Главные вкладки

    Пояснительная записка по предмету "Литературное чтение"
    рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

    Емелина Ирина Геннадьевна

    Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Литературное чтение" 2 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл poyasnit._zap._lit._cht.docx30.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа «Загорские дали».

    141367, Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район,

    Городское поселение Сергиев Посад, поселок Загорские дали, дом 9-а.

    Тел. Факс – 54835-48

     

                                      УТВЕРЖДАЮ

            Директор МБОУ «СОШ «Загорские дали»

                                                                 _____________А.В. Соловьева

                                                               "____"_______________ 2017

                                                                         приказ №___ от "___"_______ 2017

     

     

     

     Рабочая программа по литературному чтению

     2 "А" класс

    (базовое изучение)

     

     

     

     

    Составитель: Емелина Ирина Геннадьевна

    учитель начальных классов

    2017 - 2018 г.

    Данная рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса соответствует требованиям  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе:

    - Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ «Загорские дали»;

    - Учебного плана на 2017 – 2018 учебный год МБОУ «СОШ «Загорские дали»;

    - Авторской программы курса «Литературное чтение» авторов: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, 1- 4 классы, Москва «Просвещение», 2011 год.

    УМК: «Школа России». Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова Литературное чтение: Учебник 2 класс в 2 ч., 2011.

    Место учебного предмета в учебном плане

           Курс «Литературное чтение» во 2-ом классе рассчитан на 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).

    Планируемые результаты изучения курса

           Личностные результаты:

    - знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;

    - восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

    - эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

    - высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника;

    - осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

    - испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков,  поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями;

    - осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов.

           Метапредметные результаты:

    - использование знаково-символических средств представления информации;

    - активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

    - определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;

    - проговаривание последовательности действий на уроке;

    - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

    - учиться работать по предложенному учителем плану;

    -ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание), определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

    - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, дополнительную литературу;

    - наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы;

    - выразительно читать и пересказывать текст;

    - вступать в беседу на уроке и в жизни;

    - соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

    - использовать средств языка и речи для получения и передачи информации.

           Предметные результаты:

    - понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

    - осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

    - достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

    - использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

    - развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе             художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

    Содержание учебного предмета

    «Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

    Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

    Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

    Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

    Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

    Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

    Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

    Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению.

    Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

    Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка).

    Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

    Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

    Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности.

    Вводный урок (1 ч)

    Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.

    Самое великое чудо на свете (4 ч)

    Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.

    Устное народное творчество (15 ч)

    Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки.  Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики»,  «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».

    Люблю природу русскую. Осень (8 ч)

    Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина.

    Русские писатели (14 ч)

    А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.

    О братьях наших меньших (12 ч)

    Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.

    Из детских журналов (9 ч)

    Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.

    Люблю природу русскую. Зима (9 ч)

    Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина.

    Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.

    Писатели детям (17 ч)

    К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова.

    Я и мои друзья (10 ч)

    Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой.

    Люблю природу русскую. Весна (10 ч)

    Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской.

    И в шутку и всерьёз (14 ч)

    Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой.Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения.

    Литература зарубежных стран (12 ч)

    Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина.

    Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».

    Г.С.Андерсен «Принцесса на горошине». Эни Хогарт «Мафин и паук».

    Содержание учебного предмета

    Наименование разделов и тем

    Всего часов

    1

    Вводное занятие

    1

    2

    Самое великое чудо на свете

    4

    3

    Устное народное творчество

    15

    4

    Люблю природу русскую. Осень

    8

    5

    Русские писатели

    14

    6

    О братьях наших меньших

    12

    7

    Из детских журналов

    9

    8

    Люблю природу русскую. Зима

    9

      9

    Писатели - детям

    17

      10

    Я и мои друзья

    10

      11

    Люблю природу русскую. Весна

    10

      12

    И в шутку и всерьёз

    14

      13

    Литература зарубежных стран

    13

    ИТОГО

    136

    Формы организации учебной деятельности

           Форма организации занятий – урок, урок - контроль знаний.

           В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов.

    • Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.

    • Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме.

    • Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами.

    • Комплексные работы относятся к итоговому контролю. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся.

    Методы обучения, используемые на уроках литературного чтения:

    • словесные (беседа, сообщение),
    • наглядные (использование таблиц, схем и т.д.),
    • практические,
    • метод проблемного обучения,
    • методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций),
    • методы  самоконтроля.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пояснительная записка по литературному чтению во 2 кл. по программе "Начальная школа.21 век"

    Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение литературного чтения  во 2 классе выделяется 136 часов (4 ч в неделю, 34 учебных недели)..Програм...

    Пояснительная записка по предмету чтение и развитие речи 4 класс коррекционной школы 8 вида

    Цели: коррекция и развитие комммуникативной функции речи у учащихся на уроках чтения для их дальнейшей социализации в обществе....

    Пояснительная записка по литературному чтению 3 класс по ПНШ

    Пояснительная записка по предмету "Литературное чтение" УМК ПНШ...

    Пояснительная записка по литературному чтению

    Пояснительная записка по литературному чтению УМК "Планета ЗнаниЙ" 3 класс...

    пояснительная записка по литературному чтению 4 класс "Школа 21 века"

    пояснительная записка по литературному чтению 4 класс "Школа 21 века"...