Развитие видов речевой деятельности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности
видеоурок по чтению (3 класс) на тему

Лебедева Светлана Анатольевна

Мой опыт на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokumentmicrosoftofficeword9.docx29.21 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие видов речевой деятельности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности

Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение вводит в память ученика литературный язык, развивает у ребенка "дар слова". Чтение - главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие учеников развивать и укреплять их мысли и любознательность.  Чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно-популярной литературе, к периодике. Это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств.

У меня, как у учителя, возникло множество вопросов. Основной:  как обеспечить подрастающему поколению новое качество обучения чтению? Проблемы развития личности ребенка, его интеллекта и общей культуры решаются с максимальным учетом индивидуальных возможностей каждого ученика  на основе дифференцированного обучения. Второй год я работаю над темой «Развитие видов речевой деятельности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности». Цель моей работы не только теоретическое изучение проблемы, но и непосредственное применение в ходе практической  исследовательской работы новых нетрадиционных методов обучения чтению.

                 Совершенствование техники чтения - одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе и т.д.

 Если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет полностью реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нем заложено. 

Необходимо, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика и были направлены на то, чтобы продвигать детей в их идейно-нравственном, умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали у школьников интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки. Набрав детей в 1 класс, я хорошо знала, как нелегко придется мне в первые месяцы обучения детей. Так как ребята чрезмерно подвижны, внимание у них неустойчивое, возникало много трудностей с дисциплиной, но в том, как заставить ребенка слушать. У многих детей в моём классе  был слабо развит речевой аппарат. Поэтому на первом этапе я начала проводить дыхательную и артикуляционную гимнастики.

. Во время разминки отрабатываю чтение труднопроизносимых буквосочетаний

  • Игра "Звуковая разминка", включающая в себя

                1) артикуляцию,

                2) слова, трудные для произношения,

                3) скороговорки;

  • Игра "Фотоглаз". Сфотографировать (запомнить) несколько слов, написанных на доске и ответить на вопрос, есть ли слово, которое я произношу, в перечне или нет;
  • Чтение одновременно с учителем. При этом четко проговаривается каждый звук. Затем весь текст или какую-то его часть ученики читают вслух по очереди;
  • Тренаж (первый раз ученики за 1 минуту читают по слогам, второй раз - скороговоркой и третий раз - выразительно).
  • Кричалки, считалки, чистоговорки, весёлые стихи.

           Часто включаю упражнения, помогающие целостному восприятию слога, слова, упражнения, совершенствующие дикцию. Сложность разминки зависит от возраста и подготовленности детей. В 1 классе, например, в разминку входит чтение открытых и закрытых слогов, составлении слова по слоговой таблице, игровые приемы: "Дочитай слово", "Слог потерялся", "Угадай, какая буква пропущена".

Во II классе предлагаю детям успеть прочитать целое слово, словосочетание, которое я довольно быстро показываю на полоске бумаги. Как правило, это словарные слова или группа слов, включающая определенную орфограмму.

Часто включаю упражнения, помогающие целостному восприятию слога, слова, упражнения, совершенствующие дикцию. Сложность разминки зависит от возраста и подготовленности детей. В 1 классе, например, в разминку входит чтение открытых и закрытых слогов, составлении слова по слоговой таблице, игровые приемы: "Дочитай слово", "Слог потерялся", "Угадай, какая буква пропущена".

На втором этапе я проводила работу над темпом речи, постановкой голоса и дыхания. Я использовала такие упражнения:

  • Чтение шепотом и медленно.
  • Чтение тихо и умеренно.
  • Чтение громко и уверенно.
  • Чтение нараспев в разной тональности.
  • Чтение «цепочкой» и другие.

Во II классе  предлагаю детям успеть прочитать целое слово, словосочетание, которое я довольно быстро показываю на полоске бумаги. Как правило, это словарные слова или группа слов, включающая определенную орфограмму.

