Литературное чтение в 1 классе. Алфавит. Повторение – мать ученья. Знаки городов России.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

План-конспект урока литературного чтения в первом классе по УМК "Перспектива".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_1_po_lit._cht._po_umk_perspektiva.docx10.14 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект  урока по литературному чтению в 1 "Б" классе

МАОУ «Гимназия №1 Октябрьского района г.Саратова

   по УМК «Перспектива».

Учитель: Харьковская Ольга Николаевна, высшая кв. категория

Тема урока:  Алфавит. Повторение – мать ученья. Знаки городов России.

Тип урока: ОНЗ в технологии  деятельностного  метода.

Цель. Формирование осознанной необходимости знания последовательности букв (алфавита).

Задачи.

1. Познакомить с алфавитным  расположением букв; способствовать прочному запоминанию алфавита, формированию орфографической зоркости первоклассников, становлению самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

2. Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.

3. Способствовать развитию навыков учебного сотрудничества.

Оборудование:  учебник «Азбука» часть 2, 1 класс, авторы Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева; компьютер, проектор,  экран.

Демонстрационный материал: 

  • Карточки с алфавитом, с заданием для парной работы на 7 этапе;
  • карточки с изображением дорожных знаков;
  • программа Microsoft Power Point (презентация).

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности:

Задачи:

1) способствовать созданию мотивации к учебной деятельности путем обращения к внутреннему состоянию каждого ребенка;

2) определить содержательные рамки урока.

- Здравствуйте, ребята!

Мы уже совсем большие,

На урок пришли!

И теперь  никто не скажет,

Что мы малыши!

- Кто из вас радуется тому, что умеет читать?

- Почему этому можно радоваться?

- Что дает вам умение читать?

- Каким делает человека умение читать?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.

Задачи:

1) способствовать прочному запоминанию букв русского алфавита;

2) актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;

3) организовать затруднение в деятельности.   

 - Из чего состоит наша речь?

- Из чего состоит предложение?

- Из чего состоят слова?

- А что знаем о звуках? (Звуки мы произносим, слышим.)

- На какие группы делятся звуки?

- Назовите буквы, которые обозначают гласные звуки.

- Давайте мы с вами прочитаем парные согласные.

- Мальчики читайте только звонкие согласные.

- Девочки прочитайте глухие согласные.

- Что такое буква? (Буквы – знаки звуков, их мы пишем, видим и читаем.)

- Какие буквы не читаются?

-Зачем нужны эти буквы?

3. Выявление места и причины затруднения.

Задачи:

1) выявить причину затруднения (расположение букв по алфавиту);

2) познакомить с алфавитным  расположением букв;

3) зафиксировать способ действий во внешней речи.

    - Сколько букв  в русском языке?

- Как же запомнить все 33 буквы нашего языка?

- Сейчас к доске выходят ученики  с буквами и попробуют встать по порядку, остальные им могут помогать советами.

- Не получилось, что же делать?

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Задачи: воспроизвести во внешней речи правильный способ действий, вызвавший затруднение.

- Что мы не знаем?  (Мы не знаем, как правильно построить буквы).

- Как узнать правильное расположение букв?

- Над чем будем  работать, подскажет нам ребус. (слайд)

- Сегодня я сама приготовила вам план действий на уроке.

      План открытия нового знания. (на доске)  

  • Познакомимся с алфавитом.
  • Попробуем сами восстановить алфавит.
  • Почитаем.
  • Закрепим свои знания.

- Сегодня мы поговорим о буквах – знаках.

5. Реализация построенного проекта.

Задачи:

1) проверить своё умение применять знание алфавита в типовых условиях с опорой на эталон;

2) систематизировать знания об алфавите.

Работа по учебнику, стр.67.

- Откройте учебник,  прочитайте предложение об алфавите.

Алфавит – одно из величайших изобретений человечества.

 - Как вы понимаете слова « изобретение человечества»? (ответы детей)

-  Что значит величайшее?

Найдите алфавит. Давайте споем песню – алфавит. (слайд – алфавит-шарики, содержащий ссылку https://cloud.mail.ru/public/BKET/fLo5ozXxU)

6. Первичное закрепление.

Задачи: воспроизвести во внешней речи правильный способ действий, вызвавший затруднение.

 - Что такое алфавит? (Буквы, расположенные в  определенном  порядке, а буквы – это знаки  звуков.)  

Работа по Азбуке, стр. 67.

-  Для чего нужны буквы? (Из букв составляют слова.)

- Что можно составить из слов? (Предложения)

- Что можно составить из предложений?

- Давайте мы с вами прочитаем стихотворение про алфавит.  (слайд)

 «33 островка» 

Мы по течению реки плывем,

 считаем островки:

                а, бэ, вэ, гэ, дэ, е, ё, жэ

восьмой проплыли мы уже,

                зэ, и, и краткое, ка, эль,

не сесть бы где-нибудь на мель,

                эм, эн, о, пэ, эр, эс, тэ, у

 –  Плывешь ли, Машенька?  – Плыву!

Эф, ха, цэ, че, ша, ща...

 Пустяк пройти осталось:

твердый знак, ы, мягкий знак да э, ю, я

 — Вот и прощай, река моя!..

