по группам Взаимооценка и самооценка |
Материально – техническое обеспечение | 1.Учебники, рабочие тетради 2.Картины русских художников с изображением осени 3.Запись пьесы П. И. Чайковского «Октябрь» (альбом «Времена года») 4.Основы для газеты – лист А3 5.Материалы для заполнения газеты 6.Фломастеры, карандаши, клей, ножницы 7.Магнитная доска |
Технологическая карта урока
Название этапа | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
Подготовительный этап | Создать условия для качественного проведения урока. | Учитель предлагает в качестве домашнего задания подготовить материалы для газеты по теме изучаемого раздела (записать приметы, четверостишия, нарисовать иллюстрации и т.д.), вспомнить авторов и названия произведений, их жанр, повторить изученные понятия. | Дети готовят материалы. Повторяют основные тезисы по изучаемой теме. | Сотрудничать с учителем и одноклассниками. |
Мотивационный этап. Актуализация темы | Развивать познавательный интерес и произвольное внимание учащихся. Формировать представление о красоте осенней природы через различные произведения искусства. | Учитель обращается к учащимся с приветствием, активизирует учеников на продуктивную работу. - Сегодня мы начнем наш урок с того, что послушаем музыку. Принадлежит она великому русскому композитору П. И. Чайковскому. Попробуйте почувствовать настроение музыки. Можно закрыть глаза, представить себе картины природы (учитель включает пьесу «Октябрь»). Опишите настроение, которое возникло у вас. Как вы думаете, какое время года хотел описать композитор. Аргументируйте свое мнение. Как вы думаете, какова будет тема и цель сегодняшнего урока? | Учащиеся выражают свою готовность к активной и продуктивной работе. Прослушивают музыку, определяют настроение музыки, возможную тему и цель занятия (выдвигают предположение, что будем говорить об осени, о ее изображении в различных произведениях искусства, чтобы больше узнать и глубже прочувствовать данную тему). | Формулировать собственное мнение и позицию. Осознано строить речевое высказывание. |
Этап обобщения знаний | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Формировать представление о красоте осенней природы через различные произведения искусства. | Учитель проводит работу по обобщению изученной темы: - Разгадайте ребус, вспомните название темы. - Назовите изменения в природе, которые происходят осенью. Расскажите о своем настроении и ощущениях осенью. Можно ли утверждать, что осень по-разному влияет на чувства и настроения человека? Почему так происходит? Обоснуйте свое мнение. Возможно ли связь между осенней природой и настроением человека? Обоснуйте свое мнение. Каким образом в народе выражали свое отношение к осенней природе. Приведите примеры. Докажите, что люди внимательно наблюдали за природой, ее изменениями. В каких жанрах литературы авторы обращались к изображению осени? Назовите, в каких произведениях автор испытывает грустные чувства. Какие средства выразительности вы будете использовать при чтении? (медленный темп, паузы, грустная интонация). Прочитайте выразительно. В каких произведениях у авторов чувства противоположные – веселые, радостные. Прочитайте так, чтобы передать настроение автора. Как вы будете читать? (быстрый темп, восклицательные интонации и тд) Чьи чувства вам ближе, чьи чувства вы разделяете? Назовите средства, которые помогли поэтам и писателям выражать свое настроение в произведении, создавать яркие картины в воображении читателя? Поработаем в паре – соедините средство выразительности и его определение. Найдите примеры данных средств выразительности в прочитанных произведениях. Пара, которая готова – встает. Кто хочет назвать средство выразительности и привести примеры? Мы уже увидели картины осени в музыке и литературе. В каком еще виде искусства мы можем увидеть или почувствовать настроение автора, его отношения к осени? Рассмотрите в паре картину русского художника, опишите, что на ней изображено, назовите цвета, которые использует художник в своем произведении. Какой период осени запечатлен на ней? Как вы догадались? Можно ли утверждать, что ваша картина подойдет к любому произведению об осени? Почему? Обоснуйте свой ответ. Подберите к картине литературное произведение или отрывок из него, подходящее по настроению. Прочитайте его, используя средства речевой выразительности. | Отгадывают ребус, вспоминают название темы раздела - «Краски осени». Называют изменения в природе осенью. Рассказывают о своих чувствах и ощущениях осенью, объясняют разницу в своих чувствах. Называют пословицы и поговорки об осени, приметы осени. Выбирают произведение, в зависимости от настроения автора, называют средства выразительности, которые они будут использовать при чтении, выразительно, эмоционально читают произведение. Вспоминают определения средств художественной выразительности, приводят примеры. Называют вид искусства - живопись. Рассматривают в паре картину русского художника, называют используемые цвета, определяют настроение картины. Приходят к выводу, что картина не подходит к любому произведению об осени, подбирают к картине подходящее литературное произведение или отрывок, выразительно читают его. | Выразительно, эмоционально читать текст, используя средства речевой выразительности Формулировать значение слов эпитет, сравнение, олицетворение Иллюстрировать произведение, отрывок из текста Сравнивать произведения литературы и живописи, обосновывать свое мнение. Определять в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения и обосновывать свое мнение. Осознано строить речевое высказывание. Формулировать собственное мнение и позицию. |
Этап работы в группах | Формировать личностное эмоционально – ценностное отношение к родной природе.
Продолжать развивать умение работать в сотрудничестве. | Организует повторение правил работы в сотрудничестве, контролирует их выполнение. Организует выполнение учащимися газеты, помогает определить порядок действий, который поможет успешно выполнить задание, достичь цели. контролирует поведение. - Вставьте глаголы в текст так, чтобы получились полезные советы для выполнения газеты (см. презентацию). Используя советы, выполните свою газету. | Повторяют правила работы в группе. Вставляют глаголы, чтобы получились полезные советы, которые приведут к успешному выполнению задания. Выполняют задания: придумывают название газеты, отбирают материалы, подходящие к теме, размещают их в газете. Осуществляют само и взаимо контроль, соблюдают правила поведения в группе. | Планировать свои действия и прогнозировать результат в соответствии с поставленной задачей, осуществлять рефлексию, само и взаимоконтроль деятельности, анализировать деятельность и исправлять ошибки. Сотрудничать с учителем и одноклассниками, учитывать разные мнения и работать в сотрудничестве. |
Этап представления группами результата деятельности. | Развивать умение устно выражать свои мысли и чувства. Развивать способность к само и взаимоанализу. | Организует выступление групп. Анализирует с детьми, что помогло достичь цели. | Рассказывают о своей работе, какие материалы выбрали, какое настроение им удалось передать. Отвечают на вопросы учителя. | Осознано строить речевое высказывание. Демонстрировать осознанное отношение к изучаемой теме, интерес и творческое отношение к созданию итогового продукта. |
Этап оценивания и рефлексии. Итог занятия. | Развивать умение устно выражать свои мысли и чувства. Развивать способность к самоанализу. | Организует рефлексию по содержанию занятия и по эмоциональному состоянию. Подводит итог занятия. - Сегодня мы закончили изучать тему «Краски осени». Продолжите фразу в тетради: «Сегодня на уроке я почувствовал…». Нарисуйте под фразой смайлик, который отражает ваше настроение от сегодняшнего урока. Какой смайлик выбрали, почему? Какое домашнее задание вам захотелось сделать? Выберете из предложенных и запишите в дневник. Урок закончен. | Продолжают фразу, читают ее. Оценивают свое впечатление от занятия. Предлагают варианты домашнего задания, выбирают задание для себя. | Формулировать собственное мнение и позицию. Демонстрировать осознанное отношение к изучаемой теме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/17/picture-791601-1463511525.jpg)
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"
Конспект урока по литературному чтению на тему: " Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/13/picture-3545-1494694057.jpg)
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/28/picture-1175695-1580235712.jpg)
Конспект урока по литературному чтению УМК "Перспектива". Тема: Дж. Родари «Волшебный барабан» Сочинение возможного конца сказки
Конспект урока по литературному чтениюТема: Дж. Родари «Волшебный барабан» Сочинение возможного конца сказки Цели деятельности учителя: создать условия формирования для создания конца...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/28/picture-1175695-1580235712.jpg)
Конспект урока по литературному чтению УМК "Перспектива". Тема: Тим Собакин «Лунная сказка»
Технологическая карта урока литературного чтенияТема: Тим Собакин «Лунная сказка»Цели деятельности учителя: продолжить знакомство с творчеством Тима Собакина, познакомить с его стихотворен...
Конспект урока по литературному чтению УМК "Перспектива" по теме: "Ребята и утята"
Конспект урока по литературному чтению УМК "Перспектива" по теме: "Ребята и утята"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/01/picture-823685-1475348245.jpg)
Конспект урока по литературному чтению УМК «Перспектива» 3 класс Л.Ф.Климанова Тема урока: К.Г. Паустовский «Барсучий нос».( 2 урок)
Цели и задачи урока обеспечить целостное восприятие и понимание текста; развивать умение определять главную мысль произведения, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обо...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/16/picture-1516715-1710583112.jpg)
Конспект урока по литературному чтению УМК "Перспектива" на тему: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
Конспект урока по литературному чтениюТема: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».Цель: Создание условий для формирования у учащихся умения характеризовать персонажей, с помощью введения приёмо...