Провожу конкурс "Кто с большим количеством оттенков, интонацией сможет прочитать предложение?" Даю задание прочитать одну и ту же фразу с интонацией, соответствующей конкретной ситуации. Предъявляя требования читать выразительно, объясняю, что это значит. Использую такую памятку:

1.   Представь себе то, о чем читаешь. Подумай, какое чувство ты можешь передать при чтении.

2.   Читай четко слова и окончания.

3.   Выделяй голосом важные мысли, соблюдай знаки препинания.

В процессе разминки большое внимание уделяю работе над развитием

техники чтения, четкому произношению слов и фраз. В начале каждого урока чтения, дети читают 5 минут художественную книгу самостоятельно в пол голоса или про себя. Затем несколько человек пересказывают прочитанный отрывок.

           Для развития памяти, мышления, речи провожу на уроках дидактические игры. В этом мне помогло методическое пособие В.В.Волиной "Занимательное азбуковедение", в котором весь материал строится на основе игры. Игры в школе - прежде всего обучающие, они должны приковывать неустойчивое внимание ребенка к материалу урока, давать новые знания, заставлять его напряженно мыслить.

Чтобы дети лучше запомнили букву, я предлагала им послушать стихи о букве, назвать, что изображено на рисунке, и найти одинаковый звук в словах. Кто больше придумает слов, в которых этот звук был бы в начале, в середине, в конце слова. Досказать словечко, предлагала им пофантазировать, на что похожа буква, выложить ее из счетных палочек, показать, как они ее могут изобразить. С чем из окружающего нас мира ассоциируется изученная буква.

Так как первоклассники любят сказки, мы на уроках часто сочиняем свои сказки, истории и приключения о буквах. Чтобы активизировать мышление и речь ребенка, на уроках разгадываем ребусы, кроссворды, шарады. Детям очень нравится отгадывать и загадывать загадки, которые учат наблюдать за окружающим миром, воспринимать жизнь многократно, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание и память, развивают любознательность. Во 2 классе дети пробуют себя в сочинении стишков на заданную тему, придумывают четверостишия с готовыми последними словами, иллюстрируют свои произведения

Изучение нового материала со 2 класса провожу при помощи метода динамического чтения (когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки, чтение только глазами). В чтении уже использую приёмы «эхо», «канон», «спринт», «разведка», чтение со счётом слов, чтение под музыку.

Большую роль при работе над  чтением играют скороговорки. В скороговорках необходимо преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений, осечек и оговорок. Проговаривать  каждую скороговорку,  сначала беззвучно, но, артикулируя, затем переходить на шепот и лишь потом - вслух, сначала в медленном темпе, потом в быстром, но помнить  о четкости произношения.

По мере совершенствования техники чтения  всё больше места на уроке отвожу работе с текстом, формирую приемы понимания прочитанного на уроке. Для достижения этой цели ставлю следующие задачи:

  • Формирование понимания текста и одновременное развитие интереса к самому процессу По мере совершенствования техники чтения всё больше места на уроках отвожу чтения, потребность читать.
  • Введение детей    через литературу в мир человеческих отношений, воспитание личности со свободным и независимым мышлением.

  • Приобщение детей к литературе, как к искусству слова, через анализ текстов и практическое ознакомление с теорией,
  • Развитие устной и письменной речи (в том    числе значительное обогащение словаря, развитие творческих способностей детей).

В своей работе, по чтению использую методы организации учебно-познавательной деятельности: словесный метод (рассказ, беседа, живое слово учителя дополняются звукозаписью).  Использую мозговой штурм, морфологический анализ, метод фонограмм. Многие упражнения проводятся не только вслух, но и про себя. Такая работа способствует формированию у учащихся навыков самостоятельной деятельности, самоконтроля, самоанализа.

Использую виды рассказов:

а) рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение. Провожу беседы:  вводные,   основные,  заключительные,   обобщающе-повторительные. Словесные методы чаще всего сочетаю с наглядными и практическими методами.

б) наглядные методы - это методы иллюстраций (показываю плакаты, карты, картины, фотографии). Методы демонстрации: фильмы, презентации, игры.