А островков-то посмотри  –

 не так уж мало: тридцать три!

- Сколько букв в алфавите?

Чтение алфавита в парах.

Физминутка для глаз. (слайд)

7. Самостоятельная работа в парах с самопроверкой по эталону.

Задачи:

1) проверить своё знание алфавита в типовых условиях с опорой на эталон;

2) систематизировать знания об алфавите.

- Сейчас работаем в парах. Перед вами листы с алфавитом, но там некоторые буквы потерялись. Восстановите алфавит. Не забудьте правила работы в парах.

- Подскажите, какие буквы потерялись? (на доске дети пишут потерянные буквы)

- Что вы знаете об этих буквах.

- Проверяем по экрану.

- Молодцы, справились на отлично.  Оцените свою работу.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Задачи:

1) совершенствовать навыки чтения.

2) систематизировать знания об алфавите, о знаках.

3) способствовать совершенствованию  навыков четких и последовательных мыслительных операций.

Работа по учебнику, стр.68

- Откройте учебник, прочитайте заглавие.

- Как понимаете: «Повторение – мать учения»?

- Ребята, слово знак многозначное.  (слайд)

- Какое значение имеет слово знак? (Буквы, цифры, дорожные знаки, знаки на упаковках, на зданиях.)   (слайд)

- Посмотрите, ребята, в Азбуке даны разные знаки, дома с родителями поговорите об этих знаках. Узнайте, где они могут встречаться.

- На какие знаки указывает мудрая сова? (Это дорожные знаки)

Чтение стихотворения С.Маршака по цепочке по 2 строчке.

Хоровое чтение стихотворения С. Маршака.

- А сейчас прочитайте про себя двустишие.

- О каком свете идет речь? ( О красном сигнале светофора)

- А что вы знаете о сигналах светофора?  (ответы детей)

        Работа в парах.

- Теперь откройте конверты и попробуйте составить из них знак.

-  Что эти знаки обозначают? (первый знак предупреждает водителей, второй знак запрещает детям катание на велосипедах, а третий информирует пешеходов о пешеходном переходе)   (слайд)

- Ребята, свои знаки имеют и города, страны. Их называют гербом. Герб – это символ страны.  Найдите в классе герб России, Татарстана и нашего города.

- Кто нарисован в гербе нашей республики? (слайд)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Задачи:

1) зафиксировать в речи способ действий;

2) проанализировать оценку собственной деятельности и деятельности одноклассников на уроке.

  • Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)  
  • Что такое алфавит?
  • Вывод: алфавит – буквы, расположенные в  определенном  порядке.
  • Сколько букв в русском алфавите?
  • Вывод: 33 буквы в алфавите.
  • А сколько букв в татарском алфавите? (39 букв)
  • Что такое буква?
  • Вывод: Буква – это знак звука.
  • Теперь мы можем написать и прочитать обо всём на свете. Но для этого нужно, прежде всего, выучить алфавит. Я приготовила вам всем алфавит. Желательно выучить наизусть алфавит, но пока вы можете пользоваться этим алфавитом.
  • Кто доволен своей работой на уроке?
  • Кого бы вы хотели сегодня похвалить?
  • Оцените свою работу на уроке, подходите к смайлику, который подходит вашему настроению.  (слайд)   КОНЭРС «углы»
  • В классе вы видите в 3-х углах прикреплены смайлики. Если вы довольны собой – подойдите к 1 смайлику, если были трудности, вы  сомневались на уроке – подойдите ко 2 смайлику, если ничего не поняли, вам было трудно – к 3 смайлику.

  • Спасибо вам, ребята за вашу работу. Молодцы. (слайд)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения 3 класс В.Бианки "Мышонок Пик" УМК "Школа России"

УМК «Школа России» Предмет: литературное чтение Учебник «Родная речь» 3 класс, 2 часть, с. 73. Тип урока: урок формирования новых знаний. Вид урока: проблемно-проектная дискуссия. Технология: Раз...

Презентация к уроку литературного чтения 3 класс. Л.Н.Толстой "Акула". Программа "Школа России"

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе, опубликованного на этом сайте 9.12.2014 года. Тема урока "Л.Н.Толстой. Акула". Программа "Школа России"....

Конспект урока литературного чтения 4 класс по теме "В. Ф. Одоевский "Город в табакерке"".

Конспект урока литературного чтения 4 класс по теме "В. Ф. Одоевский "Город в табакерке"" составлен на основе технологии развития критического мышления (ТРКМ)....

Конспект урока литературного чтения (2 класс). Тема: А. Введенский «Ученый Петя». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о произведении : А. Введенский «Ученый Петя» .Планируемые результатыПредметные: знать-биографию А. Введенского;-содержание произведения &laqu...

Литературное чтение. 1 класс. Мягкий и твердый разделительные знаки.

Литературное чтение. 1 класс. Мягкий и твёрдый разделительные знаки....

Литературное чтение 2 класс Тема: Повторение по разделу устно-народное творчество. Люблю природу русскую. Осенние загадки, образ осени в загадках.

Тема: Повторение по разделу устно-народное творчество. Люблю природу русскую. Осенние загадки,  образ осени в загадках....