Пояснительная записка по предмету чтение и развитие речи 4 класс коррекционной школы 8 вида
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Берсенева Тамара Степановна

Цели: коррекция и развитие комммуникативной функции речи у учащихся на уроках чтения для их дальнейшей социализации в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_poyasnitelnaya_zapiska.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа  предусмотрена для учащихся 4 класса  ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

В коррекционной школе обучение чтению носит элементарно-практический характер и направлено на разрешение основных задач:

-научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

-научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-повысить уровень общего развития учащихся

Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь необходимого уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков для их дальнейшей социальной адаптации. При изучении программного материала все учащиеся, в зависимости от сформированности учебных умений и навыков, условно разделены на три группы.

Учащиеся первой группы читают текст сознательно, целыми словами с соблюдением пауз, стараясь сохранить соответствующую интонацию. Смысл прочитанного понимают, пересказывают, выделяют главных действующих лиц.  Выразительно читают стихотворения.

Учащиеся второй группы читают количество слов ниже нормы, допуская при чтении 2-4 ошибки.  Смысл прочитанного понимают, но иногда допускают искажение смысла прочитанного, некоторые испытывают затруднения при пересказе. При заучивании стихотворений испытывают некоторые затруднения.

Учащиеся третьей группы читают трудные малознакомые слова по слогам, допуская при этом значительное количество ошибок. Паузы и соответствующую интонацию при чтении не соблюдают.  Не всегда правильно отвечают на вопрос по прочитанному тексту.    

Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально – волевой сферы деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.

Согласно учебному плану 2013-2014 учебного года на чтение отводится следующее количество часов:

        Класс  Период

4

неделя

4 часа

год

133 часа

Продолжительность занятия – 40 минут.

Курс имеет оценочную (5-балльную) систему прохождения материала.

Программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой.

Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно – информационную, коммуникативно-деятельностную, ценностно-ориентационную).

 Цель обучения:   коррекция и развитие  коммуникативной функции речи  у учащихся на уроках чтения для дальнейшей социализации в обществе.

Составляющие качества образования:

1.Предметно-информационная:

-чтение произведений о жизни детей в разные времена, сравнение прочитанного с жизненным опытом учащихся;

-оценка поступков героев, выявление главных действующих лиц;

-название месяцев, характерные признаки, соответствующие каждому времени года;

-деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям;

-чтение с соблюдением логических ударений;

-выразительное чтение стихотворений;

-развитие связной устной речи;

-совершенствование техники чтения(беглость, плавность, выразительность, осмысленность чтения);

-ответы на вопросы по прочитанному;

 2. Деятельностно - коммуникативная:

1.    Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с           элементами комментария, с творческим заданием);

      2.    Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

3. Владение начальными  навыками анализа художественного произведения.

4.  Системность оценок и суждений.

5.  Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов.

6. Развитие словесно-логического мышления (умение анализировать, синтезировать, сравнивать, классифицировать, обобщать);

3. Ценностно – ориентационная:

1. Сформированность навыка речевой компетенции.

     2. Воспитание у учащихся эмоциональной отзывчивости.

     3. Воспитание у учащихся гуманного отношения к человеку как ценности.

     4. Воспитание нравственных качеств личности.

     5. Воспитание элементарных норм и правил поведения в социуме.

     6. Развитие мотивационной деятельности, расширение представлений об окружающей действительности.

Специальной задачей обучения является - научить читать доступный пониманию текст вслух и «про себя», осмысленно воспринимать прочитанное, повысить уровень общего развития.

Достижение цели обучения осуществляется в процессе совершенствования компетенций.

Компетенции:

  1. Предметные

1.1. Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения практических задач:

- овладение учащимися основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением,   и основами культуры устной  речи.

-   формирование умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся.

- овладение учениками различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета, в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.

1.2.Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции реализуются в процессе решения познавательных и практических задач: 

- овладение учащимися основными нормами русского литературного языка;

- развитие познавательного интереса к родному языку и формирование умения видеть логику и языковые средства в художественных произведениях;

- расширение и  активизация   словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

- формирование  у  учащихся способности к анализу, оценке явлений и фактов в художественных произведениях;

 - формирование умения применять полученные знания в жизни.