в) практические методы. Это письменные выражения, сочинения, рисунки, проведение опытов, решение задач, построение чертежей, трудовые действия.

г) проблемно-поисковые методы.  

Например, при работе с текстом до чтения.

1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию,   которая   предшествует   тексту,   затем   высказывают   свои предложения о героях, теме, содержании.

2,  Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые я заранее вычленяю из текста и записываю на доске, уточняют свои предложения о теме произведения, героях, развитии действия. Затем ставлю задачу провести диалог с автором через текст, проверить и уточнить свои первоначальные предположения.

 Дети учатся устанавливать последовательность событий в рассказе и осмысливать взаимосвязь событий. Под контролем и самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части, выделять главное в содержании части и всего рассказа в целом. Составлять план прочитанного и передавать его содержание. Самостоятельно находить слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, описания природы и событий. Читать с выражением, передавая интонацией авторское отношение к изображаемым событиям и героям произведения.

Меня радует то, что дети читают с увлечением, считают чтение главным предметом в обучении. Это отражается и на грамотности письма и при решении математических задач.

В своей работе не забываю и о методах стимулирования. Это словесные, наглядные, практические, создание ситуаций успеха.

Для достижения полученных результатов я использую такие формы контроля: устный, письменный, индивидуальный, фронтальный, самоконтроль, тесты, .олимпиады, взаимоконтроль.

В работе использую индивидуальную и групповую форму обучения, фронтальную и парную, групповую и дифференцированную. В своей практике провожу различные виды уроков:

Формирование и совершенствование знаний, повторение и систематизация знаний, контрольные уроки и анализ контрольных  работ, уроки - праздники, обзорные экскурсии,

олимпиады, смотры знаний, мини-спектакли, викторины, КВНы

      Важным направлением при формировании у учащихся умения беглого чтения является организация эффективного контроля за достижениями. Организуя контроль за беглостью чтения, я с 1 класса проводила тематические родительские собрания и консультации на темы: "Совершенствование техники чтения", "Как правильно учить выразительно читать". С 1 класса дети ведут «Читательский дневник», в котором записывают автора и название прочитанной книги и иллюстрируют обложку.

 На уроках организую «замер» техники чтения Для проверки понимания прочитанного текста использую следующие варианты заданий: ребенок должен ответить на вопросы после чтения текста, сам составить вопросы  и задать соседу по парте или  придумать название прочитанного текста, сформулировать главную мысль, пересказать текст.

Контроль за формированием навыка беглого чтения, на мой взгляд, снимает трудность в чтении, страх и неуверенность учащихся. Они приобретают любовь к чтению, эта работа соединяет учителя, детей и родителей в достижении общей цели.

Традицией нашего класса стали поездки и экскурсии в Ленинскую Искру, в Музей крестьянства, Центр Вятской культуры и городской Краеведческий музей, где совместно с сотрудниками проводятся фольклорные, бытовые и праздничные мероприятия. Общение, коммуникация - важнейшая составляющая социума. С 1 класса мы тесно сотрудничаем с библиотекой имени Пушкина. Экскурсии, библиочасы, участие в литературных чтениях, городских и областных конкурсах.  

Таким образом, благодаря этим упражнениям и методам, через развитие речевой и познавательной деятельности повысилась читательская активность детей, улучшились результаты учёбы и повысился уровень интеллекта.

Результаты конкурсов

2015-16 год

Городские:

Глушкова Арина - 3 место в школьном конкурсе проектов  

Вычегжанина Елизавета – участница городской  межпредметной олимпиады «Интеллектуальный марафон»

Гвоздев Артём - участник городской  межпредметной олимпиады «Интеллектуальный марафон»

Шипицына Софья - участница городской  межпредметной олимпиады «Интеллектуальный марафон»

Областные:

Шушканов Никита – победитель 1 этапа областного конкурса детского   творчества                            

«Защищённое детство»

Злобина Елизавета – свидетельство участника конкурса «Удод – птица2016» в номинации «Викторина».

