Проект "Мои любимые сказки"
проект по чтению (1 класс) на тему

Пальчикова Мария Константиновна

Тема учебного проекта соответствует государственным образовательным стандартам начального образования по литературе. В результате реализации данного проекта учащиеся смогут: видеть проблему и намечать пути ее решения; самостоятельно планировать способы достижения поставленной цели, корректировать и выбирать наиболее эффективные пути, выделять существенные признаки и на их основе делать выводы. Проект вовлекает учащихся класса в увлекательные исследования, конкурсы и викторины, сосредоточенные вокруг центральной темы проекта – «Мои любимые сказки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moi_lyubimye_skazki_palchikova.docx30.24 КБ

Предварительный просмотр:

Автор проекта: М.К. Пальчикова, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 76»

Тема учебного проекта: «Мои любимые сказки»

Тип проекта: познавательно-творческий

Основной вопрос: Зачем люди сочиняют сказки, и почему все люди любят читать их?

Проблемные вопросы

  1. Сказка учит или развлекает?
  2. Что произойдет,  если все герои в сказках будут хорошими?
  3. Кто создает иллюстрации к сказкам?
  4. Почему нельзя прожить без сказок?
  5. Всегда ли в сказке добро побеждает зло?

Учебные вопросы

  1. Особенности русских народных и авторских сказок.
  2. Каких писателей сказочников вы знаете?
  3. На какие группы делятся русские народные сказки?
  4. Для чего в сказках нужны волшебные предметы?
  5. Основные этапы сказок.
  6. Использование выразительных средств русского языка для объяснения значений старинных слов, используемых в народных и авторских сказках.

Учебный предмет: Литературное чтение. Кружок «В мире книг». ИЗО.

Участники: обучающиеся 1 б класса, родители учащихся.

Актуальность данного проекта.

Проектная деятельность – один из современных инновационных методов обучения. Дети учатся  выражать свою индивидуальность. Совместное творчество дает возможность заинтересовать детей, делает процесс обучения личностно значимым. Проект сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Актуальность данного проекта огромна.

1. Благодаря чтению развивается РЕЧЬ ребенка и увеличивается его словарный запас.

2. Чтение развивает МЫШЛЕНИЕ, ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами, развивает познавательные интересы и расширяет КРУГОЗОР.

3.  Книги помогают ребенку ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ, а также ПОНЯТЬ ДРУГИХ.

4. Чтение УЧИТ ОБЩАТЬСЯ с людьми.

5. Чтение – самое ДОСТУПНОЕ и ПОЛЕЗНОЕ для интеллектуального и

эмоционально-психического развития ребенка занятие.

 В. Сухомлинский говорил:

 «Чтение в годы детства это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души». Развитие речи ребенка – одна из актуальных проблем  нашего общества. А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми младшего школьного возраста.

Тема учебного проекта соответствует государственным образовательным стандартам начального образования по литературе. В результате реализации данного проекта учащиеся смогут: видеть проблему и намечать пути ее решения; самостоятельно планировать способы достижения поставленной цели, корректировать и выбирать наиболее эффективные пути, выделять существенные признаки и на их основе делать выводы. Проект вовлекает учащихся класса в увлекательные исследования, конкурсы и викторины, сосредоточенные вокруг центральной темы проекта – «Мои любимые сказки».

Цель проекта:

  1. Обобщить знания детей о прочитанных сказках.
  2. Прививать любовь к сказкам.
  3. Учить различать авторские и народные сказки.         
  4. Проследить чему учат нас сказки.
  5. Способствовать воспитанию любви к родному языку, интереса к народному и авторскому творчеству

 Задачи проекта:

  1. Какие бывают сказки? Что можно узнать из сказок?
  2. Развивать умение обобщать и сравнивать собранный материал.
  3. Развивать речь через использование выразительных средств языка.
  4. Развивать творческие навыки.
  5. Способствовать поддержанию традиции семейного чтения.
  6. Показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей.
  7. Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.

Сроки реализации проекта: три месяца ( март, апрель, май 2018 г.)

Этапы работы:

  1. Определение темы проекта.
  2. Составление плана  проекта.
  3. Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.
  4. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
  5. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
  6.  Презентация проекта.

Предполагаемый результат.

Развитие интереса к сказкам, закрепление умений, воспитание чувство дружбы. Выполнить книжки-малышки, рисунки на тему: «Моя любимая сказка»

Пути реализации проекта. 

  1. Пополнение содержания книжного уголка сказками  разных жанров.
  2. Изготовление книжки-малышки о любимых сказках.
  3. Защита проекта.

Содержание работы с детьми.

Беседы: «Сказки - добрые друзья», «Мои любимые сказки»

 Чтение сказок на уроках, дома.

 Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

 Загадки о сказках, героях сказок.

 Викторины по сказкам.

 Выполнение иллюстраций

 Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.

Содержание работы с родителями.

Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

Консультация для родителей «Почему необходимо рассказывать и читать детям сказки?»

Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

Помощь в выполнении презентаций и книжек-малышек.