2.Общепредметные:

- воспитание учащихся средствами данной учебной дисциплины;

- развитие у учеников логического мышления;

- обучение учащихся умению самостоятельно пополнять знания по чтению;

- формирование у учащихся способностей решать проблемы на основе известных фактов, понятий из различных образовательных областей;

- повышение уровня культуры коммуникации при взаимодействии с окружающими.

- формирование умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей.

3. Ключевые

       3.1. Деятельностно-коммуникативные способность субъекта выполнять устную и письменную коммуникацию с целью быть понятным, умение сотрудничать, работать в группе, идти на компромисс. 

       3.2. Социальные – способность, готовность субъекта брать на себя ответственность, быть активным в принятии решения и урегулировании конфликтов.

А) Социально-трудовая:

- продуктивно сотрудничать;

- действовать в социуме;

- осознание себя и своего места в обществе.

Б) Культура личностного самосовершенствования: 

- способность к ценностно-смысловой ориентации;

- способность к рефлексии (самопознание, оценка, контроль, эмоциональная регуляция, развитие).

В) Ценностно-смысловая:

- понимать и воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение;

- способности принимать человека как высшую ценность;

- способность к освоению механизмов самоопределения в разных ситуациях учебной и иных видов деятельности;

- целевая и смысловая установка своим поступкам и действиям;

- принимать решение.

           3.3.Информационно-методологические:

А) Учебно-управленческая: умение внимательно слушать и воспринимать информацию.

В) Учебно-логическая: критически относиться  к развитию общества, занимать сторону в дискуссиях, умение высказывать свою точку зрения.

Содержательные линии:

1. Культурно-историческая (человек и история, человек и культура) – устное народное творчество –ознакомление с баснями, пословицами, загадками, сказками;

2. Социально-правовая

(человек и общество, человек- человек):

- демократический стиль общения учителя с учащимся;

- развитие чувства ответственности за сохранение духовного, культурного потенциала России и региона;

- развитие чувства ответственности за сохранение книг;

- воспитание чувства гордости за родной язык, культуру речи;

- воспитание чувства патриотизма за родину и др.;

3. Информационно-методологическая (человек и информация): знания на уроке, словарная работа и др.

4. Экологическая (человек и природа)- охрана окружающей среды, посадка саженцев и уход за ними, разбивка цветников);

5. Культура здоровья (человек и здоровье):- беседа о вреде курения и токсикомании, о занятиях спортом);

А) Валеологический подход (физический и психический уровень):

- Благоприятный климат в кабинете (освещённость, время, проветриваемость).

- Физическое состояние учащихся (здоровье).

- Доброжелательная психологическая обстановка, которая во многом зависит от демократического стиля общения педагога с учащимися и реализации принципов гуманизации.

Б) Пропаганда ЗОЖ.

Требования к уровню
подготовки обучающегося

Учащиеся должны  уметь:

-читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и с соответствующей интонацией;

-читать «про себя»;

-отвечать на вопросы по прочитанному;

-выделять главных действующих лиц, выражая к ним свое отношение;

-определять главную мысль произведения;

-пересказывать прочитанное полно и выборочно.

- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть,

соблюдая нормы литературного произношения;

-участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать

чужую точку зрения и отстаивать свою;

Учащиеся должны знать:

-наизусть 6-8 стихотворений и 2 басни.

Использование приобретенных знаний и умений в практике и повседневной жизни учащихся для осознания роли родного языка, для развития речевой культуры, для удовлетворения коммуникативных потребностей, для обогащения словарного запаса.

Педагогические условия и средства реализации стандарта

Технологии обучения

1.Современное традиционное обучение (классно-урочное).

2. Дифференцированное обучение.

3.Личностно- ориентированное обучение.

4. Игровое обучение.