2016-17год

Городские:

Кашникова Яна – Победитель Литературных чтений -2016

Гвоздев Артем - Победитель Литературных чтений -2016

Куимова Валерия - Победитель Литературных чтений -2016

Старостина Мария - Победитель Литературных чтений -2016

Шипицына Софья - Победитель Литературных чтений -2016

Шубина Анастасия - Победитель Литературных чтений -2016

2 «Б» класс- Самый читающий класс по итогам 1 четверти. Грамота.

Вычегжанина Елизавета – участница городского отборочного тура конкурса чтецов «Моя любовь, моя Россия».

Злобина Александра - участница городского отборочного тура конкурса чтецов «Моя любовь, моя Россия».

Опара Максим - участник городского отборочного тура конкурса чтецов «Моя любовь, моя Россия».

Вычегжанина Елизавета - Благодарность МБУК «Городские библиотеки «Детско-юношеской библиотеки им. А.С. Пушкина за участие в областном экологическом конкурсе «Заповедные и красивейшие места Кировской области»

Глушкова Арина - Благодарность МБУК «Городские библиотеки «Детско-юношеской библиотеки им. А.С. Пушкина за участие в областном экологическом конкурсе «Заповедные и красивейшие места Кировской области»

Кашникова Яна - Благодарность МБУК «Городские библиотеки «Детско-юношеской библиотеки им. А.С. Пушкина за участие в областном экологическом конкурсе «Заповедные и красивейшие места Кировской области»

Швец Данил - Благодарность МБУК «Городские библиотеки «Детско-юношеской библиотеки им. А.С. Пушкина за участие в областном экологическом конкурсе «Заповедные и красивейшие места Кировской области»

Шубина Анастасия -  Благодарность МБУК «Городские библиотеки «Детско-юношеской библиотеки им. А.С. Пушкина за участие в областном экологическом конкурсе «Заповедные и красивейшие места Кировской области»

Шушканов Никита - Благодарность МБУК «Городские библиотеки «Детско-юношеской библиотеки им. А.С. Пушкина за участие в областном экологическом конкурсе «Заповедные и красивейшие места Кировской области»

Вычегжанина Елизавета – Сертификат КОГБУК «Кировская областная библиотека для детей и юношества им. А.С. Грина» за участие в областном конкурсе фоторабот «Заповедные и красивейшие места Кировской области»

Глушкова Арина - Благодарность МБУК «Городские библиотеки «Детско-юношеской библиотеки им. А.С. Пушкина за участие в областном экологическом конкурсе «Заповедные и красивейшие места Кировской области»

Кашникова Яна - Благодарность МБУК «Городские библиотеки «Детско-юношеской библиотеки им. А.С. Пушкина за участие в областном экологическом конкурсе «Заповедные и красивейшие места Кировской области»

Швец Данил - Благодарность МБУК «Городские библиотеки «Детско-юношеской библиотеки им. А.С. Пушкина за участие в областном экологическом конкурсе «Заповедные и красивейшие места Кировской области»

Шубина Анастасия - Благодарность МБУК «Городские библиотеки «Детско-юношеской библиотеки им. А.С. Пушкина за участие в областном экологическом конкурсе «Заповедные и красивейшие места Кировской области»

Шушканов Никита - Благодарность МБУК «Городские библиотеки «Детско-юношеской библиотеки им. А.С. Пушкина за участие в областном экологическом конкурсе «Заповедные и красивейшие места Кировской области»

Глушкова Арина – участие в областном конкурсе «Образы земли» в номинации «Экологическая сказка»

Всероссийские»

Шубина Анастасия – Похвальная грамота в онлайн – олимпиаде по русскому языку «Русский с Пушкиным»

Вычегжанина Елизавета - участница всероссийской олимпиады «Русский медвежонок»-2016