Этапы работы.

 I этап Подготовительный. Перед участниками проекта ставятся задачи, направленные на определение результатов работы. Происходит сбор информации, литературы, дополнительного материала. Консультация для родителей «Почему необходимо рассказывать и читать детям сказки?». Опрос - анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка». Чтение сказок.

II этап Практический. Познавательный. Организация познавательной деятельности детей. Беседы «Сказки - добрые друзья», «Мои любимые сказки». Отгадывание загадок о сказочных героях. Чтение сказок детям. Выполнение иллюстраций

III этап. Завершающий. Изготовление презентаций и книжек-самоделок на тему: «Мои любимые сказки». Пополнение содержания книжного уголка сказками  разных жанров.

Защита проекта.

Беседа.

Сказка – самое большое чудо народного творчества. Много сказок родилось на нашей земле. Их складывали, хранили в памяти, передавали из уст в уста.

Сказки очень важны для нас. Они несут нам добро, поэтому нам читают их мамы, бабушки …

Сказки очень поучительны. Читая их, можно много узнать о жизни и культуре разных народов.

Сказки  бывают народные и литературные. Народные сказки не имеют автора. Если известна фамилия автора сказки, то это уже литературная сказка.

 Во всем мире любят сказки Шарля Перро, братьев Гримм, Г.-Х. Андерсена, А.С. Пушкина, К.И. Чуковского и многие другие.

         В каждой стране есть свои народные сказки. Они рассказывают нам о культуре и истории данной страны и его народа. Русские народные сказки «Репка» и «Колобок» знакомы нам с самого раннего детства. Это первые сказки, которые нам читают наши близкие.

•        А ещё сказки бывают: волшебные, бытовые  и о животных.

•        В волшебных сказках обязательно совершаются чудеса и волшебные превращения. В этих сказках присутствуют волшебные персонажи: Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Василиса Прекрасная, Золотая рыбка. Есть также герои-помощники, это могут быть различные люди, животные или предметы (клубок).

•        В сказках о животных герои  могут говорить, ходить друг другу в гости и даже учиться в школе. В  этих сказках всем персонажам приписываются свойства людей. Эти сказки тоже родились в глубокой древности, они веселые и поучительные. Излюбленный герой в них - плут, хитрец и обманщик.     Действующие лица в бытовых сказках -  представители разных слоев общества: короли, принцы, солдаты, ремесленники, простые крестьяне. Герои сказок - мужик или бывалый солдат - выходят победителями благодаря своей силе, ловкости и смекалке.

Каждая сказка нас учит чему-то. Только надо присмотреться и прислушаться к ней.

        В результате исследования мы выяснили:

- в сказках встречаются ситуации, из которых мы можем получить урок.

- непослушание родителям или взрослым наказывалось, а терпение и послушание вознаграждались

- главным в сказках был труд, с помощью которого герои выходили из сложных ситуаций.

Заключение

Так ли проста сказка, как кажется? Всего на нескольких страницах она открывает нам удивительный мир реальных и вымышленных стран, добрых и злых героев, диковинных говорящих зверей и птиц.

Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача.

Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент.

       У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Так у Героя появляются бесценные Волшебные помощники.

 

Сказка учит не судить о людях по внешнему виду.

Иван-дурак всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках – отрицательный персонаж.

Приложение 1.

Пословицы и поговорки

        «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»

        «Сказка – складка, песня – быль»

        «Сказка – ложь, а песня - правда»

        «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» (А.С. Пушкин)

Приложение 2..

Викторина

        Как называются сказки, которые сочинил народ?

        Как называются сказки, которые написали писатели?

        Каких писателей сказочников вы знаете?

        Чем отличается сказка от других произведений?

        Какие бывают сказки?

        Как вы понимаете пословицу: «Нет сказки без правды». Аргументируйте свой ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Мои любимые сказки"

В презентацию входят иллюстрации сказок, кроссворды, викторины, ребусы, загадки на тему "Мои любимые сказки"....

• Внеклассное мероприятие по английскому языку на тему «Любимые сказки» (инсценирование сказки «Золушка»).

Здесь представлен краткий театрализованный сценарий спектакля, дети с удовольствием участвуют в перевоплощении в любимых героев,  учатся работать в группе....

Игра "Наши любимые сказки"

Эту игру можно провести на уроке литературного чтения или на внеклассном занятии....

Наши любимые сказки

викторина-презентация...

"Самая любимая"(сказка о маме)

Сценарий праздника, посвящённый 8 марта...

Урок внеклассного чтения, посвящённого 385- летию Шарля Перро. Тема: "Сказки зарубежных писателей. Любимые сказки Ш.Перро."

В разрабортке  представлены: игра "Заморочки  из  сказочной бочки" (задания  по  сказкам зарубежных  писателей);  викторина  по  сказкам  Ш.Перро; ...

Занятие кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке - викторина "Любимые сказки".

На занятии кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке  проводилось в виде викторины. Ребята разделились на две команды: Колобки и Козлятушки.Задания были следующего содержания: ...