Принципы обучения

1. Общепедагогические:

  1. Принципы  гуманизации:

- принцип индивидуализации – развитие и воспитание учащихся с учетом их возрастных особенностей;

- принцип персонификации – отказ от ролевых «масок».  Адекватное включение элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций и соответствующих им действий), высказывание своей точки зрения и принятие чужой;

- принцип проблематизации – актуализация и стимулирование тенденции ученика к личностному росту. Создание условий для совершенствования ребёнком нравственных поступков для самостоятельной постановки и разрешение учащимися познавательных проблем и задач;

- принцип диалогизации – личностно-равноправные позиции педагога и учащегося (позиция сотрудничающих людей).

1.2. Принцип доступности обучения.

1.3. Принцип систематичности и последовательности.

1.4. Принцип наглядности в обучении.

1.5. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

2. Специальные принципы изучения чтения: коррекция речи и мышления детей с умственной отсталостью, умение читать доступный пониманию текст.

Общеметодические принципы:

  • экстралингвистический;
  • функциональный;
  • структурно – семантический;
  • нормативно – стилистический;
  • исторический.

В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении чтению используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. 

Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.

Виды и формы контроля

Виды:

  1. Вводный
  2. Тематический
  3. Итоговый

Формы:

  1. Зачёт
  2. Контрольная работа по проверке техники чтения
  3. Кроссворд
  4. Сочинение
  5. Изложение
  6. Сообщение

ПРОГРАММНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

       Программа: 

Программы  специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида подготовительный, 1-4 классы под редакцией В. В. Воронковой. – Москва «Просвещение» 2004  

Учебно-методическое обеспечение:

Учебник чтения для 4 класса, В.В.Воронкова, ОАО «Московские учебники» Москва 2005

- Обучение чтению и письму под ред .Штец А.А., АРКТИ - Рольф Москва 2002;

 -Рудченко Л.И. Коррекционное обучение чтению, Издательство «Учитель» Волгоград, 2007;

-Соколова Ю. Игры и задания для развития внимания, мышления, памяти.  

Издательство «Учитель» Волгоград, 2007;

-Урок чтения во вспомогательной школе (методические рекомендации) под ред. Р.С. Колеватовой, Екатеринбург 1993.

Нормативно-правовые  документы:

  1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
  2. Закон «Об образовании в Свердловской области» от 15.07.2013г. №78-ОЗ
  3. Закон Свердловской области «О защите прав ребенка» от 23.10.1995г. № 28- ОЗ;
  4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. №124 –ФЗ;
  5. Федеральный Закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) (Принят государственной Думой 18 июля 1996 г.)

6 .Годовой учебный календарный график ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная )  общеобразовательная школа – интернат»

13.Расписание уроков.

Оборудование:

- Набор картин для развития связной речи

-Набор картин по временам года

- Упражнение на развитие мелкой моторики рук

- Физкультминутки

- Комплекс упражнений по звуковой культуре речи

- Игровые упражнения

- Упражнения для обучения детей приёмам релаксации.

-Компьютер, интерактивная доска, телевизор     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия по предмету чтение и развитие речи среди 2 классов VIII вида

Статья участвует в конкурсе « Образование 3.0»Задачи урока:        ...

Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» 2 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета "Чтение и развитие речи" 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных  (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, на основе П...

Урок развития речи в коррекционной школе 8 вида 1 класс. Тема: Зима. Название зимних месяцев.

Конспект урока по развитию речи в 1 классе классе коррекционной школы...

Пояснительная записка по предмету живой мир в 4 классе коррекционной школы 8 вида

Формирование умений: наблюдать, взаимодействовать с объектом с целью накопления представлений о нем; описывать признаки изучаемого объекта; использовать полученные результаты в практической деятельнос...

"различение слов, обозначающих предметы, по вопросам КТО? ЧТО?" презентация к уроку письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида

"Различение слов, обозначающих предметы, по вопросам  КТО? ЧТО?" презентация к уроку  письма у развития речи в коррекционной школе VIII вида...

Рабочая программа по чтению и развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида)

Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самост...

"Ударные гласные" урок по письму и развитию речи в коррекционной школе восьмого 8 вида 3 класс

Детям трудно бывает поставить ударение в слова. Помогут предметы, с помощью которых можно определить место ударения вв словах....