Глушкова Арина – участница всероссийской олимпиады «Русский медвежонок»-2016

Гвоздев Артём - участник всероссийской олимпиады «Русский медвежонок»-2016

Кашникова Яна - участница всероссийской олимпиады «Русский медвежонок»-2016

Куимова Валерия - участница всероссийской олимпиады «Русский медвежонок»-2016

Нагаева Виктория - участница всероссийской олимпиады «Русский медвежонок»-2016

Опара Максим - участник всероссийской олимпиады «Русский медвежонок»-2016

Старостина Мария - участница всероссийской олимпиады «Русский медвежонок»-2016

Шубина Анастасия - участница всероссийской олимпиады «Русский медвежонок»-2016

Шипицына Софья - участница всероссийской олимпиады «Русский медвежонок»-2016

Участники  городского отборочного тура конкурса чтецов «Моя любовь, моя Россия»: Вычегжанина Елизавета,  Злобина Александра,  Опара Максим

 2015-16 год

Глушкова Арина - 3 место в школьном конкурсе проектов  

3 человека  участники городской  межпредметной олимпиады «Интеллектуальный марафон»

Шушканов Никита – победитель 1 этапа областного конкурса детского   творчества                            

«Защищённое детство»

Злобина Елизавета –   участница  конкурса «Удод – птица 2016».

2016-17год

  • Участники  городского отборочного тура конкурса чтецов «Моя любовь, моя Россия»: Вычегжанина Елизавета,  Злобина Александра,  Опара Максим;
  • 10 человек участники всероссийской олимпиады «Русский медвежонок»-2016;
  • Шубина Анастасия – Похвальная грамота в онлайн – олимпиаде по русскому языку «Русский с Пушкиным»
  • Глушкова Арина – участие в областном конкурсе «Образы земли» в номинации «Экологическая сказка»
  • 12 человек участники областного экологического конкурса «Заповедные и красивейшие места Кировской области»
  • 2 «Б» класс  Самый читающий класс по итогам 1 четверти. Грамота.
  •  6 Победителей городского конкурса «Литературные чтения – 2016» детско-юношеской библиотеки им. А.С. Пушкина

 По итогам 1 четверти 2 класса  13 человек закончили четверть на «4» и «5»

Диагностика техники чтения 2015-2016 г.

1 класс 1 полугодие

1 класс 2 полугодие

2класс 1полугодие

Не читают

2

0

0

Менее 40 слов

21

8

3

Более 50 слов

3

16  

18

Более 100 слов

0

2

5

 Во внеурочной деятельности традицией нашего класса стали поездки и экскурсии в Ленинскую Искру, в Музей крестьянства, Центр Вятской культуры и городской Краеведческий музей, где совместно с сотрудниками проводятся фольклорные, бытовые и праздничные мероприятия. Общение, коммуникация - важнейшая составляющая социума. С 1 класса мы тесно сотрудничаем с библиотекой имени Пушкина. Экскурсии, библиочасы, участие в литературных чтениях, городских и областных конкурсах.  

КОНКУРСЫ

ПОСЕЩЕНИЕ БИБЛИОТЕКИ

Таким образом, благодаря этим упражнениям и методам, через развитие речевой и познавательной деятельности повысилась читательская активность детей, улучшились результаты учёбы и повысился уровень интеллекта.

Анкета

Что ты любишь читать больше всего?

 Стихи 2

Сказки 18

Смешные  рассказы  15

Рассказы  о животных 12

Читают ли в вашей семье книги?

 - читают  12

- не читают 14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности....

Комплексное обучение видам речевой деятельности в начальной школе как условие реализации ФГОС НОО

Трудно переоценить значение комплексного обучения ви­дам речевой деятельности в началь­ной школе для всей судьбы ребенка. Не формальная грамотность школьни­ка является основной задачей началь­ной школ...

Статья на тему: «Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии»

«Творчество – это высшая и наиболее сложная форма человеческой деятельности, способ его самоутверждения, процесс самореализации творческой индивидуальности и непременное условие его самосовершенствова...

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка,  математики и технологии....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

На сегодняшний день в школах России реализуется новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Проводя работу по ФГОС, учитель должен осуществить переход от ...

Индивидуальный план самообразования. Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения.

На этой странице представлен индивидуальный план самообразования учителя начальных классов по теме " Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтен...

Статья "Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения"

Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения...